Исследование гендерных различий агрессивного поведения подростков

7299

Аннотация

В статье излагаются результаты исследования гендерных различий агрессивного поведения подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, в школе для подростков с девиантным поведением и в кадетском корпусе. В исследовании приняли участие подростки обоих полов в возрасте 15–17 лет. Несмотря на то, что по отдельным шкалам выявлены статистически значимые различия, результаты исследования показали, в целом, невыраженные гендерные различия в проявлениях агрессии среди подростков экспериментальных групп. Отмечаются статистически значимые различия в показателях уровня выраженности физической агрессии, где мальчики всех возрастных групп, без учета фактора образовательного учреждения, показали более высокие баллы. В уровне выраженности враждебности картина иная: девушки показали более высокие баллы. Гендерных различий не отмечено при сравнении показателей выраженности гнева у подростков данных групп. При сравнении результатов различных возрастных групп более высокие показатели физической агрессии выявлены у подростков в возрасте 15 лет. Получены данные о минимальном уровне выраженности физической агрессии у подростков, обучающихся в обычной общеобразовательной школе, по сравнению с обучающимися в других общеобразовательных учреждениях.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, агрессия, гендерные различия, физическая агрессия, вербальная агрессия, агрессивное поведение, девиантное поведение, враждебность, Басс-Перри, исследования агрессивного поведения

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Маркова С.В. Исследование гендерных различий агрессивного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50186 (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

 

 

Агрессия и родственные ей формы поведения у детей и подростков являются в наше время важнейшими проблемами. Будучи одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Увеличивается число преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. По данным МВД, в 2007 г. каждое тринадцатое (7,8%) оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии.

За последние десятилетия было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения агрессивное поведение, и все же еще многое остается неизученным.

Несмотря на значительные разногласия относительно определения агрессии (агрессивного поведения) большинство специалистов в области социальных наук понимают под агрессией форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу [3].

Результаты проведенных исследований дают довольно высокие показатели устойчивости различных форм агрессии на протяжении всего периода развития [11; 12; 17; 21]. Исследования показали также, что существуют индивидуальные различия в устойчивости агрессии, для большинства данное поведение является преходящим и ситуационным [25; 21; 22]. Хотя у некоторых лиц агрессия носит чрезвычайно стойкий характер, исследования говорят о том, что определенная часть детей и подростков с проблемами, вызванными ранним агрессивным поведением, со временем все же воздерживаются от проявления агрессии [5; 13; 17].

Вопрос о генезисе агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и социальные факторы, исключительно сложен и многое еще только предстоит узнать. В психоневрологических генетических исследованиях все шире признается важная роль наследственных факторов в агрессии. Эти наследственные влияния, по-видимому, наиболее сильны в открытых типах агрессии и агрессии с ранним началом, но они были также обнаружены в скрытом агрессивном и оппозиционном поведении [25; 5].

Некоторые неэффективные приемы родительского воспитания, такие как применение суровых и непоследовательных дисциплинарных мер, недостаточное наставление и слабый контроль за детьми, а также низкий уровень положительного участия в жизни и занятиях детей, родительское неприятие, имеют следствием появление и сохранение агрессивного поведения у детей и подростков [5; 18;  26]. Развод также оказывает сильнейшее воздействие на агрессивное и антисоциальное поведение детей. Но, по всей видимости, риск зарождения детской агрессии и антисоциального поведения в распадающихся семьях в основном опосредуется родительским конфликтом, а не фактом расторжения брака [19].

Вряд ли существует какая-то единственная внутрисемейная причина развития агрессивного поведения у ребенка; скорее, здесь имеют место процессы реципрокной множественной детерминации на всем протяжении развития.

Агрессивные подростки нередко демонстрируют дефицит навыков установления и поддержания межличностных взаимоотношений. Скудность социальных навыков проявляется в их общении как со сверстниками, так и со взрослыми, кроме того, в любом возрасте у них наблюдается более высокий уровень отвержения со стороны сверстников [15; 16; 23].

Большинству существующих в современной психологии теорий агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с теми или иными конкретными устойчивыми поведенческими паттернами или определенными характерологическими типами [7].

Замечено, что в последние годы, количество преступлений, совершенных девочками подросткового возраста, значительно выросло [1; 2; 5; 6]. Гендерные различия в качественных и количественных характеристиках агрессии довольно полно описаны в литературе. На эти различия часто ссылаются, а их существование вплоть до последних двух десятилетий не подвергалось сомнению. Превосходство лиц мужского пола в различных видах агрессивного поведения было обнаружено как в исследованиях, основанных на категориальных и димензиональных определениях такого поведения [10], так и при изучении различных видов агрессивного поведения [12; 13]. Гендерные различия в агрессии подтверждаются кросс-культурными исследованиями и исследованиями насильственных преступлений [1; 5; 9].

