Специфика социальных связей подростков и старших школьников в условиях кадетской школы-интерната

1431

Аннотация

Проведенное нами эмпирическое исследование было направлено на изучение социального окружения (родители, сверстники, педагоги) и уровня социальной поддержки кадетов, обучающихся в условиях кадетских школ-интернатов. Подробное рассмотрение подросткового и старшего школьного периодов позволило проанализировать возрастную динамику исследуемых параметров и сравнить полученные данные с показателями учащихся средних общеобразовательных школ, воспитывающихся в семьях. Выяснилось, что кадеты, обучающиеся в условиях ограничения круга социальных связей, получают более или менее стабильную поддержку значимого окружения, поскольку закрепленная в сознании подростка модель взаимоотношений с родителями помогает ему адаптироваться в новых условиях и достичь определенных целей общения.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, старший школьный возраст, кадеты, закрытое образовательное учреждение, социальные связи, социальная поддержка, установки родителей

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Метелина А.А. Специфика социальных связей подростков и старших школьников в условиях кадетской школы-интерната [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50191 (дата обращения: 12.12.2024)

Полный текст

В разных культурах подростковый период имеет неодинаковую продолжительность. Традиционно в отечественной психологии период перехода от детства к взрослости принято делить на два периода:

1)     подростковый (11-15 лет);

2)     старший школьный, или период ранней юности (16-17 лет).

Однако следует учесть, что границы каждого периода несколько размыты и считаются подвижными. Связано это не только с неравномерностью развития, но и с длительной экономической зависимостью подростка от финансовой поддержки родителей во время продолжительного образования [1; 4; 6].

Ребенок не может стать полноценной личностью вне социальной среды, вне воспитания и обучения. На протяжении первой четверти своей жизни человек живет в родительской семье. Именно семья, будучи персональной средой развития, является основным фактором социализации ребенка. В свою очередь действие механизма социализации зависит от его содержания и личностных ресурсов семьи. Таким образом, в процессе социального развития человек получает принятие и поддержку или отвержение и безразличие своих родителей, что в свою очередь сказывается впоследствии на его социальных притязаниях, обретении своего места в обществе, направленности и эффективности самореализации [5]. В качестве иллюстрации этой мысли можно привести слова Н. Аккерман: «Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи - укрепить психическое здоровье индивида или подорвать его» [8, с. 231].

Очевидно, что семья является основным, но не единственным компонентом социализации человека. Круг социальных связей ребенка с возрастом расширяется, и он получает возможность осваивать новые роли в детском саду, школе, в кружках и спортивных секциях. Принятие новых ролей, а также новое социальное окружение оказывают влияние на формирование его личности, однако, по мнению Л.С. Выготского, воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются. Таким образом, подчеркивая решающее значение социального фактора в развитии личности, отметим, что возможности ее формирования зависят от системы влияний, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В конце младшего школьного возраста ребенок оказывается на пороге подросткового периода - одного из самых сложных и затянувшихся кризисных этапов в жизни человека. Меняется социальная ситуация развития, в жизни подростка происходит смена значимых лиц - приоритетную роль получает коллектив сверстников. И в дальнейшем именно в среде сверстников подросток получает возможность реализовать многие задачи развития, характерные для этого возраста. Как раз в этот период, согласно решению родителей, ребенок оказывается в условиях обучения и воспитания в кадетской школе-интернате, т. е. становится кадетом.

В социальном окружении подростка и старшеклассника наиболее важны семья, педагоги и сверстники. Отношения, складывающиеся с ними у школьников, неодинаковы при обучении в массовой школе и в закрытом образовательном учреждении. Ситуация отсутствия или резкого ограничения семейных и широких социальных связей в детском доме или интернате для сирот является ситуацией социальной депривации. Интернаты, в которых обучаются дети из семей, также ограничивают круг социальных связей, но к социальной депривации не приводят [3], поскольку в сознании ребенка закреплена модель взаимоотношений с родителями, помогающая адаптироваться в новых условиях и достичь определенных целей общения.

Кадетские школы-интернаты - учреждения закрытого типа, имеющие военно­патриотическую направленность и придерживающиеся своих сложившихся традиций.

Кадеты сохраняют связь со своими семьями, но в течение шести дней в неделю находятся в группе сверстников и тесно общаются с педагогическим коллективом, в связи с чем их социальные связи приобретают специфические особенности.

