Подготовка бакалавров-психологов: неопределенность целеполагания, риски и возможности их преодоления

986

Аннотация

Анализируются неопределенность целеполагания в подготовке бакалавров-психологов к работе в социальной сфере, структура компетенций, критерии итоговой аттестации выпускников. Представлено описание в учебных программах рисков при отборе содержания и дидактических технологий: отсутствие принципов различия содержания академического и прикладного бакалавриата; риск «клипового» формата обучения студентов из-за дефицита времени на освоение ими содержания учебных дисциплин; риск «скрытого брака» в развитии у выпускников профессионально важных качеств. Контурно обозначена методология преодоления этих рисков: реализация принципа единства «философии практики» и психологической науки; стандарт деятельности психолога – основа отбора содержания и дидактики профессиональной подготовки психологов; соблюдение принципа интеграции наук о человеке как функциональном элементе социальной системы, свободной и суверенной личности, организме.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная подготовка, бакалавр-психолог, профессиональный стандарт, учебная программа, дидактика, компетенции, неопределенность, риски , методология преодоления

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070202

Для цитаты: Чиркова Т.И. Подготовка бакалавров-психологов: неопределенность целеполагания, риски и возможности их преодоления [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 14–23. DOI: 10.17759/psyedu.2015070202

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с.
  2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. I: Вопросы теории и истории психологии.  М.:  Педагогика, 1982. 436 с.
  3. Гребнев Л.С. Присоединение России к Болонскому процессу во многом оказалось формальным // Нижегородское образование. 2011. № 3. С. 6–9.
  4. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.  М.: Педагогика, 1986.  240 с.
  5. Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 11.04.2015).
  6. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. К вопросу о необходимости разработки стандарта профессиональной  переподготовки по  специальности «Практическая психология» // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4.  C. 100–106.
  7. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6. С.11–20.
  8. Корнилова Т.В. «Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности» //  Вопросы психологии. 2010. № 5.  С. 3–13.
  9. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров   [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т.6. № 2. С. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 17.06.2015).
  10. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 946 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2014 № 34320) [Электронный ресурс] //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170164.
  11. Ребрин О.И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ Уральского Федеративного университета. Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур», 2012. 24 с.     
  12. Рубцов В.В. О разработке профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/ot_redaktora.phtml (дата обращения: 11.04.2015).
  13. Семеновских Т.В. Клиповое мышление – феномен современности. Оптимальные коммуникации. [Электронный ресурс]// URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 20.12.2014).
  14. Чиркова Т.И. Методологические основы психологии: Учебное пособие к практическим  и семинарским занятиям для студентов психологических  факультетов.  М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014.  416 с.
  15. Чиркова Т.И. Психология разрушения: Монография.  М.: ИНФРА-М,  2015.  192 с.
  16. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Фактор неопределенности в высшем образовании: контуры проблемы  // Известия РАО.  2011.  № 2.  С. 114–125. 

Информация об авторах

Чиркова Т.И., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и организационной психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия, e-mail: tm.ch@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2304
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 986
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1