Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая безопасность, экспертиза, образовательная среда, дошкольная образовательная среда, риски социализации, субъекты социализации, опосредованное управление, развитие личности, толерантность личностная, толерантность как культура отношений, отказ от насилия, ответственность, «золотое правило нравственности»
Рубрика издания: Психологическая безопасность
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59150 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Современность как эпоха глобальных кризисов ставит перед психологами все новые задачи. Сегодня, когда в обществе растут насилие, жестокость, отчуждение, предупреждение разнообразных психологических рисков и угроз в образовательных учреждениях приобретает особую важность. Недаром исследование агрессии детей начинается уже менее чем с двухлетнего возраста. Выявляются закономерности, свидетельствующие о ее пиковых всплесках на последующих этапах. Лишь сравнительно недавно и средовые факторы, и аномалии личностного развития детей и подростков стали рассматриваться в контексте ранней психологической травматизации. «Нередко и нарушения развития, и отклонения в поведении становятся следствием психических травм, полученных детьми на протяжении жизни, пережитых ими стрессов, порой до конца не преодоленных и определяющих их социальную дезадаптацию» [5, c. 128].
Это, несомненно, очень важно, но не менее важна работа не только по прогнозированию, но и по предупреждению рисков, по своевременной профилактике. В ряду таких средств должны быть и психолого-педагогические меры. Прежде всего, речь идет о предупреждении психологических проблем и проблем воспитания на ранних этапах – в дошкольном возрасте. В подростковом возрасте они иногда принимают уже слишком опасные формы даже в повседневном взаимодействии. В частности, развитие толерантности в детской среде может подготовить более благоприятные условия для преодоления конкретных социальных рисков.
Условия и закономерности социализации связаны с рисками и угрозами, реально существующими в окружающей среде. Л.С. Выготский отмечал: «Среда для человека, в конечном счете, есть социальная среда, потому, что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты» [4, c. 88] .
При этом «каждый возраст имеет свою, известным образом организованную для ребенка среду, так, что среда в чисто нынешнем смысле этого слова меняется для ребенка при переходе от возраста к возрасту. …Влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди прочих влияний также и степенью понимания, осознания того, что происходит в среде»[3, c. 93].
Образовательная среда в последние годы изучалась с позиций разных подходов: системного, деятельностного, личностного, отношенческого (В.В. Рубцов, И.А. Баева, Н.А. Ясвин, Б.С. Братусь, Н.А. Лабунская, Т.В. Менг, А.Б. Орлов и др.). Постоянно углублялись представления о среде как условии или факторе (благоприятном или неблагоприятном) и об опосредованном управлении процессом развития через эту среду. По большому счету от дошкольного образования, которое в нашей современной действительности исходно формирует социальные нормы, ценности и закладывает определенные установки, зависит будущее – будущее страны и социальный потенциал каждой отдельной личности. «Психологическая безопасность является такой характеристикой образовательной среды, которая придает ей развивающий характер и способствует сохранению психического и социального здоровья…« [1, c. 126].
Важной особенностью сегодня является и то, что в условиях частичного слияния дошкольных и школьных образовательных учреждений Москвы, возможно, создаются условия для дополнительной психологической нагрузки на ребенка со стороны резко изменяющейся среды. Именно она во многом определяет не только физическое и психическое состояние современных детей, но и их духовный мир, культурный потенциал, уровень интеллектуального и социального развития. Занятость и перегруженность родителей, а также их неподготовленность, а порой и инфантильность в воспитании детей, не способствуют успешному решению тех задач, которые стоят перед обществом в плане развития подрастающего поколения.
В данном случае хочется подчеркнуть связь проблемы безопасности образовательной среды еще и с концепцией развития образования. Личность как продукт индивидуальных особенностей и общих условий социализации и подготовки с самого начала формируется как субъект деятельности и как носитель особенностей (социальных, культурных, этнических и др.). От того, в какой мере психологически и социально развитого человека, какую личность – толерантную или конфликтную, ориентированную на саморазвитие или агрессивную, склонную к насилию и пр.– предполагается увидеть на выходе, зависят вклады и действия в данной сфере.
Исходя из целей, необходимо с самого начала иметь ориентиры и создавать условия для успешной социализации, где исходно закладывается осознанно уважительное отношение к себе и другим, к своему будущему и к жизни общества.
