Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Образовательные технологии и здоровье младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: здоровье младших школьников, внутришкольные факторы риска, образовательные технологии, инновационные технологии, интеллектуальные особенности, эмоциональные особенности
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Зотова М.О. Образовательные технологии и здоровье младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n4/48749 (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Объективная ситуация в современном российском обществе, в частности в педагогике, характеризуется широким пониманием процесса развития личности, обострением внимания к детству как к основополагающему и самоценному периоду жизни, осмыслением интересов и ожиданий в сфере образования, рассмотрением учебновоспитательного пространства как фактора, от которого во многом зависит судьба каждого ребенка и страны в целом. Все эти процессы находят свое отражение в педагогической науке и практике, охватывая все звенья, уровни и типы образовательных учреждений. Различные научные концепции, раскрывающие развивающий потенциал образовательной среды, востребованы современной школой и обществом.
Образование как социальный институт реагирует на происходящие изменения, приспосабливаясь к новым требованиям, интересам, но в то же время само является одним из факторов, формирующим эти запросы и потребности. Так, на изменение экономической, политической, идеологической ситуации в стране образование отреагировало разнообразными инновациями - разработкой целого ряда практических программ, представляющих различные технологии образования.
В новых условиях задачами школы становятся: защита детей от негативных социальных последствий различных реформ, воспитание у них толерантности, формирование установки на успех, переход от «обучения и воспитания всех» к «работе с каждым», формирование ценностного, социально значимого отношения детей к окружающему миру и к самим себе, расширение возможностей для реализации их индивидуальных способностей. Наиболее трудная и значимая для современной школы задача - разработка и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в учебный процесс. Их суть заключается в комплексной оценке условий воспитания и обучения школьников, которая позволяет формировать здоровый образ жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья школьников и своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия.
Многие исследователи отмечают, что в России в образовательной системе сложилась ситуация, когда условия, средства, методы обучения провоцируют снижение уровня здоровья, развитие хронических заболеваний, интеллектуальной депрессии у учащихся и преподавателей (Э.М. Казин, А.И. Федоров, С.И. Петухов). В школах нового типа, задуманных как альтернатива традиционной общеобразовательной школе, где создаются возможности для вариативного обучения, ситуация со здоровьем учащихся, к сожалению, еще более неблагоприятна. Учебный процесс в инновационных школах характеризуется повышенной интенсификацией, что хотя и способствует повышению уровня обученности учащихся, но чаще всего - за счет высоких психофизиологических затрат, истощения внутренних ресурсов, увеличения психического напряжения, и для восстановления обычной для ребенка работоспособности требуется значительное время [1]. Неуклонное с каждым годом снижение числа здоровых детей обусловлено социальными,экономическими, экологическими, генетическими и внутришкольными факторами, оказывающими существенное влияние на рост и развитие детей. Так, специалисты считают,
что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связанно с тем, что именно в школьные годы происходит интенсивный рост и развитие организма, его биологическое и социальное созревание, формируются мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности, и все это - на фоне большой эмоциональной ранимости, повышенной чувствительности к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды [5; 3].
В исследованиях М.М.Безруких были проанализированы школьные факторы риска и сделан вывод о значимом их влиянии на детей: во-первых, потому, что они действуют в комплексе, и, соответственно, сила воздействия каждого из них, даже минимального, в сумме возрастает; во-вторых, потому, что они действуют в период интенсивного роста и развития организма ребенка; в-третьих, потому, что действие комплекса отрицательных факторов непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия этих факторов усиливается с осознанием ребенком неизбежности изменения ситуации [2]. Объективная ситуация сегодняшнего дня подвигает специалистов различных областей науки и практики к консолидации усилий по разработке и внедрению комплексных здоровьеохранных и оздоровительных технологий, сочетающих в себе получение детьми знаний, выработку практических навыков и мотивации к формированию культуры здоровья. В отечественной школе идет поиск путей снижения влияния стрессогенных факторов на учащихся. Практика же показывает, что необходимо анализировать эффективность (при условии здоровьеразвивающего компонента) образовательных моделей, их ориентацию на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, расширять просветительскую работу с педагогическими кадрами и родителями для обогащения их знаниями по возрастной физиологии и психологии, охране здоровья, психофизиологии учебного процесса и психогигиене школьных трудностей. Актуальность научных исследований в этом направлении логически вытекает из ряда противоречий, которые имеют место в современном образовательном пространстве:
- между необходимостью улучшения уровня физического и психического здоровья детей, с одной стороны, и действием внутришкольных факторов, ведущих к возникновению «школьных болезней» - с другой;
- между необходимостью практического создания условий обучения и воспитания, способствующих физическому и психическому благополучию ребенка, и не достаточной разработанностью этого вопроса в науке;
- между заинтересованностью родителей и общества в целом во всестороннем, гармоничном развитии личности ребенка и стремлением школы придерживаться какой- либо педагогической технологии, которая чаще всего делает упор на усиленное развитие познавательного процесса или раннее профилирование классов;
-между, надеждами, возлагаемыми обществом на школу по вопросам нивелирования дефектов семейного и дошкольного воспитания, по вопросам обучения, здорового образа жизни и психогигиены, и слабым владением педагогами соответствующими технологиями, а чаще всего - отсутствием личной валеологической культуры.
