О системе развивающих занятий по деятельности «Выразительная пластика» (лепка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста

941

Аннотация

В фокусе исследования – особенности развития познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе освоения «авторского символа» и «наглядной модели», то есть условно-символических средств решения творческих задач «с высоким коэффициентом неопределенности» (в дальнейшем – открытые творческие задачи [11]) - в выразительной пластике (лепке). Под «модельной» формой опосредствования понимается графическое планирование замысла, создание предварительного эскиза будущего скульптурного решения, под авторской символизацией – передача на языке искусства в «авторским образом организованном пространстве» скульптуры, личностного, эмоционально окрашенного субъективного мироощущения, собственного отношения к изображаемому. Исследование состояло из начальной и конечной диагностики и серии занятий по созданию предметных и беспредметных скульптурных композиций. Эксперимент показал, что освоение условно-символических средств решения задач в выразительной пластике способствует развитию творческих возможностей детей, становлению «эмоциональной рефлексии», обогащению творческого продукта. «Авторский символ» в скульптуре становится средством коммуникации и «метакоммуникации», «визуальной метафорой» - «авторским посланием», выражающим субъективное отношение к себе и миру.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, опосредствование, развитие творческих способностей, задачи с высоким коэффициентом неопределенности, детские виды деятельности, оппозиционные темы, выразительная пластика (лепка)

Рубрика издания: Штудии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060135

Для цитаты: Неустроева Е.А. О системе развивающих занятий по деятельности «Выразительная пластика» (лепка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 335–349. DOI: 10.17759/psyedu.2014060135

Полный текст

«Выразительная пластика» в контексте данной работы рассматривается как обогащенный творческими задачами с высокими коэффициентами неопределенности вид продуктивной деятельности лепка, благоприятный для развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Под развитием способностей, вслед за Л.А. Венгером, понимается последовательное освоение доступных возрасту форм опосредствования, то есть условно-символических средств решения познавательных и творческих задач [2]. В фокусе описываемого исследования находятся: выделение доступных для детей средств решения творческих задач, выявление условий обеспечивающих их полноценное освоение, подбор адекватных тем и заданий, и расширение таким образом творческих возможностей ребенка.

Основой для построения формирующего эксперимента, направленного на изучение развития познавательных и творческих способностей детей, стали положения культурно­исторической и деятельностной теорий о социальной природе осваиваемых человеком культурных средств жизнедеятельности, положения о месте и роли символа в культуре и творчестве (Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др.) [3;9;13;14].

Анализ скульптуры как развитой формы искусства [4;5;15;18], позволяет выделить те ее особенности и средства, которые могут быть использованы уже в дошкольном детстве, а именно: 1) объемность предметного отображения, позволяющая передавать все особенности формы с разных сторон; 2) выразительные средства - масса, форма, пропорции, фактурная обработка поверхности, соотношение объемов, ритмическое построение отдельных частей, цельность силуэта, позволяющие передачу динамики в композиционно­пространственном решении; 3) использование предварительного графического эскиза для оформления замысла будущей композиции. Особое значение имеет 4) символический потенциал скульптуры. Для нашей работы особенно интересны те средства и методы, которые средневековые скульпторы использовали для прояснения, осмысления и разграничения таких базовых оппозиционных понятий, как добродетель и порок, усердие и лень, скромность и роскошь, и многое другое [21].

Другим важным для нашей работы «понятийным» выразительным средством в новейшее время стала беспредметность, бестелесность, отсутствие объекта. Так, произведения Генри Мура, Джейкоба Эпстайна, Александра Колдера, Вадима Сидура, Адольфа Нейстата [15], утверждают право автора передавать собственный, субъективный образа мира через создаваемый им «авторский символ». Под «авторским символом» мы понимаем пространство скульптуры, организованное авторским образом.

«Авторский символ», входя в культуру, создает большое искусство. Однако уже ребенку доступен «авторский символ» как средство решения творческих задач с «высоким коэффициентом неопределенности».