Неверие в свои возможности, отсутствующая или крайне слабая ответственность перед собой или другими, прошлыми и будущими поколениями, отсутствие общих ценностей или стремления к цели, обретению сквозного общего смысла своей жизни и т.д., препятствуют развитию и подрывают инициативу личности. Эти глобальные задачи необходимо понимать для решения вполне конкретных и неотложных задач, стоящих сегодня перед дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) в плане создания детям необходимых условий для психологической безопасности.
Целью проведенного нами исследования было выявление рисков и угроз эффективности образовательной среды ДОУ в плане безопасности развития личности ребенка и использование принципов толерантности для их предупреждения.
Актуальность негативных последствий безопасности в дошкольных образовательных учреждениях, а также недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы данного исследования, в рамках которой будут рассмотрены составляющие комплексной безопасности образовательной среды дошкольников, а в данном контексте – составляющие безопасности личности ребенка, а также намечены пути и средства ее обеспечения и профилактики.
Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологической безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей. Кроме того сензитивность дошкольников создает дополнительные условия для психологической уязвимости, восприимчивости к насилию, агрессии, страхам и тревожности, а также прочим угрозам.
Столь пристальное внимание сегодня к образовательной среде ДОУ объясняется необходимостью ее оценки и выбора. Если еще совсем недавно наша страна была самой читающей, то сегодня можно сказать, что мы становимся самой «учащейся» страной. Глядя на современных студентов и их стремление получить высшее образование – второе, третье, можно сказать, что молодежь России активно учится. Это, безусловно, позитивная тенденция, характерная и для большинства школьников, стремящихся помимо школьных знаний приобрести опыт участия в олимпиадах, конкурсах и пр.
Дошкольников также начинают тренировать, требуя от них активного обучения. Об этом свидетельствует появление детских садов, специальных детских клубов с двумя, тремя иностранными языками, с разными творческими уклонами и пр. Иногда дети и на родном языке толком еще не говорят, а уже занимаются иностранным. Целесообразно ли это, – решать родителям, но об этих возможностях они должны знать. Родители должны обладать возможностью реального выбора, понимать оценки качества образования, уровня безопасности конкретного учреждения, качества специалиста с соответствующим дипломом или сертификатом и на этой основе принимать самостоятельные и приемлемые для них решения.
Экспертиза и мониторинг как способы и средства оценки состояния образовательной среды и ее субъектов, на наш взгляд, позволят снять и сам вопрос о том, насколько психологическая безопасность среды реальна как структура параметров [см. 9, с. 146].
Социальные характеристики личности обуславливаются в определенной мере ее принадлежностью к разным подсистемам или группам. Человек, будучи включен в разные взаимодействия, по-разному участвует в них. Позиция, которую занимает человек, определяет направленность его деятельности, а также сферу и способы общения с другими людьми, что в свою очередь отражается на развитии его личности, социальных качествах. Среда побуждает к разным действиям.
Потребность в групповой принадлежности – важное социальное качество и ребенка, необходимое для осознания ценности собственной жизни и своей личности благодаря осознанию ценности другого, развития сотрудничества с другими людьми. Осознавая свою принадлежность к определенной группе, чувствуя более или менее прочную связь с ней и доверие, человек не ощущает одиночества, потерянности в необъятном мире, что особенно важно сегодня в дошкольном возрасте.
Наблюдение за разными группами разных ДОУ показывает, что во многих группах есть не принимаемые или отвергаемые дети. Такой ребенок может пытаться «подползти» к группе, но дети его не принимают в игру, не отвечают на его слова или жесты, дразнят и пр. Налицо детское одиночество и детское насилие. И если не помогут взрослые, то все это может вскоре привести к ответной агрессии, насилию, т.е. к риску безопасности среды.
Исследователи выделяют четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека [12]:
ограждающий подход. Он направлен на защиту человека от опасности путем избегания этой опасности или перемещения в более безопасную среду;
образовательный подход. Предполагает обучение человека поведению в экстремальных ситуациях и умению предвидеть такие ситуации, их распознавать и тем самым обеспечивать свою безопасность;
личностно развивающий подход. Направлен на развитие таких качеств личности, которые будут противостоять негативным воздействиям. Минимизируя количество и уровень возможных опасностей, человек становится более устойчивым;
созидательный подход. Предполагает нравственное воспитание и саморазвитие, направленное на созидание себя в единстве с природой и человечеством.
Это – подходы к безопасности в самом широком смысле.
