Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала

5388

Аннотация

Показано, что личность современного профессионала следует рассматривать в единстве с его нравственными качествами. Нравственные качества человека обладают сложным, многогранным содержанием. Это не жестко выделенная и ограниченная группа личностных свойств, поэтому нельзя определить некий определенный список качеств, которые могут быть названы безусловно нравственными. Эмпатия как положительное отношение к другому может выступать нравственным качеством личности, в том числе и будущего профессионала. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить ограниченность диапазона эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия у будущих профессионалов, а также половые различия в показателях общего уровня эмпатии в обследуемой выборке. В структуре эмпатии у будущих профессионалов преобладают установки, способствующие или препятствующие эмпатии, свидетельствующие о значимости эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия для испытуемых.

Общая информация

Ключевые слова: эмпатия, нравственные качества, отношение к другому, выбор профессии, каналы эмпатии

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бражникова А.Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57040 (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

Нравственный кризис современного общества не может не вызывать беспокойства. Современная социальная действительность требует огромной работы государства, общества и каждого человека по восстановлению социально-правовой справедливости, повышению благополучия российского общества, его нравственной реабилитации. В этой связи высока потребность общества в таких профессионалах, которые не только владеют ключевыми квалификациями, но и обладают высоконравственными характеристиками.

Понимание высокой значимости нравственных характеристик для жизни и деятельности человека заложены в работах Л.С. Выготского, М. Вебера, И.А. Ильина, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, Э. Фромма и других ученых. Современными психологами (Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Е.Ю. Пустовалов, Н.А. Коваль, А.Ю.Трубецкой А.В. Юревич и др.) также доказывается, что нравственные факторы нельзя рассматривать как рядоположенные экономическим, политическим и т.д. Многие экономико-психологические феномены (мотивы, притязания, принципы, стратегии и т.д.) имеют нравственную природу, поскольку определяются базовыми отношениями субъекта к окружающему миру, людям, самому себе [10, с. 3]. Следовательно, личность современного профессионала следует рассматривать в единстве с его нравственными качествами.

Однозначного толкования понятия «нравственные качества» в отечественной науке не существует. Некоторые авторы, например, ÆM. Архангельский, считают, что нравственные качества личности не могут быть отнесены исключительно только к сфере или сознания, или деятельности, или отношений, поскольку характеризуют все эти сферы во взаимосвязи. Они не могут быть также сведены, по мнению ученого, ни к чувствам, ни к знаниям, ни к убеждениям, поскольку являются их функциональной характеристикой, их выраженностью в поведении [1, с. 11]. Наиболее полно нравственные качества представлены в определении Р.В. Петропавловского: «Нравственные качества личности - это вся в целом индивидуальная нравственность того или иного человека, то есть особый аспект личности, ее моральный склад» [14, с. 20].

Таким образом, нравственные качества человека обладают сложным, многогранным содержанием. Это не жестко выделенная и ограниченная группа личностных свойств, и нельзя составить некий определенный список качеств, которые могут быть названы безусловно нравственными, или с достаточной степенью уверенности определить принадлежность каждого конкретного качества к классу нравственных.

В данной статье мы остановимся на исследовании эмпатии как нравственного качества будущего профессионала.

В современной психологической науке эмпатия изучается в различных аспектах и направлениях. Рассматриваются вопросы, затрагивающие: 1) природу эмпатии как психического явления; 2) связь эмпатии с эгоистическими и альтруистическими тенденциями в поведении человека; 3) роль заражения, индукции, условных рефлексов, интуиции в проявлении эмпатии; 4) формы проявления эмпатии и способы их фиксации; 5) функции эмпатии в воспитании и развитии личности. В связи с этим существуют и различные трактовки самого понятия «эмпатия».

Под эмпатией понимают:

■              психологический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого;

■              деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение;

■              особый вид внимания к другому человеку;

■              способность, свойство личности (эмпатия как характеристика человека, эмпатийность) [12, с.231].

