Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков

2458

Аннотация

В статье описываются различные методологические подходы к пониманию современной глобальной информационно-коммуникативной среды. Показано, что образ мира подростков формируется под влиянием разнородных и разнонаправленных информационных потоков, которые становятся источником коммуникативных и познавательных потребностей, поиска способов социально-психологической адаптации, компенсации личностных затруднений. Этот процесс создает особые риски для подростковой социализации, адаптации, личностного развития. На основании анализа современных исследований раскрываются позитивные и негативные аспекты влияния современных информационно-коммуникативных технологий на формирование подростковой идентичности.

Общая информация

Ключевые слова: информационно-коммуникативная среда, современные подростки, идентичность, образ мира, развитие личности, сопровождение социализации, способы профилактики дезадаптации

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070101

Для цитаты: Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070101

Полный текст

 

Вступление человечества в информационную эпоху, или К-общество (от английского knowledge), - общество, основанное на знаниях, приводит к существенному возрастанию роли информационной среды в жизнедеятельности людей. Прослеживается переход от homo faber (человека ремесленного) к homo informaticus - человеку информационному. Информационно-коммуникативные среды стали выступать посредниками во всех сферах профессиональной и повседневной жизни человека. Приоритет информации над традиционными экономическими и политическими ценностями, повышение роли и значения коммуникации, сетевых информационных технологий, возникновение глобального общества на основе общей информационной культуры - все эти факторы оказывают сложное воздействие на личность и социум. Это воздействие осуществляется путем взаимопроникновения физического мира и киберпространства, через влияние информационных сред на познавательные, межличностные и общественные отношения. Итогом этих воздействий стали радикальные сдвиги в культурной сфере, которые повлекли за собой процессы глобализации [14].

Мир объединяется глобальными компьютерными сетями, предоставляющими, по сути, неограниченный доступ к любой информации. Их использование становится массовым, доступным широким категориям людей различного возраста, социального статуса, профессиональной принадлежности. Человек оказывается погруженным в информационное пространство, которое становится основной средой его обитания, испытывает уже базальную зависимость от информации и информационных технологий в различных аспектах повседневной жизни, деятельности и общения. При этом предметная и социальная среды, по сути, приобретают характер не базиса, а надстройки над информационным пространством жизнедеятельности, наделяется вторичными смыслами; система отношений «человек-мир» и «человек-человек» становится опосредованной отношениями «человек-машина» [18].

С позиции концепции культурных потоков А. Аппадураи [18] можно говорить о пяти измерениях современной глобальной информационно-коммуникативной среды. Эти измерения включают в себя: 1) этносферы, образуемые в результате массовых перемещений мигрантов, постепенно изменяющих культурный ландшафт страны пребывания; 2) техносферы, размещающие по всему миру свои производственные мощности и торговые центры; 3) финансовые сферы - валютные и товарно-сырьевые биржи по всему миру, ориентированные на создание макроэкономического государства, на основе общей культуры консюмеризма; 4) медиасферы, созданные информационными потоками, к которым А. Аппадураи относит также производство и потребление кинопродукции. В этом плане можно говорить о том, что такие компоненты медиасреды, как сайты социальных сетей Facebook, Twitter и др., электронная почта, доступная на мобильных телефонах, повсеместное распространение Wi-Fi, обещают изменить различные аспекты социальной и субъективной реальности; 5) идеосферы, образованные потоками образов, функционирующих в мировом масштабе и содержащих как государственные, так и альтернативные идеологемы.

В историческом контексте влияние информационно-коммуникативной среды связывается с идеями М. Маклюэна [12] о медиа-средствах поэтапного «расширения человека», о медийной опосредованности способа восприятия себя и действительности, ведущей к изменению когнитивно-коммуникативного стиля личности. Один из аспектов концепции М. Маклюэна состоит в так называемом технологическом детерминизме - представлении о том, что изменение технологий влечет за собой изменения социальной организации, а форма средств коммуникации меняет человеческое сознание. Другой аспект концепции автора - «технологический романтизм», вера во всемирную демократизацию, к которой приведет распространение новых средств информации. По мысли М. Маклюэна, информационно-коммуникативная среда участвует в реализации большинства социально­значимых видов взаимодействия, встраивается в различные сферы деятельности человека, становится неотъемлемым фактором формирования современного глобального образа мира.

