Смысловые образования в структуре личности педагога по физической культуре и спорту

501

Аннотация

Раскрываются особенности смысловых образований в структуре личности педагогов по физической культуре и спорта, работающих со студентами разных групп здоровья. В исследовании приняли участие 54 преподавателя кафедр физического воспитания и спорта двух казанских вузов в возрасте от 25 до 67 лет. Комплекс диагностических материалов состоял из двух методик: Методика изучения смысловых уровней личности педагога (М.Н. Миронова) и Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев). У обеих групп педагогов обнаружены достаточно высокие показатели по шкале «Готовность принять духовные ценности учащихся». Педагоги обладают большим развивающим потенциалом и проявляют стремление к наиболее полному раскрытию способностей обучающихся. Высокий уровень профессиональной компетентности характерен для почти 70% педагогов по физической культуре. На основе полученных данных разработаны программа повышения квалификации педагогов по физической культуре и спорту по специальности «Инновационные технологии в учебном процессе по физическому воспитанию» (18, 24, 36 и 72 акад. часов), а также программа «Избранные главы дисциплины Физическая культура», которые реализуются на факультете дополнительного образования по выбору студентов различных специальностей и направлений подготовки.

Общая информация

Ключевые слова: смысловые образования, педагог , физическая культура, непрерывное образование, личностные смыслы

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090202

Для цитаты: Лифанов А.Д., Финогентова С.О. Смысловые образования в структуре личности педагога по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 17–24. DOI: 10.17759/psyedu.2017090202

Полный текст

 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» социальные требования к системе образования сформулированы следующим образом: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, также обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» [13, с. 5]. Решение проблем модернизации российского образования на современном этапе высшего и среднего профессионального образования связано с развитием ценностно­смысловой сферы личности студента, а этот процесс во многом зависит от педагога, от успешной реализации его базовых профессиональных компетентностей [12]. Согласно М.С. Яницкому, вне зависимости от формы организации и содержания учебного процесса личность преподавателя является важнейшим фактором развития ценностных отношений личности студентов [15].

Практика показывает, что не все педагоги по физической культуре в образовательных учреждениях не только высшего и среднего профессионального образования, но и среднего (полного) общего образования, даже имеющие базовое (физкультурное) образование, осознанно подходят к пониманию смысловой и содержательной сути развития физической культуры личности. Современной литературе, посвященной образовательной инклюзии, вопросу создания инклюзивной культуры должно отводиться одно из важнейших мест [1; 2].

Современные исследования, посвященные вопросам совершенствования процесса физического воспитания, ориентированы в основном на студентов, при этом смысловые образования педагогов, которые являются носителями и трансляторами ценностей физической культуры, как правило, не рассматриваются или рассматриваются изолированно от данного процесса. Функция преподавателя в основном сводится к проектированию содержания образования, выбору современных форм и методов обучения [4].

Смысловые уровни в структуре личности педагога по физической культуре оказывают существенное влияние на формирование личностных смыслов обучающихся в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Именно со смысловыми структурами личности связана возможность укоренения педагога в пространстве общечеловеческих ценностей, одной из которых является ценность развития [9].

Б.С. Братусем [3] разработана шкала личностных смыслов, имеющая пять уровней (приведены по восходящей):

■    почти неличностный - предусматривает личную отчужденность от системы выполняемых действий;

■  эгоцентрический - приоритет личной выгоды над общественными интересами, все остальные люди могут использоваться для достижения личных целей;

■   группоцентрический - человек отождествляет себя с группой, в качестве приоритета рассматриваются не индивидуальные успехи, а успехи группы, приоритетной является не ценность самого человека, а его принадлежность к группе;

■ гуманистический - предполагает равенство прав, свобод и обязанностей каждого человека, направленность на получение результатов, которые принесут благо другим людям;

■     духовный - человек рассматривает других людей как особую ценность (как образ и подобие Бога).

Данные уровни могут по-разному сочетаться в структуре личности педагога и определять его профессиональную компетентность.

Целью нашей работы стало выявление профессионализма педагогов по физической культуре во взаимосвязи с типом смысловых структур его личности.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 54 преподавателя кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно­строительный университет» в возрасте от 25 до 67 лет. Мы разделили преподавателей на две группы по контингенту студентов, с которыми им приходится работать: СМГ - специальная медицинская группа, ОУО - основное учебное отделение.

Использовались следующие методы: теоретический анализ, Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога М.Н. Мироновой [9], валидность которой подтверждается согласованностью результатов с Тестом смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [7].

Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики с использованием пакета прикладных программ SPSS Statistics 17.0.

