Проблема образовательной среды школы рассматривается сегодня многими авторами как весьма важная, при этом особое внимание уделяется вопросу психологической безопасности данной среды.
Концепция психологической безопасности образовательной среды основывается на представлении о том, что человек будет принят, а не отторгнут некой референтной группой, будет иметь эмоционально благоприятные взаимоотношения со значимыми другими, будет защищен от угроз, неприятия, подавления. Признание значимости социальной среды (прежде всего, позитивных отношений в среде) является условием ощущения персональной идентичности с ней, наряду с эмоциональной поддержкой, чувством ценности друг друга, терпимостью, доверием и ответственностью [Леонова, 2009].
При этом понятие «защищенность» тесно связано с понятием «безопасность», а безопасные условия необходимы для личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психологическом аспекте, в соотнесенности с условиями межличностного взаимодействия в образовательной среде. В процессе педагогического взаимодействия создаются как позитивные возможности, так и препятствия состоянию психологической безопасности образовательной среды. Именно межличностное взаимодействие участников образовательной среды позволяет рассматривать референтность среды и психологическую защищенность как показатели психологической безопасности.
Очевидно, не менее важным фактором в оценке качества образовательной среды школы может стать показатель удовлетворенности участников образовательного процесса отдельными составляющими школьной среды. Удовлетворенность образовательной средой влияет на принятие решения о продолжении образовательной и учебной деятельности - той деятельности, которая составляет основу образовательной среды и определяет ее эффективность [Баева, 2009].
В ходе эмпирического исследования мы изучали представления о психологической безопасности образовательной среды школы (методика И.А. Баевой) с целью определения уровней удовлетворенности и защищенности образовательной среды школы в оценках учителей и учащихся. В эксперименте использовался субъективно-оценочный метод.
Примененная нами методика отвечает следующим требованиям [Баева, 2002]:
• дает достаточно полную характеристику по исследуемым параметрам и их структуре;
• имеет небольшой объем, что позволяет в относительно короткий промежуток времени охватить исследованием большое количество обследуемых;
• содержит простую конструкцию вопросов, что делает их одинаково понятными для любой категории субъектов;
• дает возможность создания стандартизированной схемы обработки полученных данных;
• обладает относительной простотой и однозначностью интерпретации полученных данных.
Выбранные для изучения два параметра образовательной среды - удовлетворенность и защищенность - в ходе факторного анализа выделились в единый фактор [Рубцов, 2009], обозначенный нами «психологическая оценка безопасности образовательной среды», который является одним из условий, лежащих в основе восприятия образовательной среды как наиболее благоприятной (в аспекте ее психологической безопасности).
Эмпирическое исследование проводилось с целью получения индивидуальных оценок психологической безопасности образовательной среды участниками образовательного процесса (психологическая безопасность в оценках учеников и педагогов) по критериям:
Предполагается, что положительные результаты по каждому из критериев оценки, полученные больше чем у 60 % респондентов, свидетельствуют о высокой степени психологической безопасности образовательной среды, в интервале 60 % - 40 % респондентов - о средней степени психологической безопасности образовательной среды (т. е. о наличии психологических рисков), меньше чем у 40 % респондентов - о низкой степени психологической безопасности образовательной среды, т. е. о наличии угроз.
Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы Центрального административного округа Москвы в марте - мае 2010 г., средней общеобразовательной школы Южного административного округа Москвы и СевероЗападного административного округа Москвы в марте - мае 2011 г.
Выборка составила 153 человека: 49 учителей и 104 учащихся (58 учащихся VI -VII классов в возрасте 12-13 лет, 46 учащихся X-XI классов в возрасте 15-16 лет).
Индекс удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды оценивался по следующим социально-психологическим компонентам:
■ взаимоотношения с учителями;
■ взаимоотношения с учениками;
■ возможность высказать свою точку зрения;
■ уважительное отношение к себе;
■ сохранение личного достоинства;
■ возможность обратиться за помощью;
■ возможность проявлять инициативу, активность;
■ учет личных проблем и затруднений.
