Особенности этнической осведомленности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды Нальчика и Москвы

767

Аннотация

Обосновывается необходимость учета культурных и воспитательных интересов представителей различных этносов и культур и знакомства детей дошкольного возраста с особенностями различных народов, взаимодействия с людьми с разными традициями. Описывается исследование этнической осведомленности детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения с поликультурной образовательной средой, в котором приняли участие 160 дошкольников в Нальчике и 49 детей в Москве. Все дети постоянно посещают дошкольные учреждения. Гендерный состав выборки был примерно равным.

Общая информация

Ключевые слова: этническая осведомленность, процессы интеграции, дошкольное воспитание, поликультурная среда дошкольных общеобразовательных учреждений

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070114

Для цитаты: Назранова Л.Ж. Особенности этнической осведомленности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды Нальчика и Москвы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 142–153. DOI: 10.17759/psyedu.2015070114

Полный текст

 

В современных условиях одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека - носителя гуманных, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Национально-культурная специфика складывается из системы факторов, обусловливающих отличия в организации, функциях и способе опосредования процессов общения, характерных для данной культурно-национальной общности. Эти факторы этнической осведомленности взаимосвязаны в процессах общения и переплетены с другими факторами, прежде всего с факторами собственно языковыми, психолингвистическими, этнопсихолингвистическими и общепсихологическими. Из этого следует, что проблема этнической осведомленности в настоящее время носит междисциплинарный характер, она фрагментарно изучается в рамках различных наук [1; 2; 4; 12].

Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления этнической идентификации со своей этнической группой у детей в возрасте 5-8 лет. Дошкольный возраст - ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Исследование особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста в различных социокультурных средах позволяет рассмотреть, как складывается специфика подобных отношений, и выработать соответствующую тактику общения с детьми, а также тактику обучения детей бесконфликтному общению с представителями других этносов, не теряя при этом своей этнической идентичности и не нарушая собственных культурных традиций.

В России с ее многонациональным составом актуальность теоретического и практического изучения условий поликультурного образования и воспитания в ДОУ обусловлена необходимостью развития новой национальной общности - россияне.

Знание психологических закономерностей является необходимым условием организации процесса межэтнического взаимодействия, особенно если речь идет о поликультурной среде дошкольных образовательных учреждений [8]. У детей в возрасте 5-8 лет активно формируется этническое самосознание и происходит идентификация с лицами своей этнической группы, причем этническая осведомленность и этническая принадлежность детей влияют на успешность их межличностного взаимодействия.

У современных дошкольных учреждений своя роль в деле формирования национальной идеи современного поликультурного общества. По важности она сравнима только с ролью семьи: там происходит передача из поколения в поколение тех знаний, умений, традиций, которые и позволяют народу сохранить свою культуру, историю, самобытность [12].

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях возлагаются очень ответственные социальные задачи - обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в недалеком будущем [9].

Однако процесс этнической идентификации старших дошкольников и влияние на него различных факторов недостаточно изучены в настоящее время, поэтому исследование особенностей поведения детей в условиях этнической неоднородности, выявление проблем, затрудняющих у детей процесс адаптации, приобретает особую актуальность.

Программа исследования, ее результаты и обсуждение

Проведенное нами исследование было посвящено изучению роли этнического фактора в системе межличностных отношений дошкольников.

Мы провели опрос старших дошкольников, направленный на анализ их этнической осведомленности, - предложили ответить на несколько вопросов, касающихся знаний о культуре своего народа и культуре других этнических групп, а также понимания различий между ними. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях Нальчика и Москвы.

Современная Москва является многонациональным городом, детские образовательные учреждения посещают дети разных национальностей и в разной степени владеющие русским языком. И если ты - ребенок мигрантов и в семье у тебя говорят на каком-то ином языке, то вхождение в коллектив ровесников иногда затрудняется, тем более, что образовательные программы и методики ориентированы на человека, для которого русский язык является родным. Задачей воспитателей должно стать обеспечение для детей-мигрантов определенного лингвометодического сопровождения, которое помогло бы им овладеть русским языком в той степени, которая необходима для освоения в дальнейшем школьной программы и для нормальной коммуникации с воспитателями и сверстниками.

В группах московских дошкольных учреждений, в которых мы проводили исследование, этническое большинство - это русские дети. Воспитатели в группах также русские. Родители детей - горожане с различным материальным положением.