Многими отечественными и зарубежными психологами эмпатия характеризуется как безусловно положительное отношение к другому. А.К. Бохарт, проведя сравнение представлений об эмпатии, разработанных в рамках ряда психотерапевтических школ, пришел к выводу, что термином «эмпатия» обозначается группа родственных понятий, в ряду которых большое внимание уделяется отношениям к другому (объекту эмпатии). Эмпатия в таком случае понимается как совокупность отношений признания, помощи, теплоты, понимания, близости, безусловной позитивности в адрес партнера по общению [4, с 27-29].

С определением эмпатии как безусловно положительного отношения к другому соглашается В.В. Знаков. Он также считает, что эмпатия раскрывается через положительное отношение к другому, предполагающее признание целостности его личности. Вместе с тем В.В. Знаков подчеркивает, что эмпатическое отношение может включать в себя негативную или нейтральную реакцию субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент [8].

Эмпатия рассматривается как эмоциональная особенность человека, которая играет большую роль в отношениях между людьми, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними, также в исследованиях Е.П. Ильина [9, с. 365-370]. Эмпатия в форме сочувствия, которое приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии, представлена в концепции Т.П. Гавриловой [7, с. 140-180]. В работе А.А. Бодалева и Т.Р. Каштановой подчеркивается, что высокий уровень развития эмпатии вызывает заинтересованность и отзывчивость в адрес объекта эмпатии, а также формирует боязнь обидеть других. Авторы указывают на несомненную связь эмпатичности с душевным и нравственным здоровьем людей. Следовательно, эмпатия, как, безусловно, положительное отношение к другому человеку, исключающее насилие и содержащее любовь, доверие, уважение, может выступать нравственным качеством человека.

Расширяет понимание эмпатии как позитивного отношения к другому, способности отражать нравственный уровень личности исследование Л.П. Выговской. Она выделяет пять возможных уровней проявления эмпатического отношения. К первому (низшему) уровню эмпатийного отношения психолог отнесла отношения индифферентности, игнорирования, нетерпимости, раздражения, враждебности, возникающие при восприятии переживаний объекта эмпатии. Второй уровень представлен пассивно-отрицательным отношением к чувствам другого. Третий - отношением сочувствия или пассивно-положительным отношением к другому. Для описания четвертого уровня эмпатийного отношения Л.П. Выговская использует понятие «ситуативно-положительное отношение к другому», выражающее внутреннее содействие ему в собственных переживаниях. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях. Высший уровень эмпатийного отношения и характеризует высоконравственного человека [6, с.20-27].

Эмпатия как безусловно положительное отношение к другому означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей безотносительно к собственному благополучию. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого отражает уровень нравственного развития личности. В свою очередь, неподдельный интерес к другому, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающие отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, выступают важнейшими характеристиками нравственных качеств. Таким образом, эмпатия как безусловно положительное отношение к другому является нравственным качеством личности, в том числе и будущего профессионала.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование эмпатии у будущих профессионалов на стадии профессиональной подготовки. В ходе профессионального обучения как особой формы социального регулирования и сопровождения профессионализации личности происходит качественный скачок в развитии человека - он становится профессионалом, у него формируется системное качество «готовность к профессиональной деятельности». За время обучения в учебном заведении при наличии благоприятных условий у студентов (учащихся) развиваются все уровни психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. В этот период наиболее активно развиваются нравственные качества и чувства человека, формируется система ценностных ориентаций и т.д. Более того, психика молодых людей отличается особой пластичностью, и данный возраст является сенситивным для формирования нравственных качеств личности, в частности эмпатии.

Целью нашего исследования было изучение эмпатии как нравственного качества будущего профессионала.

В исследовании приняли участие 369 студентов и учащихся I курсов: 127 студентов Брянского государственного университета, 123 студента колледжей и 119 учащихся профессионального училищ, из них 191 девушка и 178 юношей.

Нами была использована методика эмпатических способностей В.В. Бойко, которая позволяет выявить как основной показатель уровня эмпатии, так и значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Значимость конкретного параметра в структуре эмпатии выражают шесть шкал: «Рациональный канал эмпатии», «Эмоциональный канал эмпатии», «Интуитивный канал эмпатии», «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии», «Проникающая способность в эмпатии», «Идентификация в эмпатии». Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов.

