Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса)

1362

Аннотация

Описаны результаты опроса 50 экспертов – представителей образовательных организаций города Москвы, окружных органов управления образованием и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних. Отмечается, что в поле зрения исследователей редко попадает мнение самих субъектов профилактической работы. Экспертный опрос позволил уточнить состояние и поведенческие проявления современного молодежного экстремизма, ранжировать его психологические причины, обобщить имеющиеся методы и формы профилактики. Показаны основные экстремистские идеи, которые распространены в молодежной среде, и особенности речи экстремистов. В ходе исследования раскрыто понимание субъектами профилактической работы содержания самого понятия «экстремизм», целей и механизмов профилактики, показаны типичные затруднения в этой работе. Результаты исследования могут быть использованы для поиска новых, более эффективных форм профилактики и совершенствования организации профилактической работы в целом.

Общая информация

Ключевые слова: экстремизм, профилактика , экспертный опрос, агрессия, насилие, молодежь, образование

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060111

Для цитаты: Кирсанов А.И., Давыдов Д.Г., Завальский А.В., Скрибцова Н.А. Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 85–99. DOI: 10.17759/psyedu.2014060111

Фрагмент статьи

Начиная с 1960-х гг. молодежный экстремизм относится к числу проблем, актуальных для всех стран мира. В конце 1990-х гг. экстремистское насилие захлестнуло и нашу страну. Сегодня усилиями правоохранительных органов молодежный экстремизм придавлен, заметён, как мусор, под ковер, но он еще ждет случая, чтобы поднять голову. Наглядное свидетельство этому­ – события на Манежной площади в декабре 2010 г. и недавние беспорядки в московском районе Бирюлево. Поскольку среди лиц с экстремистским поведением преобладают молодые люди в возрасте до 30 лет [2], естественное и наиболее действенное поле профилактики для этой возрастной группы – образовательная среда.

Литература

  1. Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России. М.: Алгоритм, 2012. 256 с.
  2. Гречкина Е.Н. Молодежный политический экстремизм в условиях российской действительности: Дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2006. 174 с.
  3. Гурина О.Д., Дозорцева Е.Г. Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53445.shtml (дата обращения: 22.09.2013).
  4. Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде // Социология образования. 2013. № 10. C. 4–18.
  5. Дворянчиков, Н.В. Ценностные ориентации правых экстремистов/Дворянчиков Н.В., Ениколопов С.Н., Сокольская М.Д., Фурсова И.А. // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. C. 92–103.
  6. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2(6). – С. 48-59.
  7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 37–47.
  8. Корнилова О.А. Исследование феноменов маргинальности и экстремизма в молодежной среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. T. 65. № 1. C. 126–128.
  9. Краткий курс НБП. 2006 [Электронный ресурс] // URL: http://limonka.nbp-info.ru/print_1226837610.html (дата обращения: 27.05.2013).
  10. Arnold R. Visions of hate explaining neo-nazi violence in the Russian Federation// Problems of Post-Communism. 2010. T. 57. № 2. P. 37–49.
  11. Worger P.A mad crowd: Skinhead youth and the rise of nationalism in post-communist Russia // Communist and Post-Communist Studies. 2012. T. 45. № 3–4.P. 269–278.

Информация об авторах

Кирсанов Анатолий Иванович, доктор политических наук, заведующий кафедрой «Теория и практика управления», директор института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: kirsanovai@mgppu.ru

Давыдов Д.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: ddavydov@hotmail.co.uk

Завальский А.В., заведующий сектором информационно-методического обеспечения и просвещения, Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: zavalsky1@yandex.ru

Скрибцова Н.А., психолог, Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: synergy13@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3764
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1362
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1