Родительская зрелость: содержание и структура концепта в разрезе отечественных и зарубежных исследований

61

Аннотация

Проводятся анализ и операционализация конструкта «родительская зрелость». По мнению авторов, она представляет собой сложное многоплановое образование, совокупность инструментальной и мотивационно-ценностной составляющих, интегрирующихся во внутренней позиции родителя, в жизненных выборах относительно рождения, воспитания детей и ответственности за принятые решения. Утверждается, что становлению родительской зрелости способствует развитие внутренней позиции родителя, включающей личностную рефлексию, направленную на оценивание степени собственной зрелости, анализ собственной родительской позиции и жизнестойкости, вовлеченности, контроля за процессом развития детей и принятия риска, связанного с взрослением детей. Развитие смысловой ориентировки и смысложизненных ориентаций в рамках родительства активизирует постановку самими родителями новых задач саморазвития.

Общая информация

Ключевые слова: зрелость, родительство, компоненты

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290407

Получена: 20.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Соколова Н.С. Родительская зрелость: содержание и структура концепта в разрезе отечественных и зарубежных исследований // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 4. С. 84–93. DOI: 10.17759/pse.2024290407

Подкаст

Полный текст

Введение

Родительство представляет собой одну из возможностей человека, в рамках которой он реализует собственную любовь и передает потомству культурно-исторический опыт человечества [8]. Оно является необязательной деятельностью и предполагает ситуацию выбора. Человек должен самостоятельно принять решение о родительстве, поэтому в отношении к нему можно увидеть яркое проявление самоопределения, самодетерминации личности [19].

Родительство определяется как комплексный психолого-социальный феномен, основными компонентами которого являются принятие на себя ответственности, социальной роли и правил, мотивация, родительская позиция, самореализация и саморазвитие. В становлении эффективного родительства значительную роль играет родительская зрелость [6; 10].

Противоречие между существующей потребностью общества в обеспечении эффективного родительства, с одной стороны, и слабой изученностью категории родительской зрелости (см., например, [8; 19; 21]), с другой, выступает основанием данного исследования. В связи с этим нами были поставлены следующие исследовательские вопросы: каковы содержание и структура категории «родительская зрелость» в отечественных и зарубежных исследованиях, какие имеются различия в ее трактовке?

Анализ зарубежных и отечественных подходов

Категория «родительская зрелость» опирается на конструкт «зрелость», который изучается в рамках психологии личности.

Зрелость – это многоуровневая и многомерная структура, интегральная характеристика личности, которая может быть и ресурсом личностного развития, и ее критерием. Она реализуется через полноценное не столько функционирование, но бытие человека, в котором он стремится активно создавать свою жизнь, самоопределять себя, ставить жизненные цели и добиваться их, обнаруживать уникальные смыслы, выполнять уникальную жизненную задачу и создавать систему межличностных отношений. Значимым компонентом зрелости становится самооценка зрелости как способность человека соотнести собственные критерии зрелости и жизненные реалии. Основанием для поиска критериев зрелости является овладение способностью решения жизненных задач на конкретном жизненном этапе.

Вопрос родительства возникает практически у каждого человека. В процессе подготовки к нему человек встречается с абсолютно новой позицией по отношению к другому человеку [17; 28; 30]. Содержание этой позиции предписывает выполнение родительской роли – уход и забота о маленьком человеке, развитие и сопровождение нового члена общества. По отношению к родительской роли человек может занимать определенную позицию, принимая или отвергая ее, испытывая различные эмоциональные переживания от радостного принятия до отчаянного отвержения [21; 24; 25; 29].

Пересечение области представления о зрелости личности и области реализации человека в родительстве дает основания для определения родительской зрелости как сложного феномена с многоуровневой структурой.

Проанализируем содержание категории «родительская зрелость» в зарубежных и отечественных подходах.

Родительская зрелость выступает как способность воспринимать своего ребенка в качестве «независимого взрослого» с ограничениями и потребностями и готовность относиться к ребенку соответствующим образом, считают исследователи М. Мендоса и А.М. Фонтейн [23]. Идеальная картина складывается, когда родители приобретают способность воспринимать своего ребенка как взрослого, который больше не нуждается в заботе и уходе, при этом у ребенка формируется более реалистичное восприятие своих родителей.

