Психолого-педагогические исследования
2015. Том 7. № 4. С. 94–102
doi:10.17759/psyedu.2015070409
ISSN: 2587-6139 (online)
Коммуникативные компетенции как условие профессиональной мобильности педагога сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0025 от 16.06. 2014, проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».
Ключевые слова: образование, образовательный модуль, коммуникативная компетенция, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная мобильность
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070409
Для цитаты: Дзюба Е.М., Самойлова Г.С., Комышкова А.Д. Коммуникативные компетенции как условие профессиональной мобильности педагога сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 94–102. DOI: 10.17759/psyedu.2015070409
Полный текст
Формирование коммуникативной компетенции как особого качества речевой личности является неотъемлемой частью подготовки выпускника вуза любого направления подготовки. Актуальны на сегодняшний день - не только нормативный аспект речевой культуры выпускника, но и умение правильно, следовательно, эффективно строить коммуникацию в профессиональной сфере. Особенно важной представляется коммуникативная компетентность педагога как специалиста, работающего в системе «человек - человек», и, в частности, педагога специального и инклюзивного образования, который является также и транслятором речевой и коммуникативной культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая статья посвящена опыту апробации модуля «Философские и социальноправовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» в составе программы бакалавриата «Педагогика и психология потенциальных возможностей» по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование». Его структура и содержание позволяют, с точки зрения разработчиков, предложить обучающемуся максимально эффективный путь освоения вариативных форм коммуникации, необходимых в условиях образовательного диалога и социокультурного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и в то же время обеспечить его готовность к универсальным моделям профессиональной коммуникации.
Принцип академической мобильности студента, лежащий в основе как образовательной программы бакалавриата в целом, так и конкретного модуля, не только предполагает включение студента непедагогических профилей подготовки в поле новой профессиональной деятельности, но и влияет на качественное изменение личностных и профессиональных параметров участника модуля, образовательным результатом которого является обретаемая студентом способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности.
Необходимые и важные профессиональные компетенции, которые определяют уровень и характер взаимодействия между педагогом и лицами с ограниченными возможностями здоровья, характер взаимодействия между педагогом и обучающимся, уровень доверия, устанавливающийся между ними в процессе сотрудничества (способность проводить работу по духовнонравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры - ПК-10; способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья - ПК-11 [5]), являются результатом и следствием сформированной у специалиста сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья коммуникативной компетенции, включающей в себя частные компетенции (языковая, предметная, лингвистическая, прагматическая) [2], и компетенции, располагающейся на универсальном культурном уровне коммуникации (акмеологические, кросс-культурные, ориентированные на творческий рост преподавателя и обучающегося).
Таким образом, концепция всех дисциплин, составивших модуль, - четырех обязательных («Организационные и правовые основы специального и инклюзивного образования»; «Деонтология и акмеология сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Культурно-исторические и философские основы специального и инклюзивного образования»; «Современные педагогические системы в специальном и инклюзивном образовании») и трех из четырех возможных дисциплин по выбору («Социология в специальном и инклюзивном образовании»; «Языковая и коммуникативная компетентность специалиста сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Кросс-культурные подходы в специальном и инклюзивном образовании»; «Основы эффективной коммуникации в специальном и инклюзивном образовании»), а также практическая подготовка в формате «клинической практики», - выстроена на идее овладения педагогами сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья поливариантными коммуникативными каналами.
В условиях академической мобильности, подразумевающей возможность для студентов и слушателей встраиваться в совершенно разные образовательные программы по направлениям педагогического и непедагогического образования, профессиональная лингвистическая составляющая коммуникативной компетенции, реализующаяся в филологических программах, в содержании программ данного модуля была намеренно ослаблена.
В то же время на первый план вышли языковая и прагматическая компетенции, базирующиеся на знании системы и структуры языка и умении строить результативную речевую деятельность в соответствии с конкретными коммуникативными целями.
