Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 2. С. 81–90
doi:10.17759/psyedu.2014060207
ISSN: 2587-6139 (online)
Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ребенок, деятельность , игра, права ребенка, Площадка приключений
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060207
Для цитаты: Котляр И.А., Соколова М.В. Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 81–90. DOI: 10.17759/psyedu.2014060207
Полный текст
Социологи, психологи, специалисты по градостроительству отмечают, что современные города «не дружественны к детям»: основное пространство города занято зданиями, дорогами, торговыми, производственными территориями и т. п., а свободные безопасные пространства для детей ограничены, возможный репертуар активностей на них невелик [2]. Жизнь детей в городе структурирована взрослыми и контролируема ими (детский сад или школа, спортивная секция, кружок, дополнительные занятия в школе; предпочтение отдается деятельностям, способствующим, с точки зрения родителей, интеллектуальному развитию и успешной адаптации к будущему). Ценной и поддерживаемой взрослыми является, прежде всего, учебная деятельность, а другие деятельности (в том числе игры, общение со сверстниками) рассматриваются как неважные. У детей нет достаточного времени для свободной игры, для самостоятельной, ими инициируемой и регулируемой, деятельности, реализации собственных замыслов. Одновременно с этим ограничено пространство для таких активностей, ограничены возможности для экспериментирования, преобразования реального пространства.
Анализ распорядка дня в детских садах свидетельствует о том, что для игры в день в среднем отводится 40 мин., а остальное время наполнено организованными учебными, развивающими занятиями. К сожалению, наблюдения показывают, что и в это отведенное для игры время дети не успевают развернуть полноценную игру. Взрослые в детском саду активно используют дидактические игры (которые не являются по своей сути игрой, инициированной ребенком).
Игра все чаще выступает не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, как методическое средство развития высших психических функций.
Вопрос о необходимости игры для полноценного психического развития в детстве - один из центральных для психологии развития [1; 10]. Психологами обсуждается роль и функция игры для раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов; разрабатывается общая теория игры. Единого определения игры как психологического феномена нет как в современной зарубежной [см. например: 8], так и в отечественной психологии (даже в такой единой в этом вопросе культурно-исторической психологии) [см. например: 3]. Общим является то, что во всех работах обосновывается решающая роль игры для полноценного развития ребенка.
В отечественной психологии широко разрабатывается проблематика истоков игры, развития игры на протяжении дошкольного возраста [1; 10 и др.]. Работ, в которых предметом специального исследования стала бы свободная игра младшего школьника или подростка как таковая (а не как способ оптимизации учебной деятельности и т. п.), практически нет. Однако игра важна не только для детей младших возрастов, но и для более старших детей и подростков. В немногочисленных работах по этой теме высказываются предположения, что в подростковом возрасте игра может выступать средством личностного развития, способствуя выявлению и рефлексии подростком своих личностных особенностей, возможностей [см. например: 4]. В общем виде можно сказать, что ядром широкого понимания игры является то, что она выступает как такая деятельность, в которой ребенок реализует свои замыслы, экспериментируя и опробуя свои возможности. Игра может быть понята как проба [9].
Право ребенка на игру - неотъемлемое право, закрепленное в Декларации о правах ребенка, конкретизированное в статье 31 [7]. В Декларации игра понимается максимально широко, как такая деятельность, в которой ребенок реализует свои собственные замыслы. Игра спонтанна и не может быть регулируема извне, в ней мысли и действия существуют в едином пространстве. Именно такая свободная деятельность, способствующая развитию у ребенка уверенности в себе, положительной самооценки и т. п., должна быть поддержана взрослыми: через создание специальных условий для игры (материальных: специальных мест; временных: незанятого другими делами времени в жизни ребенка и т. п.). Статья 31 гласит: «Каждый ребенок (включая всех детей от рождения до 18 лет и детей с особыми нуждами) имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают» [цит. по: 7]. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность детей лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых.