Э. Фромм выделяет такие составляющие родительской зрелости, как эмпатия, переживание и выражение сочувствия, готовность и способность любить, выражение заботы, подчеркивая ее социальный аспект [13].

С.Н. Найдеггер [26] определяет родительскую зрелость как специфически ролевую. Он описывает ее как способность родителей вовлекаться в близкие и взаимные отношения с ребенком. При этом родители признают ребенка психологически равным взрослому человеку по отношению к автономии, потребностям, ограничениям и способностям.

Родительская зрелость в исследованиях С.А. Андерсон и Р.М. Сабателли [14; 15] – двусторонний конструкт, объединяющий в сложном единстве два разнонаправленных процесса. С одной стороны, происходит отделение ребенка от родителя, или дистанцирование, с другой стороны, можно наблюдать сближение ребенка с родителями, или понимание.

Родительское дистанцирование предполагает способность родителей уменьшать степень контроля за поведением ребенка, принимать и поощрять более автономные отношения, более реалистично подходить к оценке своего ребенка. Родительское понимание – это принятие уникальности ребенка, понимание и принятие его социума, гибкость и эмпатия в отношениях. Родительская зрелость заключается в способности адекватно сбалансировать дистанцирование и понимание [26], сочетать уровни близости, автономности, отдельности [14; 15]. Таким образом, можно говорить о том, что высокодифференцированные отношения (высокая степень близости и индивидуализации) более адаптивны, чем низкодифференцированные.

  1. Джайнотт [9] рассматривает родительскую зрелость в контексте общения родителя и ребенка. Эффективная коммуникация опирается на безусловное принятие, на признание родителями чувств ребенка без их деления на разрешенные и запрещенные, на предоставление ребенку выбора в повседневной жизни. Исследователи гуманистической и психоаналитической психологии (К. Роджерс, Х. Джайнотт) считают такие основания необходимыми для формирования зрелого родительского отношения к ребенку и его гармоничного развития. X. Джайнотт акцентировал внимание на совершенствовании коммуникативных навыков и способов проникновения в чувства ребенка, призывая открыто и искренне выражать свои чувства и эмоции в ответ на поведение и поступки детей [9].

В исследованиях Д. Баумринд, И. Кузгун, Д. Леви подчеркивается такой компонент родительской зрелости, как отношения в детско-родительской диаде [16; 20; 22]. Отношение родителей к детям рассматривается в четырех плоскостях: демократическое, авторитарное, дозволяющее и гиперопекающее. Демократическое отношение, ориентированное на планирование и организацию, маркируется как высокий уровень зрелости. Родители поощряют независимость ребенка и вместе с тем четко очерчивают рамки ограничений. Авторитарное отношение проявляется как давление, игнорирование способностей и ожидание послушания. Дозволяющее отношение проявляется как бесконтрольность, свобода, толерантность, слабая концентрация и контроль [16]. Гиперопекающее отношение проявляется как ограничения, отсутствие ответственности и независимости в принятии решений [20; 22].

А. Изамберт [18] при анализе родительской зрелости подчеркивает два аспекта созревания. К первому автор относит развитие личности от состояния зависимости до состояния автономии, которое подразумевает способность принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за свои действия. Ко второму аспекту созревания относится развитие направленности поведения от заботы о «Я» до заботы о «другом». В рамках категории родительской зрелости эти два аспекта совпадают и отражают эффективность родителей, способных или неспособных принимать решения и брать на себя ответственность. Исследователь считает, что личностная зрелость является условием для возникновения родительской зрелости. С другой стороны, уровень образования родителей играет важную роль в повышении качества личностной зрелости [18].

Исследования родительской зрелости в рамках отечественной теории и практики ведутся в контексте изучения родительской позиции и детско-родительских отношений.

