Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 2. С. 277–291
ISSN: 2587-6139 (online)
Творческая поэтическая мастерская как средство развития креативности и обеспечения психологической безопасности педагога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: креативность, психологическая безопасность, регуляция эмоциональной сферы педагога, творческая поэтическая мастерская
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Оганесян Н.Т. Творческая поэтическая мастерская как средство развития креативности и обеспечения психологической безопасности педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 277–291. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61383 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования декларирует переход от школы информационно-трансляционной – к школе деятельностной. При этом, по мнению А.М. Кондакова, новое содержание образования подразумевает организацию образовательного процесса на основе креативности и творчества, которые являются самыми востребованными продуктами образования. Для развития креативности необходимы благоприятная, психологически безопасная образовательная среда и профессиональная готовность работников образования, подразумевающая творческий подход к реализации ФГОС общего образования.
Современное образование нуждается в творческих, по-настоящему успешных педагогах. Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются:
высокая компетентность в предметной сфере профессионального знания;
педагогическая компетентность;
психологическая компетентность.
Профессионально компетентные, творческие и самостоятельные педагоги демонстрируют:
стремление к профессиональному самосовершенствованию, которое осуществляется через самообразование – обновление и усовершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности;
самовоспитание – творческую деятельность человека по систематическому развитию в себе позитивных качеств личности;
саморазвитие – творческое отношение человека к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и внутренний мир;
самоактуализацию – непрерывное стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;
рефлексию, которая характеризует способность педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности.
Педагог для успешной профессиональной деятельности должен иметь специальную психологическую подготовку, в которой можно выделить: формирование психологической культуры и психологическую компетентность в педагогической деятельности. Таким образом, организация профессионального развития педагога в рамках психологической культуры актуальна и требует практического решения.
Как известно, задачами психологической службы школы являются:
содействие сохранению психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса;
содействие в организации благоприятного, психологически безопасного климата в школьном коллективе;
создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды школы;
оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса;
создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять профилактическую, развивающую, коррекционную работу с педагогами, испытывающими различные психолого-педагогические трудности;
повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного пространства;
формирование у педагогов способности к творческому саморазвитию.
Таким образом, основная задача психологической службы образовательного учреждения – психологическое сопровождение и психологическая поддержка педагога на пути к профессиональному успеху. Под психологическим сопровождением и поддержкой мы понимаем систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов. При этом необходимо учитывать, что психологическая подготовка педагогов в настоящий момент недостаточна, и то, что не было сделано в педагогическом вузе, в какой-то степени приходится «доделывать» психологам, работающим в системе образования.
По нашему мнению, содержание деятельности школьной психологической службы по психологическому сопровождению и поддержке педагогов предполагает:
экспертизу педагогического потенциала (разработка процедур анализа, оценки профессиональной компетентности, личностных особенностей и т.д.);
разработку и внедрение программ профессионального совершенствования педагогов;
прогнозирование результата деятельности.
Но профессиональное развитие педагога – это не только рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, главное – это активное качественное преобразование своего внутреннего мира, самоактуализация и самореализация, приводящие к принципиально новому творческому и рефлексивному способу жизнедеятельности. Таким образом, развитие личности педагога зависит не только от качества организации психологической службы школы, но и от творческой позиции самого педагога.
Приоритетной целью модернизации современного образования является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности. Оно связано с развитием личности, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «психологическая защищенность», «психологическая безопасность», «социальное благополучие», «творчество». Соответственно, сфера профессиональной компетентности педагога значительно расширяется. Педагогу, начавшему работать в современной парадигме, необходим новый уровень профессионального развития, который связан, в первую очередь, с новым взглядом на жизнь, способом мышления, поведения, отношением к себе как свободному и ответственному человеку, человеку рефлексирующему и находящемуся в постоянном творческом поиске.
Проблема творчества становится в последнее время все более актуальной. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни. Именно поэтому невозможно переоценить значение и роль творчества в педагогической практике. Свои творческие усилия человек может обращать не только на внешние объекты, на мир, но и на самого себя. «Творение» себя через творчество, самопостроение, формирование собственной личности человек осуществляет в направлении идеала, как он его себе представляет. Своей творческой волей человек пересоздает свою судьбу, всю систему своих взаимоотношений с миром, заменяя их несовершенный порядок порядком более высокого уровня, который он сознательно творит.
Проблема развития креативности – непреходяще актуальная проблема, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания и развития человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, творческое самовыражение выступает последним, «собирающим» и завершающим элементом, придающим законченность всей системе.