В исследованиях, выполненных под руководством В.В. Брофман, было установлено, что ребенок в состоянии создавать авторский символ для передачи своих «состояний, настроений, переживаний» и личностного мироощущения в беспредметной живописной композиции через символику цветовых отношений (Т. Селиванова), пространственное и цветовое решение аппликации и коллажа (Т. Жарова) или в графических сюжетных композициях (Ю. Климакова) [7;10;16].

Наша работа продолжает этот ряд исследований на материале выразительной пластики. Мы придерживаемся выделенных в этих работах специфичных характеристик авторского символа на основании анализа работ Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана [9, 13, 14].

1)        «авторский символ» является универсальным средством выражения в художественном пространстве индивидуального эмоционального опыта ребенка;

2)        «авторский символ» - средство выражения в художественном образе отношения автора к себе и миру.

3)        «авторский символ», реализуемый в творческом продукте, может служить средством интерактивной коммуникации и метакоммуникации.

Порождение «авторского символа» как особого выражения замысла обеспечивает ребенку возможность передачи собственного эмоционально-смыслового отношения к себе и миру, возможность поиска и выбора в пространстве творческой задачи. Освоение «наглядной модели» - эскиза замысла - ведет к становлению внутреннего плана действий, освоению способов графического планирования замысла.

Освоение этих средств дошкольниками ведет к развитию их познавательных и творческих способностей. При этом их развивающий потенциал обеспечивает коррекцию младших школьников и развитие и у них эмоционально-творческих способностей.

Цели исследования - изучение психологических условий освоения детьми условно­символических средств («наглядная графическая модель» - эскиз замысла и «авторский символ») решения творческих задач в выразительной пластике как виде искусства и в выявлении возрастных особенностей освоения и использования детьми дошкольного и младшего школьного возраста авторских символических средств решения этих задач.

Для достижения целей нашего исследования нами была разработана специальная методика, представляющая собой особые типы заданий и включающая комплекс оптимальных условий их реализации. Создание ребенком «уникального творческого продукта» не требует от «скульптора» технического совершенства и выполнения ее по готовому образцу. Подбор оппозиционных тем заданий (например, «радость/грусть» «дружба/вражда»), обеспечивают различение не только состояний, настроений и переживаний автора, но и оппозиционных понятий, а также насыщение создаваемого ребенком художественного образа 3D собственным уникальным отношением.

Метод работы включает особую позицию ведущего - проводника в мир символической культуры.

Особые задания - игры - предусматривают телесно-двигательное проживание ребенком «здесь и теперь» в выразительном движении всех оппозиционных эмоций, которые он затем воплощает как «скульптор». А работа с живой натурой способствует выделению значимых поз, жестов, силуэтов и признаков будущей «скульптуры». «Рефлексивный диалог» с ребенком способствует полноценной «эмоциональной рефлексии» и становлению индивидуального «авторского символа».

Исследование проводилось нами в 2006-2007г. на занятиях в группе детского сада №515 г.Москвы и в 2007-2009г., в детских садах № 85 и 14 г.Якутска, Республика Саха (Якутия). На данный момент такие занятия проводятся в психологической студии «Чеширский кот» с 2004г., в «Архитектурной школе» Дома детского творчества «Полигон- про» (г.Москва) с 2013г.

Предлагаемая нами методика содержит 4 блока, включающих 32 последовательных задания, выстроенных по степени усложнения тем. Система организаций занятий предполагала 3 варианта организации работы: 1) Индивидуально - ребёнок выполняет «скульптуру» по собственному эскизу. 2) В паре - дети рисуют эскизы, затем обмениваются своими эскизами, после чего каждый вылепливает скульптуру по эскизу партнёра. 3) Коллективно - тема задания предполагает выполнение общего задания на одном большом листе (например, «Страна чудес»).

Общая структура занятий

а)   Введение в «творческое пространство» выразительной пластики - «Мастерскую скульптора»;

б)                      эмоциональное введение в художественно-изобразительную задачу;

в)   проведение игр на телесно-пластическое воплощение образа («Раз, два, три морская фигура замри!», «Живой пластилин»), начиная со второго блока;

г)   самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) каждому ребенку;

д)                      обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме «рефлексивного диалога»;

е)      каждый ребенок самостоятельно называет свою работу («придание имени» А.Ф. Лосев) [13];

ж)     проведение игры «Угадайка», угадывание и обсуждение оппозиционных скульптурных работ по теме;

з)                      обязательная «похвала» и благодарность за совместную творческую работу;

и)                     организация выставки после каждого блока.

