Модель работы с диагностическим случаем в подготовке психолога образования

915

Аннотация

Представлена модель работы педагога-психолога с диагностическим случаем, ее анализ в соответствии с положениями Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и теоретическими основами диагностической деятельности психолога. Рассмотрены возможности конкретизации требований Профессионального стандарта через соотнесение его составляющих с этапами диагностического процесса. Показано, что рядаспектов диагностической деятельности являются дефицитарными и требуют целенаправленного формирования на этапе получения профессионального и послепрофессионального образования. Проанализирована необходимость проектирования содержания психодиагностических дисциплин, включающего в себя работу с диагностическими гипотезами. Сформулированызадачи освоения психодиагностических дисциплин для студентов, решение этих задач позволит предотвратить появление типичных диагностических ошибок. Обозначены сложности формирования гностического компонента диагностической деятельности у магистрантов, получивших непсихологическое образование на уровне бакалавриата.

Общая информация

Ключевые слова: диагностическая гипотеза, диагностическая деятельность, диагностические ошибки, психодиагностический процесс, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Психологический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080311

Для цитаты: Шубина А.С., Петрова Л.М. Модель работы с диагностическим случаем в подготовке психолога образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 115–126. DOI: 10.17759/psyedu.2016080311

Фрагмент статьи

На сегодняшний день при сохранении важности психодиагностики в структуре профессиональной деятельности педагога-психолога содержание диагностической деятельности наполняется новыми смыслами и содержанием, что нашло свое отражение в Профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»[3]. Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой педагогу-психологу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (в данном случае – психодиагностической деятельности), выступает основанием для определения содержания профессионального и послепрофессионального образования. Выделение в Профессиональном стандарте отдельной трудовой функции «Психологическая диагностика детей и обучающихся» подтверждает самостоятельный статус диагностической деятельности психолога наряду с другими видами психологической помощи.

Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. М.: Ось-89, 2012. 144 с.
  2. Костромина С.Н. Особенности становления специалиста как субъекта психодиагностической деятельности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. №4(12). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/351-kostromina12 (дата обращения: 14.01.2016).
  3. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Минтруда России № 514н от 24.07.2015 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469 (дата обращения: 01.10.2015).
  4. Рыжкова А.Н. Типичные ошибки при решении психодиагностических задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 20 с.
  5. Семаго М.М. Что такое диагностическая гипотеза и как ее построить [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2004. №34. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200403406 (дата обращения: 14.01.2016).
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошколь­ный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с.
  7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.

Информация об авторах

Шубина Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ"), Вологда, Россия, e-mail: Shubina-as@yandex.ru

Петрова Людмила Модестовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, e-mail: modestovna@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1704
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 915
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1