По критерию ведущего компонента эмпатии В.В. Бойко выделяет следующие виды эмпатии: 1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем; 2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств); 3) интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне [3, с. 114-150].

Каналы эмпатии, представленные во всем многообразии их взаимосвязей, выполняют вспомогательную роль в единой системе (или единой системы) основного показателя уровня эмпатии, который определяется суммой баллов, получаемой в результате сложения единичных баллов, набранных за каждый ответ испытуемого, совпавший с ключом.

Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов:

30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии;

29-22 баллов - средний уровень;

21-15 баллов - заниженный уровень;

менее 14 баллов - очень низкий.

Следует отметить, что лишь высокий уровень эмпатии отражает безусловно положительное отношение к другому и характеризует высоконравственного человека.

Данные, полученные с помощью методики эмпатических способностей В.В. Бойко, были затем подвергнуты дисперсионному анализу (ANOVA). Использовалась компьютерная программа «Excel».

Результаты и их обсуждение.

Прежде всего, проанализируем показатели шкал, указывающие на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Результаты представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Средние показатели и дисперсия каналов эмпатии в различных учебных заведениях и
по всей выборке

Каналы эмпатии

ПУ

Колледжи

БГУ

По всей выборке

М

D

М

D

М

D

М

D

Рациональный

2,571

1,500

3,32

1,463

3,016

1,386

2,964

1,511

Эмоциональный

2,333

2,634

2,906

0,761

2,776

2,481

2,679

2,112

Интуитивный

3,666

2,730

3,013

2,175

2,752

2,481

3,091

2,691

Установки

2,809

1,601

3,386

1,916

3,512

1,735

3,271

1,823

Проникающая

2,904

0,858

2,84

1,892

2,912

1,484

2,890

1,397

способность

 

 

 

 

 

 

 

 

Идентификация

3,095

2,207

3,306

1,512

3,232

2,598

3,211

2,188

Примечание. Полужирным шрифтом выделены каналы эмпатии, выступающие в качестве ведущего компонента в структуре эмпатии для испытуемых представленной выборки

Из табл. 1. видно, что ведущим компонентом эмпатии у всей выборки испытуемых являются установки, способствующие или препятствующие эмпатии (М=3,271, D=1,823). Это означает, что диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия зависит в первую очередь от установок, способствующих или препятствующих эмпатии. Далее идут: идентификация в эмпатии (М=3,211, D=2,188), умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера и интуитивный канал эмпатии (М=3,091, D=2,691), позволяющий человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Средние значения немного менее 3 баллов имеет рациональный канал эмпатии (М=2,964; D=1,511), определяющий направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. Немного ниже оказались средние показатели по шкале «Проникающая способность в эмпатии» (М=2,890; D=1,397), говорящей об умении создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. И наименее значимым каналом в структуре эмпатии у обследуемой выборки оказался эмоциональный канал эмпатии (М=2,697; D=2,112).

Наблюдаются так же различия в структуре эмпатии между студентами Брянского государственного университета, студентами колледжей и учащимися профессинальных училищ г. Брянска. Ведущим компонентом эмпатии у учащихся профессиональных училищ выступает интуитивный канал эмпатии (М=3,666; D=2,730), самые низкие показатели у данной выборки испытуемых зафиксированы по эмоциональному каналу эмпатии (М=2,333; D=2,634). Студенты Брянского государственного университета и колледжей г. Брянска в качестве ведущего канала выделили установки, способствующие или препятствующие эмпатии (М=3,512; D=1,735 и М=3,386; D=1,916). Наименее значимым каналом в структуре эмпатии у студентов Брянского государственного университета оказался интуитивный канал эмпатии (М=2,752; D=2,481), а у студентов колледжей - проникающая способность эмпатии (М=2,84; D=1,892). Показатели дисперсии свидетельствуют о значительных индивидуальных различиях испытуемых данной выборки.

