Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 104–115
doi:10.17759/psyedu.2017090311
ISSN: 2587-6139 (online)
Приведение в соответствие квалификационных характеристик практикующих психологов требованиям профильных профессиональных стандартов (региональная практика)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: квалификационные характеристики, трудовые функции, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090311
Для цитаты: Ярецкий Ю.Л., Зыкова Н.Ю. Приведение в соответствие квалификационных характеристик практикующих психологов требованиям профильных профессиональных стандартов (региональная практика) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 104–115. DOI: 10.17759/psyedu.2017090311
Полный текст
С учетом становления национальной системы квалификации [1; 2; 5; 6; 7] в настоящее время особую актуальность обретает проблема стандартизации профессиональной деятельности, решение которой призвано содействовать преодолению маргинализационных составляющих в производственной практике специалистов, ориентировать на формирование профессиональных компетенций при подготовке кадров в образовательном пространстве вузов. Сказанное в полной мере относится к сфере формирования профессиональных компетенций специалистов, занятых предоставлением психологических услуг.
Приведение квалификационных характеристик практикующих психологов в соответствие требованиям ставших с 1 июля 2016 г. по 1 января 2017 г. обязательными для работодателей отраслевых профессиональных стандартов [2; 3; 4 6] осуществляется в Воронежской области, как, впрочем, и в других регионах страны, двумя путями:
1) посредством освоения основных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки «Психология»;
2) в формате изучения программ профессиональной переподготовки, аналогичных по сути содержательной составляющей одной из упомянутых основных образовательных программ уровня бакалавриата.
Анализируя проблему приведения в соответствие профессиональным стандартам квалификационных характеристик уже практикующих психологов, необходимо отметить, что первое направление, превалирующее в части подготовки кадров профессиональных психологов, безусловно, проигрывает второму.
Отказавшаяся на определенное время от реализации основных образовательных программ автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Институт социального образования» (АНОО ВО «ИСО») на сегодняшний день является, по существу, единственным вузом города, специализирующимся исключительно на преподавании образовательных программ дополнительного профессионального образования, посредством которых она обеспечивает специалистам-производственникам формирование профессиональных компетенций, соответствующих профилю занимаемых ими должностей.
С 2013 г. в АНОО ВО «ИСО» осуществляется реализация дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Организация и предоставление психологических услуг», освоение которой сопровождается присвоением квалификаций «психолог», «педагог-психолог», «психолог в социальной сфере». Цель данной программы состоит в формировании у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для практической деятельности в области организации и предоставления психологических услуг тем, кто в этих услугах нуждается, прежде всего, в сфере социальной работы и образования.
Программа составлена в рамках основной образовательной программы высшего образования уровня бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология».
Для достижения соответствия профессиональной подготовки психолога требованиям профессиональных стандартов при разработке дополнительной образовательной программы осуществлялся тщательный анализ указанных документов, прорабатывались категориально-понятийный аппарат, логика корреляции профессиональных компетенций и трудовых функций, обеспечение практикоориентированной составляющей учебного процесса.
В процессе насыщения материалом содержательной части программы учитывались необходимые трудовые функции, зафиксированные в стандартах, а также результаты анкетирования изъявивших желание обучаться. В процессе проведенного анкетирования респонденты отметили наиболее значимые и недостаточно сформированные у них перед началом обучения профессиональные компетенции. Репрезентативность этой процедуры обеспечивалась стопроцентным охватом потенциальных слушателей, претендовавших на присвоение квалификаций «педагог-психолог», «психолог в социальной сфере». А именно: в анкетировании, предлагающем по пятибалльной шкале оценить собственные профессиональные компетенции, приняли участие 104 изъявивших желание обучаться, в том числе 50 человек, работающих в должности «психолог в социальной сфере», и 54 человека - в должности «педагог-психолог».
На основании результатов проделанной работы были сделаны следующие выводы.
1. Для большинства работающих психологов в сфере социального обслуживания наибольшую трудность представляло освоение следующих трудовых функций:
- «подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи отдельным социальным группам и лицам» (94 % опрошенных отметили низкий уровень владения умениями реализовывать данную трудовую функцию);
- «организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения» (80 %);
- «разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения» (76 %).
Данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты самооценки профессиональных компетенций психологов социальной сферы в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта (%): – не удовлетворены; – затруднились ответить; – удовлетворены
2. Для большинства педагогов-психологов в качестве несформированных трудовых функций были обозначены все функции, предполагающие работу среди детей с ограниченными возможностями здоровья (половина опрошенных оказалась неподготовленной в ча-сти знаний и умений для подобного рода деятельности), а также неспособность вести психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (для 57,4 % этот вид деятельности был обозначен как «вызывающий трудности»).
Данные представлены на рис.2.
В целом, 43 % опрошенных признали свой уровень развития профессиональной компетентности удовлетворительным, 13% респондентов - высоким, 44 % опрошенных согласились с тем, что их профессиональные компетенции недостаточны для полноценной производственной практики (рис. 3).
