Новая психометрика и оценка понимания прочитанного

1053

Аннотация

В этой статье (кратком сообщении) обсуждаются основные характеристики Many-Facet Rasch Model, (MFRM или многофасетной модели Раша) и приводится иллюстрация применения этой модели на примере исследования индивидуальных различий в процессе понимания прочитанного. Иллюстрация основана на данных от 4020 тестируемых, чьи ответы на вопросы о прочитанном материале были рядоположены на единой латентной шкале способности, несмотря на огромный диапазон возрастных характеристик тестируемых и разнообразие вопросов/заданий.

Общая информация

Ключевые слова: процесс понимания прочитанного, классическая и новая психометрика, индексы соответствия Модели Раша, Многофасетные модели

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Григоренко Е.Л. Новая психометрика и оценка понимания прочитанного [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n4/grigorenko (дата обращения: 10.12.2023)

Литература

  1. Bond T. G., Fox C. M. Applying the Rasch model: Fundamental measurement in the human sciences. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2001.
  2. Linacre J. M. Facets Rasch measurement computer program. Chicago, IL: Winsteps.com, 2004.
  3. Linacre J. M. Facets Rasch measurement computer program manual (version 3.65.0). Chicago, IL: Winsteps.com, 2009.
  4. Linacre J. M., Wright B. D. Construction of measures from many-facet data // Journal of Applied Measurement. 2002. Vol. 3. P. 486–512.
  5. Lopez W. Communication validity and rating scales // Rasch Measurement Transactions. 1996. Vol. 10. P. 482.
  6. Oakhill J., Cain K. Introduction to comprehension development // Children's comprehension problems in oral and written language: A cognitive perspective / ed. K. Cain, J. Oakhill. New York, NY: Guilford Press, 2007. P. 3-40.
  7. Rasch G. An item analysis that takes individual differences into account // The British Journal of Mathematical and Statistical Psychology. 1966. Vol. 19. P. 49–57.
  8. Smith E. V. J., Conrad K. M., Chang K., Piazza J. An introduction to Rasch measurement for scale development and person assessment // Journal of Nursing Measurement. 2002. Vol. 10 P. 189–206.
  9. Smith R. M. Fit analysis in latent trait measurement models // Journal of Applied Measurement. 2000. Vol. 1. P. 199–218.
  10. Smith R. M., Schumacker R. E., Bush J. J. Examining replication effects in Rasch fit statistics // Objective measurement: Theory into practice / ed. M. Wilson, G. Engelhard. Stamford, CT: Ablex Publishing Corp, 2000: Vol. 5. P. 303-317.
  11. Wolfe E. W. Equating and item banking with the Rasch model // Journal of Applied Measurement. 2000. Vol. 1. P. 409–434.
  12. Wright B. D. “Logits?” // Rasch Measurement Transactions. 1993. Vol. 7. P. 288.
  13. Wright B. D., Mok M. Rasch models overview // Journal of Applied Measurement. 2000. Vol. 6. P. 83–106.
  14. Болотов В., Ковалева Г. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников [Online]. 20 августа, 2011. http://ciced.ru/docs/publications/V.%20Bolotov.%20Opit%20Rossii%20v%20oblasti%20ocenki%20obrazovatelnih%20dostizheniy%20shkolnikov.pdf.
  15. Гончарова Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии. Москва: Институт Коррекционной Педагогики, 2009.
  16. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
  17. ЦК ВКП(б) Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936 о педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСОВ. Москва, 1936.
  18. Цукерман Г. А., Ермакова И. В., Кудина Г. Н., Соколова О. В. Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000 // Психологическая наука и образование 2005. Vol.

Информация об авторах

Григоренко Елена Леонидовна, PhD, профессор, заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет, Хьюстон, Техас, США; ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия; профессор и и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», ФТ «Сириус», Россия; адъюнкт-профессор, Центр исследований детства и Лаборатории Хаскинса, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, США; профессор, Медицинский колледж Бейлора, Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9646-4181, e-mail: elena.grigorenko@times.uh.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 2014
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1053
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0