Учителя в качестве наиболее значимых характеристик выделяют:
■ взаимоотношения с учениками;
■ взаимоотношения с учителями;
■ уважительное отношение к себе;
■ сохранение личного достоинства;
■ возможность обратиться за помощью.
Полученные в ходе обследования данные позволяют сделать вывод, что положительное отношение к образовательной среде школы в группе учителей и учеников находится на высоком уровне. Оценка образовательной среды учителями и учениками говорит об удовлетворенности средой, а также о позитивном оценивании друг друга, что является важным условием реализации учебного и воспитательного процессов [Калугин, 2011].
Для учеников ведущими характеристиками образовательной среды школы являются:
• взаимоотношения с учителями;
• взаимоотношения с учениками;
• возможность высказать свою точку зрения;
сохранение личного достоинства; уважительное отношение к себе.
Учителя на первое место ставят «взаимоотношения с учениками», а ученики «взаимоотношения с учителями».
Одной из значимых характеристик образовательной среды школы педагоги и ученики считают «уважительное отношение к себе» со стороны всех субъектов учебновоспитательного процесса и «сохранение личного достоинства».
Таким образом, общая оценка первого показателя психологической безопасности образовательной среды - удовлетворенности - в соответствии с полученными характеристиками во всех группах испытуемых находится на высоком уровне.
«Возможность обратиться за помощью», «возможность высказать свою точку зрения» оценены средне с некоторой тенденцией к увеличению.
Индекс удовлетворенности во всех группах испытуемых оказался на высоком уровне, что является одним из условий, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности.
Другим показателем психологической безопасности образовательной среды выступает уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии - публичного унижения/оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования, недоброжелательного отношения (табл.).
Т а б л и ц а
Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии (%)
|
Субъект |
Полностью защищен |
Защищен |
Частично защищен |
Незащищен |
Полностью незащищен |
|
Ученики |
36,4 |
31,3 |
12,9 |
12,3 |
7,1 |
|
Учителя |
38,7 |
41,5 |
11,5 |
8,3 |
- |
Анализ полученных значений показал, что практически все структурные компоненты общей оценки находятся на уровне защищенности. Такие компоненты, как «защищенность от оскорблений учеников» и «защищенность от недоброжелательного отношения учеников», в группе учителей расположены на верхней границе уровня частичной защищенности. В группе учащихся таким компонентом является «защищенность от принуждения учителями делать что-либо».
Наиболее защищенными учителя и учащиеся чувствуют себя от угроз учителей и учеников, принуждения со стороны учеников и оскорблений учителями; наименее защищенными учителя чувствуют себя по таким компонентам, как «недоброжелательное отношение учеников и учителей», «оскорбления учениками» и «принуждения учителями», учащиеся - по таким компонентам, как «принуждение со стороны учителей», «игнорирование учителями», «недоброжелательное отношение учеников и учителей». Таким образом, обе группы совпадают в оценке максимальной и минимальной защищенности, кроме двух компонентов - «защищенность от игнорирования учителями» в группе учащихся и «защищенность от оскорблений учениками» в группе учителей.
Учащиеся более защищены от оскорблений и угроз со стороны учеников и менее - от принуждения со стороны учителей по сравнению с группой учителей, что может быть объяснено занимаемой ролевой позицией.
В группе учащихся 67,7 % чувствуют себя защищенными и полностью защищенными в межличностных отношениях участников образовательной среды школы, в группе учителей этот показатель составил 80,2 %. Абсолютно незащищенными и незащищенными по ряду компонентов считают себя в группе учащихся 19,4 %, в группе учителей - 8,3 %.
Уровни достоверности показателей, рассмотренные в исследовании, определялись по вероятности ошибки и составили 0,01-0,05.
Для определения статистических взаимосвязей между переменными применялся коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Корреляционный анализ параметров удовлетворенности и защищенности образовательной среды выявил положительную корреляцию между ними.
Так, в группе учеников коэффициент корреляции r=0,45 для параметров удовлетворенности и защищенности образовательной среды, в группе учителей коэффициент корреляции составляет r=0,65.