Е.И. Захарова [4] характеризует родительскую позицию как «зависимую, ответственную и высоко эмоционально насыщенную». В фокусе исследования автор рассматривает социальную зрелость личности в связи со становлением внутренней позиции родителя. Такие характеристики, как эмпатия, толерантность и близость в отношениях способствуют становлению родительской позиции у матерей. Эмпатичные «теплые» матери принимают родительскую позицию в целом и отдельные ее элементы, такие как зависимость от ребенка, ответственность за жизнь и становление другого человека, постоянное нахождение в пространстве отношений с ребенком и оказание эмоциональной поддержки ребенку.

О.Н. Бабылева [1] указывает, что родительское отношение включает степень эмоциональной близости и контроля над поведением ребенка. При этом компетентность как составляющая родительской зрелости подразумевает освоение родителем позиции эксперта по отношению к ребенку.

И.А. Кибальченко [7], обсуждая вопросы формирования психологической зрелости родителей, отмечает важность таких личностных качеств у матерей, как рефлексивность, локус контроля, уровень самоуважения, уровень развития волевых качеств и активности. Исследователь отмечает, что важную роль играет высокий уровень творчества матери, который связан с рефлексивностью, интернальным локусом контроля, уровнем самоуважения, развития волевых качеств и активности. Матери с высоким уровнем творчества могут быть охарактеризованы как ответственные, обладающие высоким уровнем самоконтроля, способные понимать себя и других, независимые, общительные и открытые, что может служить признаком сформированности родительской зрелости.

Личностная и социальная зрелость индивидов и образ эффективного родителя имеют много общего. А.С. Спиваковская [11; 12] говорит о том, что черты личностной зрелости и черты эффективного родителя близки. Психологическая зрелость родителей проявляется в отношении к себе и в отношении к ребенку. Родитель заинтересован в принятии и одобрительном отношении к личности и чувствам ребенка, обнаруживает сензитивность к его эмоциональным состояниям, чувствам и переживаниям.

Обсуждение и выводы

В таблице представлены результаты анализа существующих определений родительской зрелости в концепциях разных зарубежных и российских авторов.

Таблица. Понимание родительской зрелости зарубежными и российскими авторами

п/п

Автор

Определение

Зарубежные исследования

1

Мендоса М., Фонтейн А.М.

Способность воспринимать своего ребенка в качестве «независимого взрослого» с ограничениями и потребностями

2

Фромм Э.

Способность к эмпатии, переживанию и выражению сочувствия и заботы, готовность любить

3

Найдеггер С.Н.

Способность родителей вовлекаться в близкие и взаимные отношения с ребенком, признавая за ним психологическое равенство взрослому человеку в отношении автономии, потребностей, ограничений и способностей

4

Андерсон С.А., Сабателли Р.М.

Способность отделяться от ребенка – дистанцироваться и одновременно сближаться – понимать

5

Джайнотт X.

Способность к безусловному принятию, признанию чувств ребенка без их деления на разрешенные и запрещенные, предоставление ребенку выбора в повседневной жизни

6

Баумринд Д., Кузгун И., Леви Д.

Признание и поощрение независимости ребенка с одновременной постановкой ограничений

7

Изамберт А.

Развитие личности родителя от состояния зависимости до состояния автономии, а также развитие направленности поведения от заботы о «Я» до заботы о «другом»

Российские исследования

8

Захарова Е.И.

Социальная зрелость личности в связи со становлением внутренней позиции родителя

9

Бабылева О.Н.

Эмоциональная близость и контроль над поведением ребенка, компетентность, освоение родителем позиции эксперта по отношению к ребенку

10

Кибальченко И.А.

Рефлексивность, локус контроля, уровень самоуважения, уровень развития волевых качеств и активности, уровень творчества

11

Спиваковская А.С.

Принятие и одобрительное отношение к личности и чувствам ребенка, сензитивность к его эмоциональным состояниям, чувствам и переживаниям

 

В определениях родительской зрелости зарубежных исследователей часто подчеркивается инструментальный аспект. С.Н. Найдеггер фокусируется на коммуникативной компетентности родителей, на способности к исполнению родительской роли. С.А. Андерсон и Р.М. Сабателли трактуют родительскую зрелость как способность родителей регулировать дистанцию в отношениях с ребенком. X. Джайнотт выделяет ценность навыков общения во взаимодействии родителя с ребенком. Д. Баумринд, И. Кузгун и Д. Леви акцентируют внимание на проявлении отношения родителя к ребенку, включающего выбор языковых конструкций, наличие запретов и санкций, степень удовлетворения потребностей ребенка.

