Возможности использования знаковых и символических средств в обучении дошкольников (на примере освоения феномена радуги)

1606

Аннотация

Статья посвящена вопросу использования средств познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено пониманию символического опосредствования в контексте изучения игровой деятельности. Описан эксперимент, целью которого являлось формирование у детей дошкольного возраста представлений о феномене радуги. Формирование происходило двумя способами: с помощью использования знаковых средств (использование моделей) и с помощью использования символа в ходе игровой деятельности. В качестве испытуемых выступали дошкольники в возрасте 4–5 лет (N=23), посещающие ДОУ Москвы. Результаты исследования показывают, что применение знаковых и символических средств в ходе освоения феномена оказались эффективными при работе с дошкольниками. Обнаруженные взаимосвязи позволяют говорить о том, что за применением знаковых и символических средств стоят различные когнитивные процессы: успешное использование знаковых средств связано с высоким уровнем общего интеллекта и словарного запаса; использование символических средств связано с креативностью.

Общая информация

Ключевые слова: психология дошкольника, познавательная деятельность, игровая деятельность, символ, знак

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060202

Для цитаты: Веракса А.Н., Горовая А.Е., Кисель А.В. Возможности использования знаковых и символических средств в обучении дошкольников (на примере освоения феномена радуги) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 19–34. DOI: 10.17759/psyedu.2014060202

Фрагмент статьи

В настоящее время можно выделить два основных подхода в обучении детей дошкольного возраста: в первом делается акцент на спонтанности детского поведения [21], во втором – на организованном обучении [17]. Мы считаем, что эти виды обучения предполагают использование различных видов средств: в первом случае символических, а в втором – знаковых.

Литература

  1. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. № 3. С.123–127.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Философия духа// Энциклопедия философских наук: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 471 с.
  4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 509 с.
  5. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.
  6. Равен Дж.К., Корт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам: Раздел 2: Стандартные Цветные матрицы (включая параллельные версии Теста): 2-е изд., стереотип.: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2009. 77 с.
  7. Салмина Н.Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе// Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 73–81.
  8. Субботский Е.В. Строящееся сознание. М.: Смысл, 2007. 424 с.
  9. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. М.:ИНТОР, 1995. 48 с.
  10. Edo M., Planas N., Badillo E. Mathematical learning in a context of play// European Early Childhood Education Research Journal. 2009. Vol. 17(3). P. 325–341.
  11. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007. 228 p.
  12. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Clinical and interpretative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007. 226 p.
  13. Kuczaj S.A. Factors influencing children's hypothetical reference// Journal of Child Language. 1981. № 8. P. 131–137.
  14.  Leslie A. Pretense and Representation: The Origins of «Theory of Mind»// Psychological Review. 1987. № 4. P. 421–426.
  15. Lillard A.S. Pretend Play Skills and the Child’s Theory of Mind// Child Development. 1993. № 64. P. 348–371.
  16.  Oers B. van. Emergent mathematical thinking in the context of play//Educ. Stud Math. 2010. № 74. P. 23–37.
  17. Oers B. van. Is it play? Towards a reconceptualisation of role play from an activity theory perspective // European Early Childhood Education Research Journal. 2013. № 2. P. 185–198. doi:10.1080/1350293X.2013.789199.
  18. Perner J. Understanding the Representational Mind. L.: Cambridge, 1993. 379 с.
  19. Phelps K.E., Woolley J.D. The Form and function of young children’s magical beliefs// Developmental Psychology. 1994. № 3. P. 123–152.
  20. Russ S.W., Robins A.L. Christiano B.A. Pretend play: Longitudinal prediction of creativity and fffect in Fantasy in children// Creativity Research Journal. 1999. № 12. P. 129–139.
  21. Singer E. Play and playfulness, basic features of early childhood education// European Early Childhood Education Research Journal. 2013. № 2. P. 172–184. doi:10.1080/1350293X.2013.789198.

Информация об авторах

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Горовая Александра Евгеньевна, аспирант кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: gorovaya.aleksandra@gmail.com

Кисель А.В., педагог-психолог, ДОУ № 2325 г. Москвы «Академия детства», Москва, Россия, e-mail: arina.mk@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2466
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1606
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0