В целом показатели психологической безопасности педагогов находятся на уровне высоких значений [Рубцов, 2009]. Больше всего выражены в сторону высоких значений ее структурные компоненты - «удовлетворенность» и «защищенность». Это значит, что отношение в образовательной среде строится на основе взаимопонимания, доброжелательных отношений, что предполагает уважительное отношение к себе, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу и активность.
Полученные нами результаты эмпирического исследования хорошо согласуются с результатами других исследований и в целом подтверждают их.
Можно сопоставить полученные нами результаты с данными исследования Н.Г. Рассоха, которая изучала представление о психологических характеристиках образовательной среды школы, способствующих обеспечению ее психологической безопасности. Это исследование включало в себя представления о психологической безопасности, об актуальных потребностях, возможных ожиданиях учителей и учащихся (общий объем выборки 190 человек: 62 учителя и 128 учащихся VII—X классов) [Рассоха, 2005]. Н.Г. Рассоха показала, что наиболее важным условием психологической безопасности образовательной среды школы, по мнению учителей и учащихся, являются доброжелательные взаимоотношения участников образовательной среды школы. При этом доброжелательные взаимоотношения для учителей более значимы, чем для учащихся. Автор объясняет это тем, что образовательная среда школы является местом профессионального становления и развития, и, значит, является значимой областью жизни, где потребность в доброжелательных взаимоотношениях выступает одним из условий эмоционального благополучия, а удовлетворенность сложившимися в коллективе отношениями способна влиять на эффективность труда и отношение к нему.
В.А. Караваева в исследовании, проведенном среди учащихся V-XI классов, показала, что наиболее значимой характеристикой школьной среды для всех опрошенных учащихся (кроме IX и XI классов) являются «взаимоотношения с учениками», объясняя это тем, что ведущая деятельность подросткового возраста - межличностное общение [Караваева, 2008].
По нашим данным, важным для обеспечения психологической безопасности образовательной среды школы 27 % педагогов считают наличие таких характеристик в коллективе учителей, как «ответственность» и «порядочность». От 24 % до 50 % участников образовательной среды выделяют также показатель «дисциплина».
Наши данные также подтверждают мнение о том, что защищенность или отсутствие психологических угроз являются значимым фактором общей психологической безопасности. При этом выявлено, что для учащихся защищенность от психологических угроз и травм более важна, чем для учителей.
Для учащихся также важны взаимоотношения с учителями (меньшая значимость в V, VII и IX классах). Начиная с VII класса, школьники считают наиболее значимыми характеристиками «уважительное отношение к себе» и «сохранение личного достоинства», что объяснимо особенностями подросткового возраста. Как выяснилось, ученики не удовлетворены или удовлетворены в небольшой степени возможностью высказывать свою точку зрения, проявлять инициативу, активность, они считают, что их личные проблемы и затруднения недостаточно учитываются. Выяснилось также, что менее всего учащиеся защищены во взаимодействии друг с другом от оскорбления и обидного обзывания, а в плане психологической незащищенности - от публичного унижения, оскорбления, высмеивания и обидного обзывания со стороны одноклассников.
Это совпадает с данными Л.Ю. Елатенцевой, согласно которым учащиеся V-IX классов менее всего защищены во взаимодействии друг с другом от оскорбления, высмеивания, обидного обзывания и неуважительного отношения [Елатенцева, 2008].
Таким образом, эмпирическое исследование таких важных субъективных показателей образовательной среды, как «удовлетворенность» и «защищенность», подтвердило имеющееся в литературе представление, что они играют значимую и существенную роль в воспитании и оценке образовательной среды школы.
Исследование показало, что субъективные оценки учителей и учащихся, при общем сходстве, различаются в деталях: по сравнению с учителями ученики чувствуют себя менее защищенными, у них ниже корреляция между удовлетворенностью и защищенностью (0,45 против 0,65), у них больше претензий к учителям и они более чувствительны к угрозам психологического насилия.