Они позволяют специалисту:
■ сформировать личностные характеристики, собственную речевую культуру, оценивать возможности владения современными нормами русского литературного языка и его стилевыми разновидностями в условиях диалога между обучающим и обучаемым;
■ дифференцировать языковой материал, выбирать оптимальную для решения определенной коммуникативной задачи форму из числа вариативных, учитывая условия, при которых осуществляется акт говорения (слушания, письма), статус адресата, объект обсуждения и т. д. [1];
■ компетентно использовать ресурсы невербальных коммуникативных каналов (владение голосом, интонацией, дикцией, мелодикой речи, использование возможностей мимики, жестов, позы и т. д.), овладеть техникой, психотехникой и логикой речи и чтения;
■ выявлять и развивать адекватные коммуникативные умения в новых социальных условиях и структурах, предполагающих знание культурных норм и ограничений в общении, знание этикета, ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному менталитету.
При реализации приобретенных умений в профессиональной коммуникации, преподаватель не может обойтись без овладения частной так называемой предметной компетенцией. Язык формирует в сознании говорящего картину мира, отражая в словах окружающие предметы и отношения между ними и имплицитно выражая оценки, принятые в коллективном бессознательном носителей языка. Выявление скрытых оценок, которые сопровождают номинацию в языке и влияют на формирование в сознании говорящих определенного отношения к субъектам специального и инклюзивного образования (ср. антонимические пары здоровый - нездоровый, с отклонениями, инвалид; нормальный - ненормальный; полноценный - неполноценный и т. д.), позволяют создать более точную оценку возможностей коммуникации. Знание механизмов возникновения скрытых коннотаций в языке, умение оценивать языковую ситуацию в обществе и учитывать эти факторы в условиях профессиональной коммуникации представляются весьма важными составляющими коммуникативной компетенции, позволяющими решать те задачи, которые ставит профессиональный стандарт педагога.
Таким образом, образовательные результаты модуля, связанные с формированием коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих, напрямую соотносятся с требованиями общего профессионального стандарта педагога, который включает в себя действия, обеспечивающие использование и апробирование специальных подходов к обучению «в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании», в частности, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3], что соотносится с актуальными задачами современной модернизации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров [4].
В составе апробированного группой преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина модуля на формирование коммуникативной компетенции обучающихся непосредственно направлены две дисциплины вариативной части модуля - «Языковая и коммуникативная компетентность специалиста сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» и «Основы эффективной коммуникации в специальном и инклюзивном образовании». Таким образом, предложенная комбинация обеспечивает присутствие одной из этих двух дисциплин в составе любого из учебных маршрутов каждого обучающегося таким образом, хотя при этом содержание остальных учебных курсов не пересекается.
Дисциплина «Основы эффективной коммуникации в специальном и инклюзивном образовании» призвана сформировать умение не только грамотно, но и максимально эффективно осуществлять речевое взаимодействие в профессиональной и социокультурной сфере. Ее задачи: сформировать у студентов понятие о культуре речевого общения, ее компонентах и условиях ее развития; дать представление о видах общения, основных коммуникативных качествах речи; сформировать навык грамотной, логически верной и аргументированно построенной устной и письменной речи, развить навык этикетных форм общения в соответствии с нормами профессионального общения дефектолога; развить способность ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, сформировать у студентов специальные педагогические умения, обеспечивающие выразительное чтение и рассказывание; развить навыки эффективной коммуникации с лицами с ОВЗ, членами их семей и другими участниками образовательного процесса как партнерами по общению.
Дисциплина «Языковая и коммуникативная компетентность сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» дает студентам знания о связи языка и общества, роли языка в становлении личности, способствует формированию специальных педагогических умений, позволяющих воздействовать словом на детей, а также умения реализовывать свои коммуникативные намерения адекватно ситуации и задачам общения, возникающим в профессиональной деятельности, знакомит с приемами противостояния речевой агрессии и содействует их развитию.
Обобщая задачи и содержание этих двух дисциплин, можно сказать, что первая направлена на осознание себя как субъекта профессиональной коммуникации, вторая - на развитие умений анализировать коммуникативную ситуацию с внешней стороны: распознавать намерения адресата, уметь правильно противостоять им.
В соответствии с этой логикой были разработаны рабочие программы и учебнометодические комплексы по данным курсам.