С позиций постмодернистского подхода, появившегося как ответ на политические и культурологические проблемы современности, благодаря исследованиям Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, М. Кастельса, Ж.-Ф. Лиотара и др. выделяются иные направления в изучении информационно-коммуникативной среды. В техноцентрическом направлении (А. Моль, Н.Б. Кириллова, В.М. Розин, И.Н. Розина и др.) она понимается как одно из важных условий эволюции глобальной культуры. В семиоцентрическом направлении (Д. Фиск, Т. Ван Дейк, Дж. Ватсон и др.) специфика глобальных информационно-коммуникативных сред определяется в контексте взаимодействия, опосредованного знаками, знаковыми системами, языками, кодами. В психологических исследованиях (П. Винтерхофф-Шпурк, А.Е. Войскунский, Н.А. Носов и др.) изучаются индивидуальные и групповые процессы, опосредующие взаимодействие человека с информационно-коммуникативными средами, влияние глобальных сред на человека.

Однако, как отмечает В.С. Малахов [см.13, с. 52], вне зависимости от различных теоретических воззрений на роль современной информационно-коммуникативной среды, в последней трети ХХ в. и начале XXI в. были зафиксированы два принципиальных момента - коммодификация и медиализация. В рамках процесса коммодификации мир предстает как глобальный супермаркет, возникает массовое культурное производство, ориентированное на максимально широкий культурный рынок, зачастую игнорирующий специфику национальной культуры. Процесс медиализации связан с представлением о том, что современные массмедиа не столько отражают общественную реальность, сколько сами являются этой реальностью. Медиализация социально-культурной сферы означает признание ведущей роли СМИ в определении содержания медийного пространства.

Указанные процессы сложно рассматривать с точки зрения «негативных» и «позитивных» аспектов их влияния на общество. Ниже приведена оценка роли современной информационно-коммуникативной среды в зависимости от избранной перспективы.

Технологический детерминизм

Постмодернистский подход

Информационно-коммуникативные технологии автономны, не зависят от социокультурных процессов

Информационно-коммуникативные технологии создаются обществом

Изменения информационно­коммуникативных сред определяются рациональной логикой технического прогресса

Изменения                                информационно­

коммуникативных сред определяются обществом, в котором они создаются и используются

Информационно-коммуникативные среды имеют предсказуемый результат воздействия на общество

Информационно-коммуникативные среды не имеют предсказуемого результата воздействия, этот результат зависит от общества, в котором они создаются и используются

Основные функции и возможности информационно-коммуникативных сред определяют их влияние на социокультурную и субъективную реальность

Основные функции и возможности информационно-коммуникативных сред определяются их интерпретацией различными социальными группами

Информационно-коммуникативные среды являются нейтральными и аполитичными

Информационно-коммуникативные среды связаны с социальными, политическими и экономическими интересами различных социальных групп

 

Активное внедрение в социальную жизнь информационных технологий, постоянное совершенствование электроники, увеличение числа новых технологических решений привели к кардинальным изменениям не только общества, но и сознания человека. Наиболее существенное влияние информационная среда оказывает на формирующиеся структуры образа мира в подростковом возрасте. Подростки на сегодняшний день являются возрастной категорией, в наибольшей степени вовлеченной в виртуальное взаимодействие и различные формы деятельности в киберпространстве. Интернет становится своего рода институтом социализации подростков, формирует особый «информационный» образ жизни [см. 14, с. 90-102]. Образ мира подростков формируется под влиянием разнородных и разнонаправленных информационных потоков, пронизывающих электронные СМИ. Информационное пространство становится источником коммуникативных и познавательных потребностей, поиска способов социально-психологической адаптации, компенсации личностных затруднений [11].