Нальчик является столицей Кабардино-Балкарской республики. Его этнический состав представлен тремя титульными этносами: кабардинцы (более 50 % населения), балкарцы (37 %) и русские (10 %). Родители детей, принимавших участие в исследовании (в большинстве своем кабардинцы), - горожане и выходцы из сел. Этот фактор имеет существенное влияние на результат нашего исследования, поскольку родители-горожане имели более высокий социальный статус, как правило, высшее образование, более высокий материальных доход, но в то же время большинство из них не владели своим родным языком. А родители, переехавшие жить в город из сел, в большинстве своем имели среднее специальное образование, были менее обеспечены материально, но в то же время владели устным и письменным родным языком. Именно этот фактор отразился в ответах детей о знании своей культуры и культуры чужих этнических групп.

Дошкольные образовательные учреждения Москвы и Нальчика поликультурны по этническому составу посещающих их детей. Немаловажным является также тот факт, что воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях Нальчика осуществляется педагогами различных национальностей. Средний возраст педагогов дошкольных образовательных учреждений, в которых проводилось исследование, - 38-39 лет. Средний стаж работы педагогов - 13 лет. Этнокультурный состав среднестатистического ДОУ в Кабардино-Балкарской республике представлен в основном воспитателями-кабардинками (85 %), в меньшинстве оказались представители русского и/или балкарского этноса (15 %). Подавляющее большинство педагогов московской выборки (91 %) - русские.

Для изучения специфики этнокультурной осведомленности дошкольников Москвы и Нальчика мы составили авторский опросник из девяти вопросов, которые должны были раскрыть представления дошкольников о различных этнокультурах, а также определить наличие у них знаний особенностей их родной культуры.

В Нальчике в исследовании приняли участие 160 дошкольников. Гендерный состав выборки был примерно равным. Возраст детей на момент проведения исследования составлял 5-8 лет. Дети постоянно посещают дошкольные учреждения.

Этнокультурный состав дошкольников Нальчика был представлен в основном детьми- кабардинцами (54 %), в меньшинстве оказались представители русского (14 %) и/или балкарского (30 %) этносов, другие национальности представлены единично.

В Москве исследованием было охвачено 49 дошкольников, из них 70 % -русские, остальные - представители других национальностей (армяне, киргизы, украинцы, татары, башкиры и др.)

Для сравнения групп респондентов использовался непараметрический критерий Манна- Уитни.

Ответы на вопрос «Знаешь ли ты, что на свете живут люди разных национальностей (народностей)?» показали, что все без исключения дети знают о существовании различных национальностей, что вполне естественно для детей, воспитывающихся в поликультурной среде, которые ежедневно сталкиваются с тем, что сверстники и взрослые разговаривают на разных языках и имеют разные национальные обычаи.

На вопрос «Какие ты знаешь национальности (народы)?» дошкольники, посещающие образовательные учреждения Нальчика, давали различные ответы. Все дети могли назвать 5-6 национальностей (самые распространенные ответы - кабардинцы, балкарцы, русские, немцы, американцы, китайцы); 15 % детей смогли назвать 10 национальностей, 6 % дошкольников смогли вспомнить больше 10 национальностей.

Для московских дошкольников вопрос оказался более сложным. Большинство детей (60 %) могли назвать только две-три национальности, только 10 % детей смогли назвать больше шести национальностей. Московские дошкольники называли, в основном, иностранные национальности (англичане, немцы, итальянцы). С национальностями нашей страны они знакомы недостаточно. Многие московские дошкольники черпали свои представления о других этносах из поездок за границу на отдых, где они непосредственно сталкивались с представителями других этнических групп и другой культурой. Проживание в мегаполисе, где они могут непосредственно, на улицах города встретиться с людьми разных этносов и конфессий, дает московским детям некоторое преимущество, однако люди других культур остаются для них неизвестными в плане языка, обычаев, правил поведения. Знания москвичей о людях других культур носят формальный характер, в отличие от живого и непосредственного общения нальчикских детей, которые, проживая в полиэтничной среде, каждый день сталкиваются с чужими обычаями, нормами, языком, и потому их знания о других культурах имеют непосредственное и практическое применение в жизни.