В силу укоренившегося представления о том, что мужчины намного агрессивнее женщин, изучение женской агрессии заметно отстало от изучения мужской агрессии. Однако проведенные в конце XX столетия исследования агрессии поставили под сомнение традиционное представление о том, будто мужчины всегда агрессивнее женщин. Результаты этих исследований говорят о том, что половые различия в агрессии как у детей и подростков, так и у взрослых людей на самом деле не столь велики, как было принято считать. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и косвенной вербальной. В других исследованиях выделяют две формы агрессии, более распространенные среди женщин, чем среди мужчин. Один тип агрессии назван «косвенной» агрессией, а другой получил название «реляционной» агрессии [12; 13; 18]. Исследования подтверждают, что реляционная агрессия больше распространена среди девочек, чем среди мальчиков [12; 13; 17; 18].

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Установлено [4], что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: 11 лет и 13 лет. В исследовании агрессивного поведения подростков [8] было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков в

возрасте 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует довольно слабая дифференциация, т. е. различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек вербальная агрессия. Однако уже в возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. В более старшем возрасте (14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия, а у девочек - вербальная агрессия.

По мере того как мы все больше узнаем о гендерных различиях в стратегиях агрессивного поведения, часто приводимые доказательства мужского превосходства в агрессивном поведении начинают слабеть. Вместе с растущим осознанием того факта, что в уже осуществленных исследованиях агрессии не уделялось должного внимания аспектам агрессии девочек и женщин, возник интерес к изучению женской агрессии как особого явления. Все чаще психологи, в том числе и педагоги-психологи образовательных учреждений, включают в обязательную программу работы диагностику и коррекцию агрессивных проявлений учащихся. На базе ГОУ СОШ №                 2 для детей с девиантным

поведением, ГОУ СОШ №          674 и Кадетского корпуса №            1700 нами было проведено

исследование агрессивного поведения у старшеклассников. В рамках этого исследования рассматривались структура и уровень выраженности агрессивного поведения у подростков при помощи теста Басса-Перри. Данная методика предполагает разделение агрессивных проявлений на физическую агрессию - поведенческий компонент, гнев - эмоциональный компонент и враждебность, которая включает в себя обидчивость и подозрительность - когнитивный компонент. В исследовании принимали участие мальчики и девочки в возрасте 15, 16, 17 лет.

В полученных результатах (с использованием методики Басса-Перри на измерение агрессивности) двум необходимым требованиям использования параметрического t- критерия Стьюдента (нормальность распределения и равенство дисперсий в группах) отвечают распределения по всем шкалам методики, кроме шкалы гнева. В связи с этим для сопоставления результат^ВД№ЖЖв» сравнения Колмогорова-

юношей и девушек по шкалам методики показала, что статистически значимо средние значения различаются по шкале физической агрессии и по шкале враждебности. В частности, в группе испытуемых юношей показатели физической агрессии значимо более высокие (27,6), чем в группе девушек (25,6). В то же время в группе девушек показатели 4

враждебности более высоки (22,9), чем в группе юношей (21,7). Шкала гнева методики Басса-Перри не выявила статистически значимых различий между юношами и девушками, хотя как тенденцию можно отметить увеличение уровня гнева в группе девушек (22,6) по сравнению с группой юношей (21,2). В целом же интегральная шкала методики не показала каких-либо различий между юношами и девушками.

Для выявления возможных возрастных различий в результатах проведенных методик массив полученных данных был разделен на три возрастные категории испытуемых: 1) 15 лет; 2) 16 лет; 3) 17 лет.

Затем была проведена перекрестная оценка результатов проведенных методик в указанных группах между собой с помощью непараметрического критерия множественных сравнений Тьюки-Крамера («Tukey-Kramer Multiple-Comparison Test»). Задача оценки состояла в том, чтобы выяснить, имеются ли статистически значимые возрастные различия по шкалам методик. Сначала были проведены возрастные сравнения по общему массиву данных, затем раздельно по группам юношей и девушек.

Множественные возрастные сравнения общей выборки результатов (независимо от пола испытуемого) обнаружили статистически значимые различия средних значений по следующим шкалам. По шкале физической агрессии 15- летние испытуемые значимо превосходят (28 баллов) 16-летних (27 баллов) и 17-летних (25 баллов). В свою очередь, 17­летние по сравнению с другими возрастными группами показали значимо более низкий результат как по данной шкале, так и по шкале гнева (20 баллов против 22 баллов у 15­летних и 16-летних). По шкале враждебности статистически значимых различий в возрастных группах не выявлено. Интегральная шкала методики показала отличие только у группы 17-летних, где существенно ниже общий балл (66 баллов) по сравнению с 15­летними (73 балла) и 16-ти летними (70 баллов). Сравнение возрастных групп юношей по результатам проведения методики показало, что по всем шкалам методики 15-летние юноши опережают другие возрастные группы, результаты 16-летних занимают промежуточное значение, а самые низкие показатели по методике измерения агрессивности - у 17-летних юношей.

В результатах сравнения возрастных групп девушек статистически значимых различий существенно меньше, чем в результатах возрастных групп юношей. Так, статистическое превосходство показали 15-летние девушки по одной единственной шкале - шкале физической агрессии. По всем остальным шкалам методики значимых различий среди результатов девушек нет.