Сознание поколения, рожденного в информационную эпоху, - «жителей Интернета» - формируется качественно иным образом по сравнению с их сверстниками двадцатого столетия. Вышеуказанные характеристики сознания «информационного человека» в наибольшей степени присущи именно подросткам и молодежи, что создает особые риски для их социализации, адаптации, личностного развития. Так, образ мира подростков обладает большей гибкостью смысловых структур, организованных по сетевому, нелинейному принципу гипертекста. Трансформируются процессы категоризации информации, возрастает роль аудиовизуальных образов в мировосприятии. Образ мира нередко приобретает фрагментарный, «клиповый» характер, содержит большое количество стереотипов, что может приводить к снижению рефлексивности, к сочетанию в субъективной реальности противоположных или качественно различных представлений, конфликтных смыслов, противоречивость которых не осознается.

Нечеткость и множественность социальных норм в киберпространстве влечет за собой размывание границ представлений о нормативном и ненормативном, допустимом и недопустимом поведении. Порождение новых сетевых форм коммуникации опосредует формирование разнообразных схем интерпретации поведения, что может стать источником затруднений в понимании себя и других людей, барьером в адаптации к сложным жизненным ситуациям.

Ограниченный сенсорный опыт пребывания в Сети при увеличении времени взаимодействия в информационном пространстве опосредует формирование особого хронотопа образа мира как «вечно длящегося настоящего», феноменов растяжения-сжатия пространства и ощущения легкости действий, размывание границ между реальным и виртуальным, вымышленным и действительным.

Возрастание скорости восприятия информации связано с пластичностью субъективных значений как составляющих формирующегося образа мира подростков, с принципиальной открытостью смысловых систем для изменений в процессе полилогической коммуникации.

Переживание непредсказуемости и динамичности информационных процессов в жизненной среде, включение в большие виртуальные группы при дефиците личностного общения могут стать источником формирования чувства одиночества, тревоги, неуверенности в себе, переживания трудностей в планировании и выстраивании перспектив собственной жизни [1; 4; 10-13;17].

Формирующиеся под влиянием информационной и медиасреды особенности мировосприятия могут выступать предпосылками дезадаптивного поведения подростков. Они связаны с затруднениями в выборе адекватных интерпретационных схем в общении и деятельности, конструктивных стратегий решения жизненных задач, с переживанием смыслового вакуума, отказом от планирования будущего. Крайней формой дезадаптации выступает саморазрушающее поведение как специфическая форма реагирования подростков на сложность, коммуникативную интенсивность, внутреннюю разнородность и ценностно-смысловую неопределенность мира в информационную эпоху.

Описанные нами изменения современного общества и сознания находят свое отражение в усложнении механизмов идентичности. По Э. Гидденсу [19], самоидентификация состоит в возможности создать последовательное чувство непрерывности Я через биографические истории, в которых человек пытается ответить на важнейшие вопросы: «Что делать? Как действовать? Кем быть?». Иными словами, понятие идентичности связано с построением автобиографических нарративов, с которыми человек эмоционально идентифицируется. Таким образом, индивид пытается построить связное повествование, в котором личность самостоятельно формирует траекторию своего развития от прошлого к ожидаемому будущему. С наступления эпохи глобализации «впервые в человеческой истории “Я” и общество оказываются связанными между собой в глобальном масштабе» [19, с. 32]. Качественные изменения информационно­коммуникативной среды приводят к качественному изменению внутриличностных психологических процессов, превращая индивидуальное Я в рефлексивный проект. На смену традиционному пониманию личностной самоидентичности, которая включала в себя последовательно сменяющиеся психовозрастные характеристики, обладавшие четкими социальными признаками, приходит необходимость использовать все прежние образы своего Я как конституирующие элементы самоидентичности в постоянно меняющемся социальном контексте. Как пишет З. Бауман, этот процесс «...заключается в преображении человеческой идентичности из “данности” в “задачу” и в наделении действующих лиц ответственностью, как за решение этой задачи, так и за последствия (включая побочные эффекты) исполнения ими их ролей» [2, с. 181].

