Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалификации работника

394

Аннотация

Описаны результаты изучения положений Федерального закона «О независимой оценке квалификации», пояснительной записки к проекту Федерального закона «О независимой оценке квалификации», ряда других нормативных правовых актов в части целей и порядка осуществления независимой оценки квалификации, в том числе профессионального экзамена, использования его результатов. На основе анализа ряда исследовательских работ по вопросам совершенствования квалификации работников и развития системы непрерывного образования сделаны выводы об объективной в целом оценке законодателем перманентного повышения требований к квалификации работников и вытекающей из него необходимости постоянного совершенствования их квалификации, в том числе развития системы непрерывного образования. Сформулированы предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование рекомендации для работника по отбору существующих ресурсов для самостоятельного выстраивания индивидуального набора компетенций с персонифицированным предложением вариантов сопровождения со стороны образовательно-профессиональных структур – траектории совершенствования квалификации работника.

Общая информация

Ключевые слова: квалификация, непрерывное образование, профессиональный стандарт, профессиональный экзамен, независимая оценка квалификаций

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090315

Для цитаты: Егоров И.А. Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалификации работника [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 149–155. DOI: 10.17759/psyedu.2017090315

Полный текст

 

января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» [13], которым, помимо прочего, установлено, что под независимой оценкой квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида деятельности, понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которая проводится центром оценки квалификаций в форме профессионального экзамена.

Согласно установленным правилам проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена [9], результаты профессионального экзамена направляются центром независимой оценки квалификаций в совет по профессиональным квалификациям для проверки, обработки и признания результатов независимой оценки квалификации и принятия решения о выдаче центром оценки квалификаций, в случае успешного прохождения соискателем профессионального экзамена, свидетельства о квалификации или, в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена, заключения о прохождении профессионального экзамена, включающего рекомендации для соискателя.

Статьей 9 Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» [13] к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти (в настоящее время - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации) отнесено утверждение формы бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технических требований к бланку, порядка заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена. Данное полномочие Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации реализовано путем издания приказа от 12 декабря 2016 г. № 725н [11].

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» [10] указано, помимо прочего, что в связи с повышением требований к квалификации работников и постоянным обновлением компетенций работников возникает необходимость совершенствования подходов к оценке квалификации, что полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание.

Таким образом, очевидно, что законодатель ввел в правовую систему Российской Федерации институт независимой оценки квалификации, объективно фиксируя перманентное повышение требований к квалификации работников и вытекающую из него необходимость постоянного совершенствования квалификации работников, в том числе развития системы непрерывного образования.

В настоящее время проблематикой совершенствования квалификации работников, развития системы непрерывного образования занимаются многие исследователи. В статье В.И. Блинова, И.С. Сергеева «Основные положения концепции организационно­педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования» [2] отмечается, что социальное и профессиональное самоопределение личности в постиндустриальном обществе выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс, при этом оно осуществляется в форме постепенного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей. В связи с этим актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата. В статье В.И. Блинова, О.Ф. Батровой, Е.Ю. Есениной, А.А. Факторович «Современные подходы к оцениванию квалификаций» [1] совершенно справедливо указывается на невозможность получить в настоящее время квалификацию раз и навсегда - нормой жизни становится принцип обучения в течение всей жизни, а помимо системы формального образования развивается и набирает вес неформальное и спонтанное (информальное) образование (отмечается наличие недобросовестных участников на рынке образовательных услуг, что ведет к появлению «псевдоквалификаций»). Применительно к работникам системы образования в статье Ю.М. Забродина, П.А. Сергоманова «Основные итоги апробации и первых этапов внедрения профессионального стандарта педагога» [4] одним из результатов апробации названа выявленная необходимость существенно изменить (а в ряде случаев разработать новые) содержание, инструментарий, нормативно-правовую документацию и методические рекомендации по оценке квалификации выпускников педагогических программ, включая программы дополнительного профессионального образования (профессиональный экзамен), на основе требований профессионального стандарта, а также персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов на основе выявленных в ходе оценки их квалификации дефицитов компетенций с точки зрения требований профессионального стандарта. Ранее в статье Ю.М. Забродина «Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога» [3] отмечалась необходимость перехода на многоуровневую систему формирования и сопровождения полноценного специалиста, дополненную модернизированной системой последипломного сопровождения и повышения квалификации, что обеспечит его гарантированную подготовку к эффективной будущей профессиональной деятельности. Подобная проблематика в контексте «входа» в профессию педагога, в том числе педагога-психолога, и его постдипломного сопровождения затрагивается, к примеру, в статье А.А. Марголиса «Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ» [5], а в статье А.А. Марголиса и И.В. Коноваловой «Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога» [6] описана доказавшая свою эффективность на практике модель постдипломного сопровождения выпускников (педагогов-психологов).