В своем исследовании мы использовали следующие принципы (В. В. Брофман, 1996): «ритуал введения в работу»; «эмоциональная вовлеченность взрослого»; «личностное общение»; «отсутствие образца»; «право на ошибку»; «рефлексивный диалог» (с ребенком по его работе); «авторство»; «коллективное обсуждения работ»; «если не похвалишь ты, то кто?»; «вернисаж» (выставка детских работ)[1].

Позиция взрослого

Взрослый - проводник в мир «символической» культуры, партнер, признающий творческие возможности ребенка партнер, признающий творческие возможности ребенка; «заказчик» работ (темы заданий); инициатор «рефлексивного диалога; устроитель игр («угадайка», «раз, два три, морская фигура замри!», «живой» пластилин) и вернисажа.

Наша методика состоит из 4 основных блоков. На каждом занятии используется одинаковый материал: скульпторский пластилин, картонные цветные подставки на выбор детей, клеенки на стол. Яркие карандаши или фломастеры для подписи названия и имени автора на этих подставках.

Технического совершенства не требуется, значительно важнее индивидуальное авторское решение.

Первый блок. « Скульптор и его модель»

Цель: Введение в роль «скульптора» в пространстве «волшебной мастерской». Освоение действия замещения: от реального объекта к скульптуре.

Дети создают скульптуры на такие темы, как «Слепи, что хочешь»; «Кошка»; «Угадай друга, который живет у меня дома»; «Любимый сказочный герой». Эти задания предполагают создание предметного скульптурного образа.

Задачи:

-        Освоение действий замещения в предметной скульптуре (передача структурных характеристик объекта - туловища, головы, «хвоста»); освоение художественных средств выразительной пластики (пропорция, объем, фактурность поверхности).

-                          Освоение технических «скульпторских приемов» вытягивания, прищипывания и др.

Второй блок: «Герой и его переживания»

Цель: освоение выразительных средств авторской символизации в предметной скульптуре: освоение способов передачи наиболее значимого для автора признака различения эмоциональных состояний и переживаний героя.

Темы занятий: Задания формулируются в виде оппозиционных пар. «Голодная кошка и сытая кошка», «Кошка, которую гладят по спине и кошка, которой наступили на хвост», «Злая собака и добрая собака», «Бармалей и доктор Айболит» и др.

Задачи:

-        Овладение выразительными средствам создания художественного образа в пластике.

-       Освоение авторской символизацией через различение и передачу в пластическом решении оппозиционных состояний и переживаний и их признаков.

-                         Освоение «скульпторских способов» создания целостного образа.

Ребенок фокусируется на различении оппозиционных эмоциональных состояний в двух отличных друг от друга художественных образах; на «прочтении» авторских работ других «скульпторов». Например, ребенок может рассказать о своем видении голодной и сытой кошек: «эта лежит, опустила голову, она устала и голодная, а эта подняла хвост,

Третий блок: «Состояния и настроения»

Цель: Освоение «авторского символа» в выражении оппозиционных эмоционально- окрашенных состояний, настроений и переживаний, в беспредметной скульптурной композиции («колбаски»). Освоение эскиза как средства организации и графическое выражение замысла.

Темы заданий. Предлагается выразить в композиционных решениях оппозиции типа «веселая - грустная». «Колбаски»: 1. «Веселая - грустная»; 2. «Сытая - голодная»; 3. «Храбрая - трусливая» 4. «Ленивая - работящая» 5. «Ласковая - грубая»; 6. «Жадная - щедрая» и др.



 

Задачи:

-        Освоение символически окрашенного «жеста» и «позы» как одной из основ авторской символизации.

-       Освоение индивидуальной «авторской символизации» в скульптурном решении беспредметной композиции.