Из ответов на вопросы о праздниках и традициях людей различных национальностей стало ясно, что родители и педагоги дошкольных учреждений привлекают детей к участию в народных праздниках (например, в московских детских садах проводится Масленица: родители пекут детям блины и приходят участвовать в хороводах и конкурсах), рассказывают детям о народах и их традициях, а в Нальчике в детских садах отмечают Навруз 1, обыгрывают свадебные обряды или ставят народные сказки. Часто в детских садах города Нальчика можно увидеть оформленные в группах «Уголки Дружбы», с детьми проводятся занятия по краеведению и т. д. В московских же детских садах создаются народные музеи, где силами педагогов и родителей собирается утварь, делаются макеты русской печи и колыбелек.

На вопрос «Как ты думаешь, чем отличаются люди разных национальностей (народов)?» уверенно ответили почти 92 % дошкольников, посещающих образовательные учреждения Нальчика, что свидетельствует о сформированности у детей начальных представлений о межкультурных различиях. Дети знают, что люди разных национальностей отличаются разными языками, костюмами, внешностью, традициями. Дети также выражали желание узнать о правилах и нормах общения с людьми других культур. Дошкольники с раннего детства вовлечены в процесс межкультурной коммуникации, знают этнические особенности друг друга и учитывают их во взаимодействии, например, когда выбирают язык при обращении к сверстнику. Дети русской этничности знают сказки адыгского эпоса про «Нартов», занимаются с детьми кабардинцами и балкарцами ткачеством национальных ковров и специальной тесьмы (удъэ) для украшения национальных костюмов в рамках образовательной программы национально-регионального компонента. Эта программа широко использовалась в детских садах Нальчика. Для реализации программы были оборудованы кабинеты родного языка, в которых в ходе изучения собственной культуры и родного (кабардинского) языка воспитывались толерантность и патриотизм.

Знанием о существовании разных этнических групп в меньшей степени владели дети городских дошкольных учреждений Нальчика (72,2 %), тогда как сельские дети могли назвать свою и другие этнические группы.

Среди московских дошкольников уверенно назвать отличия людей разных национальностей смогли только 60 %. Остальные сомневались и испытывали затруднения при ответе. На вопрос об отличиях людей, принадлежащих к разным этносам, московские дети в большинстве своем называли язык общения (73 %), затем место проживания (18,8 %) и внешний облик (13,3 %).

На вопрос «А как ты узнал о том, что люди бывают разных национальностей (народов)?» от дошкольников Нальчика получены следующие ответы: «Узнал от родителей» (16 %), «Рассказали в детском саду» (38 %), «Узнал из книг, мультфильмов и телепередач» (20 %). Остальные дети не могли сказать, откуда получены знания о существовании разных народов. Возможно, эти знания получены так рано, что дети просто не могут назвать источник информации. Думаю, здесь уместно вспомнить, что народы Северного Кавказа долгое время проживают вместе, и интеграция в их среде происходит постоянно. Московские дошкольники в качестве основного источника информации называют телевизионные программы (45 %) и детские сады (27 %), узнали о различных национальностях от родителей только 10 % детей.

Ответы на вопросы «А кто ты по национальности (к какому народу принадлежишь)?» и «А твои родители?» так же единообразны. Все без исключения дети в возрасте 5-7 лет, посещающие дошкольные учреждения Нальчика, могут безошибочно назвать свою национальность и национальность своих родителей. Полагаем, что это объясняется именно тем, что дети с рождения живут в полиэтничной среде, с рождения вовлечены в процессы межкультурной коммуникации и постоянно должны учитывать межкультурные различия в повседневной жизни, например, выбирая язык для обращения к сверстнику или взрослому. Дошкольники Москвы, особенно русские дошкольники, не всегда могут назвать свою национальность и национальность своих родственников, более 20 % детей затруднились с ответом. Часто можно было услышать ответ: «Я - россиянин».

Ответы на вопрос «Какие ты знаешь народные праздники и обычаи?» распределились следующим образом: 75 % дошкольников Нальчика уверенно называют не менее четырех национальных праздников, остальные 25 % ребят знают не менее двух праздников. При этом состав названных праздников поликультурен: христианство (Рождество), ислам (Ураза- Байрам), народные традиции (Навруз). Дошкольники Москвы также уверенно называют не менее четырех праздников (72 %), остальные знают не менее двух, но практически все дошкольники (92 %) знают только русские праздники (вероятно, потому, что именно они отмечаются в детском саду: Рождество, Масленица, Святки).

Проведение опроса, направленного на определение уровня этнической осведомленности, выявило средний или высокий уровень по рассматриваемому параметру.