Следует отметить, что и о психологической безопасности невозможно говорить без учета всех вышеперечисленных подходов. От каких-то явлений или фактов необходимо ребенка ограждать, учитывая его возраст и неготовность отстаивать собственные интересы. Если в группе оказался чрезмерно агрессивный ребенок, не просто мешающий остальным, а создающий ситуации риска, угрозу их здоровью, то придется оградить их от такого соседства. Чему-то необходимо обучать самих детей, например, поведению в конфликтных ситуациях, умению их разрешать – вот оно использование образовательного подхода. Личностный подход – собственно на это и следует ориентироваться в ДОУ, развивая в ребенке такие качества, которые позволят ему не только здесь и сейчас, но и в будущем противостоять негативным воздействиям, делая его более устойчивым (готовым противостоять курению, наркотикам и пр.). Важно развивать копинг-стратегии дошкольника, что позволит сделать его психологически более устойчивым.
Особое место в развитии детей дошкольного возраста должен занять на сегодняшний день созидательный подход – создание условий, при которых ребенок будет творчески активен в принятии решений. Скорее всего, это должны быть условия, требующие «поисковой активности», а значит, должны быть и какие-то ограничения, и стремление детей их преодолевать. Возможно, именно этот принцип привел японцев к взращиванию самостоятельности дошкольников, создавая им спартанские условия. Собственный стул, например, делают сами дети из подручных средств (упаковочной тары), дежурство рассматривают как поощрение, достижение.
Представление о психологической безопасности образовательной среды как целостного сложного интегрального образования, характеризующее такое состояние данной среды, которое можно зафиксировать через отношения ее субъектов и показатели их удовлетворенности в общении, защищенности от психологического насилия и референтной значимости, разработано И.А.Баевой [1].
Суть теоретических и эмпирических исследований в рамках данной научной концепции психологической безопасности образовательной среды сводится к выявлению специфики и наиболее важных характеристик психологической безопасности образовательного учреждения, к разработке такой концептуальной системы, которая позволила бы достаточно целостно и непротиворечиво анализировать психологическую безопасность учреждений данного типа. Изучением психологической безопасности школы занимаются В.В. Рубцов, И.А. Баева, Ю.М. Забродин, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.
Проблема психологической безопасности образовательной среды ДОУ и ее экспертизы является наименее разработанной и вместе с тем весьма актуальной в современной ситуации трансформации образования [см. 9, c. 146]. Общественная ценность данной задачи, безусловно, связана с особой значимостью дошкольного возраста как непременного условия успешной социализации детей, но и не только с этим, а прежде всего – с изменением отношения к личности, ее роли в обществе.
Поставленная цель с соответствующими задачами могут быть исследованы с помощью процедур и средств определенной экспертизы. Следует отметить, что важнейшим отличием экспертизы является то, что она актуальна именно в тех ситуациях, где отсутствуют рефлексии специалистов, а существующие – недостаточны, где нет еще четко разработанных алгоритмов деятельности. При этом экспертиза способна выявить новые, иногда более глубокие, аспекты, причем даже в ситуациях очевидных [см. 1, с. 127].
Сегодня, вероятно, необходимо подумать о взращивании новой культуры отношений в ДОУ, построенной на важных принципах толерантности [см. 10, с. 25]. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести: отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к чему угодно, в том числе и к какой либо идее, добровольность выбора, «свободу совести», акцент на искренности убеждений каждого человека в сделанном выборе и собственную ответственность.
Очень важны ответственность и умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и толерантности, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом они формируют определенные нравы. Еще И. Кант, говоря о воспитании чувства долга, ответственности подчеркивал, что воспитание дисциплинированности должно быть основано не на рабском принуждении к добродетели, а на принуждении, при котором должна быть сохранена свобода, «иначе движущие мотивы мученичества делали бы его совсем не моральным, а политически хитрым» [цит.по: 10, с. 54].
В связи с этим ценны справедливость и отношение к другим людям, как к самому себе. Важно принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Еще в глубокой древности, как свидетельствует Библия, был сформулирован принцип: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе «золотого правила нравственности».
Психологические аспекты толерантности все еще мало изучены, и отношение к ним в отечественной литературе неоднозначно. Одни видят в толерантности идеал и жизненно важный принцип, полагая, что она одна даст шанс выжить цивилизации. Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество» [10, c. 6]. Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом – интолерантностью, которая встречается в разнообразных формах в нашей жизни. В связи с этим необходимо понять, в чем состоит сущность данного феномена, и сделать осмысленно наш выбор.