Реализация дисциплин имела следующие особенности:
■ контингент студентов. В апробации модуля участвовали студенты разных курсов НГПУ им. К. Минина, обучающиеся по направлениям, не связанным напрямую с педагогикой: 030100.65 Философия; 100400.62 Туризм; 072500.62 Дизайн; 100100.62 Сервис; 080200.62 Менеджмент. Разнородность учебных групп (по курсам и основным направлениям подготовки) обусловила необходимость включить в содержание обоих курсов раздел, связанный с нормативным компонентом речевой культуры педагога, способствующий развитию языковой компетенции студентов. Задача этого раздела - актуализовать знание норм современного русского литературного языка (орфоэпических, грамматических, лексических, стилистических) и навык рефлексии над нормативностью собственной речи и речи окружающих. В качестве контрольного мероприятия использовался тест, проверяющий знание норм орфоэпии, орфографии, грамматики, лексики, стилистики современного русского литературного языка. Контроль за соблюдением норм грамотной монологической речи был также включен в систему оценивания итоговых мероприятий по дисциплинам;
■ форма обучения. Основная часть курса была размещена в электронной образовательной среде Мининского университета (http://ya.mininuniver.ru/sdo) и предполагала самостоятельное освоение студентами определенного материала и выполнение учебных и контрольных заданий в интерактивном режиме. Использовались: тестирование, решение кейсов, анализ коммуникативных ситуаций, видеодиагностика публичных выступлений. «Контактная» часть курса включала в себя практические занятия по темам «Этика и этикет в общении», «Техника речи», «Аргументация: логические и психологические средства» («Основы эффективной коммуникации в специальном и инклюзивном образовании»), «Техники и приемы противостояния речевой агрессии», «Способы речевого манипулирования» («Языковая и коммуникативная компетентность специалиста сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»), а также итоговое контрольное мероприятие в форме дебатов. В очной форме занятия включали в себя такие средства обучения, как коммуникативный тренинг, тренинг по технике речи, моделирование коммуникативных ситуаций, ориентированные на деятельностный, вовлеченный подход к обучению студентов и позволяющие смоделировать в интерактивном режиме многие коммуникативные ситуации.
Оценивание итогового контрольного мероприятия проводилось методом экспертной оценки. Для дисциплины «Основы эффективной коммуникации в специальном и инклюзивном образовании» итоговым мероприятием было заранее подготовленное публичное выступление на тему, связанную с проблемами современного специального и инклюзивного образования. Для экспертизы и оценивания такого рода работы использовалась видеодиагностика, т. е. анализ видеозаписи публичной речи, подготовленной студентом самостоятельно и произнесенной перед аудиторией своей группы. Эта форма представляется весьма удачной, поскольку она позволяет студенту взглянуть на себя стороны, оценив вместе с экспертом содержательные составляющие речи (наличие выраженного тезиса, характер аргументации, наличие композиции) и ее внешнее преподнесение (соответствие нормам современного русского литературного языка, чистота, стилистическая выдержанность, ясность, понятность речи, громкость, гибкость голоса, поза говорящего, мимика, жесты и т. д.). Кроме того форма видеодиагностики позволяет проводить контрольное мероприятие дистанционно, используя ресурсы электронной образовательной среды.
Контрольное мероприятие по дисциплине «Языковая и коммуникативная компетентность специалиста сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» представляет собой форму дебатов, при которой студенты самостоятельно выбирают тему для обсуждения (предлагаются темы, связанные с проблемами современного инклюзивного и специального образования), объединяются в микрогруппы в соответствии с выбранной позицией «за» или «против», готовят аргументы в пользу своего мнения и вопросы, способные уязвить позицию противоположной стороны. Контрольная экспертная оценка учитывает следующие критерии: уверенное обозначение позиции выступающего, представление достаточного количества аргументов (более двух разных видов), соблюдение речевого этикета, соблюдение норм современного русского литературного языка, умение вести конструктивную дискуссию (умение адекватно интерпретировать позицию собеседника, представляющего противоположное мнение, и отразить реплику, не прибегая к средствам речевой агрессии), использование разнообразных вербальных и невербальных средств воздействия на собеседника (громкость, внятность, интонационное разнообразие, поза, мимика, жесты, соответствующие теме, стилю и цели выступления).