На вопрос об источнике знания о различных национальных культурах ответили: 62,9 % детей - семья; 27, 8 % детей - детское дошкольное учреждение, 44,4 % детей - «Я сам догадался». Интересными выглядят также ответы на вопросы о знании своего этноса, этнической принадлежности родителей и знании своих этнических праздников, обычаев и сказок. Большинство городских детей могли назвать свою этническую группу и этническую принадлежность своих родителей, но на вопрос о праздниках, обычаях и сказках своих народов смогли ответить только 9,1 % дошкольников. В то же самое время дети - выходцы из сел легко отвечали на вопросы о своей этнической группе, этнической принадлежности родителей, и более 35 % детей рассказывали народные сказки на родном языке.

На вопрос «Если бы тебе предложили выбрать национальность (народ), то что бы ты выбрал?» 87 % детей ответили, что выбрали бы свою национальность и 10 % детей не смогли дать четкого ответа. Полагаем, что ответ на этот вопрос в большей степени связан с особенностями личности и самооценки дошкольника, чем со сформированностью у детей представлений об особенностях различных культур и с этнической осведомленностью.

В исследовании были определены критериальные показатели и уровни развития этнической осведомленности дошкольников.

Исходные критерии определялись наличием представлений о национальных и культурных особенностях народов, интереса к ним, реализацией имеющихся представлений в сочетании с другими видами деятельности, во взаимосвязи с семьей ребенка, в проявлении толерантных отношений к окружающему миру, сверстникам, взрослым. Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:

правильность и полнота представлений о родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов;

  наличие интереса к традициям и фольклору;

проявление на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Согласно вышеуказанным критериям и показателям были выделены уровни развития у дошкольников этнической осведомленности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень развития этнической осведомленности дошкольников характеризуется правильным обобщенным представлением об особенностях людей различных национальностей, которое выражается в развернутом суждении о них, в избирательности интереса к традициям, музыкальному фольклору, в осознанности выбора, открытом проявлении толерантности, нравственных норм в отношении к сверстникам. Данным уровнем обладают 5 % дошкольников, посещающих дошкольные учреждения Нальчика. В Москве детей с высоким уровнем этнической осведомленности мы не обнаружили.

Средний уровень развития этнической осведомленности дошкольников характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными, поверхностными впечатлениями о традициях и особенностях различных народов, неустойчивостью интереса к традициям, фольклору народов, отсутствием мотивации в предпочтении, проявлением гуманных чувств, но не всегда умением адекватно реагировать на нравственные нормы, взаимоотношения между людьми. Средний уровень этнической осведомленности продемонстрировали в ходе опроса 73 % дошкольников Нальчика, участвовавших в исследовании. Среди Московских дошкольников таких детей - 55 %.

Низкий уровень этнической осведомленности характеризуется неумением дифференцировать народы, отсутствием интереса к традициям, музыкальному фольклору народов, неумением проявлять толерантность к сверстникам и окружающим людям. Низкий уровень этнической осведомленности отмечен у 22 % опрошенных дошкольников Нальчика. В Москве таких дошкольников больше - 45 %.

Для изучения влияния этнического фактора на специфику межличностных отношений дошкольников в группах детских садов мы провели социометрическое исследование.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

Социометрический эксперимент Морено «Выбор по фотографии», «Сломанный карандаш», «Два дома», «Три вопроса»;

Изучение критериев выбора партнера для общения;

Анализ причин изоляции и предпочтения дошкольников в группе детского сада;

Изучение свободного общения детей (методика одномоментных срезов структуры групп детского сада разработанная Т.А.Репиной);

Изучение коммуникативных умений детей и влияние их на эффективность совместной деятельности (интерпретация методики Я.Л. Коломинского, 1976, 1984).

Нас интересовало, существует ли зависимость положения ребенка в группе от его принадлежности к этническому большинству, существуют ли проблемы отношений между детьми, обусловленные именно национальностью? Ведь детские сады посещают дети, семьи которых входят в различные этнические, культурные и конфессиональные группы, принадлежат разным социальным слоям, и, значит, они ориентируются на различные идеалы, нормы поведения и культурные ценности.

Для дошкольника сверстники выступают носителями тех норм и форм поведения, которые задаются взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности [8]. Межличностные отношения реализуются и формируются в общении. Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек, выбор друга.