-       Передача оппозиционного эмоционального содержания парных концептуальных отношений в беспредметной скульптурной композиции.

-                         Освоение способов передачи замысла в «наглядной модели» - эскизе.

Ребенок фокусируется на различении оппозиционных эмоционально окрашенных состояний, настроений и переживаний, передаче их в авторском скульптурном решении, угадывании - «прочтении» работ «товарищей по мастерской». Примеры высказываний: «вот это веселая колбаска, открытая, как будто прыгает, а эта - как будто ”нагнулась”, “сгорбилась”, она грустная» и др. Дети иногда показывают собственной позой, почему веселая или грустная.

Примечание: проводятся игры «Раз, два, три, морская фигура, на месте замри!» и «Живой пластилин»

Четвертый блок: «Отношения»

Цель: Освоение «авторского символа» для передачи в беспредметной скульптурной композиции сложных оппозиционных и нюансированных понятий, передающих отношения. Создания графического замысла работы в эскизной проработке.

Темы заданий: Введение новых, более сложных оппозиционных тем: «Беседа - ссора», «Танец - драка», «Дружба-вражда» и т.п.: парные «колбаски».

Задачи:

-    Выделение символически окрашенных жестов, поз и других элементов в качестве смыслообразующих компонентов композиции для создания целостного художественного образа).

-   Освоение «авторской» символизации в беспредметной скульптурной композиции (работа с эскизом и без). Передача собственного отношения в раскодировании понятий.

-                          Освоение способов передачи эмоционального содержания парных отношений.

-   Освоение «скульпторских способов» пластического решения беспредметной композиции.

Ребенок фокусируется на различиях в передаче парных отношений («дружба-вражда» и пр.). Осваивает их в выразительном движении и пластическом решении «скульптуры». Дети с удовольствием «читают» авторские работы других «скульпторов». Примеры высказываний: «эти колбаски сидят рядом, “разговаривают”, а эти как будто бодаются, они ссорятся, злые они» и др.

Примечание: Проводятся игры «Раз, два три, морская фигура замри!», которая способствует отбору выразительных средств и переноса позы и жеста в скульптуру. В завершении цикла возможно включение в композицию дополнительных заданий с использованием двух колбасок и шариков.

Для диагностики уровня развития творческих и познавательных способностей с детьми дошкольного возраста были использованы следующие методики: (1) «Стандартные прогрессивные матрицы Равена» (PSMR) цветной вариант, предназначенный для обследования детей от 5 до 9 лет. Цель: оценка уровня развития наглядно-образного мышления детей; (2) методика «ТТСТ» (Э. Торренс). (3) «Пиктограмма» (А. Р. Лурия. (4) «Цветовой выбор» (модификация теста Люшера). (5) Дорисовывание фигур (по Дьяченко). (6) «Лестница» и 7 рисуночныХ ТЕСТОВ: «Рисунок человека» (К.Маховер), «Рисунок семьи» (описание Х. Хоментаускас), «Человек - дом - дерево» (Дж.Бук), «Несуществующее животное». (М. Дукаревич), «Избушка Бабы-Яги и домик феи», «Гербы», «Талисман» (В.В. Брофман). Для школьников использовались: PSMR, ТТСТ, «Пиктограмма», «Цветовой выбор», «Самооценка» (модификация Г. А. Цукерман теста Дембо-Рубинштейн), рисуночные методики - 7 тем.

Обработка данных диагностики и обсуждение результатов

Таблица 1

«Стандартные прогрессивные матрицы Равена» PSMR

Группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Начальн ая диагностика

Пост­диагностика, t-критерий

Начальная диагностика

Пост­диагностика, t-критерий

Дет/сад №515 г.Москва

57,6

79,8**

60,8

74,08

Дет/сад №85 г.Якутск

57,1

80**

58,3

69,58

Школа №1265 г.

Москва

80,62

87,31

81,56

82,75

Школа № 31 г. Якутск

79,43

90,31*

83,93

86,75

 

Примечание. Различия между группами статистически значимы по t-критерию: * - при р<0,05; ** - при р<0,01.