Контактные и дистанционные средства обучения, которые использовались в этих двух дисциплинах, позволили комплексно способствовать развитию коммуникативных компетенций студента: степень сформированности языковой компетенции контролировалась с помощью интерактивных тестов в электронной образовательной среде, методом экспертной оценки на практических занятиях и при выполнении кейсовых задач, требующих письменного ответа. На формирование прагматической компетенции нацелены коммуникативные тренинги, решение кейсов, анализ коммуникативных ситуаций. Степень сформированности предметной компетенции повышается при обсуждении на семинарах таких тем, как «Язык и общество», «Современная языковая ситуация в России», «Отражение в языке идеологии общества: язык и толерантность, язык и “политическая корректность”». Главной особенностью использования новых способов формирования компетенций в апробации настоящих дисциплин является их комплексный, интегрированный характер.
Динамическая структура образовательного модуля «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» - взаимодействие и развитие составляющих его дисциплин - определяется характером практики, которая имеет распределенный характер и «пронизывает» собой все дисциплины. Моделирование квазипрофессиональных ситуаций сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере социокультурной деятельности является целью практики и позволяет в условиях непосредственной профессиональной коммуникации (формат «клинической» практики) реализовать приобретенный теоретический опыт. Два содержательных раздела практики синтезируют «идеологию» модульного курса «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья», выявляя и закрепляя для участников процесса его ценностные аспекты:
а) активное овладение уровнями и приемами коммуникации (вербального и невербального характера) в условиях социокультурных возможностей Нижегородского региона (раздел «Социокультурная коммуникация. Окно в мир»);
б) трансформация личного опыта обучающегося/студента в сфере профессиональной коммуникации, реализация коммуникативных возможностей (раздел «Лестница культуры. Практика личностного роста»).
Позитивный результат практики модуля во многом обеспечен социокультурными и педагогическими возможностями региона и города, позволяющими установить сетевое взаимодействие с площадками практики: например, театр «ПИАНО», МКС (К) ОУ школа- интернат для глухих детей, а также партнерские проекты с Музеем книги Нижегородской государственной областной научной универсальной библиотеки им. В.И. Ленина и Нижегородским государственным академическим театром драмы им. М. Горького. Все перечисленные площадки обладают опытом сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяют обучающимся прогнозировать и моделировать результаты будущей профессиональной деятельности, например, в области методик театральной педагогики, выявления возможностей профессиональной коммуникации лиц с ограниченными возможностями здоровья в области театральной журналистики или библиотечного дела.
Практическая подготовка систематизирует необходимые первоначальные сведения о социокультурной функции, планировании, проектировании и реализации задач по духовнонравственному воспитанию лиц с особыми потребностями в образовании и таким образом становится базой для будущей профессиональной мобильности студента, успешно освоившего модуль «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья». Продукты, ставшие результатом прохождения практики (портфолио, эссе, презентации, социальный проект, экскурсии), являются отчуждаемыми и могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности студента в сфере образования или вне ее.
Итоговая аттестация по модулю проводилась после прохождения всех дисциплин и клинической практики в виде публичной защиты проекта (эссе). Аттестация имела открытый характер, для оценки результатов привлекались независимые эксперты из числа педагогов Нижегородского театрального училища имени Е. Евстигнеева.
Модуль «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья», встроенный в программу дополнительного образования «Педагогика и психология потенциальных возможностей» по направлению «Специальная педагогика», является самостоятельным образовательным продуктом. Он может рассматриваться в качестве общеразвивающего вариативного модуля для студентов как других педагогических, так и непедагогических направлений подготовки бакалавров ( «Социальная педагогика», «Педагогическое образование», «Философия», «Социология» и т. д.), будет полезен для специалистов не только системы специального и инклюзивного образования, но и общественных и культурно-просветительских организаций.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0025 от 16.06. 2014, проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».
Литература
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54–60.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М.: Флинта; Наука. 1998. 312 с.
- Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]// URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 25.09.2015).
- Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 25.09.2015).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111115121946.pdf (дата обращения: 25.09.2015).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1845
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1237
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0