Особенности этнической осведомленности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды Нальчика и Москвы

730

Аннотация

Обосновывается необходимость учета культурных и воспитательных интересов представителей различных этносов и культур и знакомства детей дошкольного возраста с особенностями различных народов, взаимодействия с людьми с разными традициями. Описывается исследование этнической осведомленности детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения с поликультурной образовательной средой, в котором приняли участие 160 дошкольников в Нальчике и 49 детей в Москве. Все дети постоянно посещают дошкольные учреждения. Гендерный состав выборки был примерно равным.

Общая информация

Ключевые слова: этническая осведомленность, процессы интеграции, дошкольное воспитание, поликультурная среда дошкольных общеобразовательных учреждений

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070114

Для цитаты: Назранова Л.Ж. Особенности этнической осведомленности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды Нальчика и Москвы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 142–153. DOI: 10.17759/psyedu.2015070114

Фрагмент статьи

В современных условиях одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека – носителя гуманных, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Национально-культурная специфика складывается из системы факторов, обусловливающих отличия в организации, функциях и способе опосредования процессов общения, характерных для данной культурно-национальной общности. Эти факторы этнической осведомленности взаимосвязаны в процессах общения и переплетены с другими факторами, прежде всего с факторами собственно языковыми, психолингвистическими, этнопсихолингвистическими и общепсихологическими. Из этого следует, что проблема этнической осведомленности в настоящее время носит междисциплинарный характер, она фрагментарно изучается в рамках различных наук[1;2;4;12].

Литература

  1. Агапов О.Д.Теория и практика толерантности: Этнокультурные и межконфессиональные аспекты. Казань: Познание, 2009.56 с.
  2. Алиева Э.Ф. Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала: Автореф.… канд.пед. наук. М.,  2009. 22 с.
  3. Афанасьева А.Б.Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб.: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.  296 с.
  4. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю.  Национально-региональный компонент исторического образования: Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 2008.  78 с.
  5. Законодательные акты РФ в области образования и культуры.  М.: Ось-89,2008.   34 с.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года  [Электронный  ресурс] // INFORMIKA/ ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций. М.: ГосНИИ ИТТ, 1997–2002.Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.informika.ru/text/goscom/curdoc/393.html#1(дата обращения: 15.10.2014).
  7. Недземковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики// Психология и педагогика.  2009.  № 5.  С. 157–163.
  8. Обухов А.С., Смагина И.В. Межличностные отношения детей в полиэтнической группе детского сада //Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии.Материалы Третьей Международной научной конференции 24–25 мая 2012 г./Отв. ред. В.В. Гриценко; В 2 т. Т. 2. Смоленск: Маджента,2012. С. 173–176.
  9. Потапова И.А. Психолого-педагогические основы формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона: Монография. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2012. 198 с.
  10. Сыртланова Н.Ш.Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа,  2008. 22 с.
  11. Трубина Е.С. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.  521 с.
  12. Хухлаева О.В.,Хакимов Э.Р., Хухлаев О.Е.Поликультурное образование: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 283 с.
  13. Хухлаева О.В. Этнопедагогика. Учебник и практикум: Учебник для бакалавров.  М.: Юрайт, 2014. 333 с.

Информация об авторах

Назранова Лёля Жабраиловна, аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, Московский психологический университет (ГБОУ ВПО МПУ), Москва, Россия, e-mail: gingo07@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1894
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 730
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3