Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов

950

Аннотация

В статье приводятся данные исследования рабочей памяти и особенностей устной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Было обследовано 269 детей (из них 133 мальчика и 136 девочек) в возрасте 5-6 лет (М=5,6 лет; SD=0,48), посещающих старшую группу детского сада в г. Москве. Особенности развития устной монологической речи изучалась с помощью методов, разработанных в отечественной нейропсихологии: заданий на пересказ текста и составления рассказа по серии картинок. При оценке ответов детей анализировались общие нейропсихологические параметры, отдельно лексические и грамматические (морфология и синтаксис) показатели, а также структура нарратива. В результате корреляционного и кластерного анализа были получены схожие результаты: с уровнем развития рабочей памяти у детей в дошкольном возрасте наилучшим образом устойчиво коррелируют такие показатели развития речи ребенка, как смысловая полнота нарратива, его адекватность, программирование речевого сообщения, количество слов и предложений в тексте, развитие макроструктуры и тип нарратива. На основании полученных результатов делается вывод о том, что самые общие и глобальные показатели макроструктуры нарратива значимо связаны с развитием рабочей памяти. При этом развитие слуховой рабочей памяти в большей степени связано с развитием речи у дошкольников по сравнению со зрительной рабочей памятью. Авторы приходят к заключению, что при хорошо развитой слуховой рабочей памяти речь ребенка будет более правильна в лексическом и грамматическом отношениях.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, вербальная рабочая память, устная речь

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080304

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-29-09112.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных студентов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, руководителей дошкольных учреждений г. Москвы, родителей воспитанников детских садов.

Для цитаты: Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Картушина Н.А. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 56–84. DOI: 10.17759/cpse.2019080304