Влияние образовательной модели на психоэмоциональное самочувствие ученика стало предметом нашего внимания в рамках мониторингового исследования познавательной, эмоциональной сфер и энергетических ресурсов учащихся младших классов, являющихся показателями их психического здоровья. Исследование проводилось в двух учебных заведениях. Одно из них - МОУ ГОУ прогимназия «Эрудит» г. Владикавказа - осуществляет эксперимент по внедрению инновационных образовательных программ, работает в режиме «школы полного рабочего дня», реализует комплексную программу развития здоровья участников учебно-воспитательного процесса, располагает достаточной материально-технической базой для осуществления различных здоровьеохранных и здоровьеразвивающих медико-психолого-педагогических мероприятий. Другое - ГОУ СОШ №2 г. Владикавказа - работает в рамках традиционной образовательной модели, без внедрения в учебный процесс здоровьеразвивающих технологий. Учащиеся прогимназии составили экспериментальную группу (95 человек), а ученики общеобразовательной школы - контрольную (94 человека). Всего в исследовании приняли участие 189 учеников I-IV классов.
Основной диагностический блок мониторинга психического развития учащихся строился по программе, предложенной Л.А.Ясюковой, он позволил сделать выводы по следующим параметрам: речевое развитие; визуальное мышление; понятийное
интуитивное мышление; понятийное логическое мышление; речевое мышление; образное мышление; абстрактное мышление; скорость переработки информации; внимательность; зрительно-моторная координация; кратковременная речевая и зрительная память; тревожность; энергия и настроение [6]. В дополнительный блок вошло изучение: особенностей внутрисемейных отношений; эмоциональной установки ребенка по отношению к школе и его личностных особенностей.
Полученные в ходе эмпирического исследования данные, позволяющие анализировать особенности интеллектуальной сферы учащихся I-IV классов обеих школ, представлены в таблице.
Показатели психического развития учащихся
Психическая функция |
Образовательное учреждение |
t-критерий |
||
СОШ |
Прогимназия |
|||
1. Речевое развитие |
6,50±0,26 |
8,67±0,31 |
-5,36*** |
|
2. Визуальное мышление |
линейное |
8,20±0,17 |
10,42±0,13 |
-10,11*** |
структурное |
6,37±0,25 |
9,49±0,24 |
—9,11*** |
|
3. Понятийное интуитивное мышление |
4,74±0,13 |
6,05±0,12 |
-7,47*** |
|
4. Понятийное логическое мышление |
7,30±0,19 |
9,03±0,22 |
-5,81*** |
|
5. Речевое мышление |
7,40±0,16 |
7,72±0,17 |
-1,35 |
|
6. Образное мышление |
6,92±0,19 |
9,68±0,19 |
-10,09*** |
|
7. Абстрактное мышление |
2,68±0,08 |
2,13±0,09 |
-4,40*** |
|
8. Зрительно-моторная координация |
2,94±0,09 |
3,53±0,08 |
-4,96*** |
|
9. Кратковременная речевая память |
4,40±0,12 |
5,86±0,15 |
-7,36*** |
|
10. Кратковременная зрительная память |
7,22±0,23 |
9,05±0,28 |
-5,07*** |
|
11. Скорость переработки информации |
35,06±0,61 |
40,91±0,99 |
-5,02*** |
|
12. Внимательность |
0,93±0,002 |
0,95±0,002 |
-4,58*** |
|
13. Тревожность |
6,65±0,49 |
7,38±0,29 |
-1,36 |
|
14. Настроение |
14,11±0,52 |
12,65±0,55 |
1,93 |
|
15. Энергия |
1,40±0,85 |
1,74±0,78 |
-0,43 |
Примечание.* - p< 0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001.