При таком широком понимании к игре может быть отнесена практически любая деятельность ребенка - спортивные игры, создание поделок и построек, экспериментирование и т. п.
Взрослые могут создать самую удобную и подходящую среду для детей, но у нее всегда будет один главный недостаток - это сделал не сам ребенок. С точки зрения специалистов Международного общества игры (IPA), ребенок может и должен сам заниматься своим самым важным делом - игрой. Так он изучает окружающий мир, так он развивается, так он живет. Играя самостоятельно, ребенок испытывает возможности, которые дает ему среда. В отечественной психологии, прежде всего в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина [см. например: 1; 10] было показано, что именно взрослый, выступая носителем культурных норм и правил, смыслов, выступает напрямую или опосредованно организатором детских деятельностей. В традициях западной психологии (см., например, размышления Л.Ф. Обуховой о двух парадигмах в изучении детского развития [5]) роль взрослого более ограничена, так как психическое развитие понимается как самодетерминированное, как разворачивание врожденных задатков при поддержке среды. Текст статьи 31 и определение, используемое IPA, опирается именно на западную парадигму. Не имея возможности обсуждать в рамках данной статьи разницу в парадигмах, отметим, что критическое рефлексивное использование практических методик, созданных в различных парадигмах, может быть эвристично и продуктивно.
История создания Площадок приключений
Анализ зарубежного опыта в области поддержки игры и создания специально оборудованных мест для игры показал, что одним из успешных решений является система игровых зон или Площадок приключений (в англоязычной традиции - Adventure Playground, в немецкоязычной традиции - Abenteuer-Spiel-Platz и их вариации - строительные игровые площадки, площадки приключений-фермы, активные детские площадки. Мы будем использовать собирательное название - Площадка приключений). Данная форма организации игрового пространства, существующая в европейских странах уже более 60 лет, отвечает интересам детей в области поддержки игровой деятельности, физической и социальной компетентности.
В середине Второй мировой войны, в 1943 г., в Дании ландшафтный архитектор C.Th. S0rensen заметил, что дети охотно и с интересом играют не на специально отведенных для этого территориях (детских площадках), а на строительных площадках, свалках, преобразуя попадающийся им под руки материал - старые доски, строительный мусор. Основываясь на своих наблюдениях, он предложил первую концепцию детской игровой площадки как строительной площадки. Первая строительная площадка появилась в Копенгагене и называлась «Skrammellegeplads». Чуть позже появились площадки Робинзона («Robinsonspielplatze») в Швеции, где дети имели возможность не только заниматься строительством, но и играть с песком, водой, экспериментировать с огнем. Инициатива создания специальных игровых строительных площадок была поддержана в Англии, стала популярной в других странах Европы.
В Западной Германии (ФРГ) Площадки приключений получили большое распространение в конце 1960-х гг. как следствие эмансипации, студенческого, общественного движения за демократию, движения за повышение роли общественности в местном самоуправлении. Площадки появлялись как инициативы родителей, как инициативы прогрессивных педагогов, ищущих альтернативные пути воспитания детей (по данным Немецкого института урбанистики, в 1976 г. 16 % всех гражданских инициатив, общественных объединений жителей ФРГ направляли свою деятельность на улучшение детских площадок [11]. Первая Площадка приключений была создана в 1967 г. в Берлине. В 1970-е гг. насчитывалось более 400 площадок, появились первые профессиональные объединения педагогов детских площадок.
Общие принципы работы Площадок приключений
На Площадке приключений дети и подростки (как правило, в возрасте от 71 до 14 лет) играют, общаются, строят, мастерят поделки из разнообразного материала, рисуют, танцуют, занимаются спортом, играют в футбол, пекут хлеб и делают пиццу, жгут костры, ставят спектакли, занимаются фотографией, ухаживают за животными, вместе с другими детьми ездят на экскурсии, участвуют в многодневных детских лагерях-Робинзонадах и т. д.