Содержание конструкта «родительская зрелость» в исследованиях отечественных авторов раскрывает мотивационно-ценностную составляющую, отражающую значимость целей родительства и необходимость стремления к цели – воспитание ребенка как автономного представителя человеческой культуры. Исследователи отмечают важность личностных качеств родителей (И.А. Кибальченко, А.С. Спиваковская), формирования ценностного отношения к родительству (Е.И. Захарова, О.Н. Бабылева), становления мотивации к родительству (Е.И. Захарова, О.Н. Бабылева) не просто как продолжению рода, но как к специфическому вкладу в общность «жителей планеты Земля» (определение А. Гусева).

Особенное значение в становлении родительской зрелости приобретает внутренняя позиция родителя, которая объединяет в интегративном единстве инструментальные и ценностно-мотивационные компоненты, проявляя в структуре личности родителя такие личностные ресурсы, как смысложизненные ориентации, рефлексию родительской позиции как самооценку зрелости (Е.И. Захарова, А.С. Спиваковская).

Родительская зрелость во многом опирается на общую категорию зрелости, которая может рассматриваться либо в дискретном ключе, как характеристика личности, либо в попытке охватить весь континуум жизни человека, когда в фокусе внимания находится целостная зрелая личность. Зрелость трактуется как интегральная характеристика человека, воплощенная в понятии «зрелая личность» (А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс и пр.); как интегративная структура, формирующаяся в онтогенезе (Л. Штейнберг); как совокупность эмоционально-волевой и мотивационной сферы и ценностных образований (А.А. Реан); как способность личности к выбору (Д.А. Леонтьев); как характеристика личности (Е.С. Ефремова); как устойчивый комплекс черт личности (Ю.В. Ращупкина, Е.В. Лиознова); как социальный конструкт (А.В. Микляева). Также она может рассматриваться как опорный ресурс в ситуациях кризиса и жизненных выборов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Е.И. Рассказова). Она может быть рассмотрена в разных контекстах: онтогенетического развития (Дж. Левинджер), психического развития (В.С. Волченков), жизненного этапа взрослого человека (Н.Н. Рыбников), образца благоприятного развития (В. Франкл).

Одновременно зрелость рассматривают как некоторый уровень, который отражает определенный этап развития целостной системы личности [13; 17]. Зрелость личности проявляется в родительстве, оказывает влияние на его эффективность и одновременно развивается и укрепляется в рамках родительской деятельности [5; 10; 11]. Родительская зрелость входит как компонент в структуру зрелости личности и представляет собой неоднородный феномен, выступающий как атрибут личности и как ступень в развитии личности, подвижная отметка на шкале «незрелость – зрелость» [4; 6; 9].

Зарубежные исследователи отмечают важность степени выраженности признаков и компонентов родительской зрелости, а также жизненного этапа, когда родительская зрелость может быть проявлена или маркирована как несформированная [16; 18; 19]. Дополнительный контекст составляют ситуации, в которых личность может проявить степень собственной зрелости. Подобные ситуации часто связывают с осмысленными выборами, которые делает зрелая личность [19; 20].

Важной особенностью исследований является учет социальных требований, предъявляемых к личности, и соответствие ее «ответов» данным требованиям [27]. В частности, на этапе реализации родительства значимым является самоопределение личности по отношению к будущему материнству или отцовству. Именно личность может проявить ответственность, самостоятельность в принятии решений по воспитанию детей, самостоятельно развивать готовность к родительству и исполнению родительской роли.

Таким образом, родительская зрелость представляет собой сложное многоплановое образование, включающее несколько уровней: инструментальный уровень, или инструментальные навыки (навыки коммуникации и регулирования дистанции), мотивационно-ценностный уровень, или мотивационно-ценностные характеристики, включающий цели, ценность родительства, внутреннюю позицию родителя, объединяющую в интегративном единстве нижележащие уровни (см. рисунок).