Построение идентичности - процесс, сопровождающий человека на всех этапах возрастного развития, однако наиболее ярко он проявляется в подростковом возрасте. Подростковая идентичность представляет собой не только осознание и переживание самотождественности Я, но и чувство принадлежности к определенной этнической и социальной группе, обществу в целом. Однако, как отмечает И. Фурман, глобализация информационного пространства, связанная с распространением в сети Интернет больших объемов неконтролируемой информации, создает «.культурный хаос, который размывает любую возможную культурную идентичность» [15, с. 2-3].  Проблема интернет­взаимодействия подростков с феноменами, процессами и артефактами иной культуры, с оценками, не имеющими хождения в родной культуре, с ценностными ориентациями, не свойственными родной культуре, могут актуализировать деструктивные механизмы, связанные с одной из архетипических матриц, на основе которой происходит процесс социально-личностной идентификации молодого россиянина. Это оппозиция «мы - они» и ее вариант - оппозиция «свой - чужой», отражающая мифологизированное восприятие реальности, построенное вокруг двух противоположных полюсов [3-5]. Столкновение двух культур как разных систем с присущими им закономерностями функционирования может существенно затруднить процесс самоидентификации, который при «реальном» контакте с «чужим» становится острым и зачастую приводит к когнитивному диссонансу, противоречиям, конфликтам [9].

В то же время Интернет как современное средство коммуникации является оптимальным инструментом для поиска единомышленников. Иными словами, влияние современной информационно-коммуникативной среды на формировании идентичности современных подростков амбивалентно. С одной стороны, свободный доступ к разнородной информации может привести к размыванию, реконструкции существующих идентичностей, с другой - интернет-коммуникация объединяет подростков со сходными увлечениями, предпочтениями и воспоминаниями, формируя тем самым чувство принадлежности к конкретному сообществу. Это чувство, как и самовосприятие, является индивидуальным, личным, развивается со временем по мере взаимодействия с другими людьми и с учетом социокультурного контекста. В этих рамках позитивное виртуальное взаимодействие может дать каждому участнику возможность измениться на основе более глубокого понимания себя и других. В результате, каждый из слоев подростковой субъективной реальности (самоидентичность, групповая идентичность, более широкий контекст) влияет на другой, образуя постоянный процесс дискурсивного обмена между «внутренним» (субъективным) и «внешним» (социокультурным) слоями опыта.

Особое место в обсуждении роли современных информационно-коммуникативных технологий в формировании подростковой идентичности занимает, по замечанию А.Е. Войскунского [7], проблема проявлений идентичности в Интернете, которая может выражаться как в трансформации собственной идентичности, так и конструировании сетевой идентичности, по большинству параметров отличной от реальной. Исследователем показано преобладание игровой мотивации в процессе конструирования сетевой идентичности, стремление подростков к самопониманию и поиску своего образа.

Как мы отмечали выше, результаты данного исследования могут быть проинтерпретированы с различных позиций. Так, с точки зрения технологического детерминизма, можно говорить о том, что обращение к новым технологиям, таким, как интернет-блоги, социальные сети и пр., оказывает на подростков влияние, побуждающее их по-новому экспериментировать с собственной идентичностью. Однако в исследовании А.Е. Войскунского и других авторов получены результаты, согласующиеся скорее с постмодернистской точкой зрения - влияние данного вида информационно-коммуникативных технологий опосредовано тем, как ее интерпретируют подростки и более старшие участники эксперимента. Если подростки могут относиться к собственной сетевой идентичности как к доступной, а иногда и обязательной в некоторых сетевых сообществах игре, то испытуемые юношеского возраста «чаще осознанно и прагматично конструируют свои идентичности, в особенности альтернативные, ибо время безудержной игровой стихии для многих из них уже позади» [7, с. 81].

