Культурно-исторический и когнитивный подходы к пониманию истоков развития письменной речи

1035

Аннотация

Представлен анализ возникновения и развития письменной речи, ее отношения к устной речи, связи с символико-моделирующими видами деятельности ребенка дошкольного возраста – игрой и рисунком. В то время как детский рисунок в психологии традиционно трактуется либо как показатель интеллектуального развития, либо как проективная методика, либо как критерий творческой одаренности ребенка, в данной статье изобразительная деятельность проанализирована как предпосылка развития письменной речи. В статье обосновывается гипотеза, согласно которой владение «рисуночным письмом» – способностью отображать вербальное содержание в схематичном рисуночном плане – связано с успешностью письменной речи в школьном возрасте. Наряду с классическими трудами Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, посвященных поиску истоков письменной речи, в статье представлены современные отечественные и зарубежные концепции о предпосылках формирования письменной речи, опирающиеся на понятия культурно-исторической теории («высшие психические функции», «зона ближайшего развития» и др.). В зарубежной психологии проведен ряд пилотных исследований, использующих развивающую функцию рисунка для обучения письменной речи детей 5–7 лет. Однако чаще всего в когнитивной психологии связь между рисунком и письмом сводится, главным образом, к анализу общих моторных схем. Несмотря на оживление исследований письменной речи и ее истоков в последнее десятилетие ни в отечественной, ни в зарубежной психологии письменная речь не является в достаточной мере изученной проблемой.

Общая информация

Ключевые слова: семиотический потенциал, устная речь, письменная речь, детский рисунок, «рисуночная речь», графическая деятельность, знаково-символическая функция

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Обухова Л.Ф., Чухонцева А.А. Культурно-исторический и когнитивный подходы к пониманию истоков развития письменной речи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/Obukhova_Chukhontzeva (дата обращения: 05.12.2023)

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  2. Выготский Л.С. Предыстория развития письменной речи // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М.: Педагогика, 1983. С. 177–200.
  3. Глебова А.О. Формирование графических умений у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 178 с.
  4. Лапп Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР: теория и практика: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. 240 с.
  5. Литовский В.Ф., Месеняшина Л.А., Панова Р.С. Проблемы формирования письменной речи. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-т, 2000. 201 с.
  6. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма // Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. С. 10–76
  7. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.
  8. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / Пер. с итал. С.Г. Займовского; СПб.: Астрель, М.: АСТ, 2005. 272 с. 
  9. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / Пер. с фр. Л. Б. Печатникова. М.: АСТ: Астрель, 2007. 352 с.
  10. Панова Р.С. Знаково-символическая деятельность как фактор формирования письменной речи [Электронный ресурс]. http://www.lib.csu.ru/vch/086/011.pdf (дата обращения: 01.05.2013)
  11. Панова Р.С. Формирование мотивации письменной речи младших школьников в условиях Школы диалога культур [Электронный ресурс]. http://www.school2100.ru/upload/iblock/2bf/2bf4cdf55843b7005c8c1ff379b769ab.pdf (дата обращения: 01.05.2013).
  12. Панова Р.С. Формирование письменной речи младших школьников на ранних этапах обучения в парадигме Школы диалога культур: Дис. .. канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 234 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Развитие письменной речи у ребенка // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Составит. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. С. 447-449
  14. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. 112 с.
  15. Яссман В.П. Формирование письменной речи у детей школьного возраста методом пиктографического письма: Дис. … канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре, 1998. 178 с.
  16. Adoniou M. Drawing to support writing development in English language learners [Электронный ресурс] / Language and Education. 2012. DOI:10.1080/09500782.2012.704047.
  17. Bara F., Gentaz E. Apprendre à tracer les lettres: une revue critique // Psychologie française. 2010. № 55. P.129–144.
  18. Dziurla R. Intellectual origins of written speech development: a cultural-historical analysis // Psychology of Language and Communication. 2002. Vol. 6. № 2. P. 65–77
  19. Encyclopedia of Psychology: 8 Volume Set / Ed. By Alan E. Kazdin. Oxford University Press, 2000. 4160 p.
  20. Eysenk M.W., Keane M.T. Writing; Speaking and writing compared // Cognitive psychology : A Student’s Handbook. Hillsdale: Erlbaum, 1993. P. 347–360.
  21. Favart M., Olive T. Modèles et méthodes d’étude de la production écrite // Psychologie française. 2005. № 50. P. 273–285.
  22. Freinet C. L’apprentissage de l’écriture // La méthode naturelle. Vol. 3. Neuchâtel : Delachaux et Niestlé, 1971. 129 p.
  23. Jablonski S. Written speech development: a cultural-historical approach to the process of reading and writing ability acquisition // Psychology of Language and Communication. 2002. Vol. 6. № 2. P. 53–64
  24. Scheuer N., Cruz M., Pozo J.I., Echenique М., Márquez M.S. Kindergarten and primary school children’s implicit theories of learning to write // Research Papers in Education. 2009. № 24 (3). P. 265–285.
  25. Schnewly B. Vygotski, l’école et l’écriture // Cahiers de la section des sciences de l’éducation, Université de Geneve. 2008. № 118.
  26. Toomela A. Drawing as a verbally mediated activity: A study of relationships between verbal, motor, and visuospatial skills and drawing in children // International Journal of Behavioral Development. 2002. № 26 (3). P. 234–247.
  27. Wu L.-Y. Children's graphical representations and emergent writing: evidence from children's drawings // Early Child Development and Care. 2009. № 179 (1). P. 69–79.

Информация об авторах

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Чухонцева А.А., аспирантка кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: anastasiya.chukhontseva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2103
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1035
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0