Литература

  1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016. Т. 24. № 4.
    С. 14–22. doi: 10.11621/npj.2016.0402
  2. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1996. № 2.  C. 51–58.
  3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса.
    М.: Либроком, 2012. 218 с.
  4. Белопольская Н.Л. Методики исследования познавательных процессов у детей 4–6 лет. М.: Когито-Центр, 2008. 24 с.
  5. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4.
    М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  6. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 80 с.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: изд-во МГУ, 2000. 512 с.
  8. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М: Владос, 2000. 240 с.
  9. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
  10.  Ягунова Е. Структура спонтанного нарратива: мультимедийность исходного дискурса и его отражение в текстах детей и взрослых // Санкт-Петербургская школа онтолингвистики: сборник статей к юбилею доктора филологических наук, профессора С.Н. Цейтлин / под ред. Т.А. Кругляковой, Т.В. Кузьминой. СПб.: Златоуст, 2013. C. 159–177.
  11. Aaron P.G., Joshi R.M., Gooden R., et al. Diagnosis and treatment of reading disabilities based on the component model of reading // Journal of Learning Disabilities. 2008. Vol. 41. № 1. P. 67–84. doi: 10.1177/0022219407310838.
  12. Acheson D.J., MacDonald M.C. Verbal working memory and language production: Common approaches to the serial ordering of verbal information // Psychological bulletin. 2009. Vol. 135. № 1. P. 50–68. doi: 10.1037/a0019322.
  13. Adams A.-M., Gathercole S.E. Phonological Working Memory and Speech Production in Preschool Children // Journal of Speech and Hearing Research. 1995. Vol. 38. № 2.
    P. 403–414. doi: 10.1044/jshr.3802.403.
  14. Baddeley A.D. Working memory: Theories, models, and controversies // Annual Review of Psychology. 2012. Vol. 63. P. 1–29. doi:10.1146/annurev-psych-120710-100422
  15. Bates E., Thal D., Janowsky J. Early language development and its neural correlates // Handbook of neuropsychology: Vol. 7. Child neuropsychology / Segalowitz S., Rapin I. (eds.) Amsterdam: Elsevier, 1992, pp. 69–110.
  16. Berman R., Slobin D.I. Relating events in a narrative. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1994. 748 p.
  17. Blain-Brière B., Bouchard C., Bigras N. The role of executive functions in the pragmatic skills of children age 4–5 // Frontiers Psychology. 2014. Vol. 240. № 5. doi:10.3389/fpsyg.2014.00240
  18. Blair C., Protzko J., Ursache A. Self-regulation and early literacy // Handbook of early literacy research / S.B. Neuman, D.K. Dickinson (eds.). New York: Guilford, 2012.
    P. 20–35.
  19. Bornkessel-Schlesewsky I., Schlesewsky M. Processing syntax and morphology: a neurocognitive perspective. Oxford: Oxford University Press, 2009. 360 p.
  20. Cahana-Amitay D., Jenkins T. Working memory and discourse production in people with aphasia // Journal of Neurolinguistics. 2018. Vol. 48, pp. 90–103. doi: 10.1016/j.jneuroling.2018.04.007.
  21. Cain K., Oakhill J., Bryant P. Children's Reading Comprehension Ability: Concurrent Prediction by Working Memory, Verbal Ability, and Component Skills // Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 96. № 1. P. 31–42. doi: 10.1037/0022-0663.96.1.31.
  22. Clark G.M., Lum J.A. Procedural memory and speed of grammatical processing: Comparison between typically developing children and language impaired children // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 71. P. 237–247. doi: 10.1016/j.ridd.2017.10.015.
  23. Cutting L.E., Materek A., Cole C.A., et al. Effects of fluency, oral language, and executive function on reading comprehension performance // Annals of Dyslexia. 2009. Vol. 59. № 1. P. 34–54. doi:10.1007/s11881-009-0022-0.
  24. Dodwell K., Bavin E.L. Children with specific language impairment: an investigation of their narratives and memory // International Journal of Language & Communication Disorders. 2008. Vol. 43. № 2. P. 201–218. doi: 10.1080/13682820701366147.
  25. De Abreu P.M., Gathercole S.E., Martin R. Disentangling the relationship between working memory and language: The roles of short-term storage and cognitive control // Learning and Individual Differences. 2011. Vol. 21. № 5. P. 569–574. doi: 10.1016/j.lindif.2011.06.002
  26. Duff F.J., Reen G., Plunkett K., et al. Do infant vocabulary skills predict school-age language and literacy outcomes? // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015.
    Vol. 56. № 8. P. 848–856. doi:10.1111/jcpp.12378
  27. Duncan G.J., Dowsett C.J., Claessens A., et al. School readiness and later achievement // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43. № 6. P. 1428–1446. doi:10.1037/0012-1649.43.6.1428
  28. Duinmeijer I., Jong J., Scheper A. Narrative abilities, memory and attention in children with a specific language impairment // International Journal of Language & Communication Disorders. 2012. Vol. 47. № 5. P. 542–555. doi: 10.1111/j.1460-6984.2012.00164.x
  29. Fichman S.,  Altman C., Voloskovich A. et al. Story grammar elements and causal relations in the narratives of Russian-Hebrew bilingual children with SLI and typical language development // Journal of Communication Disorders. 2017. Vol. 69. P. 72–93. doi: 10.1016/j.jcomdis.2017.08.001
  30. Gathercole S.E., Willis C., Emslie H. et al. Phonological memory and vocabulary development during the early school years: A longitudinal study // Developmental Psychology. 1992. Vol. 28. № 5. P. 887–898. doi: 10.1037/0012-1649.28.5.887
  31. Givón T. Coherence in spontaneous text. In M.A. Gernsbacher, T. Givón (eds.). Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 1995. 267 p.
  32. Hess C.W., Haug H.T., Landry R.G. The Reliability of Type-Token Ratios for the Oral Language of School Age Children // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 1989. Vol. 32. № 3. P. 536–540. doi: 10.1044/jshr.3203.536