 

На основании результатов начальной и конечной диагностики, можно сделать вывод о значительном росте показателя IQ (интеллектуального уровня) наглядно-образное мышление детей экспериментальных групп у дошкольников и младших школьников, по сравнению с контрольными группами. Начальный уровень коэффициента IQ имел практически одинаковое значение, как у экспериментальных, так и у контрольных групп, за исключением младших школьников г. Якутска, у которых уровень IQ был значительно ниже и составлял 79,43. Полученные на этапе постдиагностики статистически значимые показатели уровня IQ во всех экспериментальных группах подтверждают нашу гипотезу о развитии творческих и познавательных способностей дошкольников и младших школьников в продуктивной творческой деятельности.

Таблица 2

Т-показатель теста Торенса (ТТСТ)

 
 

Группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Начальная

Пост-

Начальная

Пост-

 

 

диагностика

диагностика, t- критерий

диагностика

диагностика, t- критерий

Дет/сад № 515 г.Москва

240

262**

239

241

Дет/сад №85 г.Якутск

239,50

258,00**

237,41

240,08

Школа

№1265 г. Москва

259,56

270,50**

257,68

262,25

Школа № 31 г.Якутск

258,50

269,62*

258,87

260,43

Примечание. Различия между группами статистически значимы по t-критерию: * - при р<0,05; ** - при р<0,01.

 

На основании результатов начальной и конечной диагностики, отмечена положительная динамика роста среднего Т-показателя (уровня креативности) во всех экспериментальных группах, как у дошкольников, так и младших школьников, по сравнению с контрольными группами. Начальный уровень Т-показателя был одинаков, как у экспериментальных так и у контрольных групп. Статистически значимыми являются показатели пост-диагностики всех экспериментальных групп. Это свидетельствует о значительных положительных изменениях в творческом развитии детей экспериментальных групп.

Методика «Избушка Бабы Яги и Домик Феи» направлена на выявление уровня развития символических представлений детей на материале различения культурных персонажей. Детям предлагается на одном листе цветными карандашами нарисовать и раскрасить Избушку Бабы Яги и Домик Феи. По окончании работы сам ребенок или взрослый со слов ребенка подписывает, где чей домик, и указывает из чего он сделан. Были разработаны критерии для оценки рисунков по 4-х бальной шкале. 1. Оригинальность художественного решения. 2. Оригинальность формы художественного образа. 3. Разработанность художественного образа. 4. Уровень разработанности различий (избушки Бабы Яги и Домика Феи). 5. Эмоционально-художественная выразительность. 6. Соответствие изображенных домиков символическому герою. 7. Эмоциональная зрелость автора. 8. Многослойность цветового решения.

Таблица3

Методика «Избушка Бабы Я

ги и Домик Феи»

Группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Начальная диагностика

Постдиагности ка, t-критерий

Начальная диагностика

Постдиагности ка, t-критерий

Дет/сад №515 г.Москва

12,16

14,08

11,33

12,16

Дет/сад №85 г.Якутск

13,9

16

12,50

12,91

Школа №1265 г. Москва

14,06

15,25*

13,37

13,8

Школа № 31 г. Якутск

14,12

16,25**

14,12

15,18

 

Примечание. Различия между группами статистически значимы по t-критерию: * - при р<0,05; ** - при р<0,01.

У дошкольников рост средних показателей уровня развития символических представлений в экспериментальной группе не показал статическую достоверность, но по сравнению с контрольной группой он значителен.

У школьников отмечена положительная динамика роста средних показателей уровня развития символических представлений в экспериментальной группе, статистически значима на уровне р< 0,05 и р< 0,01 по критерию Стьюдента по сравнению с показателями контрольных групп, где положительная динамика не является статистически достоверной.

Таблица 4

Методика «Несуществующее животное»

 

Группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Начальная диагностика

Пост­диагностика, t- критерий

Начальная диагностика

Пост­диагностика, t- критерий

Дет/сад №515 г.Москва

11,58

15,75000***

10,25

11,16

Дет/сад №85 г.Якутск

9,50

13,08333

9,75

10,16

Школа №1265 г. Москва

13,56

16,87*

13,48

13,98

Школа № 31 г. Якутск

12,32

15,96*

13, 44

14,67

Примечание. Различия между группами статистически значимы по t-критерию: * - при р<0,05; ** - при р<0,01; *** - при р<0,001.