Для человека вообще, а педагога особенно, его потребность в творчестве, творческом самовыражении является естественной и истинной. Только творческое поведение педагога в изменчивой образовательной среде может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая ему возможность адаптироваться к новым реалиям образовательного процесса. Только собственным примером педагогического подвижничества и творческого отношения к своему делу педагог может зажечь творческую искру в сердцах своих воспитанников.
Под культурой мы понимаем совокупность отношений человека с миром, пространство становления смысла и формы этих отношений, а под прогрессом культуры понимаем развитие и обогащение этих отношений, усложнение их содержания и очеловечивание способа их выражения. Действительным субъектом этих отношений может выступать только стремящаяся к развитию и развивающаяся творческая личность, которая способна действовать самостоятельно, адекватно и эффективно и отвечать за результаты своей деятельности.
Для этого в общественном мнении должна укрепляться высокая оценка именно творческой позиции и установки, должен поддерживаться высокий общественный статус творческой личности и творческой деятельности педагога.
Говоря о креативности как о ведущей профессионально значимой способности педагога, невозможно ограничиться только теоретическими рассуждениями. Проблема развития креативности имеет не только научный интерес, но и большую личностную значимость. Рассуждать о творчестве в строго научных терминах, становясь в объективную, отстраненную позицию, трудно, в этом случае теряется специфика процесса. Очевидно, что о творчестве можно вести речь, только пережив этот процесс или хотя бы прикоснувшись к нему. Поэтому необходимо ввести педагогов в креативную атмосферу творческой мастерской. Опыт проведения таких мастерских у автора [4; 6] имеется, и он свидетельствует в пользу эффективности данной практико ориентированной формы работы.
Кроме того, в области образования происходят изменения в характере глобальных тенденций, к которым относится и обеспечение психологической безопасности личности в образовательном процессе. Образовательное учреждение, являясь социальным институтом, способно построить свою локальную систему безопасности и создать условия для психологической безопасности и помощи личности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Психологическая безопасность – ведущая проблема для всех участников образовательного процесса, но особенно актуальна она для педагогов, от которых в первую очередь зависит, насколько психологически комфортной будет атмосфера в образовательном учреждении. По результатам исследований Лаборатории психологической безопасности в образовании Центра экстренной психологической помощи МГППУ можно сделать вывод, что уровень психологической безопасности образовательной среды можно повысить за счет использования определенных форм работы – тренингов и творческих мастерских. Следствием явится повышение уровня психологической безопасности среды, регулирование эмоциональной сферы личности, снижение уровня агрессивности и тревожности у педагогов – участников творческих мастерских.
Творческие поэтические мастерские, в которых можно научиться азам поэтической грамотности, развить креативность и, кроме того, решить свои психологические проблемы, появились во всем мире. Это не просто клубы любителей поэзии, это – центры, в которых специалисты учат понимать поэзию, чувствовать ее, оформлять собственные эмоции в виде стихов, структурируя, таким образом, хаос чувств. Поэтический взгляд на мир органически присущ каждому человеку, даже если он никогда не открывал книгу стихов. Тем не менее, поэтическое творчество – не такое легкое занятие, как может показаться неофиту. Это средство – необычайно компактное, плотное по своему содержанию. Овладеть всеми его премудростями весьма непросто. Но имеются основания утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число людей. Это явствует, между прочим, из того, что в детском и отроческом возрастах многие и многие из нас непроизвольно испытывают влечение к стихотворчеству (пусть в самых элементарных его формах).
Разработанный и опробованный на практике способ осуществления деятельности поэтических мастерских включает в себя формирование творческих групп, создание ситуации неформального общения участников, творческой атмосферы в группах, личное позиционирование каждого участника. Поэзия как средство развития креативности и рефлексии, регуляции эмоциональной сферы личности использует традиционную поэтическую технику: ритм, звук, метафору и т.д. Полученный в конечном итоге творческий продукт, конечно, является ценностью и сам по себе, но основной результат в данном случае – рост креативности, эмоциональной устойчивости, а также рефлексии – самопонимания, самоосознания и самоприятия посредством эмоциональной самоэкспрессии. Таким образом, творческой поэтической мастерской преследуются весьма разнообразные цели.