Нами была установлена следующая тенденция: в полиэтнической группе детского сада дошкольники склонны выбирать для устойчивых межличностных отношений и называть друзьями детей своей этнической принадлежности.

Основными причинами для выбора дошкольником того или иного ребенка в друзья являются: общее времяпрепровождение, проявление симпатии со стороны друга к самому ребенку, черты характера и умения, привлекающие ребенка в друге, привлекательность игрушек друга, внешняя привлекательность друга, общая симпатия, территориальная близость, принадлежность к одной этнической группе. При этом наиболее значимыми причинами являются общая деятельность, симпатия друга к самому ребенку и нравственные качества и умения друзей.

В результате исследования в дошкольных учреждениях Нальчика нами не обнаружено значимой зависимости положения в группе от национальной принадлежности. Дети становятся «отвергаемыми» или «звездами» вне зависимости от национальной принадлежности, и частота таких выборов примерно совпадает с процентным составом групп по национальному признаку.

В московских дошкольных образовательных учреждениях картина несколько иная. Среди «отвергаемых» дошкольников русских детей только 20 %, среди «звезд» вообще были только русские дошкольники.

Итак, анализ социометрического исследования показал, что проблемы принятия и отвержения детей существуют, и наиболее вероятными причинами, как мы предполагаем, являются следующие:

поведение, не соответствующее принятым в данном обществе нормам;

языковые проблемы;

стремление к лидерству детей-мигрантов на фоне крайне слабой осведомленности о принятых обычаях и нормах поведения в данном социуме. Огромную роль здесь играют родители, между которыми внутри семьи могут иметь место конфликты из-за разности культур, национальностей, менталитета;

  неумение общаться, играть;

стеснение, зажатость: дети-мигранты более избалованные или более агрессивные, особенно мальчики из Закавказских и Кавказских республик;

проблемы адаптации;

наличие тревожности, страха;

наличие проблем, связанных с традициями в питании и пользовании туалетом.

Таким образом, следует отметить, что культурная неоднородность групп воспитанников должна побуждать педагогов искать новые пути и передовые педагогические технологии, приемлемые в поликультурной образовательной среде.

Следует отметить также, что в Москве поликультурному образованию уделяется слишком мало внимания, эта работа введется очень фрагментарно и практически сводится к проведению специальных праздников и использованию фольклора, да и то применительно только к православию и русской культуре. Не проводится работа, направленная на формирование межкультурного восприятия, толерантности, не формируются навыки межкультурного взаимодействия, детям-мигрантам не помогают адаптироваться к новой для них социокультурной среде.

Процесс формирования этнокультурной компетентности должен быть активным, значимым и интересным для детей. Следует широко задействовать интерактивные методы обучения и воспитания, которые помогают ребенку занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя активным субъектом учебно-познавательной деятельности. При таком подходе учащиеся непосредственно в процессе обучения обмениваются результатами своей познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Согласно исследованиям [2;4;10;11], процесс мышления и усвоения знаний становится более эффективным, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а коллективно. Поэтому занятия и другие мероприятия результативны при совместном проведении и обсуждении выдвинутых вопросов каждым воспитанником.

Педагогам дошкольных учреждений следует обратить особое внимание на культурные и воспитательные интересы представителей различных этносов и культур и знакомить детей дошкольного возраста с особенностями различных культур народов, учить взаимодействию с людьми, воспитанными в разных традициях.

Сегодня детские сады посещают дети, семьи которых входят в различные этнические, культурные и конфессиональные группы, принадлежат к разным социальным слоям, и, значит, они ориентируются на различные идеалы, нормы поведения и культурные ценности. Именно культурная неоднородность групп воспитанников должна побуждать педагогов искать новые пути и передовые педагогические технологии, приемлемые в такой поликультурной образовательной среде. К сожалению, в настоящее время очевидны неготовность педагогов к работе с инокультурными детьми, незнание специфики межкультурной коммуникации и с детьми, и с их родителями.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что представления о себе и других людях, принадлежащих к различным этническим группам, у детей в возрасте 5-8 лет находятся в стадии активного развития. Эти представления достаточно сформированы, но не совсем точны и далеко не исчерпывающи.

Особенно большое влияние на этническую идентификацию оказывает воспитание в семье, установки родителей, соблюдение этнических праздников и обычаев. В семьях, где продолжают соблюдать обычаи и разговаривать на родном языке, дети гораздо лучше ориентируются в этническом многообразии среды проживания.