Результаты и их обсуждение

Требования ФГОС высшего и среднего профессионального образования определяют минимально допустимый уровень содержания образования [1]. Главным элементом содержания образования выступает не формирование знаний, умений и навыков, а формирование опыта отношения к окружающей действительности, являющегося результатом выработанной обществом системы норм, отношения человека к миру, деятельности, людям, самому себе. В связи с этим основное внимание в организации учебного процесса по физическому воспитанию необходимо уделять осознанию личностных смыслов образования. В табл. 1 представлены результаты исследования смысловых уровней у педагогов по физической культуре с использованием методики М.Н. Мироновой [9].

Таблица 1

Результаты исследования смысловых уровней у педагогов по физической культуре со студентками различных групп здоровья

Наименование выборки

СА

СД

Э

Гр

ГУм

ГПДЦ

СМГ

10,15

12,46

10,06

11,62

17,26

16,89

ОУО

10,89

12,28

11,25

12,32

16,74

16,85

 

Примечание. СА - «Позиция ”симбиотического акцептора”»; СД - «Позиция ”симбиотического донора”»; Э - «Интенсивность присвоенности эгоцентрического уровня»; Гр - «Интенсивность присвоенности группоцентрического уровня»; Гум - «Интенсивность присвоенности гуманистического уровня»; ГПДЦ - «Готовность принять духовные ценности учащихся».

У обеих сформированных нами групп педагогов обнаружены довольно высокие показатели по шкале «Готовность принять духовные ценности учащихся» (ГПДЦ). Практика показывает, что педагогам по физической культуре свойствен большой развивающий потенциал и стремление к наиболее полному раскрытию потенциальных способностей обучающихся.

Для преподавателей кафедр физического воспитания и спорта характерны авторитарные методы управления учебно-воспитательным процессом, а главными регуляторами их деятельности должны выступать этические ценности и ценности здорового образа жизни. На практике, педагогам по физической культуре более важно выполнение требований рабочих программ и методик, а не физкультурно-спортивные интересы студентов. Это, в свою очередь, приводит к рассогласованности между целями образования и требованиями к его результатам, с одной стороны, и субъективной позицией личности, с другой стороны, что не способствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. Отсутствие приоритета здоровья в образовательной практике приводит к тому, что учебный процесс в минимальной степени ориентирован на воспитание ценностного отношения к своему здоровью [2].

По мнению Г.Н. Пономарева, в примерной программе дисциплины Физическая культура необходимо заложить методологические основы, отражающие ценностные ориентации физической культуры, взаимосвязь духовного, психического и физического здоровья [11]. При этом и сам педагог по физической культуре должен быть привержен этическим ценностям и ценностям здорового образа жизни.

Таблица 2

Результаты исследований смысловых уровней (дополнительные шкалы)

Наименование выборки

РНОС*

ВС

ПЭ

РВ

РУСЖ

РНОЭ

Д**

СМГ

1,57

6,12

3,47

1,52

1,76

2,94

1,75

ОУО

2,09

6,26

4,19

1,59

1,89

3,36

2,12

 Примечание. РНОС - «Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которого служит симбиоз»; ВС - «Позиция ”вершитель судьбы”»; ПЭ - «Позиция ”потребитель эмоций”»; РВ - «Риск викитимности»; РУСЖ - «Риск утраты смысла жизни»; РНОЭ - «Риск неплодотворной ориентации, пусковым механизмом которого служит эгоцентризм»; Д - «Повышенная вероятность присвоенности духовного уровня»; * - тенденция различий; ** - значимые различия.

Результаты, полученные по дополнительным шкалам опросника М.Н. Мироновой (табл. 2), находятся в пределах средних значений. По шкалам «Риск виктимности» (РВ), «Позиция ”вершитель судьбы”» (ВС) и «Риск утраты смысла жизни» (РУСЖ) нами не обнаружено достоверных различий между сравниваемыми выборками преподавателей. Результат по шкале «Д» («Повышенная возможность присвоенности духовного уровня») в группе преподавателей ОУО превосходит среднегрупповой показатель, это говорит о высокой вероятности присвоения ими духовных ценностей.

В системе традиционного обучения функция преподавателя заключается в трансляции знаний, как правило принадлежащих своей предметной области, студентам. С остальными участниками образовательного процесса происходит обмен субъективными видениями реальности, здесь основным способом познания становится понимание [6]. Построение процесса обучения в образовательном учреждении чаще всего носит монологичный характер и не предусматривает равноправного диалогового взаимодействия двух участников образовательного процесса. Интериоризация ценностей физической культуры студентами осуществляется путем непосредственного взаимодействия с преподавателем.