Полученные результаты позволили в процессе дальнейшей работы скорректировать и уточнить содержательную составляющую реализуемой дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки с целью наиболее полного овладения слушателями в процессе ее освоения умениями, необходимыми для выполнения соответствующих трудовых функций.
Рис. 3. Уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов- психологов и психологов социальной сферы: - низкий уровень компетентности; - удовлетворительный уровень компетентности; - высокий уровень компетентности
В качестве условий, соблюдаемых при реализации образовательной программы, были обозначены:
■ теоретико-методологическая подготовка с учетом выявленных пробелов качества знаний слушателей;
■ привлечение к проведению занятий специалистов-практиков (психотерапевты, педагоги-психологи, психологи организаций социального обслуживания, руководители психологических центров);
■ проведение в обязательном порядке процедуры самооценки слушателей для определения целевых критериев и показателей профессионального развития перед началом обучения;
■ достаточный объем учебной нагрузки, отводимый под деятельностные формы обучения, коей, в частности, выступает стажировка.
Приведенный ниже учебный план (публикация его уже имела место ранее [8]) позволяет воспроизвести по параметрам трудоемкости в том числе и обозначенную составляющую (табл. 1).
Таблица 1
Учебный план
образовательной программы профессиональной переподготовки
«Организация и предоставление психологических услуг»
№ |
Наименование модулей, разделов, тем |
Общая трудо- емкость, (ч) |
В том числе часов аудиторных занятий |
Само- стоя- тельная работа (ч) |
Форма контроля |
|
Лекции |
Прак- ти че- ские |
|
|
|
|
занятия |
|
|
Р 1 |
Нормативно-правовой цикл |
38 |
14 |
— |
24 |
|
01 |
Введение в специальность. Профессиональные и образовательные стандарты по направлению подготовки «Психолог» |
8 |
4 |
— |
4 |
Зачет |
02 |
Нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере организации и предоставления психологических услуг |
16 |
6 |
— |
10 |
Зачет |
03 |
Безопасность жизнедеятельности |
14 |
4 |
|
10 |
Зачет |
Р 2 |
Профессиональный цикл |
702 |
200 |
8 |
494 |
|
04 |
Анатомия ЦНС |
18 |
6 |
— |
12 |
Зачет |
05 |
Нейрофизиология |
28 |
8 |
— |
20 |
Зачет |
06 |
Психофизиология |
16 |
6 |
— |
10 |
Зачет |
07 |
Общая психология |
64 |
20 |
— |
44 |
Экзамен |
08 |
Зоопсихология и сравнительная психология |
30 |
8 |
2 |
20 |
Зачет |
09 |
Психодиагностика |
34 |
12 |
2 |
20 |
Зачет |
10 |
Социальная психология |
40 |
20 |
— |
20 |
Экзамен |
11 |
Психология личности |
54 |
12 |
2 |
40 |
Зачет |
12 |
Экспериментальная психология |
52 |
12 |
— |
40 |
Зачет |
13 |
Введение в клиническую психологию и патопсихологию |
52 |
12 |
— |
40 |
Зачет |
14 |
Гендерная психология и психология семьи |
52 |
12 |
— |
40 |
Зачет |
15 |
Психология развития и возрастная психология |
40 |
20 |
— |
20 |
Зачет |
16 |
Организационная психология и психология труда |
38 |
8 |
— |
30 |
Зачет |
17 |
Коммуникативная компетентность психолога и основы консультативной психологии |
52 |
20 |
2 |
30 |
Зачет |
18 |
Психология девиантного поведения |
48 |
8 |
— |
40 |
Зачет |
19 |
Этнопсихология |
48 |
8 |
— |
40 |
Зачет |
20 |
Специальная психология |
36 |
8 |
— |
28 |
Зачет |
|
Профильный цикл |
216 |
64 |
8 |
144 |
|
21 |
Психология в социальной работе |
54 |
16 |
2 |
36 |
Зачет |
22 |
Педагогическая психология |
54 |
16 |
2 |
36 |
Зачет |
23 |
Психология здоровья |
54 |
16 |
2 |
36 |
Зачет |
24 |
Психология управления |
54 |
16 |
2 |
36 |
Зачет |
Стажировка |
340 |
— |
340 |
— |
Диффе- ренци- рован- ный зачет |
|
Итоговая аттестация |
— |
— |
— |
— |
Экзамен |
|
ИТОГО: |
1296 |
278 |
356 |
662 |
— |
С целью оценки эффективности освоения предложенной дополнительной образовательной программы по завершении обучения, наряду с процедурой итоговой аттестации, предусмотренной учебным планом, среди слушателей проводилось повторное анкетирование (табл. 2 и табл. 3).
