Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников

1186

Аннотация

Рассматривается проблема возрастной диагностики как постановки диагноза развития, квалификации его наличного содержания, состояния, уровня. Анализируются основные вехи становления диагностики психического развития школьников как области исследований в психологии. Отмечается, что в отечественной психологии психодиагностика создавалась для решения задач контроля за нормальным ходом психического развития и сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения. Излагаются результаты исследований планирования как возрастного новообразования младших школьников в составе теоретического мышления в его взаимосвязи с анализом и рефлексией. Обосновывается необходимость разработки оперативной диагностики сформированности планирования у учащихся начальной школы. В основу разработки экспресс-диагностики планирования положена «Экспериментальная задача на маневрирование», созданная для исследовательских целей в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Описываются ход и результаты обоснования методики оперативной диагностики планирования как возрастного новообразования младших школьников.

Общая информация

Ключевые слова: возрастная диагностика, возрастные новообразования, оперативная диагностика, планирование, экспресс-диагностика планирования

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090317

Для цитаты: Исаев Е.И., Тараненко А.В. Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 164–174. DOI: 10.17759/psyedu.2017090317

Фрагмент статьи

Одной из актуальных проблем возрастной и педагогической психологии была и остается проблема диагностики психического развития школьников. Постановка диагноза развития, т. е. квалификация его наличного содержания, состояния, уровня, необходима для решения ряда задач практики обучения и воспитания. Именно с решения конкретной практической задачи – отбора умственно отсталых детей для обучения в специальной школе – ведет свое начало психодиагностика в образовании.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  3. Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников I–X классов // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 43–50.
  4. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 52–60.
  5. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 98–106.
  6. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. 264 с. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  7. Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология обучения. 2014. № 1.С. 4–34.
  8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Информация об авторах

Исаев Евгений Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической психологии им. профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4652-5780, e-mail: eiisaev@yandex.ru

Тараненко Андрей Владимирович, Магистрант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: andrei-enjoy@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1989
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1186
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2