Введение
Феномен жизнестойкости активно изучается отечественными и зарубежными авторами (Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова, А.В. Махнач, С.А. Богомаз, Т.В. Володина, Т.В. Корнилова, S.R. Maddi, S.C. Kobasa и др.). Жизнестойкость педагога представляет свойство его личности, обеспечивающее защищенность и устойчивость в образовательной среде школы, включающее способность находить достоинства педагогической профессии, адаптивно воспринимать угрозы общественного характера, ощущать уверенность в своих способностях [Кольчугина, 2022; Кольчугина, 2023]. Психологическая безопасность личности рассматривается И.А. Баевой как способность сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующими воздействиями, как сопротивляемость деструктивным внутренним и внешним воздействиям, как состояние защищенности в конкретной жизненной ситуации [Баева, 2011].
Самоэффективность характеризуется убежденностью личности в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия для осуществления контроля за событиями, оказывающими влияние на ее жизнь [Кричевский, 2001]. Поэтому самоэффективность можно рассматривать как личностный ресурс, обеспечивающий психологическую защищенность и устойчивость в трудных жизненных ситуациях.
Исследователи отмечают взаимосвязь жизнестойкости, психологической безопасности и самоэффективности педагога (Daniilidou et al., Ramzjoo, Ayoobiyan, Burić, Macuka, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова и др.). Доказано, что эффективность вовлечения учащихся и эффективность стратегий обучения обеспечивают хорошие показатели жизнестойкости учителей [Ramzjoo, 2019].
Исследования С. Древ и др. подтвердили существование связи между устойчивостью учителей, с одной стороны, и эффективностью воспитательной работы, их удовлетворенностью работой и самоэффективностью — с другой стороны [Drew, 2019]. В своих исследованиях T. Кернер и др. [Kärner, 2021] обнаружили статистически значимую корреляцию между устойчивостью учителей и их удовлетворенностью работой.
Методы
Было выдвинуто предположение о том, что самоэффективность способствует поддержанию психологической безопасности и жизнестойкости педагога в образовательной среде. Цель исследования — доказать взаимосвязь самоэффективности, психологической безопасности и жизнестойкости педагога. Участниками исследования стали 113 педагогов (92% женщин, 8% мужчин), работающих в городских (89,4%) и сельских (10,6%) школах Ивановской области. Научно-теоретическими ориентирами выступили положения о жизнестойкости личности (S.R. Maddi, S.C. Kobasa, Д.А. Леонтьев), самоэффективности (А. Bandura), психологически безопасной образовательной среде как значимом факторе защищенности и устойчивости педагога и обучающихся (И.А. Баева) [Баева, 2011; Кисляков, 2023; Кисляков, 2024].
Результаты и обсуждение
В ходе корреляционного анализа с использованием критерия Спирмена выявлены значимые взаимосвязи самоэффективности с жизнестойкостью (r = 0,387, p < 0,01), самоэффективности с психологической безопасностью личности в образовательной среде (защищенностью) (r = 0,388, p < 0,01), психологической безопасностью личности в образовательной среде (защищенностью) и жизнестойкостью (r = 0,429, p < 0,01).
Линейный регрессионный анализ позволил выявить особенности взаимосвязи самоэффективности, жизнестойкости и психологической безопасности (табл. 1, 2).
Результаты анализа отражают тот факт, что уверенность педагога в своих возможностях, дающая чувство контроля над ситуациями, улучшающая взаимодействие с учениками и их родителями, повышает сопротивляемость и психологическую защищенность педагога.
Табл. 1. Результаты регрессионного анализа
|
Зависимая переменная Психологическая безопасность личности |
Независимая переменная (предикторы) Самоэффективность (См) |
|
Защищенность (ПБз) |
ПБз=1,725+0,076См β = 0,388 p = 0,000 R2 = 0,151 F = 19,725 |
|
Удовлетворенность (ПБу) |
ПБу=3,181-0,043См β = -0,318 p = 0,001 R2 = 0,101 F = 12,473 |
|
Референтное отношение (ПБро) |
ПБро=20,570+0,088См β = 0,221 p = 0,019 R2 = 0,049 F = 5,693 |
Табл. 2. Результаты регрессионного анализа
|
Зависимая |
Независимые переменные (предикторы) |
|
|
Психологическая безопасность личности в образовательной среде (защищенность) |
Самоэффективность |
|
|
Общая жизнестойкость (ОЖ) |
ОЖ=31,348+3,164ПБз β = 0,429 p = 0,000 R2 = 0,184 F = 24,992 |
ОЖ=27,390+0,556См β = 0,387 p = 0,000 R2 = 0,150 F = 19,549 |
Выявлено, что самоэффективность оказалась психологическим предиктором жизнестойкости. Полученные результаты согласуются с данными Бурич и др., выявивших, что учителя, уверенные в своих силах, более вовлечены в образовательный процесс [Burić, 2018]. Они получают больше удовольствия от собственной деятельности, от образовательного процесса. Исследования Барни и др. указали на связь самоэффективности с открытостью к изменениям [Barni, 2019].
Предиктором жизнестойкости определена и психологическая безопасность. Чувство защищенности придает педагогу спокойствие и удовлетворенность, уверенность в своих силах в преодолении профессиональных трудностей, помогает позитивнее воспринимать учеников и их родителей, коллег, выстраивать с ними эффективные коммуникации, тем самым находить новые внутренние и внешние ресурсы в трудных жизненных ситуациях. Полученные данные согласуются с тем, что психологическая безопасность личности в образовательной среде определена предиктором жизнестойкости педагога [Баева, 2020; Коноплев, 2022; Шмелева, 2022], что между жизнестойкостью и жизненной удовлетворенностью, эмоциональной активностью, позитивным восприятием существуют корреляционные связи [Токарская, 2022].
Выводы
Таким образом, самоэффективность педагога влияет на поддержание его психологической безопасности в образовательной среде и жизнестойкости в преодолении трудностей. Самоэффективный педагог, уверенный в себе и своих учениках, контролирующий свои эмоции и поведение во взаимодействиях со всеми участниками образовательных отношений, более защищен от агрессии окружающих, активнее преодолевает жизненные трудности. Тем самым самоэффективностью — многофункциональным и значимым ресурсом — обеспечивается защищенность учителя в образовательной среде, устойчивость в профессиональных ситуациях.
Полученные результаты представляют практический интерес при проектировании программы формирования жизнестойкости педагога, обеспечивающей психологическую безопасность в образовательной среде.