Организация процесса обучения должна предусматривать наличие свободы выбора субъектом стратегий межличностного взаимодействия [8; 14]. В системе диалогового взаимодействия педагог не «транслирует» знания, а обеспечивает участникам образовательного процесса обмен различными видениями реальности. Таким образом, основным способом познания становится понимание [5]. Организация процесса физического воспитания должна обеспечивать не просто механическое запоминание готовой информации, а понимание, встраивание ее в смысловые образования обучающихся.

На кафедрах физического воспитания и спорта недостаточно внимания уделяется теоретической подготовке, более 75 % лекционного материала предполагает самостоятельное изучение. Данное обстоятельство обусловливает необходимость создания благоприятных условий для последовательного самоуправляемого обучения, что и является отличительным признаком системы непрерывного образования.

Тенденция последнего времени - использование средств мобильного обучения в организации процесса физического воспитания студентов [8]. Средства мобильного обучения не только предоставляют студентам свободу выбора образовательной траектории развития, но и повышают автономность личности. При этом педагог становится не организатором учебного процесса, а своего рода консультантом, который помогает студентам в осознании их личностных смыслов и целей обучения.

Результаты проведенного исследования показывают, что высоким уровнем профессиональной компетентности обладают около 70 % педагогов по физической культуре. Именно такой процент преподавателей демонстрируют преимущественную присвоенность гуманистического уровня. Эти показатели характерны как для преподавателей, работающих со здоровыми студентами, так и для преподавателей, работающих со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

На основе проведенного исследования авторами разработаны программа повышения квалификации педагогов по физической культуре по специальности «Инновационные технологии в учебном процессе по физическому воспитанию» (продолжительностью 18, 24, 36 и 72 акад. часов), а также программы «Избранные главы дисциплины Физическая культура», которые реализуются на факультете дополнительного образования по выбору студентов различных специальностей и направлений подготовки.

Учебный процесс направлен не на механическое усвоение знаний, а на открытие личностных смыслов обучаемых. Данное обстоятельство трансформирует и расширяет функции педагога по физической культуре, которые дополняются (помимо трансляции знаний) проектированием содержания образования и выбора средств развития компетенций обучаемых, расширением профессиональных функций (педагога-психолога, наставника и т. д.).

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре, поскольку их  смысловые образования представлены преимущественно группоцентрическим уровнем. Главная причина сложившейся практики физкультурного образования - ориентация профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и спорту преимущественно на физическую подготовленность занимающихся. Психологической подготовке студентов в вузах физической культуры, как правило, уделяется недостаточно внимания. Для преодоления этой негативной тенденции необходимо ввести обязательное психологическое сопровождение начинающих педагогов по физической культуре и спорту.

Результаты наших исследований показывают, что смысловые образования личности педагога по физической культуре являются важнейшими составляющими его профессиональной компетентности. Уровнем их развития определяются формирование потребностно-мотивационной сферы обучающихся, обеспечение оздоровительной направленности занятий.

Литература

  1. Безуглов Ю.И., Безуглова Л.П. Управление качеством образования в учебном заведении: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. 133 с.
  2. Бикмухаметов Р.К. Здоровье педагога как образовательная ценность // Теория и практика физической культуры. 1999. № 8. С. 18–19.
  3. Братусь Б.С. «Слово» и «дело»: к истории научных отношений А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. С. 18–24.
  4. Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в современном обществе // Интеграция образования. 2003. № 1. С. 19–22.
  5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.
  6. Кригер Е.Э. Компетентностный подход в научно-методическом сопровождении профессионального здоровья педагога // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2012. № 5. С. 72–75.
  7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000. 16 с.
  8. Лифанов А.Д., Финогентова Л.А. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов // Вестник спортивной науки. 2015. № 3. С. 43-48.
  9. Миронова М.Н. Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога. Калуга: Принтер, 2000. 32 с.
  10. Науменко Ю.В. Психологические основания здоровьеформирующего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2009. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2009/3/1324 (дата обращения: 10.09.2016).
  11. Пономарев Г.Н. Стратегия развития физической культуры в условиях реализации ФГОС ВПО // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4. С. 21–24.
  12. Потанина Л.Т. Исследование влияния средств образно-символического мышления на развитие ценностно-смысловой сферы личности старшего школьника // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2013. № 3. C. 96–103.
  13. Сборник официальных документов и материалов Федерального агентства по физической культуре и спорту. 2007. №12. 26 с.
  14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 576 с.
  15. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

Информация об авторах

Лифанов Александр Дмитриевич, кандидат химических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО КНИТУ, Казань, Россия, e-mail: m.sportedu@gmail.com

Финогентова Светлана Олеговна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО КНИТУ, Казань, Россия, e-mail: helga-102@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1777
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 501
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6