Психологическая коррекция детских страхов

25646

Аннотация

В статье представлен анализ основных методов психологической коррекции детских страхов. Рассматриваются следующие методы работы с детскими страхами: арт-терапия (рисование, игровая терапия, сказкотерапия, куклотерапия и др); методы поведенческой психотерапии (оперантные методы, метод конфронтации, когнитивное переструктурирование, тренинг уверенности в себе, способы самоконтроля, систематическая десенсибилизация и др.), а также метод коррекции страхов посредствам гармонизации детско-родительских отношений. Статья содержит анализ современных коррекционно-развивающих программ, которые ставят своей целью преодоление детьми страхов. Делается вывод о неспецифичности методов, используемых в программах, и о необходимости разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу для работы с детскими страхами с включением в нее детских видов деятельности, способствующих амплификации и интенсификации развития, полноценному проживанию ребенком возрастного этапа, что, в свою очередь, будет способствовать преодолению страхов за счет повышения эмоциональных ресурсов ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: детские страхи, тревожность, методы психологической коррекции, арт-терапия, поведенческая терапия, гармонизация детско-родительских отношений

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50825 (дата обращения: 28.01.2023)

Литература

  1. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. М., 2005.
  2. Вроно М.Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и подростков// Психиатрия: научно-практический журнал. 2008. № 1 (31).
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004.
  4. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. СПб., 2006.
  5. Захаров А.И. Устранения страхов посредством игры. СПб., 2004.
  6. Зинквич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. М., 2008.
  7. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2007.
  8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
  9. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 2000.
  10.  Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. М., 2008.
  11.  Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  12.  Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  13.  Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. М., 2007.
  14.  Обухова Л.Ф. Психология развития и возрастная психология. М., 2009.
  15.  О’Коннор Кевин. Теория и практика игровой психотерапии. СПб., 2002.
  16.  Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002.
  17.  Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2009.
  18.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений  / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.
  19.  Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания /Под ред. А.Я.Варга. М., 2006.
  20.  Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000.
  21.  Татаринцева А.Ю,. Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб., 2007.
  22.  Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. М., 1998.
  23.  Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринты детской души. Терапевтическая сказка. М.,2008.
  24.  Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании // Психологическая наука и образование. 2003. №1.

Информация об авторах

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X, e-mail: kochetovayua@mgppu.ru