Рассматривая социальные связи кадетов, понятия «социальная поддержка» и «социальная сеть» мы будем использовать как тесно связанные друг с другом. Социальная поддержка понимается как результат социальных отношений и социальных интеракций и их когнитивно-эмоциональной переработки. Под социальной сетью понимается ближайшее социальное окружение человека, представляющее собой основной источник реальной или потенциальной поддержки [7].

Целью проведенного нами эмпирического исследования стало выявление значимости отношений с родителями, сверстниками и педагогами и степень их социальной поддержки в кадетской школе-интернате.

Объектом исследования явились социальные связи школьников, воспитывающихся в разных условиях.

Предмет исследования составили значимые отношения и социальная поддержка подростков и старшеклассников, воспитывающихся в кадетской школе-интернате.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что социальные связи кадетов, воспитывающихся в кадетской школе-интернате, приобретают специфические особенности, поскольку новые условия социализации предполагают замену основного источника их потенциальной поддержки.

Организация и методика исследования

Исследование было проведено с участием воспитанников трех кадетских школ- интернатов (КШИ) Москвы - учениками V-VI и X классов (171 человек) и их родителей (103 человека). Также в исследовании участвовали подростки и старшие школьники двух московских общеобразовательных школ (118 человек).

В исследовании решались следующие задачи:

1)     определить значимость основных социальных связей кадетов (родители, сверстники, педагоги);

2)     установить степень социальной поддержки, получаемой кадетами;

3)     выявить специфику взаимоотношений кадетов с ближайшим социальным окружением, сравнив показатели социальных сетей и социальной поддержки с показателями учащихся общеобразовательных школ, воспитывающихся в семьях;

4)     определить возрастные изменения исследуемых параметров, сравнив показатели социальных сетей и социальной поддержки кадетов: подростков (11-12 лет) и старшеклассников (16-17 лет);

5)      выявить мотивацию родителей при зачислении своих детей в кадетскую школу- интернат.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики:

-     «Рисунок социальной сети» (модифицированный вариант методики О.Ю. Казьминой);

-     «Опросник социальной поддержки» Г. Зоммера и Т. Фюдрика в модификации А.Б. Холмогоровой, Г.А Петровой [2];

-     авторский опросник, исследующий установки родителей на воспитание подростков в условиях КШИ.

Анализ результатов проводился с помощью статистического пакета SPSS. Для обработки полученных данных применялся частотный анализ, статистические критерии: U Манна Уитни, W Уилкоксона, Хи-квадрат Краскела-Уоллеса.

Результаты эмпирического исследования

Значимые социальные связи (социальная сеть). Рассмотрим, кто из окружения кадетов входит в первый, наиболее значимый круг их общения.

 

Рис. 1. Значимые социальные связи, характерные для кадетских школ-интернатов и средней общеобразовательной школы

Как видно из гистограммы (рис. 1), на протяжении всего подросткового периода социальные связи воспитанников КШИ с родителями остаются желанными и доверительными (91,3% подростков и 85,3% старшеклассников считают родителей 4

наиболее значимыми фигурами в своем окружении). Подобные показатели получены и в средней школе - родители входят в первый круг общения 93% подростков и 81,6% старших школьников. Однако различия на высоком уровне статистической значимости (р<0,01) по параметру «значимость социальных связей с родителями» обнаружены между кадетскими корпусами в возрастной категории «старшие школьники».

Важной особенностью социальных связей кадетов - воспитанников интернатов мы считаем их идентичность социальным связям учащихся общеобразовательных школ по параметру «значимость социальных связей со сверстниками» (рис. 1). В возрастной категории «подростки» сверстники наиболее значимы для 44,9% кадетов и 42,1% учащихся школ. Соответствующие данные в группе старших школьников - 66,2% и 63,3%.

Различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости между группами подростков и старшеклассников по типу образовательного учреждения - р<0,01 в кадетских школах-интернатах и р<0,03 в средних школах. И в кадетской школе-интернате, и в СОШ от подросткового к старшему школьному возрасту возрастает значимость сверстников - значимость общения с ними и получаемой поддержки - дружеской и групповой.

В ходе исследования обнаружилось повышение значимости социальных связей воспитанников КШИ с педагогами к старшему школьному возрасту (рис. 1). Педагоги являются значимыми фигурами для 14,5% подростков и 20,6% старших школьников. Для их сверстников из средних общеобразовательных школ эта динамика обратно пропорциональна - значимость социальных связей с педагогами наблюдается у 16,1% подростков и у 2% старшеклассников. Различия на высоком уровне статистической значимости обнаружены между группами старшеклассников по типу образовательного учреждения - р<0,003.