Основные материалы, с которыми дети взаимодействуют на площадке, - дерево (как строительный материал), инструменты для его обработки, вода и песок (игры с песком и водой), огонь (разведение костров и приготовление на них еды).
На Площадке приключений дети самостоятельно принимают решения о том, что и как они будут делать, планируют и реализуют свои проекты, общаются с природой, получают впечатления, образуют дружественные контакты в разновозрастном сообществе.
Площадка приключений - это открытое пространство, включающее в себя несколько областей:
1) область ручного труда и технического творчества (постройка новых и ремонт старых сооружений из дерева с применением гвоздей, с помощью молотка, пилы и т. п., ремонт инструментов);
2) область двигательных активностей (во время движения, строительства, игры, взаимодействия с разными материалами и элементами);
3) креативная, созидательная область (театральная мастерская, гончарная мастерская, рисование, музыкальные занятия);
4) область природы (выращивание растений и уход за животными, наблюдение за
сезонными изменениями животного мира, экскурсии, прогулки по лесу, историческим местам);
5) социальная. Это центральная область, в которой пересекаются все предыдущие
четыре. На Площадке приключений есть отношения между индивидуумом и группой, ребенком и педагогом, детской общностью и миром взрослых (родителями, соседями, городскими организациями и т. п.).
Итак, в определенном смысле можно сказать, что Площадка приключений - это досуговый, социальный центр, в котором созданы условия для поддержки развития детей и подростков. Это то место, где дети приобретают социальные навыки и имеют пространство для свободной креативной игры. Через творчество они приходят к социальному поведению, сотрудничеству, демократическому поведению.
Каждая Площадка приключений имеет свои особенности, тематическую «специализацию» (строительство, уход за животными, творческие проекты - театр, рисование, фотоискусство).
Среди посетителей площадки можно выделить три основные группы: подростки, младшие школьники, дети дошкольного возраста с родителями. Частые гости площадки - детские сады, группы продленного дня, школьные классы. Значительная часть посетителей - дети из семей с низким образовательным уровнем, рабочих, семей мигрантов, из многодетных семей.
Помимо работы с детьми на многих площадках ведется работа с родителями (консультации, посещение семей на дому, мастерклассы для родителей, родительские вечера), проводятся экологические акции для жителей ближайшего района, устойчивые группы детей и подростков-посетителей участвуют в городских акциях и праздниках.
Площадки приключений посещаются детьми бесплатно (родители оплачивают только экскурсии, поездки).
Психолого-педагогические основания Площадок приключений
Психолого-педагогическое основание, на котором строится вся работа на площадке, - outdoor education (в немецком варианте - Erlebnispadagogik). Это - педагогика переживаний, или событийная педагогика, педагогика приключений, или педагогика впечатлений [13]. Основная идея этого подхода связана с пониманием детского развития как спонтанного естественного процесса. Ребенок развивается, вступая во взаимодействие с другими людьми, а также с основными стихиями (водой, землей, огнем, воздухом), животными и растениями, получая опыт, переживая, осознавая, обобщая его.
Деятельность детей и подростков на Площадке приключений регулируется ими самими, без прямого директивного вмешательства взрослых (педагогов площадки) и базируется на принципе добровольности, который подразумевает:
1) свободу выбора игр и занятий;
2) свободу в образовании групп и их динамики;
3) свободу в выборе материалов и оборудования (инструментов);
4) свободу перемещения по площадке.
Существуют определенные правила поведения на площадке. Эти правила регулируют как проявления, так и ограничения свободы. Мы проанализировали правила на трех Площадках приключений в Германии [12] и на двух английских площадках и обобщили все разнообразие правил в три основных:
1) запрещено наносить вред другому человеку;
2) нельзя нарушать права свободного перемещения и выбора занятий другого человека;
3) нельзя умышленно портить имущество площадки и детей, пришедших на площадку.