Таким образом, в структуре эмпатии у будущих профессионалов преобладают установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Выделение данного компонента эмпатии в качестве ведущего указывает на значимость установок в эмоциональной отзывчивости и эмпатическом восприятии окружающих испытуемыми. Полагаем, что преобладание интуитивности, позволяющей обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне, у учащихся профессиональных училищ г. Брянска свидетельствует, скорее, о познавательной пассивности и о низком уровне интеллектуального развития испытуемых данной выборки.

В работах отечественных и зарубежных ученых доказывается, что доминирование эмпатии в форме сопереживания, сочувствия приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии. Низкие значения эмоционального канала в структуре эмпатии у обследуемой выборки свидетельствуют о неспособности или нежелании входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать, проявлять заботу, теплоту, поддержку.

Результаты исследования основного показателя эмпатии свидетельствуют о заниженном уровене эмпатии (М=18,066 при D=15,652) у обследуемой выборки испытуемых. В свою очередь, наблюдаются некоторые различия в показателях основного уровня эмпатии между студентами колледжей, учащимися профессиональных училищ г. Брянска и Брянского государственного университета (рис.).


Рис. 1 Распределение показателей основного показателя уровня эмпатии в учебных заведениях: 1- учащиеся ПУ; 2 - студенты колледжей; 3 - студенты БГУ

Рисунок показывает, что наименьший средний балл (17,333) - у учащихся профессиональных училищ, несколько выше (М=18,136) - у студентов Брянского государственного университета и наибольший средний балл (18,773) - у студентов колледжей.

Дальнейшие диагностические процедуры позволили определить, зависит ли уровень развития эмпатии от системы получения профессионального образования (начальная, средняя, высшая). В данном случае фактор получения профессионального образования имеет три градации: 1- вуз, 2 - колледжи, 3 - профессиональные училища. Результаты однофакторного дисперсионного анализа проведения методики диагностики эмпатии представлены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Результаты однофакторного дисперсионного анализа методики диагностики эмпатии

 

Источник вариации

Дисперсионный анализ

SS

df

MS

F

P-значение

F крит

Между группами

9,636

2

4,818

0,342

0,711

3,020

Внутри групп

5166,169

366

14,115

 

 

 

Итого

5175,805

368

 

 

 

 

Примечание. SS - сумма квадратов; df - число степеней свободы; MS - средние квадраты; F - фактическое значение; P-значение - вероятность ошибки; F крит - предельное значение

Из табл. 2 видно, что полученная нами величина F(0,342) не превышает F^mt^^O). Следовательно, незначительные различия в показателях общего уровня эмпатии в различных учебных заведениях носят случайный характер, другими словами система получения профессионального образования (высшее, среднее, начальное) не влияет на проявление эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия молодыми людьми. Полагаем, что на общий уровень эмпатии воздействуют другие факторы: индивидуально­психологические особенности личности, семья, опыт взаимоотношений приобретенный в школе, общественных организациях, а также в неформальных объединениях, половые различия и т.д.

В этой связи для нас представляют интерес показатели основного уровня эмпатии среди юношей (178) и девушек (191) обследуемой выборки. Полученные данные свидетельствуют о том, что средние значения общего уровня эмпатии у девушек (М=19,483 при D=17,575) выше, чем у юношей (М=14,805 при D=14,601). При этом у 44,93% девушек уровень эмпатиии заниженный, у 39,32% - средний, а у 15,75% - очень низкий. У наибольшего количества юношей - 51,42% - уровень эмпатиии очень низкий, у 45,73% - заниженный, а у 2,85% - средний. Доказано, что половые различия в показателях общего уровня эмпатии связаны, скорее, с врожденной чувствительностью и отзывчивостью у девушек и сдержанностью и невозмутимостью у юношей.

