Уровень осмысленности жизни у офицеров спецназа: от юности к зрелости

1842

Аннотация

Обсуждается проблема личностного роста в юности, молодости и зрелости при профессиональной подготовке и достижении высокого уровня профессионального мастерства офицерами специальных подразделений. Предполагается, что в профессиональной деятельности офицера основополагающим фактором личностного роста являются требования, предъявляемые к его личности профессией. Описывается эмпирическое исследование, проведенное с участием курсантов военного училища, готовящего офицеров спецназа (юность), и офицеров спецназа (25–29 лет – молодость; 30–45 лет – зрелость). Применение методики А. Лэнгле и К. Орглер «Шкала экзистенции» («Existenzskala») позволило установить уровень экзистенциальной исполненности как центрального аспекта осмысленности жизни. Выявлено, что экзистенциальная исполненность и ее компоненты возрастают по своему уровню в период профессиональной подготовки (различия между показателями курсантов I и IV курсов статистически значимы). Наиболее высокие показатели экзистенциальной исполненности характерны для офицеров спецназа (различия между группами офицеров и курсантов статистически значимы), причем рост этих показателей от молодости к зрелости не значителен.

Общая информация

Ключевые слова: профессия офицера, экзистенциальная исполненность, юность, молодость, зрелость

Рубрика издания: Инновационные события

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Апасова Е.В. Уровень осмысленности жизни у офицеров спецназа: от юности к зрелости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62450 (дата обращения: 05.12.2023)

Фрагмент статьи

Офицеры специальных подразделений – это особый контингент в рамках военной профессии, отличающийся высоким уровнем профессионального мастерства и постоянной включенностью в контртеррористическую деятельность. Этот контингент недостаточно изучен, в частности, требуют специального эмпирического исследования те личностные особенности, которые складываются у офицеров спецназа в зрелости – возрастном периоде, связанном с максимальной реализацией имеющегося потенциала и продуктивностью в профессиональной сфере (Э. Эриксон).

Изучая личность офицера спецназа, нельзя обойти одну из центральных характеристик  – осмысленность жизни, или экзистенциальную исполненность (В. Франкл, А.  Лэнгле).

Литература

  1. Васанов А.Ю. Взаимосвязь ценностных ориентаций с характеристиками экзистенциальной наполненности // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010.  
    C. 661–666.
  2. Ермолаева А.В. Психологические особенности личности военнослужащего – участника боевых действий [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 13.06.2013).
  3. Зелянина А.Н. Динамика индивидуально-психологических особенностей ветеранов боевых действий с различным характером военной травмы: Автореф. дис. … канд. психол. наук. M., 2013. 24 с.
  4. Квасцова О.Г. Трансформация временной перспективы личности
    в экстремальной ситуации: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  M., 2013. 34 с.
  5. Ленгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия: 2-е изд.
    M.: Генезис, 2004. 128 с.
  6. Лэнгле A. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: 2-е изд.  M.: Генезис, 2008. 159 с.
  7. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути// М. Пруст. В поисках утраченного времени. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. ин-та, 1997. 571 с.
  8. Франкл В. Воля к смыслу.  М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева.   М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  10. Шеховцова Л.Ф. Экзистенциальные аспекты возрастной психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3.  C. 158–171.
  11. Экзистенциальный анализ: Бюллетень/ Ред. совет: А. Лэнгле, С. Лэнгле, С.В. Кривцова, Н.С. Игнатьева, А.С. Баранников, И.Н. Ефимова, И.А. Ларина, Г.А . Петрова, С.А. Мардоян. 2009. № 1. М.:ИЭАПП, 2009. 207с.

Информация об авторах

Апасова Екатерина Викторовна, кандидат психологических наук, сотрудник кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-0768, e-mail: dissovetmgppu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1754
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1842
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0