На большинстве площадок в обсуждении и принятии правил участвует постоянная группа подростков-посетителей. Чаще всего правила (законы) принимаются на общем годовом собрании посетителей площадки (только детей и подростков) посредством голосования. Тем самым происходит воспитание демократического самосознания детей и подростков, и это так же выступает одним из центральных педагогических принципов площадки.
Площадка приключений устроена таким образом, что ребенок получает разнообразный опыт - как опыт восприятия, так и опыт пробы, опыт действия. Ребенок имеет возможность пробовать себя в планировании и строительстве объектов (сооружений, домов), в согласовании действий с партнерами (при строительстве), в реализации социальных проектов и т. п. На Площадках приключений создаются условия для развития креативности, инициативности, познавательной активности, моторики, социальных навыков, навыков планирования своей деятельности и ориентированного на решение проблем мышления.
Одна из самых привлекательных и системообразующих деятельностей на площадке - строительство. Дети сами принимают решение - что строить2, в какой последовательности, что при этом надо сломать, выкопать, закопать, откопать и перекопать, оторвать и отпилить, прибить. Постройки меняются каждый день. Например, на одной из площадок в Мюнхене постройки объединяются в так называемый Город хижин, который строит и перестраивает не одно поколение посетителей. Все постройки делаются из вторичного сырья3 (старых, несколько раз использованных досок, гвоздей и т. п.).
На Площадке приключений у детей и взрослых нет цели создать красивый (дизайнерский) объект. Многие постройки площадки с точки зрения не включенных в эту деятельность взрослых могут показаться неаккуратными, некрасивыми. Построившие же их дети не рассматривают постройки с этой точки зрения. Эстетика объектов, создаваемых на площадке, - функциональная.
Среди посетителей площадки можно выделить две основные группы - постоянных посетителей, так называемый «костяк», и пришедших один-два раза. Получив опыт совместной деятельности, дети и подростки постепенно объединяются в коллектив, уже обладающий своей структурой и т. п. В этом временном коллективе устанавливаются отношения поддержки, кооперации, конкуренции. При поддержке педагогов коллектив инициирует те или иные проекты (например, группа подростков на Площадке приключений в Мюнхене раз в неделю проводит игротеку - организует подвижные игры, настольные игры и т. п.).
Педагоги выстраивают свою деятельность таким образом, чтобы поддерживать развитие временных детских коллективов, помогая им осуществлять самоуправление.
Устройство Площадок приключений
Содержательное наполнение каждой площадки зависит от ее ведущей тематики.
Опишем традиционные, типичные составляющие, которые чаще всего встречаются на площадках [11; 12; 14; 15; 16].
Размеры площадки колеблются от 3000 до 20000 м2. Пространство площадки должно быть действительно большим, чтобы было физическое место для реализации замыслов.
Традиционные объекты:
■ игровой дом (может включать в себя также мастерские, место встречи в холодное время года и непогоду, место для спектаклей, для встреч родителей, туалеты, офис сотрудников). Типичный размер - 200 м2;
■ место строительства. Занимает самую большую часть территории площадки. Основные объекты строительства - хижины (домики);
■ костровое место и склад дров;
■ спортивные площадки;
■ водная площадка и песочница;
■ сцена;
■ загоны для животных (на площадке-ферме), огород и т. п.
Важный объект на Площадке приключений - убежище. Это может быть домик для девочек, башня для мальчиков, игровой дом - место для встреч, закрытое для посторонних.
Чаще всего территория площадки имеет либо естественный, либо искусственный разноуровневый ланшафт (впадины, возвышенности, траншеи, ложбины, система холмов).
Площадка приключений «Водные игры» в Лондоне ориентирована преимущественно на детей подросткового и школьного возрастов. На ней расположены конструкции домов с целой системой подземных и наземных переходов. Отдельные части этих конструкций находятся в постоянном преобразовании, строятся новые «этажи», крыши и переходы. Также на площадке есть сцена для уличных постановок, система каналов для игры с водой и песком, мастерская, зона для выращивания растений.