Согласно плану экспериментальной части работы, весь массив полученных данных представляет собой результаты тестирования трех экспериментальных групп:

юноши и девушки, учащиеся школы №2;

юноши и девушки, учащиеся школы №674;

юноши и девушки, учащиеся кадетского корпуса.

Методом множественных сравнений Тьюки-Крамера мы провели сравнение всех результатов тестирования в перечисленных экспериментальных группах. Сравнение результатов экспериментальных групп общей выборки (без деления на группы юношей и девушек) показало, что по шкалам методики Басса-Перри для диагностики агрессивности минимальные значения получили испытуемые общеобразовательной школы №674, но только по двум из четырех шкал (физической агрессии и интегральной) испытуемые показали значимые отличия от испытуемых специальной школы №2 и кадетов. В экспериментальной группе юношей статистически значимых различий в результатах не обнаружено. В группе девушек выявлено превосходство девушек специальной школы №2 практически по всем шкалам методики. Правда, по шкале гнева результаты экспериментальных групп статистически значимо не различаются, и учащиеся специальной школы №2 делят высший балл вместе с кадетами.

Приведенные выше данные подтверждают все чаще высказываемую гипотезу, что гендерные различия агрессивных проявлений не столь существенны, как это было принято считать. К сожалению, возрастная непрерывность, устойчивость и предшественники агрессивного поведения у лиц женского пола все еще остаются слабо изученными. Поскольку отечественными учеными вопрос о гендерных различиях агрессивного поведения разрабатывался мало, а все очевиднее становится, что формы агрессии у девочек и мальчиков могут отличаться, изучение данного вопроса по праву претендует на признание в качестве актуального направления дальнейших исследований.

Литература

  1. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведние у подростков. М., 1997.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2007.
  3. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2011. №1.
  4. Зоуир А. Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. дис. …  канд. психол. наук. СПб., 1999.
  5. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996.
  6. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М., 2005.
  7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М.,1985.
  8. Реан А.А. Психология подростка. М., 2004.
  9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. М., 2003.
  10. Achenbach T.M; Howell C.T; McConaughy S.H; Stanger C. Six-year Predictors of  Problems in a National Sample of Children and Youth: I. Cross-informant syndromes // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1995. №34(3):336.
  11. Bandura A.,  Walters Richard H. Adolescent Aggression; a Study of the Influence of Child-training Practices and Family Interrelationships. N. Y., 1959.
  12. Bjorkqvist  K. Sex Differences in Physical, Verbal, and Indirect Aggression: A Review of Recent Research // Sex Roles. 1994. №30.
  13. Bjorkqvist  K., Osterman K., Kaukiainen A. The Development of Direct and Indirect Aggressive Strategies in Males and Females// K. Bjorkqvist, P.Niemela (Eds.). Of Mice and Women: Aspects of Female Aggression. San Diego, CA, 1992.
  14. Buss A.H., Perry M. The Aggression Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. №63 (3).
  15. Crick N.R., Bigbee  M.A. Relational and Overt Forms of Peer Victimization: A Multiinformant Approach// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1998. №66.
  16. Crick N.R., Grotpeter J.K. Children's Treatment by Peers: Victims of Relational and Overt Aggression // Development and Psychopathology. 1996. №8.
  17. Farrington  D.P. Antisocial Personality from Childhood to Adulthood// The Psychologist: Bulletin of the British Psychological Society. 1991. №4.
  18. Henry B., Moffitt T.E., Robins L.N., Earls F., Silva P.A. Early Family Predictors of Child and Adolescent  Antisocial Behavior: Who Are the Mothers of  Delinquents? //Criminal Behavior and Mental Health. 1993. №3.
  19. Resiliency Perspective // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1999. №40.
  20. Hinshaw S.P.,  Anderson  C.A. Conduct and Oppositional Defiant Disorders// E. Mash, R. Barkley (Eds.). Child Psychopathology. N. Y., 1996.
  21. Hudziak J., Rudiger L., Neale M., Heath A., Todd R. A Twin Study of Inattentive, Aggressive, and Anxious/Depressed Behaviors// Journal of the Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2000. №39.
  22. Kazdin Alan E. Behavior Modification in Applied Settings 5th Edition. Pacific Grove, Calif.., 1994.
  23. Kingston L, Prior M. The Development of Patterns of Stable, Transient, School-age Onset Aggressive Behavior in Young Children// Journal of the Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1995. №34.
  24. MacDonald V.M., Achenbach T.M. Attention Problems Versus Conduct Problems as Six-year Predictors of Signs of Disturbance in a National Sample// Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry.1999. №38.
  25. Moffitt T.E. Adolescent-limited and Life-course-persistent Antisocial Behavior: A Developmental Taxonomy// Psychological Review. 1993. № 100.
  26. Patterson G.R. Some Alternatives to Seven Myths about Treating Families of Antisocial Children// C. Henricson (Ed.). Crime and the Family: Conference Report: Proceedings of  an International Conference, Occasional Paper. L., UK, 1994.

Информация об авторах

Маркова Светлана Викторовна, кандидат психологических наук, аффилированный старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), клинический психолог, Medlin Treatment Center, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3765-4070, e-mail: clairmarkova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3841
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 7299
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 18