Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 1. С. 1–11
doi:10.17759/psyedu.2015070101
ISSN: 2587-6139 (online)
Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: информационно-коммуникативная среда, современные подростки, идентичность, образ мира, развитие личности, сопровождение социализации, способы профилактики дезадаптации
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070101
Для цитаты: Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070101
Фрагмент статьи
Вступление человечества в информационную эпоху, или К-общество (от английского knowledge), – общество, основанное на знаниях, приводит к существенному возрастанию роли информационной среды в жизнедеятельности людей. Прослеживается переход от homo faber (человека ремесленного) к homo informaticus – человеку информационному. Информационно-коммуникативные среды стали выступать посредниками во всех сферах профессиональной и повседневной жизни человека. Приоритет информации над традиционными экономическими и политическими ценностями, повышение роли и значения коммуникации, сетевых информационных технологий, возникновение глобального общества на основе общей информационной культуры – все эти факторы оказывают сложное воздействие на личность и социум. Это воздействие осуществляется путем взаимопроникновения физического мира и киберпространства, через влияние информационных сред на познавательные, межличностные и общественные отношения. Итогом этих воздействий стали радикальные сдвиги в культурной сфере, которые повлекли за собой процессы глобализации [14].
Литература
- Асмолов А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 3–21.
- Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 181 с.
- Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.02.2014).
- Богдановская И.М. Мифы о России: конструктивное и деструктивное влияние на сознание современной молодежи//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 23–35.
- Богдановская И.М. Психологические механизмы трансформаций традиционных мифологем в образе России современной молодежи// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 15–27.
- Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 49–57.
- Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83.
- Горный Е. Онтология виртуальной личности// Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство, 2004. С. 78–88.
- Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 19.02.2015).
- Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61327.shtml (дата обращения: 19.02. 2015).
- Кузнецова Т.Я. Чем грозит информационная грамотность: общество знаний: плюсы и минусы// Мир библиографии. 2013. № 1. С. 2–4.
- Маклюэн М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. М.: Канон-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. 464 с.
- Малахов В.С. Национальная культура в эпоху глобализации// Россия в диалоге культур/ Отв. ред. А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев. М.: Наука, 2010. С. 36–65.
- Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков// Мир психологии. 2010. № 3. С. 90–102.
- Фурман И. Границы научности// Культиватор. 2010. № 2. С. 2–3.
- Челышева И.В. Медиатекст и его прочтение//Медиаобразование. 2006. № 1. С. 102–104.
- Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
- Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996. 229 р.
- Giddens A. Modernity and self-idenlity. Stanford univ. press, 1991. 256 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4253
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 2330
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11