Таким образом, данные, полученные по методике диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко, свидетельствуют о заниженном уровне эмпатии в исследуемой выборке испытуемых, о преобладании низкого уровня эмпатии у юношей. В ряде исследований (А.К. Бохарт, Т.П. Гавриловой, Е.П. Ильина, Л.Я. Морено и др.) доказано, что субъекты, имеющие низкий уровень развития эмпатии, предпочитают эгоистические стратегии взаимодействия с другими, включающие использование окружающих в собственных целях и ухудшающие общение и взаимодействие между людьми. И если уровень развития эмпатии соответствует примитивному уровню (субъект не способен к эмоциональному отклику на переживания других, к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии), то эмпатия, скорее, отражает негативное отношение к другому. Следовательно, возникает необходимость уже на начальном этапе профессиональной подготовки, формировать у будущих специалистов нравственный мотив действий в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, т. е. культивировать развитие эмпатических способностей.

Заключение.

Нравственный кризис современного общества не может не вызвать беспокойства. Современная социальная действительность требует огромной работы государства, общества и каждого человека по восстановлению социально-правовой справедливости, повышению благополучия российского общества, по его нравственной реабилитации. В связи с этим высока потребность общества в профессионалах, обладающих не только ключевыми квалификациями, но и нравственными качествами.

Нравственные качества человека несут в себе сложное, многогранное содержание. Это не жестко выделенная и ограниченная группа личностных свойств, поэтому нельзя определить некий определенный список качеств, которые могут быть названы безусловно нравственными, или с достаточной степени уверенности определить принадлежность каждого конкретного качества к классу нравственных. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого отражает уровень нравственного развития личности. В свою очередь, неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающие отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, выступают важнейшими характеристиками нравственных качеств. Следовательно, эмпатия как безусловно положительное отношение к другому является нравственным качеством личности, в том числе и будущего профессионала.

Как показало наше исследование, для будущего профессионала характерен заниженный уровень эмпатии, что свидетельствует об ограниченном диапазоне эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Незначительные различия в показателях общего уровня эмпатии в различных учебных заведениях носят случайный характер, и фактор получения профессионального образования (начальное, среднее, высшее) не влияет на уровень развития эмпатии. Существенные половые различия в показателях общего уровня эмпатии обследуемой выборки связаны, скорее, с врожденной чувствительностью и отзывчивостью женщин и сдержанностью и невозмутимостью мужчин, а также с генетической предрасположенностью женщины к дружелюбию, согласию и со стремлением с пониманием относиться к проблемам другого человека.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости формировать у будущих специалистов нравственный мотив действий в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, т. е. культивировать развитие эмпатических способностей.

Исследование эмпатии и других нравственных качеств будущего профессионала на стадии профессиональной подготовки позволит в условиях модернизации современного профессионального образования, предусматривающей возрастание социальной ответственности систем профессионального образования в целом и коллектива каждого учебного заведения за личностное и нравственное развитие человека, разработать пути и способы нравственного самосовершенствования и самореализации развивающейся личности.

Литература

  1. Архангельский Л.М. Моральные качества личности и основные аспекты их изучения. М., 1980.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и восприятие: Пер. с англ. М., 1986.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
  4. Бохард А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологии // Иностранная психология. 1993. № 1.
  5. Бражникова А.Н. Психология нравственности профессионала. М., 2009.
  6. Выговская Л.П. Эмпатичные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4.
  7. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979.
  8. Знаков В.В.  Понимание в познании и общении. М., 1994.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. CПб., 2001.
  10. Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы: Автореф.  дис. … д-ра психол. наук. М., 2010.
  11. Медведев Ю.В. Моральные качества субъекта // Моральные качества личности и основные аспекты их изучения.  М., 1980.
  12. Мельник Е.В. Эмпатия как фактор успешной профессиональной деятельности// Психологическая безопасность, устойчивость, пстихотравма: Сборник научных статей по материалам Первого международного форума/ Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионесу, Л.А. Регуш. СПб., 2006.
  13. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
  14. Петропавловский Р.В. Значение и ценность морали для личности // Мораль, сознание и поведение / Под ред. Р.В. Петропавловского. М.,  1986.
  15. Роджерс  К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  16. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  17. Юревич А.В. Нравственное состояние современного Российского общества/ Психологический журнал. 2009.  Т. 30.  № 3.

Информация об авторах

Бражникова Антонина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского. Член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9008-2510, e-mail: anb5262@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2964
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 5388
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3