Площадка приключений «Чарли Чаплин» в Лондоне во многом ориентирована на детей с ограниченными возможностями движения. Для детей, передвигающихся на инвалидных колясках, имеются качели-корабль, куда помещаются одновременно по четыре коляски на каждую сторону качелей, система дорожек для гонок на колясочном и другом колесном транспорте, организованы подъезды ко всем объектам игровой и двигательной зоны. На эту площадку можно придти со своим колесным транспортом или оборудованием, а можно взять его напрокат в игровом зале. Во внутреннем помещении помимо стандартных игровых, двигательных зон есть музыкальная гостиная, сенсорная комната и кухня с запасом продуктов для самостоятельного приготовления еды детьми.
На площадке организовано возрастное зонирование территории. Есть области, преимущественно выделенные для детей раннего и дошкольного возраста, для подростков. Зоны для детей разных возрастов определяются в зависимости от доминирующих видов деятельности. Ограничения на пребывание в той или иной области обусловлено правилами безопасности. Например, на площадке со «строительной» специализацией детям до 7 лет к хижинам доступ запрещен. Но для них остаются открытыми водная площадка, песочницы, спортивные площадки.
На мюнхенской площадке «Кроты» дошкольники более свободны в своих передвижениях и занятиях, так как зона строительства на этой площадке минимальна, основное пространство занимают зоны воды и песка, игровая площадка.
На Площадке приключений в Ахене для детей дошкольного возраста построена отдельная, огороженная низким забором детская площадка, включающая в себя зону воды и песка, зону лазанья и балансирования, сенсорную дорожку. Там же каждое лето педагоги площадки вместе с родителями высаживают ароматические и пряные травы.
Детьми-дошкольниками Площадка приключений используется прежде всего как обычная игровая площадка. При этом дети наблюдают за активностями более старших детей. Если на площадке существует театр, то именно малыши становятся первыми зрителями. Но дети дошкольного возраста не могут находиться на площадке одни, без сопровождения взрослых. Именно пришедшие с ними взрослые организуют и контролируют их деятельность. Педагоги площадки оказывают консультативную поддержку родителям, не включаясь в непосредственное общение с детьми. Но в целом дети дошкольного возраста и их родители не являются целевой группой площадки.
Площадка приключений - разнообразное, многофункциональное пространство, в котором дети в возрасте от 7 лет могут создавать и реализовывать свои замыслы, присоединяться к замыслам других, просто перемещаться от объекта к объекту («скользить по пространству»).
В основном площадки работают во второй половине дня и до наступления темноты (в темноте, даже при искусственном освещении, строительные работы опасны). В утренние часы площадки закрыты, так как в первую половину дня дети находятся в школе. В воскресенье и праздничные дни площадки не работают.
Педагоги на площадке
Полное название Площадок приключений - Площадки приключений с педагогическим сопровождением. Поэтому на всех площадках работают специалисты. Типичный состав штатных сотрудников на площадке - 2-3 человека. Помимо этого на площадке всегда присутствуют так называемые внештатные сотрудники - практиканты (старшеклассники, студенты) и волонтеры. Именно внештатные сотрудники чаще всего оказываются посредниками между педагогами и подростками, они вызывают большее доверие у подростков, предлагают новые проекты и варианты деятельностей.
В Англии сотрудники площадки называются «playworker». Они получили базовое педагогическое образование и прошли дополнительное обучение. В Германии сотрудниками площадки работают социальные работники, получившие дополнительную специализацию.
Игровые пространства защищаются педагогами через систему четких, лаконичных правил, организацию пространства, в редких случаях - через непосредственное вмешательство [15]. Сотрудники площадки выступают для детей и подростков фасилитаторами игровой и продуктивной деятельности, партнерами по получению нового опыта. Педагоги площадки помогают ребенку ориентироваться в пространстве возможностей площадки, помогают ставить цели, а также оказывают эмоциональную поддержку.
