Социокультурная составляющая современной практики психологической помощи

1267

Аннотация

Рассмотрена социокультурная составляющая деятельности практического психолога на основе анализа степени востребованности населением психологической помощи, сформулирован актуальный профессиональный запрос на социокультурное самоопределение психолога, показаны проблемы подготовки студентов-психологов в вузе. Автор считает, что в ряду причин низкой востребованности психолога важнейшие – менталитет, традиции, культурально обусловленные ценности, особенности общения между людьми. Между тем у отечественных практических психологов популярны техники, которые разработаны для другого типа ментальности и даже в адаптированной форме зачастую противоречат системе ценностей, традиций, образу человека, свойственных российскому миропониманию. Ощущение «посторонности» используемых психологами техник и сопротивление отношению к себе как к клиенту являются серьезнейшими причинами осторожного отношения респондентов к посещению психолога. Адекватное социокультурное самоопределение психолога предполагает, что психолог сотрудничает с человеком, принимая во внимание не только уникальность индивидуальности, но и его культуральную специфику.

Общая информация

Ключевые слова: социокультурная ситуация , социокультурное содержание психологической помощи, социокультурная релевантность деятельности психолога, профессиональное и социокультурное самоопределение психологов, образование

Рубрика издания: Психология религии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060125

Для цитаты: Большунова Н.Я. Социокультурная составляющая современной практики психологической помощи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 220–228. DOI: 10.17759/psyedu.2014060125

Фрагмент статьи

Перечисляя содержание и формы деятельности практического психолога, мы привычно перебираем основные его виды: психопрофилактика, психоконсультирование, психокоррекция, психологическое тестирование, психологическое просвещение и т. д., не задумываясь о том, что содержание работы психолога должно не только ориентироваться на уже наработанные и зачастую заимствованные в зарубежной психологии техники, но и отвечать тем вызовам, которые имеются в современном российском обществе, культуре, образовании.

Литература

  1. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 545 с.
  2. Большунова Н.Я., Портянкина Е.А. Профессиональное самоопределение студентов и социокультурная востребованность психолога в современной социокультурной ситуации // Вестн. Бурятск. гос. ун-та. 2012. Спецвыпуск D (июнь). С. 114 – 117.
  3. Большунова Н.Я., Устинова О.А. Развитие индивидуальности на разных этапах онтогенеза средствами диалога // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество. Материалы участников съезда/Под ред. Ю. П. Зинченко, А.Л. Журавлева: В 3 т. Т. I. М.: Российское психол. общество, 2012. С. 272.
  4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
  5. Гавриченко О.В. Нарратив как метод исследования психологических особенностей личности подростка // Психология и школа [Psychology and School]. 2007. № 4. С. 95–100.
  6. Дмитриев М.В. Человек Православный и Homo Catholicus // Интеллектуальный форум. 2002. № 9. С. 63–87.
  7. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. М.: Просвещение, 1990. 256 с.
  8. Маслоу А. Психология бытия. М.: «REFL – book», Киев: «Ваклер», 1997. 304 с.
  9. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
  10. Сенека Луций Анней. Нравственные письма Луцилию. М.: Изд-во АСТ, 2004. 408 с.
  11. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития//Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23). С. 12–18.
  12. Феофан Затворник, свят. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта, 2002. 752.с.
  13. Феофан Затворник, свят. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. 384 с.
  14. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001. 208 с.
  15. Франк С.Л. Смысл жизни. М.: Изд-во АКТ, 2004. 157 с.
  16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1900. 368 с.
  17. Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии //Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III Международной научно-практической конференции/Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой: В 4 т. Т. I. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. С. 5–14.
  18. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новое направление психологических исследований // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III Международной научно-практической конференции/Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой: В 4т. Т. II. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. С. 5–22.

Информация об авторах

Большунова Н.Я., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии, ФБГОУ «Новосибирский государственный педагогический университет», заведующая каф едрой психологии развития дошкольников и младших школьников филиала НГПУ при Прогимназии No 2, Новосибирск, Россия, e-mail: nat_bolshunova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2500
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1267
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2