Рис. Структура родительской зрелости

Достижение зрелости не является «окончательной точкой», финишем в процессе становления родительства. Скорее, зрелость можно рассматривать как живое, постоянно меняющееся комплексное многоуровневое образование, которое выстраивается в соответствии с жизненными задачами личности, возрастом ребенка, количеством детей в семье, этапом развития семьи как системы, социальным контекстом и многими другими условиями и факторами.

Задача родителя – воспитать социализированную индивидуальность, человека «бытия», человека с яркой сущностью, живущего в любви, согласии и взаимопонимании с другими людьми. И для того, чтобы качественно выполнить свой долг, родителю необходимо самому быть зрелой личностью или, по крайней мере, идти по пути становления собственной психологической зрелости.

При более детальном рассмотрении фигура родителя чрезвычайно значима с точки зрения обеспечения условий наилучшего развития ребенка [12; 13]. Родитель входит в систему значимых отношений ребенка, является тем эмоционально близким человеком, от которого ребенок ждет и может получить поддержку, принятие, любовь и внимание [2; 4; 5]. Поэтому необходимо, чтобы родитель был достаточно зрелым, владел техниками установления и поддержания контакта с ребенком, понимал свои собственные цели и задачи воспитания и трудности. Компоненты жизнестойкости, смысложизненные ориентации и развитие способности регулярно проводить самооценку собственной зрелости – все это может быть значимым основанием в становлении родительской зрелости.

Существующие исследования зрелости, в частности родительской зрелости, раскрывают и подтверждают их значимость в становлении человека в целом и родителя в частности [5; 6; 10; 23]. Проблема критериев зрелости отражает сложность личностной организации человека, одновременно представленной на телесном, психологическом и социально-духовном уровнях. Компоненты зрелости, выделяемые различными авторами, часто переплетаются, отражая целостность человека, например, социально-психологическая зрелость, личностная зрелость [4; 9; 10; 17; 21].

Основываясь на вышеуказанных исследованиях, можем утверждать, что зрелость человека способствует формированию родительства, а родительство вносит собственный вклад в формирование зрелости личности, усиливая степень сформированности компонентов выбора и ответственности, самореализации и саморазвития.

Таким образом, родительская зрелость представляет собой сложное многоплановое образование, совокупность инструментальной и мотивационно-ценностной составляющей, интегрирующихся во внутренней позиции родителя, в жизненных выборах относительно рождения, воспитания детей и ответственности за принятые решения. Становлению родительской зрелости способствует развитие внутренней позиции родителя, включающей развитие личностной рефлексии, направленной на оценивание степени собственной зрелости, анализ собственной родительской позиции и жизнестойкости, вовлеченности, контроля за процессом развития детей и принятия риска, связанного с взрослением детей. Развитие смысловой ориентировки и смысложизненных ориентаций в рамках родительства активизирует постановку самими родителями новых задач саморазвития.

