Введение

289

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090301

Для цитаты: Введение [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 1. DOI: 10.17759/psyedu.2017090301

Полный текст

За последние 5 лет в Российской Федерации приняты важнейшие государственные решения, которые определяют государственную политику в области образования, ставят принципиально новые задачи перед практической психологией, в том числе определяют перспективы развития психологической службы образования. К числу таких решений относится утверждение и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», который регламентирует деятельность психолога, педагога-психолога образовательной организации.

Основные задачи и направления деятельности современной психологической службы в образовании основываются на общедоступности образования и его адекватности уровням развития и подготовки обучающихся с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей, особенностей поведения, мотивов и способностей.

Помощь психолога, работающего в системе образования, необходима на разных этапах получения образования, как для профилактики проблем развития ребенка, так и для содействия в формировании и развитии его личности. Педагог нуждается в помощи такого специалиста для построения образовательно-реабилитационного маршрута обучающегося, имеющего особые образовательные потребности, и формирования отношений в коллективе класса. Родители обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу по вопросам воспитания и обучения своих детей, и порой это может содействовать налаживанию внутрисемейных отношений.

Современные требования к такому специалисту достаточно высоки. Он не только должен владеть набором определенных методик диагностики, коррекции, консультирования и профилактики, но и уметь проводить психологическую экспертизу безопасности образовательной среды, осуществлять мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Специалист службы психологического сопровождения любой образовательной организации должен быть готов уметь работать с различными категориями обучающихся (с одаренными детьми, с детьми с особыми образовательными потребностями, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями и с педагогическим коллективом.

Обращение к ресурсам и возможностям психологической службы является в настоящее время закономерным, так как именно специалисты-психологи системы образования, при наличии соответствующих профессиональных компетенций, способны обеспечить основу формирования атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений.

Именно поэтому необходима кропотливая работа по нормативному и научно-методическому обеспечению эффективной деятельности психолога в сфере образования. Это разработка программ психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях образования и организация вариативных моделей организации деятельности психологической службы; создание инновационных обучающих модулей для образовательных программ профессионального психологического образования и развитие процесса непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов-психологов; построение модели индивидуальной программы профессионального развития педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта и реализация этой модели.

Отрадно, что тематический номер журнала посвящен вопросам, касающимся ключевых направлений современной психологической науки и практики в области образования, и представляет научные и исследовательские разработки ведущих специалистов в этой области. Это, несомненно, послужит на благо развития российского профессионального психологического образования.

Метрики

Просмотров

Всего: 1468
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 289
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0