Категория развития в современном психотехническом контексте

1070

Аннотация

Показаны исторические условия зарождения психотехники как направления в психологии, рассмотрена эволюция психотехнического подхода в контексте отечественной культурно-исторической психологии. Описаны характеристики современного психотехнического подхода, существенные для формулирования категории развития в нем. В поле внимания современной психотехники вводится термин «совокупный субъект» и обосновывается его значимость как для контекста психотехнической практики, так и для понимания категории развития в психотехническом контексте. Сформулирована историческая модель развития, в соответствии с которой вместо опоры на периодизацию предлагается учитывать преодоленную ситуацию невозможности как шаг развития субъекта.

Общая информация

Ключевые слова: психотехника, диалектика, развитие, субъект, совокупный субъект , кризис, критическая ситуация

Рубрика издания: Консультирование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060419

Для цитаты: Желябин А.В. Категория развития в современном психотехническом контексте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 219–231. DOI: 10.17759/psyedu.2014060419

Фрагмент статьи

«Психотехника» – это междисциплинарный термин, имеющий свою историю употребления в различных сферах.

Во-первых, психотехника – это направление психологии, ориентированное на конкретно-прикладной аспект практической деятельности человека. В этом смысле психотехника является набором психологических техник воздействия, влияния или выполнения других конкретных операций, связанных с контекстом «человек – человек».

Литература

  1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл; МГППУ, 2003. 240 с.
  2. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996.  № 6. С. 25–40.
  3. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система // Московская психологическая школа: История и современность: В 4 т. Т. 4 / Под общ. ред.  В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2007. С. 45–61.
  4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
  5. Выготский Л.С. Психология/ Сер. Мир психологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.
  6. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 344 с.
  7. Клочко В.Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 1.  С. 165–178.
  8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: 5-е изд.: В 55 т. Т. 38.  М.: Изд-во политической литературы, 1969. 560 с.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.
  10. Мунипов В.М. Основатель психотехники Г. Мюнстерберг – предтеча Л.С. Выготского в методологии психологического познания // Культурно-историческая психология.  2005. № 2. С. 48–62.
  11. Мюнстерберг Г. Основы психотехники: В 2 т. Т. 1. СПб.: Издательский дом «П.Э.Т.», 1996. 352 с.
  12. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. ред. Л.П. Киященко и В.С. Степин. СПб.: Мiръ. 2009. С. 249–295.
  13. Степин В.С. Конструктивизм и проблема научных онтологий // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Канон Плюс, 2009. С. 41–63.
  14. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» [Электронный ресурс] // Библиотека Шулениной. URL: http://nv-shulenina.narod.ru/freyd_zigmund_massovaya_psihologiya_i_analiz_chelovecheskogo_ya.pdf (дата обращения: 21.05.2014).
  15. Цапкин В.Н. Личность как группа – группа как личность // Консультативная психология и психотерапия. 1994. № 4. С. 11–28.
  16. Шведовский О.В. Микродинамика личностных изменений в процессе понимающей психотерапии [Электронный ресурс] // Наука/Педагогика. URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/43164/d (дата обращения: 21.05.2014).
  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  18. Эриксон Э. Детство и общество/ Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.

Информация об авторах

Желябин Антон Валерьевич, Московский государственный психолого-педагогический университет, аспирант кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета клинической и консультативной психологии, ООО «Неформально», Москва, Россия, e-mail: zhelyabinav@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2080
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1070
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1