Особенности субъективно оцениваемой одаренности у разностатусных студентов вуза

977

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимосвязи субъективной оценки одаренности со статусным положением студентов вуза в учебной группе. Представлен теоретический анализ подходов к исследованию одаренности, обоснована необходимость изучения субъективных оценок одаренности. В эмпирическом исследовании участвовали студенты очной формы обучения I, III и V курсов московского вуза (всего 231 человек). Гипотеза о том, что субъективно оцениваемая студентами одаренность одногруппника положительно связана с его позицией в интрагрупповой структуре, получила подтверждение. Для проверки гипотезы были использованы методические средства: социометрия, референтометрия, методический прием определения интрагрупповой структуры неформальной власти, а также авторская анкета для выявления субъективных оценок одаренности. Проанализированы особенности субъективной оценки одаренности одногруппников студентами с техническим и естественнонаучным направлениями обучения. Выявлено, что оценки одаренности в группах обучающихся техническим специальностям в большей степени связаны со статусным положением студентов, чем в группах с естественнонаучным направлением обучения.

Общая информация

Ключевые слова: интрагрупповая структура, статус, ученическая группа, одаренность, субъективная оценка одаренности

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070310

Для цитаты: Курсов С.О. Особенности субъективно оцениваемой одаренности у разностатусных студентов вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 96–107. DOI: 10.17759/psyedu.2015070310

Фрагмент статьи

В соответствии с указом Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» одна из приоритетных задач – обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью. В образовательной среде проблематика одаренности является одной из важнейших на протяжении практически всей истории психологической науки. Основные психологические отрасли, в рамках которых особенно интенсивно разрабатывались задачи и решались проблемные вопросы, связанные с одаренностью человека, принадлежат психологии развития, возрастной и педагогической психологии, реже психологии личности, и только в исключительных случаях – социальной психологии [2].

Литература

  1. Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества // Социальная психология и общество. 2014. № 3. C. 125–141.
  2. Кондратьев М.Ю., Мешкова Н.В. О социально-психологических условиях реализации инклюзивных и интегративных программ работы с одаренными в общеобразовательной школе  // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С.13–20.
  3. Крушельницкая О.Б. Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками (на материале общеобразовательной школы): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 290 с.
  4. Крушельницкая О.Б., Курсов С.О. Особенности общего и социального практического интеллекта у разностатусных студентов вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73538.shtml (дата обращения: 02.08.2015).
  5. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С.2 6–44. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (дата обращения: 20.08.2015).
  6. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 7–18.
  7. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: «Педагогика», 1979. 240 c.
  8. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, 2-е изд., расш. перераб. М.,: «Министерство образования РФ», 2003.  94 с.
  9. Саулина Е.Б. Мотивация и социально-психологическая адаптация когнитивно одаренных подростков, учащихся в обычных общеобразовательных школах // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С. 11-19.
  10. Хазова С.А. Совладающее поведения одаренных старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2002. 28 с.
  11. Щебланова Е.И., Цой А.Б. Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 31.  URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.03.2014).
  12. Adams-Byers J., Squiller W.S., Moon S.M. Gifted students’ perceptions of the academic and social/emotional effects of homogeneous and heterogeneous grouping // Gifted Child Quarterly. 2004. Vol. 48 (1). P. 7–20. doi: 10.1177/001698620404800102.
  13. Bonney M.E. The relative stability of social, intellectual, and academic status in grades II to IV, and the interrelationships between these various forms of growth // Journal of Educational Psychology. 1943. Vol. 34. P. 88–102. doi: 10.1037/h0056937.
  14. Clark H., Hankins N. Giftedness and conflict // Roeper Review. 1985. Vol. 8. P. 50–53.
  15. Czeschlik T., Detlef H.R.  Sociometric types and children’s intelligence // British Journal of Developmental Psychology. 1995. Vol. 13. P. 177–189. doi: 10.1111/j.2044-835X.1995.tb00672.x.
  16. Frederickson N., Petrides K.V., Simmonds E. Trait emotional intelligence as a predictor of socioemotional outcomes in early adolescence // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52. P. 323–328. doi:10.1016/j.paid.2011.10.034.
  17. Gallagher J.J., Crowder T. The adjustment of gifted children in the classroom // Exceptional Children. 1957.  Vol. 23. P. 306–319.
  18. Hardy M.C. Social recognition at the elementary age // The Journal of Social Psychology. 1937. Vol. 8. P. 365–384. doi:10.1080/00224545.1937.9920016.
  19. Hollingworth L. Children above 180 IQ: Origin and development. Yonkers, NY: World Book Company, 1942. 192 p.
  20. Janos P.M., Marwood K.A., Robinson N.M. Friendship patterns in highly intelligent children // Roeper Review. 1985. Vol. 46. P. 46–49.
  21. Janos P. M., Robinson N. M. Social and personality development // Horowitz F.D., O’Brien M. The Gifted and Talented: A Developmental Perspective. Washington, DC: American Psychological Association, 1985. P. 149–195.
  22. Jennings H.H. Leadership and Isolation. N. Y.: Longmans, Green, 1943. 240 р.
  23. Miller R.V. Social status and socioempathic differences among mentally superior, mentally typical, and mentally retarded children // Exceptional Children. 1956. Vol. 22. P. 114–119.
  24. Mayseless O. Gifted adolescents and intimacy in close same-sex relationships // Journal of Youth and Adolescence. 1993. Vol. 22. P. 135–146.
  25. Robinson A. The Identification and Labeling of Gifted Children. What Does Research Teil Us? // Heller К. A., Feldhusen J. S. Identifying and nurturing the gifted: An international perspective. Toronto: Hans Huber, 1986. P. 103–109.
  26. Robinson N.M., Noble K.D. Social-emotional development and adjustment of gifted children // M.G. Wang, M.C. Reynolds, H.J. Walberg, Handbook of Special Education: Research and Practice. N. Y.: Pergamon Press, 1991. Vol. 4.  P. 23–36.
  27. Schultz D. Children's social status as a function of emotionality and attention control // Journal of Applied Developmental Psychology. 2009. Vol. 30. P. 169–181.
  28. Von Károlyi C. Issue awareness in young highly gifted children: Do the claims hold up? // Roeper Review. 2006. Vol. 28. P. 167–174.
  29. Yamamoto K., Lembright M.L., Corrigan A.M. Intelligence, creative thinking, and sociometric choice among fifth-grade children // The Journal of Experimental Education. 1966. Vol. 34 (3). P. 83–89.

Информация об авторах

Курсов Станислав Олегович, аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: subj.subj@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1818
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 977
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0