Согласно Дж. Локку, толерантность имеет двойное основание: политическое и нравственное. Опуская в данном случае политический аспект, попытаемся высветить его нравственный контекст, столь важный для развития личности и ее отношений с окружающей средой.
В играх, направленных на выработку у ребенка умений учитывать партнера, а не просто выигрывать, заложены условия, при которых без учета интересов партнера невозможно выиграть. Прививая самостоятельность и ответственность, они закладывают определенную меру безопасности в отношения детей. В ДОУ № 1524 и № 1134 при нашем участии были разработаны творческие проекты «Вежливость», «Главные правила жизни», «Учитесь слушать тишину», игра «Чудо-город» и др. Структура каждого проекта включает в себя следующие формы работы: сотрудничество; психологический тренинг для родителей и совместный для детей и родителей; игротерапию; коррекционные занятия; проектирование и развитие самостоятельной деятельности детей. Отсутствие толерантности и наличие конфликтных тенденций сильно осложняли работу, в то время как потребность в толерантности стимулировала воспитателей на ее развитие. Интересно, что вследствие активного включения воспитателей в эту работу возросла их собственная толерантность.
В данном случае мы обратились к дошкольникам, пытаясь понять, как же можно «проращивать» толерантность и преодолевать конфликтность, не имея возможности опираться на механизм рефлексии и осознанность выбора. Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель воспитания и результат, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении, поступках, которые показывают образцы иного поведения, учитывающего как собственные интересы, так и интересы другого. Это реальное общение «на равных», заложенное с детства, позволит дошкольникам и в дальнейшем легче принять в человеке то, в чем они различны.
Актуальность данной задачи гораздо объемней, а все предлагаемое в рамках данной статьи – это лишь одно из направлений, напрямую связанное с проблемами создания психологической безопасности образовательной среды ДОУ и помощи детям дошкольного возраста в преодолении конфликтов и развитии умения сотрудничать. Предварительные шаги по разработке экспертизы и созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОУ привели к убеждению, что одним из важнейших факторов является развитие толерантности, которое предполагает «социально-нравственное развитие детей, умение и готовность субъектов сотрудничать, учитывая интересы другого, как и свои, готовность понимать иного, не такого как сам» [8, с. 193].
С этой целью было решено объединить, по возможности, усилия всех сторон (психологов, педагогов и родителей, детей) в деятельности, направленной на аккумулирование имеющегося и получаемого в ходе эксперимента позитивного опыта для развития толерантности данной среды в ДОУ [9, с. 146].
Стремление создать безопасные условия для жизни и деятельности, защитить всех участников образовательной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необходимо научиться не только выявлять скрытые болевые точки, психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному развитию каждой становящейся личности. «Воспитательная система… определяется, прежде всего, системой отношений, формирующейся на основе сотрудничества и сотворчества всех членов коллектива» [6, c. 197].
В ДОУ, когда ребенок впервые активно осваивает социальное пространство, он может подвергаться жестокому обращению, агрессии со стороны сверстников, а иногда и взрослых (родителей, учителей). Неосознанно дети копируют поведение педагога и черпают из него представления о нормах и правилах человеческого общежития, о взаимоотношениях людей, создавая иногда искаженную собственную картину мира. Педагог порой показывает детям не лучшие образцы собственного поведения (его вербальные и невербальные характеристики), стили и стратегии поведения, позиции по отношению к детям и другим субъектам образовательной среды. Ребенок копирует все.
Проявления жестокости, агрессивности не редки в детском социуме. Однако стоит помнить и о том, что потом, значительно позже, униженные и обиженные начинают все возвращать в социум. Ссылаясь на Р.Харриса, можно сказать, что модель «Я хороший – Ты хороший», которая к подростковому возрасту постепенно превратилась в «Я плохой – Ты плохой», начинает работать, втягивая сюда всех, создавая условия для расширения круга «ритуальной агрессии».
Необходимо с самого начала создавать условия для успешной социализации, начиная с ДОУ, где исходно осознанно должно закладываться уважительное отношение к себе и другим, к своему будущему и к жизни в обществе. Неверие ребенка в свои возможности, отсутствующая или крайне слабая ответственность перед собой или другими, прошлыми и будущими поколениями, отсутствие стремления к цели, обретению сквозного общего смысла своей жизни и т.д. препятствуют развитию личности, подрывают творчество, поисковую активность, инициативу
Чувство удовлетворенности субъектов образовательной среды, прежде всего детей ДОУ, связывают с комфортностью. В толковом словаре С.И. Ожегова комфортность определяется как условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.
