Агрессия и родственные ей формы поведения у детей и подростков являются в наше время важнейшими проблемами. Будучи одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Увеличивается число преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. По данным МВД, в 2007 г. каждое тринадцатое (7,8%) оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии.
За последние десятилетия было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения агрессивное поведение, и все же еще многое остается неизученным.
Несмотря на значительные разногласия относительно определения агрессии (агрессивного поведения) большинство специалистов в области социальных наук понимают под агрессией форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу [Ениколопов, 2011].
Результаты проведенных исследований дают довольно высокие показатели устойчивости различных форм агрессии на протяжении всего периода развития [Bandura, 1959; Bjorkqvist , 1994; Farrington , 1991; Hudziak, 2000]. Исследования показали также, что существуют индивидуальные различия в устойчивости агрессии, для большинства данное поведение является преходящим и ситуационным [Moffitt, 1993; Hudziak, 2000; Kazdin Alan E, 1994]. Хотя у некоторых лиц агрессия носит чрезвычайно стойкий характер, исследования говорят о том, что определенная часть детей и подростков с проблемами, вызванными ранним агрессивным поведением, со временем все же воздерживаются от проявления агрессии [Ковалев, 1996; Bjorkqvist , 1992; Farrington , 1991].
Вопрос о генезисе агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и социальные факторы, исключительно сложен и многое еще только предстоит узнать. В психоневрологических генетических исследованиях все шире признается важная роль наследственных факторов в агрессии. Эти наследственные влияния, по-видимому, наиболее сильны в открытых типах агрессии и агрессии с ранним началом, но они были также обнаружены в скрытом агрессивном и оппозиционном поведении [Moffitt, 1993; Ковалев, 1996].
Некоторые неэффективные приемы родительского воспитания, такие как применение суровых и непоследовательных дисциплинарных мер, недостаточное наставление и слабый контроль за детьми, а также низкий уровень положительного участия в жизни и занятиях детей, родительское неприятие, имеют следствием появление и сохранение агрессивного поведения у детей и подростков [Ковалев, 1996; Henry, 1993; Patterson, 1994]. Развод также оказывает сильнейшее воздействие на агрессивное и антисоциальное поведение детей. Но, по всей видимости, риск зарождения детской агрессии и антисоциального поведения в распадающихся семьях в основном опосредуется родительским конфликтом, а не фактом расторжения брака [Resiliency Perspective //, 1999].
Вряд ли существует какая-то единственная внутрисемейная причина развития агрессивного поведения у ребенка; скорее, здесь имеют место процессы реципрокной множественной детерминации на всем протяжении развития.
Агрессивные подростки нередко демонстрируют дефицит навыков установления и поддержания межличностных взаимоотношений. Скудность социальных навыков проявляется в их общении как со сверстниками, так и со взрослыми, кроме того, в любом возрасте у них наблюдается более высокий уровень отвержения со стороны сверстников [Crick, 1998; Crick, 1996; Kingston L, Prior, 1995].
Большинству существующих в современной психологии теорий агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с теми или иными конкретными устойчивыми поведенческими паттернами или определенными характерологическими типами [Личко].
Замечено, что в последние годы, количество преступлений, совершенных девочками подросткового возраста, значительно выросло [Барденштейн, 1997; Берковиц, 2007; Ковалев, 1996; Коннор, 2005]. Гендерные различия в качественных и количественных характеристиках агрессии довольно полно описаны в литературе. На эти различия часто ссылаются, а их существование вплоть до последних двух десятилетий не подвергалось сомнению. Превосходство лиц мужского пола в различных видах агрессивного поведения было обнаружено как в исследованиях, основанных на категориальных и димензиональных определениях такого поведения [Achenbach T.M, 1995], так и при изучении различных видов агрессивного поведения [Bjorkqvist , 1994; Bjorkqvist , 1992]. Гендерные различия в агрессии подтверждаются кросс-культурными исследованиями и исследованиями насильственных преступлений [Барденштейн, 1997; Ковалев, 1996; Семенюк, 2003].
В силу укоренившегося представления о том, что мужчины намного агрессивнее женщин, изучение женской агрессии заметно отстало от изучения мужской агрессии. Однако проведенные в конце XX столетия исследования агрессии поставили под сомнение традиционное представление о том, будто мужчины всегда агрессивнее женщин. Результаты этих исследований говорят о том, что половые различия в агрессии как у детей и подростков, так и у взрослых людей на самом деле не столь велики, как было принято считать. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и косвенной вербальной. В других исследованиях выделяют две формы агрессии, более распространенные среди женщин, чем среди мужчин. Один тип агрессии назван «косвенной» агрессией, а другой получил название «реляционной» агрессии [Bjorkqvist , 1994; Bjorkqvist , 1992; Henry, 1993]. Исследования подтверждают, что реляционная агрессия больше распространена среди девочек, чем среди мальчиков [Bjorkqvist , 1994; Bjorkqvist , 1992; Farrington , 1991; Henry, 1993].
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Установлено [Зоуир, 1999], что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: 11 лет и 13 лет. В исследовании агрессивного поведения подростков [Реан, 2004] было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков в
возрасте 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует довольно слабая дифференциация, т. е. различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек вербальная агрессия. Однако уже в возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. В более старшем возрасте (14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия, а у девочек - вербальная агрессия.