Еще одним аспектом изучения виртуальной идентичности является подход Е. Горного [8], который рассматривает ее как результат индивидуального творчества. С точки зрения исследователей, виртуальная идентичность - многомерное явление, выполняющее следующие многообразные функции:

.  рациональное выстраивание своего образа «для других» (управление идентичностью);

. влияние на умы и поведение других людей, включающее в себя провокации, дискредитации или иное причинение вреда кому-либо;

.  мистификация;

. виртуальная психотерапия (путем реализации желаний и фантазий, подавляемых в «нормальной» жизни);

.  самопознание;

.  мифотворчество;

.  реализация экзистенциальной потребности в лицедействе, сопровождающаяся осознанием условности и переживанием удовольствия.

Современный этап развития информационно-коммуникативной среды дал толчок к пониманию новых процессов в формировании сетевой идентичности, который А.Г. Асмолов обозначил как процесс перехода «от маски - к личной идентичности в интернете» [1]. Интернет, по мысли А.Г. Асмолова, становится «платформой для становления стабильности идентичности» [1, с. 5], и решающий момент в этом процессе - создание социальных сетей, основными пользователями которых являются подростки (71 %). Поскольку идея социальной сети связана с необходимостью представления реальной идентичности, произошел постепенный отход от «игровой», «маскарадной» идентичности. Переход к индивидуальным сетевым дневникам позволил создать пространство, где личность может полноценно раскрыть «свой ”контент” - свой внутренний мир, так чтобы это могло послужить мотивом для создания социальных связей без знакомств в реальном мире» [1, с. 8].

Таким образом, исследователи полагают, что современная информационно­коммуникативная среда предоставляет личности подростка эгалитарное и либеральное пространство для конструирования сетевой идентичности, а умение конструировать виртуальную личность рассматривают как неотъемлемую часть становления личности в новом информационном обществе [1].

Проблема специфики смысловой организации образа мира и идентичности современных подростков требует дальнейшего теоретико-эмпирического исследования, основанного на новых методологических подходах к пониманию закономерностей развития личности в информационной среде, анализа того влияния, которое она оказывает на формирование образа мира и выбор стратегий социального поведения в подростковом возрасте. Выявление базовых смысловых конструктов, концептов, ценностных ориентаций, смыслообразующих мотивов и личностно-смысловых установок в структуре образа мира и образа Я позволит обосновать направления психолого-педагогического сопровождения социализации в условиях информационного общества, разработать эффективные способы профилактики и коррекции дезадаптивного поведения современных подростков.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 13-06-00270 «Личностно-смысловая организация образа мира подростков с саморазрушающим поведением»).

Литература

  1. Асмолов А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 3–21.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 181 с.
  3. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.02.2014).
  4. Богдановская И.М. Мифы о России: конструктивное и деструктивное влияние на сознание современной молодежи//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 23–35.
  5.  Богдановская И.М. Психологические механизмы трансформаций традиционных мифологем в образе России современной молодежи// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 15–27.
  6. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование.  2013. № 6. С. 49–57.
  7.  Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83.
  8. Горный Е. Онтология виртуальной личности// Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство, 2004. С. 78–88.
  9. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014.   № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 19.02.2015).
  10.   Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] //  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2.  URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61327.shtml (дата обращения:   19.02. 2015).
  11. Кузнецова Т.Я. Чем грозит информационная грамотность: общество знаний: плюсы и минусы// Мир библиографии. 2013. № 1. С. 2–4.
  12. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. М.: Канон-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. 464 с.
  13. Малахов В.С. Национальная культура в эпоху глобализации// Россия в диалоге культур/ Отв. ред. А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев.  М.: Наука, 2010. С. 36–65.
  14. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков// Мир психологии. 2010. № 3. С. 90–102.
  15. Фурман И. Границы научности// Культиватор. 2010. № 2. С. 2–3.
  16. Челышева И.В. Медиатекст и его прочтение//Медиаобразование. 2006. № 1. С. 102–104.
  17. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
  18. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996. 229 р.
  19. Giddens A. Modernity and self-idenlity. Stanford univ. press, 1991. 256 p.

Информация об авторах

Богдановская Ирина Марковна, кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: biggi66@mail.ru

Иконникова Галина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ikonnikova@inbox.ru

Королева Наталья Николаевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой методов психологического познания, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: korolevanatalya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4478
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 2458
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 10