Литература

  1. Бабылева О.Н. Становление родительского поведения в контексте гармонизации эмоционального развития ребенка // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 141–144.
  2. Захарова Е.И. Особенности внутренней позиции родителя // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. 2003. Т. 2. С. 142–144.
  3. Захарова Е.И. Изменение системы социальных отношений женщины в период ожидания ребенка // Перинатальная психология и психология родительства. М., 2005. № 1. С. 93–116.
  4. Захарова Е.И. Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психологического развития в зрелом возрасте [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osvoenie-roditelskoy-pozitsii-kak-traektoriya-vozrastno-psihologicheskogo-razvitiya-v-zrelom-vozraste (дата обращения: 18.10.2022).
  5. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: научная монография. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 257 с.
  6. Захарова Е.И. Родительство как возрастно-психологический феномен: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2017. 467 с.
  7. Кибальченко И.А. Родительское отношение творческих матерей // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО.
  8. Колесов В.И. Роль семьи и семейного воспитания в современном социуме // Инновационные научные исследования. 2022. № 3-1(17). C. 103–109. DOI: 10.5281/zenodo.6613188 (дата обращения: 28.09.2023).
  9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005. 150 с.
  10. Нестерова Е.А. Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников: дисс. … канд. психол. наук. Курган, 2005. 219 с.
  11. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. 2013. № 3. С. 38–44.
  12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. М.: Апрель Пресс, Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1999. 464 с.
  13. Фромм Э. Здоровое общество. М.: Neoclassic, 2022. 528 с.
  14. Anderson S.A., Sabatelli R.M. Differentiating differentiation and individuation: Conceptual and operational challenges // American Journal of Family Therapy. 1990. No. 18. P. 32–50.
  15. Anderson S.A., Sabatelli R.M. The differentiation in the family scale (DIFS) // American Journal of Family Therapy. 1992. No. 20. P. 77–89.
  16. Baumrind D. Effects of authoritative parental control on child behavior // Child Development. 1966. Vol. 37(4). P. 887–907.
  17. Guzzo K.B., Hayford S.R. Pathways to Parenthood in Social and Family Contexts: Decade in Review // Journal of Marriage and Family. 2020. Vol. 82. № 1. P. 117–144. DOI:10.1111/jomf.12618
  18. Isambert A., Buchmueller A.D. Personal Maturity and Parent Education // Marriage and Family Living. 1961. Vol. 23. No. 2. P. 154–161.
  19. Kuersten-Hogan R., McHale J.P. The Transition to Parenthood: A Theoretical and Empirical Overview [Электронный ресурс] // Prenatal Family Dynamics / Eds. R. Kuersten-Hogan, J.P. McHale. Cham: Springer Nature, 2021. P. 3–21. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-51988-9_1 (дата обращения: 28.09.2023).
  20. Kuzgun Y. The effect of parental attitudes on the level of selfactualization. Family writings, Ankara: Prime Ministry Family Research Institution Publications, 1991.
  21. Lévesque S., Bisson V., Charton L. et al. Parenting and Relational Well-being During the Transition to Parenthood: Challenges for First-time Parents // J Child Fam Stud 29, 1938–1956 (2020). DOI:10.1007/s10826-020-01727-z
  22. Levy D. Maternal overprotection. New York: The Norton Library, W.W. Norton and Company Inc; Yavuzer H. Child Psychology. İstanbul: Remzi Bookstore, 1999.
  23. Mendonça M., Fontaine A.M. The Role Maturity of Parents of Emerging Adult Children: Validity of a Parental Maturity Measure // J Adult Dev 21, 2014. P. 116–128. DOI:10.1007/s10804-014-9185-y
  24. Mikucka M., Rizzi E. The Parenthood and Happiness Link: Testing Predictions from Five Theories // European Journal of Population. 2020. Vol. 36. P. 337–361. DOI:10.1007/s10680-019-09532-1
  25. Nomaguchi K., Milkie M.A. Parenthood and Well-Being: A Decade in Review // Journal of Marriage and Family. 2020. Vol. 82. № 1. P. 198–223. DOI:10.1111/jomf.12646
  26. Nydegger C.N. The development of paternal and filial maturity / In K.A. Pillemer & K. McCartney (Eds.) // Parent–child relations throughout life. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1991. P. 93–112.
  27. Perry-Jenkins M., Schoppe-Sullivan S. The transition to parenthood in social context / In B. Fiese (Ed.) // APA handbook of contemporary family psychology. Volume 1: Foundations methods, and contemporary issues across the lifespan. Washington, DC: American Psychological Association, 2019.
  28. Ryan R.M., Padilla C.M. Transition to parenthood // Handbook of parenting: Being and becoming a parent / Ed. M.H. Bornstein. New York: Routledge/Taylor & Francis Group, 2019. P. 513–555. DOI:10.4324/9780429433214-15
  29. Simpson J., Rholes W.S. Adult attachment orientation and well-being during the transition to parenthood // Current Opinion in Psychology. 2019. No. 25. P. 47–52. DOI:10.1016/j.copsy.2018.02.019
  30. Young C., Roberts R., Ward L. Application of resilience theories in the transition to parenthood: a scoping review // Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2019. Vol. 37. № 2. P. 139–160. DOI:10.1080/02646838.2018.1540860

Информация об авторах

Соколова Наталья Сергеевна, аспирант, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-7620-4124, e-mail: natal197916@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 164
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 6