Вариантов проведения творческой поэтической мастерской можно разработать великое множество, и все они будут иметь право на существование при условии грамотного подхода. Мастерская может иметь два направления: чтение поэтических произведений и самостоятельное поэтическое творчество. Большинство исследований по этой проблеме посвящено чтению специально подобранных поэтических произведений как процессу креативному и регулятивному одновременно. Начинать, очевидно, следует с чтения поэтических произведений, с погружения в атмосферу творчества, затем логично перейти к разговору об азах поэтической грамотности, основных законах и правилах стихосложения и закончить творческими занятиями.
Руководитель мастерской обычно выбирает стихотворение (или иное поэтическое произведение), которое может быть представлено в устной или письменной форме, и использует его в качестве катализатора, стимулирующего эмоции и провоцирующего обсуждение. Все внимание руководителя в данном случае должно быть обращено на реакции участников. Руководитель должен создать комфортную атмосферу, чтобы участники чувствовали себя в полной безопасности и смогли бы искренне, открыто, естественно выражать свои чувства и обмениваться мыслями и мнениями. Он выбирает такие произведения, которые могли бы иметь развивающий и регулятивный эффект. Это предполагает исключительное знание поэзии, обладание тренинговым опытом.
Можно начать с любого чувства, испытываемого в данный момент участниками. Это может быть чувство тревоги или беспомощности, раздражения или восторга и т.д. Мы можем начать и с того, что занимает в данный момент сознание участников, с чего-то, что привлекает их внимание, – с какого-нибудь события, которое беспокоит, или же с какой-то проблемы, порождающей определенное чувство или связанной с таким чувством. Участники должны полностью освободиться от своей обычной, повседневной личности и полностью погрузиться во внутреннее переживание, «стать» им. На заключительной стадии участникам предоставляется возможность излить свои переживания в творческом поэтическом продукте.
Смысл достижения сильного переживания заключается в том, чтобы получить доступ к глубинному внутреннему опыту, а не в том, чтобы всего лишь излить чувства, получить эмоциональную разрядку, отреагировать или испытать катарсис. Сильное переживание является техническим средством достижения самого сокровенного, неосознаваемого. Затем, после того как достигнуто это переживание, происходят личностные изменения.
Поэтическая мастерская в режиме творческого самовыражения включает в себя создание поэтических произведений с целью стимулировать у участников мастерской процессы развития креативности, рефлексии и эмоциональной устойчивости.
Мастерская – это система теоретических и практических занятий, каждое из которых предусматривает отдельную тему, рассматривающую психологические аспекты поэтического языка. Каждая новая тема является продолжением предыдущей и опирается на знания, полученные в ходе освоения материала.
В интерактивном творческом процессе выделяют пять этапов.
Первый этап представляет собой психологический авторский тренинг, в ходе которого читаются специально подобранные стихотворения, использующиеся в качестве катализатора эмоционального настроя. Цель этапа – ускорить процедуру знакомства группы и решить сопутствующие проблемы, связанные с общением.
Второй этап представляет собой теоретическое освещение темы «Стихосложение». Примерные темы занятий в общей схеме соответствуют порядку их проведения. Здесь участник впервые осмысливает данные руководителем мастерской средства анализа и построения стихотворной речи. Цель этапа – предварительное ориентирование в теме, ознакомление с областью стихосложения и осмысление значимости изучаемого.
Третий этап представляет собой знакомство с выявленной автором системой психологических механизмов воздействия поэтического творчества на личность, которая включает в себя механизмы внушаемости, осознания, спонтанности, переживания и коммуникации. При этом поэтическое произведение рассматривается с точки зрения суггестивной лингвистики на разных иерархических уровнях: фонологическом, просодическом, лексико-стилистическом, лексико-грамматическом, морфо-синтаксическом, семантическом и др. Акцентируется внимание на дисгармонии поэтических текстов как суггестивном факторе, который определяется наличием фонетических, лексических, грамматических и других отклонений от нормы. Цель этапа – осмысление на теоретическом уровне психологических механизмов воздействия поэтического творчества.
Четвертый этап – непосредственно практическая работа с использованием авторской системы специальных заданий, направленных на овладение навыками стихосложения и совершенствование этих навыков. Например, задания на овладение рифмой, ритмом, мелодикой, звукописью, фигурами и тропами; задания на совершенствование умений выражать собственные эмоции и смыслы посредством поэтического произведения на основе механизмов внушаемости, осознания, спонтанности, переживания и коммуникации. Задания подбираются таким образом, чтобы активизировалась аналитическая и конструктивная (творческая) деятельность участников. Каждый участник имеет возможность применить полученные в ходе предыдущего этапа знания, необходимые для анализа и создания стихотворений. Цель этапа – практическое овладение правилами и приемами стихосложения для выражения собственных эмоций и смыслов, реализации творческого потенциала.