По мере того как мы все больше узнаем о гендерных различиях в стратегиях агрессивного поведения, часто приводимые доказательства мужского превосходства в агрессивном поведении начинают слабеть. Вместе с растущим осознанием того факта, что в уже осуществленных исследованиях агрессии не уделялось должного внимания аспектам агрессии девочек и женщин, возник интерес к изучению женской агрессии как особого явления. Все чаще психологи, в том числе и педагоги-психологи образовательных учреждений, включают в обязательную программу работы диагностику и коррекцию агрессивных проявлений учащихся. На базе ГОУ СОШ № 2 для детей с девиантным
поведением, ГОУ СОШ № 674 и Кадетского корпуса № 1700 нами было проведено
исследование агрессивного поведения у старшеклассников. В рамках этого исследования рассматривались структура и уровень выраженности агрессивного поведения у подростков при помощи теста Басса-Перри. Данная методика предполагает разделение агрессивных проявлений на физическую агрессию - поведенческий компонент, гнев - эмоциональный компонент и враждебность, которая включает в себя обидчивость и подозрительность - когнитивный компонент. В исследовании принимали участие мальчики и девочки в возрасте 15, 16, 17 лет.
В полученных результатах (с использованием методики Басса-Перри на измерение агрессивности) двум необходимым требованиям использования параметрического t- критерия Стьюдента (нормальность распределения и равенство дисперсий в группах) отвечают распределения по всем шкалам методики, кроме шкалы гнева. В связи с этим для сопоставления результат^ВД№ЖЖв» сравнения Колмогорова-
юношей и девушек по шкалам методики показала, что статистически значимо средние значения различаются по шкале физической агрессии и по шкале враждебности. В частности, в группе испытуемых юношей показатели физической агрессии значимо более высокие (27,6), чем в группе девушек (25,6). В то же время в группе девушек показатели 4
враждебности более высоки (22,9), чем в группе юношей (21,7). Шкала гнева методики Басса-Перри не выявила статистически значимых различий между юношами и девушками, хотя как тенденцию можно отметить увеличение уровня гнева в группе девушек (22,6) по сравнению с группой юношей (21,2). В целом же интегральная шкала методики не показала каких-либо различий между юношами и девушками.
Для выявления возможных возрастных различий в результатах проведенных методик массив полученных данных был разделен на три возрастные категории испытуемых: 1) 15 лет; 2) 16 лет; 3) 17 лет.
Затем была проведена перекрестная оценка результатов проведенных методик в указанных группах между собой с помощью непараметрического критерия множественных сравнений Тьюки-Крамера («Tukey-Kramer Multiple-Comparison Test»). Задача оценки состояла в том, чтобы выяснить, имеются ли статистически значимые возрастные различия по шкалам методик. Сначала были проведены возрастные сравнения по общему массиву данных, затем раздельно по группам юношей и девушек.
Множественные возрастные сравнения общей выборки результатов (независимо от пола испытуемого) обнаружили статистически значимые различия средних значений по следующим шкалам. По шкале физической агрессии 15- летние испытуемые значимо превосходят (28 баллов) 16-летних (27 баллов) и 17-летних (25 баллов). В свою очередь, 17летние по сравнению с другими возрастными группами показали значимо более низкий результат как по данной шкале, так и по шкале гнева (20 баллов против 22 баллов у 15летних и 16-летних). По шкале враждебности статистически значимых различий в возрастных группах не выявлено. Интегральная шкала методики показала отличие только у группы 17-летних, где существенно ниже общий балл (66 баллов) по сравнению с 15летними (73 балла) и 16-ти летними (70 баллов). Сравнение возрастных групп юношей по результатам проведения методики показало, что по всем шкалам методики 15-летние юноши опережают другие возрастные группы, результаты 16-летних занимают промежуточное значение, а самые низкие показатели по методике измерения агрессивности - у 17-летних юношей.
В результатах сравнения возрастных групп девушек статистически значимых различий существенно меньше, чем в результатах возрастных групп юношей. Так, статистическое превосходство показали 15-летние девушки по одной единственной шкале - шкале физической агрессии. По всем остальным шкалам методики значимых различий среди результатов девушек нет.
Согласно плану экспериментальной части работы, весь массив полученных данных представляет собой результаты тестирования трех экспериментальных групп:
юноши и девушки, учащиеся школы №2;
юноши и девушки, учащиеся школы №674;
юноши и девушки, учащиеся кадетского корпуса.
Методом множественных сравнений Тьюки-Крамера мы провели сравнение всех результатов тестирования в перечисленных экспериментальных группах. Сравнение результатов экспериментальных групп общей выборки (без деления на группы юношей и девушек) показало, что по шкалам методики Басса-Перри для диагностики агрессивности минимальные значения получили испытуемые общеобразовательной школы №674, но только по двум из четырех шкал (физической агрессии и интегральной) испытуемые показали значимые отличия от испытуемых специальной школы №2 и кадетов. В экспериментальной группе юношей статистически значимых различий в результатах не обнаружено. В группе девушек выявлено превосходство девушек специальной школы №2 практически по всем шкалам методики. Правда, по шкале гнева результаты экспериментальных групп статистически значимо не различаются, и учащиеся специальной школы №2 делят высший балл вместе с кадетами.
Приведенные выше данные подтверждают все чаще высказываемую гипотезу, что гендерные различия агрессивных проявлений не столь существенны, как это было принято считать. К сожалению, возрастная непрерывность, устойчивость и предшественники агрессивного поведения у лиц женского пола все еще остаются слабо изученными. Поскольку отечественными учеными вопрос о гендерных различиях агрессивного поведения разрабатывался мало, а все очевиднее становится, что формы агрессии у девочек и мальчиков могут отличаться, изучение данного вопроса по праву претендует на признание в качестве актуального направления дальнейших исследований.