У дошкольников г. Москвы отмечены выраженные изменения средних показателей в Э. гр., статистически значимые на уровне р<0,001по критерию Стьюдента, по сравнению с изменениями в Э. гр., г. Якутска, где положительная динамика не является статистически достоверной. У школьников отмечены выраженные изменения средних показателей в Э. группах: статистически значимые на уровне р< 0,05 по критерию Стьюдента, по сравнению с К. группами, где изменения не столь высоки. Положительная динамика в Э. группах свидетельствует о значительном творческом развитии детей.

Выводы по диагностическому исследованию

Как показали вышеприведенные результаты исследования, занятия по методике «Выразительная пластика» в целом оказали значительное развивающее воздействие на детей экспериментальных групп. По целому ряду показателей обнаружились значительные положительные изменения. Особенно интересными, на наш взгляд, являются данные по PSMR (Равен), "Несуществующее животное" и "Избушка Бабы Яги и Домик Феи". Соотнесение этих результатов между собой позволяет говорить о том, что овладение детьми модельными и художественно-символическими средствами выразительной пластики способствует развитию познавательных и творческих способностей дошкольников и обогащает творческое и личностное развитие младших школьников.

Результаты ранговой корреляции Спирмена показали взаимосвязь познавательного и творческого развития дошкольников на высоком уровне вероятности р< 0,01 и школьников на уровне р< 0,05, а также взаимосвязь творческого развития с уровнем развития символических представлений детей на уровне вероятности р< 0,01.

Для диагностики уровня овладения авторской символизацией в художественно­выразительном образе нами был разработан особый метод экспертной оценки работ. В качестве основного показателя сформированности авторского символа был выделен уровень коммуникативности и метакоммуникативности работы (ее «читаемости»).

В экспертной оценке скульптурных работ по 7-балльной шкале приняли участие 7 независимых экспертов разных профессиональных позиций (1 искусствовед, 1 лингвист, 3 психолога, 1 педагог, 1 художник). Были оценены 166 детских скульптурных работ из разных блоков. Эксперту давалась инструкция быть максимально субъективным в оценке работы «автора».

Нами были разработаны: (1) процедура проведения экспертной оценки; (2) критерии экспертной оценки: «Целостность образа скульптуры»; «Экспрессивность»; «Динамичность»; «Эмоциональность образного решения»;                                                                                                                          «Эстетичность»;

«Выразительность композиционного решения»; «Выраженность оппозиционного решения скульптурной композиции»; «Коммуникативность скульптуры»; «Выразительность авторского символа»; «Пиктографичность»; «Оригинальность скульптуры». Каждому из экспертов предлагалось сформулировать собственный «значимый» критерий.

По результатам оценки было выявлено, каким образом соотношение разнородных факторов влияет на оценку метакоммуникативности (читаемости) работы.

Таблица 5

Средние значения баллов по группам (оценка работ дошкольников и школьников экспериментальной и контрольной групп

 

№ п/п

Критерии

Дети дошкольного возраста

Дети младшего школьного возраста

Э

К

Э

К

1

2

3

4

5

6

1

Целостность         образа

скульптуры

4,3

1,8

4,9

2,0

2

Экспрессивность

4,3

1,9

4,1

1,8

3

Динамичность

4,2

1,9

4,6

2,0

4

Эмоциональность образного решения

3,8

1,8

3,8

1,9

5

Эстетичность

3,8

1,7

4,5

1,8

6

Выразительность композиционного решения

3,9

1,6

5,1

1,7

7

Выраженность оппозиционного решения скульптурной композиции

4,1

1,4

4,7

1,9

8

Коммуникативность скульптуры

4,6

1,6

5,0

1,8

9

Выразительность авторского символа

4,0

1,6

4,3

1,7

10

Пиктографичность

3,9

1,4

4,4

1,7

11

Оригинальность скульптуры

4,0

1,5

4,4

1,7

 