Пятый этап – рефлексия. Выполненные задания обсуждаются всеми участниками по ходу и в конце занятия; по мере необходимости дается задание для самостоятельной работы. Цель этапа – осознание степени практического овладения освоенными ранее на теоретическом уровне приемами стихосложения и развивающего эффекта поэтического творчества.
Следует отметить, что наиболее эффективный механизм формирования субъектности связан с воздействием на рефлексивные структуры сознания. С.Л. Рубинштейн [8] выявил два базовых способа существования человека как субъекта жизни. Первый способ представляет собой жизнь, не выходящую за пределы непосредственных связей, в которых живет человек (его можно назвать реактивным способом существования). Второй способ связан с появлением рефлексии. При этом сознание выступает как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее, для суждения о ней (это рефлексивный способ существования).
В современном изменяющемся обществе наиболее актуален второй способ существования человека. Самая важная психологическая проблема современного общества – проблема стимулирования и поддержки рефлексивного способа существования человека. Актуализация рефлексии, которая происходит в ходе творческого процесса (в частности, речь идет о поэтическом творчестве), стимулирует переход с реактивного способа существования на рефлексивный или закрепляет рефлексивный способ жизнедеятельности, оснащая субъекта новыми средствами. Эта схема максимально ориентирована на свободную развивающуюся личность.
Рефлексия играет огромную роль в различных сферах профессиональной деятельности. Особенно это касается профессии педагога, в рамках которой осуществляется анализ поведения детей, родителей, их межличностных взаимодействий, коррекция конфликтного общения и др. Педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе, поэтому весьма значимы попытки выйти на ее управляемое развитие. Следовательно, процесс развития рефлексии как «практики сознания», которая обнаруживает себя в разной степени, и глубины осознания самости, собственной субъективности является актуальным, поскольку самопознание исключительно важно для профессиональной творческой педагогической деятельности.
Для доказательства эффективности творческих поэтических мастерских было необходимо изучить процесс воздействия поэтического творчества на личность участников, выявить уровень эффективности и зафиксировать результаты этого воздействия.
По окончании работы в поэтической мастерской был проведен контент-анализ самоотчетов участников с переводом текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой.
Написание самоотчетов предварялось следующей инструкцией: «Ответьте на вопрос: "Как повлияли на меня занятия в поэтической мастерской?"».
Контент-анализ включал в себя:
1) выделение системы опорных понятий (категорий анализа);
2) отыскание их индикаторов – слов, словосочетаний, суждений и т. п. (единиц анализа);
3) статистическую обработку данных.
Подготовительный этап (разработка программы анализа материала) включал в себя постановку цели исследования, подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа). Особое внимание мы обращали на составление классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета, поскольку от качества этой основы алгоритма последующих действий зависит эффективность работы в целом.
Целью контент-анализа было выявление глубинных установок респондентов: как можно более точная регистрация внешне неразличимых показателей в массиве эмпирических данных, выявление тенденций и закономерностей, свидетельствующих о развивающем эффекте занятий в творческих поэтических мастерских.
Категории анализа стали ключевыми элементами исследовательской концепции, смысловыми единицами, выраженность которых подлежала регистрации в соответствии с поставленной целью. Были выделены следующие категории анализа: изменения в эмоциональной сфере участника поэтической мастерской, уровне рефлексивности и креативности.
Единицы анализа, или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляли собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это были отдельные слова, сочетания слов различной протяженности, чисто грамматические средства – глагольные формы, обозначающие, соответственно, процессы и результаты, а также отглагольные имена («усиление» и т. п.).
Мы интересовались не словами как таковыми и тем более не грамматическими категориями, а стоящими за словами значимыми понятиями, темами, проблемами – иными словами, тем, что можно назвать понятийно-тематическими единицами:
1) нас интересовали не срезы, свидетельствующие о наличие неких состояний, а динамика изменений. Мы ориентировались на слова (глагольные формы), свидетельствующие об изменениях: «стал», «изменился», «появилось», «мне хочется», «захотелось», «возникают новые», «по-новому осмыслить, понять, почувствовать, жить…», «начинаю», «делают», «получается», «случается так», «научился», «является», «происходит» и т.д. И отглагольные формы: «усиление», «улучшение», «влияние» и т.д.;
2) нас интересовали «ключевые» слова и/или словосочетания, связанные с эмоционально окрашенной оценочной лексикой. Например: «прекрасное чувство», «огромное удовлетворение» и т.д.;
3) нас интересовали «поэтические» единицы. Под таковыми понимаются элементы, допускающие количественное измерение средств художественной выразительности – фигур и тропов.