Обобщая результаты качественного и количественного анализа полученных нами данных, можно заключить, что существуют значимые различия в познавательном развитии младших школьников в условиях традиционной и инновационной моделей образования, в пользу здоровьеразвивающей. А вот показатели эмоциональной сферы младших школьников двух моделей обучения не обнаружили достоверно значимых различий.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1) в младшем школьном возрасте уровень развития психических функций (познавательные процессы, эмоциональные переживания, энергия, мотивация учения и отношение к учебному процессу, и т.д.) различен в школах, где используют инновационные 5
здоровьеразвивающие образовательные технологии, и в школах с традиционной организацией обучения и воспитания. В школах нового типа уровень развития познавательных способностей учащихся выше, но при этом значительно повышены уровни их энергозатрат и тревожности. Эмоциональная сфера гимназистов характеризуется большим интересом к учебно-воспитательному процессу, к уровню личных достижений, им свойственны хорошее настроение, оптимизм, любознательность;
2) в школах, использующих здоровьеразвивающие педагогические технологии, уровень развития произвольности психических функций выше по сравнению со школами традиционного типа; 3) на разных этапах
начальной школы структура психических изменений носит различный характер. Например, в прогимназии, чем старше школьники, тем выше уровень их тревожности, а в традиционной школе - обратная тенденция.
На основе результатов проведенного нами исследования можно также сформулировать некоторые медико-психолого-педагогические рекомендации по преодолению выявленных нежелательных тенденций в развитии школьников. В частности, преодолению
перечисленных нами выше противоречий, связанных со сферой образования, будут способствовать следующие условия:
1) отказ от ориентации на какую-либо одну педагогическую технологию, от профильности образовательного учреждения и раннего профилирования школьников;
2) переход от преподавания основных дисциплин в начальной школе одним учителем к предметному преподаванию со специализацией учителей;
3) осуществление образовательного процесса на принципах личностно ориентированной педагогики;
4) воздействие на все стороны личности школьника с целью ее гармоничного развития через учебную и внеучебную деятельность;
5) организация системы просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями по психологическим вопросам с целью формирования у них психогигиенических навыков и валеологической культуры.
Для подготовки к жизни человека, способного адаптироваться к развивающемуся социуму, свободного, со стремлением к самореализации и к гармонии с окружающим миром,
необходим комплексный подход к образованию и воспитанию младших школьников, который подразумевает воздействие на все сферы и стороны личности с целью ее всестороннего и гармоничного развития через специально организованный учебновоспитательный процесс. В
социальных науках «комплексность» означает не только общий охват явлений, но и, прежде всего, их динамическую взаимосвязь, системность как необходимое условие познания и преобразования объекта. В педагогике комплексный подход отражает полноту охвата различных сторон, процессов, явлений, а взаимодействие между ними и другими системами и целостные свойства подразумеваются сами собой. С точки зрения Н.К. Смирнова, комплексный подход - наиболее адекватное современному периоду средство совершенствования учебно-воспитательной практики, методологическая база деятельности по формированию здоровой всесторонне развитой личности [4]. Он предполагает, что органическое единство будет достигнуто в ходе всего процесса деятельности общеобразовательной школы, носящей целенаправленный и продуктивный характер, учитывающей влияние на ребенка всех факторов окружающей его среды. Таким образом, вопрос об образовательной среде, специальных условиях, т. е. об особым образом организованном социокультурном и образовательном пространстве для достижения наибольшей степени эффективности сохранения и формирования здоровья каждого включенного в нее индивида, представляется крайне актуальным на данном этапе развития российского общества.
Литература
- Базарный В. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школе. М.,1995.
- Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр.1999. №3.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В.Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
- Стукалова Т.И. Задачи органов здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Магистр.1999. №3.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1889
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1269
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0