«Мне нужна твоя помощь!» - только после этого прямого обращения взрослый может оказать помощь ребенку, посоветовать что-либо. Тем самым декларируется право ребенка самостоятельно принимать решения и планировать свои действия, а также в дальнейшем отвечать за их последствия. Тем самым реализуется идея передачи ребенку ответственности за его развитие.
Итак, Площадка приключений, с одной стороны, - модельное пространство, защищенное и поддерживаемое взрослыми, в котором ребенок реализует свои замыслы, с другой - вполне реальное пространство, в котором он имеет дело с последствиями своих действий (в построенном доме можно играть, в дом приходят посетители, его можно разрушить и построить новый). Б.Д. Эльконин писал о том, что «существенной характеристикой пробного пространства и его “несущим” Событием является систематически воссоздаваемый переход между пробно-поисковым и реализующе-результативным значением действия» [10, с. 254]. Именно такой переход постоянно свершается в действиях детей, приходящих на Площадки приключений. Площадка - это один из возможных психолого-педагогических проектов, в которых создается пространство пробы.
К.Н. Поливанова [5] определяет младший подростковый возраст как возраст проектирования собственной личности. На Площадке приключений подросток получает возможность это проектирование перевести в реальный план.
В общем виде можно сказать, что Площадка приключений - это место, в котором задается и реализуется зона ближайшего развития детей и подростков в области личностного развития.
1 Посещение Площадки приключений детьми более младшего возраста будет описано ниже.
2 Для больших построек, замены несущих балок и т. п. приглашаются специалисты строительных фирм. Проект обсуждается с детьми, согласовывается с организацией, которой принадлежит земля площадки.
3 Экологичное поведение - существенная часть педагогической концепции Площадки приключений, на которой, к сожалению, в рамках данной статьи мы не можем остановиться подробнее.
Литература
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.
- Гейл Я. Города для людей: Пер. с англ. M.: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.
- Корепанова И.А. Игра как предмет исследования в российской культурно-исторической школе в психологии [Электронный ресурс]// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 4. UPL: http://www.psyanima.ru/journal/2012/4/2012n4a1/2012n4a1.pdf (дата обращения: 16.08.2013).
- Кравцова Е.Е. Игра как средство самореализации и самоконструирования // Журнал практического психолога. 2005. № 6. С. 61–65.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
- Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подросничестве // Психологическая наука и образование. 1998. № 3. С. 13–18.
- Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка// Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–10.
- Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. URL: https://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 16.08.2013).
- Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы IX научно-практической конференции (г. Красноярск, 25—27 апреля 2002 г.). Красноярск: КГУ, 2003. С. 122–132.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М:. Педагогика, 1976. 304 с.
- Abenteuer-, Bau- und Aktivspielplätze in Nordrhein-Westfalen/ Kapinis E., Langner A., Polke W., Rittberger M., Röttcher R., Strötzer K., Wagner J., Wenz W. NRW. 1976. 198 с.
- Abenteuer-Spiel-Platz Neuhausen (ASP) [Электронный ресурс]// URL: http://www.asp-neuhausen.de/ (дата обращения: 19.08.2013).
- Baig-Schneider R. Die moderne Erlebnispädagogik. Geschichten, Merkmale und Methodik eines pädagogischen Gegenkonzepts. Ziel: Augsburg. 2012. 246 s.
- Design for Play: A Guide to Creating Successful Play Spaces/ Shackell A., Butler N., Doyl P., Ball D. L.: Play England, 2008. 287 p.
- Hughes B. A Playworker's Taxonomy of Play Types. L.: Playlink, 2002. 223 p.
- The First Claim…a Framework for Playwork Quality Assessment. Play Wales. Cardiff: Baltic House, 2008. 198 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3902
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1333
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3