Единицы счета – это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. Использовались два варианта:
1) частота проявлений в тексте категории или ее признака;
2) пропорция представленности категории (ее признака), или, иначе, объем внимания, уделяемый ей автором текста.
Разработка классификатора завершилась составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.
Кодировочная матрица представляла собой таблицу для регистрации первичных результатов исследования. По горизонтали в ней указывались категории анализа, а по вертикали – перечень источников информации (перечень испытуемых, представивших самоотчеты). Середина таблицы заполнялась цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.
Исполнительный этап предусматривал совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.
На этапе обработки данных, содержание которого задавалось целью исследования, при обработке результатов (кодировочной матрицы) использовались частотные распределения.
Результат определялся, в основном, степенью удовлетворенности участников творческой поэтической мастерской. Свое психологическое состояние участники оценили как вполне удовлетворительное и связали свое улучшившееся эмоциональное состояние, удовлетворенность жизнью и профессией с занятием поэтическим творчеством. Возникли радостные ощущения полноты жизни, психологической защищенности и убежденность, что все это объясняется активной творческой работой в поэтической мастерской.
Таким образом, полученные в исследовании результаты позволили доказать эффективность данного варианта использования поэтического творчества в качестве средства, воздействующего на смысловую и эмоциональную сферы личности участника творческого процесса. Представленный подход позволяет рассмотреть проблему стимулирования процесса роста креативности субъектов поэтического творчества в практико ориентированном ракурсе.
Итак, творчество – это особое состояние человека, которое он переживает как полноту реализации. Находя невыраженному и сокровенному формы проявления, человек в творчестве самовыражается и самоутверждается как равноправный деятель в отношениях с миром. Это расширяет представление человека о самом себе, своих возможностях. Роль поэтического творчества в личностном развитии состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, но и обосновывает – рационально и эмоционально – вообще необходимость творческого отношения к миру.
Для человека является естественной его потребность в творчестве, творческом самовыражении, самореализации. Кроме того, только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.
Формируя внешний материал, человек организует и свой внутренний мир, как бы наводит порядок в собственной душе, гармонизируя ее состояние, устраняя напряжения, «перекосы». Творчество, возможное в собственном смысле лишь как свободная, спонтанная деятельность, дает человеку ощущение свободы, состояние полета, вдохновения, раскрепощенности, уверенности в себе.
Исследователи (как теоретики, так и практики) с энтузиазмом отмечают эффективность подобных творческих мастерских. Эта эффективность оценивается по трем критериям:
1) убежденность участников в том, что именно эти занятия существенно помогли им почувствовать себя более психологически защищенными, более эмоционально устойчивыми, более уверенными в себе;
2) ощущение своей социальной значимости, своих успехов, убежденность в том, что все это обусловлено, прежде всего, данным творческим процессом;
3) сформировавшееся желание продолжить творческие занятия и помочь другим так, как помогли тебе самому, стремление активно практически делиться с людьми опытом творческого самовыражения.
Таким образом, занятие поэтическим творчеством стимулирует развитие креативности, педагогической рефлексии и является эффективным средством регуляции эмоциональной сферы личности. Поэтические мастерские в режиме творческого самовыражения являются универсальной поддерживающей средой и уникальным средством, способствующим восполнению внутренних психологических ресурсов личности педагога, которая существует в режиме непрерывного образования и самообразования.
Литература
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997.
- Лепский В.Е. Субъектно-ориентированная парадигма СМИ: гармония информационной безопасности и развития России // Информационная и психологическая безопасность в СМИ/ Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского: В 2 т. Т. 1. М., 2002.
- Оганесян Н.Т. Библиотерапия: самоактуализация психических состояний через поэзию. М., 2002.
- Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2002.
- Оганесян Н.Т. Поэтическое творчество как средство регуляции эмоционально-смысловой сферы личности // Культурно-историческая психология. 2010. № 3.
- Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. М., 2007.
- Оганесян Н.Т. Самоактуализация личности посредством поэтического творчества в режиме творческих поэтических мастерских // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 3. URL: http://psyedu.ru/jornal/2011/3/2415.phtml (дата обращения: 24.05.2013).
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3373
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1144
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1