  33. Hess C.W., Sefton K.M., Landry R.G. Sample Size and Type-Token Ratios for Oral Language of Preschool Children // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 1986. Vol. 29. № 1. P. 129–134. doi: 10.1044/jshr.2901.129
  34. Hoggan K.C., Strong C.J. The Magic of "Once Upon a Time" Narrative Teaching Strategies. Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 1994. Vol. 25. № 2. P. 76–89. doi: 10.1044/0161-1461.2502.76
  35. Hudson J.A., Shapiro L.R. From knowing to telling: The development of children's scripts, stories, and personal narratives // Developing narrative structure / A. McCabe,
    C. Peterson (eds.). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 89–136.
  36. Justice L.M.,  Bowles R., Kaderavek J.N. et al. The Index of Narrative Microstructure: A Clinical Tool for Analyzing School-Age Children’s Narrative Performances // American Journal of Speech-Language Pathology. 2006. Vol. 15. № 2. P. 177–191. doi: 10.1044/1058-0360(2006/017)                                                                                            
  37. Karaduman A., Goksun T., Chatterjee A. Narratives of focal brain injured individuals: A macro-level analysis // Neuropsychologia. 2017. Vol. 99. P. 314–325. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2017.03.027
  38. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007, 228 p.
  39. Kormos J., Trebits A. Verbal Working Memory and Language Production. Second language task complexity. Researching the cognition hypothesis of language learning and performance // Verbal Working Memory and Language Production / P. Robinson (ed.), Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. 2011. P. 267–285.
  40. Kuijper S.J., Hartman C.A., Bogaerds-Hazenberg S. et al. Narrative production in children with autism spectrum disorder (ASD) and children with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD): Similarities and differences // Journal of Abnormal Psychology. 2017. Vol. 126. № 1. P. 63–75. doi: 10.1037/abn0000231
  41. Locke J.L. A Theory of Neurolinguistic Development // Brain & Languange. 1997. Vol. 58. № 2. P. 265–326. doi: 10.1006/brln.1997.1791
  42. Matthews J.S., Ponitz C.C., Morrison F.J. Early gender differences in self-regulation and academic achievement // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. № 3.
    P. 689 - 704. doi: 10.1037/a001424
  43. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., et al. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex "frontal lobe" tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. № 1. P. 49–100. doi: 10.1006/cogp.1999.0734
  44. Norbury C.F., Bishop D. Narrative skills of children with communication impairment // International Journal of Language & Communication Disorders. 2003. Vol. 38. № 3.
    P. 287–313. doi: 10.1080/136820310000108133
  45. Nicolopoulou A. The elementary forms of narrative coherence in young children’s storytelling // Narrative Inquiry. 2008. Vol. 18. № 2. P. 299–325. doi: 10.1075/ni.18.2.07nic
  46. Nilsen E.S., Graham S.A. The relations between children’s communicative perspective taking and executive functioning // Cognitive psychology. 2009. Vol. 58. № 2. P. 220–249. doi: 10.1016/j.cogpsych.2008.07.002
  47. Ovchinnikova I. Variety of children’s narratives as the reflection of individual differences in mental development // Psychology of Language and Communication. 2005. Vol. 9. № 1. P. 29–53.
  48. Pazeto T.C., Seabra A.G., Dias N.M. Executive functions, oral language and writing in preschool children: Development and correlations // Paidéia, 2014. Vol. 24. № 58. P. 213–221. doi: 10.1590/1982-43272458201409
  49. Reilly J.,  Losh M., Bellugi U. et al. ‘‘Frog, where are you?’’ Narratives in children with specific language impairment, early focal brain injury, and Williams syndrome // Brain & Languange. 2004. Vol. 88. № 2. P. 229–247. doi: 10.1016/S0093-934X(03)00101-9
  50. Sung J.E., Eom B., Lee S.E. Effects of working memory demands on sentence production in aphasia // Journal of Neurolinguistics. 2018. Vol. 48. P. 64–75. doi: 10.1016/j.jneuroling.2018.03.006
  51. Tesniere L. Elements de syntaxe structurale. Paris: Klincksieck, 1988. 40 p.
  52. Tomasello M. The item-based nature of children’s early syntactic development // Trends in Cognitive Sciences. 2000. Vol. 4. № 5. P. 156–163. doi: 10.1016/S1364-6613(00)01462-5
  53. Verhagen J., Leseman P. How do verbal short-term memory and working memory relate to the acquisition of vocabulary and grammar? A comparison between first and second language learners // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. Vol. 141.
    P. 65–82. doi: 10.1016/j.jecp.2015.06.015 
  54. Walker C.M., Lombrozo T. Explaining the moral of the story // Cognition. 2017.
    Vol. 167, P. 266–281. doi: 10.1016/j.cognition.2016.11.007
  55. Ward C.M., Rogers C.S., Van Engen K.J. et al. Effects of Age, Acoustic Challenge, and Verbal Working Memory on Recall of Narrative Speech // Experimental Aging Research. 2016. Vol. 42. № 1. P. 97–111. doi: 10.1080/0361073X.2016.1108785
  56. Whitely C., Colozzo P. Who's Who? Memory Updating and Character Reference in Children's Narratives // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2013. Vol. 56. № 5. P. 1625–1636. doi: 10.1044/1092-4388(2013/12-0176)
  57. Willoughby M.T., Kupersmidt J.B., Voegler-Lee M.E. Is preschool executive function causally related to academic achievement?  // Child Neuropsychology. 2012. Vol. 18. № 1. P. 79–91. doi: 10.1080/09297049.2011.578572

Информация об авторах

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Ощепкова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6199-4649, e-mail: oshchepkova_es@iling-ran.ru

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051, e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Картушина Наталья Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова), научный сотрудник, факультет психологии, Университет Осло, Осло, Норвегия, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4650-5832, e-mail: natalia.kartushina@psykologi.uio.no

Метрики

Просмотров

Всего: 1862
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 950
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0