Среднее               значение

баллов экспертов по группе

4,09

1,88

4,47

2,02

По ряду критериев, особенно по критериям коммуникативности и пиктографичности, у экспертов наблюдаются схожие оценки, что свидетельствует о «читаемости» скульптурных работ. По результатам экспертной оценки баллы выставленные экспериментальным группам, оказались значительно выше чем у контрольных групп, при этом разброс оценок - больше. Можно отметить следующие тенденции.У младших школьгиков экспертам были наиболее высоко оценены такие критерии, как: «эмоциональность образного решения», «выразительность авторского символа» и «пиктографичность», а у дошкольников - «экспрессивность» и «выраженность оппозиционного решения». Значения остальных критериев у дошкольников и младших школьников близки. Это свидетельствует о том, что у младших школьников более высоко развит уровень стандартной символизации, а у дошкольников ярче авторская не отягощенное стереотипами символизация выражение собственных состояний, настроений, переживаний и выражение ее в творческом продукте.

Сравнительный анализ данных исходной и заключительной диагностик показывает, что система развивающих занятий по методике «Выразительная пластика», включающая задания на освоение модельной и художественно-символической форм опосредствования, способствует решению «открытых творческих» задач и может быть направлена не только на развитие познавательных и творческих способностей, но и способствует общему личностному развитию ребёнка, в том числе повышению уровня коммуникативности. Модификации методики включались психологами в системы реабилитационных занятий по руководством В.В. Брофман с детьми из неблагополучных семей в детском саду Гарлема в г.Нью-Йорке (США), а также в реабилитационном центре «Росинка», г. Беслан, Республика Северная Осетия (Алания) с пострадавшими в теракте детьми.

Литература

  1. Брофман В.В. Об опосредствованном решении познавательных задач. // Вопросы психологии. 1993. №5. С. 30 - 38.
  2.  Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43 – 50.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  4. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 473с.
  5. Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 8.4 п.л.
  6. Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. - Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр.-М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 480 с.
  7.  Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: дис. …канд. психол. наук/ Т. В. Жарова; Институт развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2006. - 160с.
  8. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. // Избр. психол. труды: В 2 т.Т.1.Психическое развитие ребенка. М. 1986. С.210-211.
  9. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре о духе. // Культурология XX век. 1998. № 11. С. 37—66.
  10.  Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки»: дис. …канд. психол. наук /Ю.В. Климакова; Институт развития дошкольного образования и семейного воспитания РАО. – Москва, 2000. – 198с.
  11.  Козелецкий Ю.  Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. 504 с.
  12.  Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания / Н. В. Кулагина. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.  80 с.
  13.  Лосев А. Ф. Форма - Стиль – Выражение. /Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. 944 с.
  14. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. //Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3х т. Т.1. Таллин: Александра, 1992. 479с.
  15.  Мискарян К. Скульптура ХХ века: Расширение границ. // Искусство. 2007. №5. С. 18 – 19.
  16.  Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка (в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников): дис. …канд. психол. наук / Т. А. Селиванова; Институт развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2005.- 194 с.
  17.  Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Под ред. Венгера Л.А. М.: ИНТОР, 1996. 128с.
  18.  Турчин B.C. Современное искусство просится в музеи. // Современная Европа. 2002. № 1. С. 23 - 24.
  19.  Фрейд З. Художник и фантазирование. /Пер. с нем. Р.Ф.Додельцева, А.М. Кесселя, К.Н.Попова, под ред. Р.Ф.Додельцева, К.М.Долгова. – М.: Республика, 1995. 400 с.
  20.  Юнг К.Г. Символическая жизнь. / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2003. 326 с.
  21.  Male E. Religious Art in France of the  Thirteenth Century. DOVER PUBLICATIONS, INC. Mineola, N. Y. 1996. 415 p.

Информация об авторах

Неустроева Е.А., соискатель, Института психолого-педагогических проблем детства Российской Академии Образования, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия, e-mail: egelic@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2574
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 941
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1