Социальная поддержка. Определив круг значимых социальных связей в КШИ и СОШ, рассмотрим, насколько кадеты и учащиеся школы ощущают социальную поддержку (рис. 2).

 

Рис.2. Уровень получаемой социальной поддержки в КШИ и СОШ

Большинство подростков и старших школьников чувствуют поддержку своего окружения. Отсутствует социальная поддержка у 15,9% подростков-кадетов, 19,3% подростков-учеников СОШ. В старшем школьном возрасте еще меньшее количество школьников остается без социальной поддержки: 8,7% в КШИ и 4,1% в СОШ.

Возрастная тенденция повышения социальной поддержки к старшему школьному возрасту наиболее выражена в общеобразовательной школе (различия между группами подростков и старших школьников статистически значимы при р<0,01).

Кроме того, статистически значимые различия обнаружены между кадетскими корпусами в возрастной категории «старшие школьники».

Установки родителей на воспитание в кадетском корпусе

Поскольку у кадетов, несмотря на длительное пребывание в интернате, сохраняется тесная связь с семьей (родителями), представляет интерес вопрос о причинах перевода подростков из средней школы в кадетскую школу-интернат. При изучении установок родителей учащихся кадетских школ-интернатов на воспитание в данных условиях удалось выделить ряд мотивов, являющихся приоритетными в выборе учебного заведения: - приучение ребенка к дисциплине и послушанию (53%);

-    получение хорошего образования (50%);

-    обучение самостоятельному решению своих проблем (40%);

-    ограждение от влияния улицы (39%);

-    собственное желание ребенка (30%);

-    патриотическое воспитание (26%);

-    усвоение норм человеческих взаимоотношений и поведения в обществе (17 %);

-    собственная занятость и невозможность уделять ребенку должного внимания (14%);

-    убежденность в том, что воспитанием детей должны заниматься профессионалы (10%);

-    обеспечение своему ребенку карьеры военного в будущем (7%).

Таким образом, родители, отдавая своего ребенка в кадетскую школу-интернат, стремятся дать ему то, что не в состоянии обеспечить семья - жесткий дисциплинирующий режим, пресечение негативного влияния подростковых групп с элементами асоциальности. Можно считать, что зачастую родителями кадетов движет страх перед трудным подростковым возрастом. Многие родители, надеясь на благоприятное развитие личности в закрытом учреждении, сохраняют стабильную связь с подростком, а он, в свою очередь, воспринимает их поддержку.

На протяжении жизни человек испытывает потребность в социальных взаимодействиях, рассчитывая «быть принятым», «получать социальную поддержку», «чувствовать защищенность». В кадетской школе-интернате в условиях ограничения социальных связей изменяется характер социальных взаимоотношений кадетов со значимым окружением: сокращается взаимодействие с семьей, в то же время весьма активное общение со сверстниками в процессе разнообразного взаимодействия приобретает особый характер, определяющийся педагогическим влиянием.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1.    Система значимых социальных связей кадетов - подростков и старших школьников - принципиально сходна с системой связей учащихся средней образовательной школы:

1)     родители остаются наиболее значимыми лицами, несмотря на воспитание в закрытом образовательном учреждении. Этому способствуют установки родителей на благоприятное воздействие, воспитание в интернате, имеющем военно-патриотическую направленность, и на ограждение от негативного влияния неформальных подростковых групп;

2)    сверстники также являются значимыми лицами, причем их роль возрастает от подросткового к старшему школьному возрасту.

2.    Педагоги значительно чаще становятся значимыми лицами в кадетском корпусе, чем в средней общеобразовательной школе, в старшем подростковом возрасте.

3.     Сохраняя субъективные или объективные социальные связи, большинство кадетов воспринимают социальную поддержку и поэтому, видимо, чувствуют себя достаточно защищенными.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  2. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М., 2011.
  3. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. М., 2008.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2009.
  5. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2010.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М., 2007.
  7. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А. Социальная поддержка как предмет научного изучения и ее нарушения у больных с расстройствами аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. №2.
  8. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психология: Хрестоматия. СПб., 2007.

Информация об авторах

Метелина Анна Альбертовна, аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: a-metelina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1964
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1431
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1