Эффективное развитие этнической осведомленности и толерантности дошкольников должно происходить при условии, что традиции и фольклор разных народов естественно вплетаются в жизнь группы детского сада.

Работа по формированию этнической осведомленности в дошкольном образовательном учреждении должна способствовать формированию у детей представлений о творчестве народов, появлению чувства патриотизма, развивать способности детей. Дети должны получать эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия.

Развитие этнической осведомленности дошкольников средствами фольклора и традиций разных народов нашей страны возможно в том случае, если педагогическая работа в детском саду будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель», что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и семье.

Важно сформировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Поэтому к концу дошкольного возраста у воспитанников должны быть сформированы этническая осведомленность и ценностное отношение к действительности.

Выводы

1. Проведенное исследование выявило в целом средний уровень этнической осведомленности дошкольников. Средний уровень характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными, поверхностными представлениями о традициях и особенностях различных народов, неустойчивостью интереса к традициям, фольклору народов, отсутствием мотивации в предпочтении, проявлением гуманных чувств, но не всегда умением адекватно реагировать на нравственные нормы, взаимоотношения между людьми.

2. Анализ социометрического исследования показал, что при определенных условиях этническая принадлежность ребенка может влиять на его статусное положение в группе. В частности, в московских дошкольных группах нами была обнаружена подобная тенденция, что связано, на наш взгляд, с целым рядом факторов и причин.

3. Воспитателям дошкольных учреждений следует обратить особое внимание на учет культурных и воспитательных интересов представителей различных этносов и культур и знакомить детей дошкольного возраста с особенностями культур различных народов, учиться взаимодействию с людьми с разными традициями. Педагогам Москвы следует обратить особое внимание на формирование этнической осведомленности дошкольников. Низкая чувствительность к этнокультурным особенностям детей и родителей приводит к педагогическим ошибкам. Современная образовательная среда, в частности среда мегаполиса, в силу своей специфики и устаревших стереотипов этнокультурного поведения оказывается не готовой к решению вопросов этнокультурного образования, поэтому приобщение к национальной культуре в поликультурном образовательном пространстве РФ должно строиться на материале различных этнопедагогических систем, способствующих формированию у учащихся мультикультурной идентичности.

4. Процесс формирования этнокультурной компетентности должен быть активным, значимым и интересным для детей. Использование интерактивных методов обучения и воспитания содействует тому, чтобы ребенок учится занимать активную личностную позицию и в полной мере проявлять себя как активный субъект учебно-познавательной деятельности.

Литература

  1. Агапов О.Д.Теория и практика толерантности: Этнокультурные и межконфессиональные аспекты. Казань: Познание, 2009.56 с.
  2. Алиева Э.Ф. Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала: Автореф.… канд.пед. наук. М.,  2009. 22 с.
  3. Афанасьева А.Б.Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб.: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.  296 с.
  4. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю.  Национально-региональный компонент исторического образования: Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 2008.  78 с.
  5. Законодательные акты РФ в области образования и культуры.  М.: Ось-89,2008.   34 с.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года  [Электронный  ресурс] // INFORMIKA/ ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций. М.: ГосНИИ ИТТ, 1997–2002.Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://www.informika.ru/text/goscom/curdoc/393.html#1(дата обращения: 15.10.2014).
  7. Недземковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики// Психология и педагогика.  2009.  № 5.  С. 157–163.
  8. Обухов А.С., Смагина И.В. Межличностные отношения детей в полиэтнической группе детского сада //Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии.Материалы Третьей Международной научной конференции 24–25 мая 2012 г./Отв. ред. В.В. Гриценко; В 2 т. Т. 2. Смоленск: Маджента,2012. С. 173–176.
  9. Потапова И.А. Психолого-педагогические основы формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона: Монография. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2012. 198 с.
  10. Сыртланова Н.Ш.Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа,  2008. 22 с.
  11. Трубина Е.С. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.  521 с.
  12. Хухлаева О.В.,Хакимов Э.Р., Хухлаев О.Е.Поликультурное образование: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 283 с.
  13. Хухлаева О.В. Этнопедагогика. Учебник и практикум: Учебник для бакалавров.  М.: Юрайт, 2014. 333 с.

Информация об авторах

Назранова Лёля Жабраиловна, аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, Московский психологический университет (ГБОУ ВПО МПУ), Москва, Россия, e-mail: gingo07@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1983
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 767
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6