Пребывание ребенка в ДОУ не всегда можно назвать комфортным. С самого начала ребенку приходится преодолевать трудности разного рода. Например, трудности адаптации к новым непривычным после дома условиям, к режиму дня и жизни в детском социуме, к учебе, занятиям. Это как раз нормально и полезно – учиться и уметь. Речь идет о том, что все это дополняется порой ненужными, негативными моментами.
К числу таких факторов можно отнести проблему технического персонала, на что сетуют во многих ДОУ и что обсуждалось даже на конференции. Иногда нянечки или санитарки уже своим присутствием и речью, насыщенной конфликтогенной лексикой, оказывают негативное влияние на детей. Известны анекдотичные случаи, когда ребенок приносит ненормативную лексику из детского сада, еще не владея в полной мере родной речью. И если для совершенствования педагогических условий можно сделать что-то, то проблема с нянечками – гораздо сложнее. На это место «не рвутся» желающие, и найти добрую, да еще образованную, хорошо воспитанную няню за столь низкую зарплату просто невозможно. Отсюда встает задача работы и с техническим персоналом, которую администрации ДОУ организовать не так просто. Помощь детям и их родителям в образовательном пространстве ДОУ неотрывна от процесса экспертизы психологической безопасности и интеграции психологических знаний в образование.
Забота о детях дошкольного возраста напрямую связана с созданием системы комплексной психологической поддержки всех субъектов данной среды. Сегодня разнообразные психологические проблемы – агрессия, импульсивность, конфликтность, гиперактивность детей и пр. – создают угрозы всем и требуют их предупреждения и профилактики.
В этой части необходимо обратить внимание:
- на стили взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт);
- позиции, педагога (по отношению к детям, их родителям, к коллегам, администрации);
- коммуникативные навыки (стратегии и тактики поведения; стереотипы воспитателя; предубеждения и установки);
- уровень профессионализма и профессиональную культуру педагога;
- профессиональные деформации (эмоциональное выгорание).
Безопасность образовательной среды появилась как идея и факт защиты детей от внешней опасности в таких экстремальных ситуациях, как землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической опасности ребенок сталкивается с психологическими проблемами, с необходимостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять определенные действия в условиях стресса, риска, неопределенности, принимать жизненно важные решения и т.д. И начинать его подготовку надо не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства. Необходимы, с одной стороны, условия достаточно комфортные для развития, личности, а с другой – подготовка к ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным.
В настоящее время человечество оказалось в новой точке своего эволюционного пути, когда оно вынуждено осознанно брать на себя полную ответственность за свое дальнейшее существование. Сегодняшняя реальность – угрозы безопасности, риски, степень неопределенности которых – проверка нашей стойкости.
Литература
- Баева И.А. Диагностический и экспертный подходы к оценке психологической безопасности образовательной среды // Социально-психологические проблемы исследования и оценки безопасности в образовании: Сб. науч. статей / Под ред. И.А. Баевой, В.В. Коврова. Вып. 2. М., 2012.
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / Под ред. И.А. Баевой. М.; СПб., 2011.
- Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 1966.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М., 2007.
- Мириманова М.С. Воспитательная система как ресурс психологической безопасности образовательной среды // Личность в изменяющихся социальных условиях/ Под ред. Е.В.Гордиенко Красноярск, 2012.
- Мириманова М.С. Идентичность и толерантность в процессе социализации // Социально-психологические проблемы исследования и оценки безопасности в образовании: Сб. науч. статей / Под ред. И.А. Баевой, В.В. Коврова. Вып. 2. М., 2012.
- Мириманова М.С. Профилактика конфликтности и развитие толерантности в образовательной среде // Научно-практические и прикладные аспекты деятельности центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ. М., 2011.
- Мириманова М.С. Технология обеспечения психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М.,2012.
- Мириманова М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. М., 2004.
- Рубцов В.В., Баева И.А., Гаязова Л.А. Мониторинг безопасности образовательной среды в системе обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения // Социально-психологические проблемы исследования и оценки безопасности в образовании: Сб. науч. статей / Под ред. И.А. Баевой, В.В. Коврова. Вып. 2. М., 2012.
- Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. Пермь, 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2265
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1946
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2