Здесь необходимо отметить, что на непрерывный характер образования и необходимость создания условий для реализации образовательных потребностей традиционно указывали такие авторитетные ученые-педагоги, как Л.П. Крившенко [7, с. 33], П.И. Пидскасистый [8, с. 65-66] и др.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что государство при введении института независимой оценки квалификации в Российской Федерации в целом выбрало верный вектор совершенствования квалификации работников. Особенно важной видится норма о необходимости формирования рекомендаций для соискателя, получившего неудовлетворительную оценку при прохождении профессионального экзамена. При этом нельзя не отметить, что Федеральным законом «О независимой оценке квалификаций» [13] предусматривается только утверждение формы заключения о прохождении профессионального экзамена (которое и должно содержать указанные рекомендации), тогда как в отношении, к примеру, свидетельства о квалификации (т. е. документа, свидетельствующего об успешном прохождении соискателем профессионального экзамена и, как следствие, подтверждающего его соответствие установленным требованиям) предусматривается хотя бы порядок его заполнения. По всей видимости, законодатель, подтвердив понимание им необходимости формирования таких рекомендаций, пока не достаточно оценил всю важность этой деятельности и недопустимость оставления соответствующего регулирования в действующем состоянии, допускающем довольно свободное толкование содержания рекомендаций.

В целях повышения эффективности независимой оценки квалификации, в том числе проведения профессионального экзамена, а если взглянуть на ситуацию шире - то и в целях развития системы совершенствования квалификации работников в целом, представляется верным наделение уполномоченного органа исполнительной власти (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации) полномочием устанавливать основные принципы и порядок формирования рекомендаций соискателю, получившему при прохождении профессионального экзамена неудовлетворительную оценку. Отсутствие подобной нормы в Федеральном законе «О независимой оценке квалификации» и соответствующего документа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, с одной стороны, породит трудности в работе центров оценки квалификаций и советов по профессиональным квалификациям, а с другой, «запрограммирует» появление исключительно вредного в данной сфере волюнтаристсткого подхода со стороны тех же центров оценки квалификаций и советов по профессиональным квалификациям.

Однако наиболее важным представляется то, что для постоянного совершенствования квалификации работников, в том числе развития системы непрерывного образования, целесообразно введение норм о необходимости выдачи рекомендаций не только соискателям, получившим неудовлетворительную оценку при прохождении профессионального экзамена, но и соискателям, успешно прошедшим квалификационный экзамен и получившим свидетельства о квалификации.

Целью таких рекомендаций, помимо успешного прохождения очередного профессионального экзамена по истечении действия свидетельства о квалификации, стало бы, на наш взгляд, более важное для квалификации работника формирование траектории ее совершенствования - рекомендации по отбору существующих ресурсов для самостоятельного выстраивания индивидуального набора компетенций с персонифицированным предложением вариантов сопровождения со стороны образовательно-профессиональных структур. Данные рекомендации станут для работника своеобразным путеводителем в системе непрерывного образования, в том числе на производстве, и, соответственно, неотъемлемой частью тех самых условий для реализации образовательных потребностей, создание которых определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [12] одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (статья 3). Рекомендации для соискателей, получивших неудовлетворительную оценку при прохождении профессионального экзамена, также целесообразно формировать с учетом подобного подхода - и в том, и в другом случае основой для формирования рекомендаций станет анализ результатов прохождения соискателем профессионального экзамена, в том числе представленных им для прохождения экзамена документов об образовании и (или) о квалификации, опыте работы и т. д.

В связи с тем, что формирование траектории совершенствования квалификации работника невозможно без участия системы образования, целесообразно при внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» определить, что уполномоченный орган исполнительной власти (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации) устанавливает основные принципы и порядок формирования рекомендаций соискателю, как получившему свидетельство о квалификации, так и получившему заключение о прохождении профессионального экзамена, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере образования (Министерством образования и науки Российской Федерации).

Литература

  1. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Современные подходы к оцениванию квалификаций // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100–106.
  2. Блинов В.И., Сергеев И.С. Основные положения концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 2 (34). С. 11–23.
  3. Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 58–73.
  4. Забродин Ю.М., Сергоманов П.А. Основные итоги апробации и первых этапов внедрения профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 44–58.
  5. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
  6. Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 13–20.
  7. Педагогика: Учебник /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2009. 432 c.
  8. Педагогика: Учебное пособие/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2008. 430 c.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2016. № 48 (часть III), ст. 6769.
  10. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О независимой оценке квалификаций» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Паспорт законопроекта № 1029618-6 «О независимой оценке квалификаций». URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&arhiv/a_dz_6.nsf/ByID&D094ADD6548D1F6D43257F86002C2673 (дата обращения: 15.03.2017).
  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации 30 декабря 2016 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612300058 (дата обращения: 15.03.2017).
  12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03 июля 2016 г., с изм. от 19 декабря 2016 г.) // Российская газета. 2012, 31 декабря.
  13. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (Часть I), ст. 4171.

Информация об авторах

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1403
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 394
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9