Таблица 2
Самооценка профессиональных компетенций психологов в социальной сфере до и после обучения по образовательной программе профессиональной переподготовки «Организация и предоставление психологических услуг» (%)
Степень удовлетворенности |
Не удовлетворены |
Затруднились ответить |
Удовлетворены |
|||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|
Подготовка межведомственных команд |
94 |
10 |
1 |
30 |
5 |
60 |
Мониторинг среды |
80 |
14 |
12 |
14 |
8 |
72 |
Психологическая помощь в ТЖС |
54 |
6 |
24 |
20 |
22 |
74 |
Психологическое сопровождение |
44 |
4 |
31 |
14 |
25 |
82 |
Психологическая помощь специалистам |
44 |
8 |
35 |
18 |
21 |
74 |
Психологическое сопровождение семей |
44 |
0 |
31 |
10 |
25 |
90 |
Психологическое просвещение |
54 |
0 |
33 |
12 |
13 |
88 |
Психологическая профилактика |
76 |
14 |
10 |
12 |
14 |
74 |
Таблица 3
Самооценка профессиональных компетенций педагогов-психологов до и после обучения по образовательной программе профессиональной переподготовки
«Организация и предоставление психологических услуг» (%)
Степень удовлетворенности |
Не удовлетворены |
Затруднились ответить |
Удовлетворены |
|||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|
Сопровождение образовательных программ |
20,3 |
16,6 |
29,7 |
20,4 |
50 |
63 |
Экспертиза образовательной среды |
18,5 |
14,9 |
14,9 |
13 |
66,6 |
72,1 |
Психологическое консультирование |
55,6 |
18,5 |
20,4 |
20,4 |
24 |
61,1 |
Коррекция, восстановление и реабилитация |
33,3 |
18,5 |
26 |
20,4 |
40,7 |
61,1 |
Психологическая диагностика |
13 |
5,5 |
11 |
9,3 |
76 |
85,2 |
Психологическое просвещение |
13 |
7,4 |
7,4 |
7,4 |
79,6 |
85,2 |
Психопрофилактика |
20,3 |
9,3 |
33,3 |
16,7 |
46,4 |
74 |
Психологическое просвещение лиц с ОВЗ |
44,5 |
9,3 |
33,3 |
22,2 |
22,2 |
68,5 |
Психопрофилактика лиц с ОВЗ |
46,3 |
5,5 |
40,7 |
20,4 |
13 |
74,1 |
Психологическое консультирование лиц с ОВЗ |
57,4 |
18,5 |
16,7 |
22,2 |
25,9 |
59,3 |
Коррекция, реабилитация лиц с ОВЗ |
55,6 |
18,5 |
24 |
24 |
20,4 |
57,5 |
Психологическая диагностика лиц с ОВЗ |
42,7 |
7,4 |
33,3 |
9,3 |
24 |
83,3 |
Для более точного сопоставления результатов анкетирования, проводившегося на этапе, предшествующем обучению, и после обучения, использовались методы математической статистики, в частности критерий ф* - угловое преобразование Фишера. В результате проделанной работы была подтверждена достоверность динамики самооценки слушателя в части способности выполнения им проблемных трудовых функций до и после обучения. Для психологов в социальной сфере указанный показатель составил ф* =1,73; р<0,05; для педагогов-психологов - ф* =2,34; р<0,01. В целом по выборке был отмечен достоверный рост самооценки знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых функций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов как у психологов в социальной сфере, так и у педагогов-психологов. Наличие низкого уровня самооценки обнаружилось только у 3,8 % слушателей (их посещаемость и уровень готовности к занятиям оставляли желать лучшего), удовлетворительный уровень самооценки был отмечен у 55,7 % опрошенных, высокий уровень самооценки засвидетельствовали 39,4 % опрошенных.
Таким образом, можно констатировать: предлагаемая образовательная программа профессиональной переподготовки психологов может рассматриваться в качестве важнейшего условия приведения в соответствие профессионального уровня психолога требованиям профессионального стандарта соответствующего профиля. Эмпирическое подтверждение ее эффективности является основанием для того, чтобы рекомендовать данную программу к ее использованию другими образовательными учреждениями, реализующими программы профессиональной переподготовки специалистов в сфере оказания психологических услуг.
Представляется целесообразным привлечь внимание сообщества специалистов, занимающихся вопросами внедрения и адаптации профессиональных стандартов, к проблеме, на которую сегодня обращают серьезное внимание как сами практикующие психологи, так и органы управления образованием, и о которой не раз уже говорилось прежде [8, с. 145; 9, с. 119]. Эта проблема заключается в необходимости корректировки уровня квалификации профессиональных стандартов, а именно: понижение уровня квалификации, обозначенного стандартами, на один пункт - с седьмого до шестого. В условиях прекращения реализации вузами образовательных программ психологического профиля в формате специалитета и роста численности выпускников, получающих квалификацию «бакалавр» по направлению указанного профиля, это очевидно. Тем более, что в содержательном плане повышение уровня подготовки бакалавра до магистра предусмотрено прежде всего формированием компетенций исследовательско-методологического порядка, в большей степени необходимых для специалистов-теоретиков, чем для психологов-практиков, осуществляющих по существу основную производственную деятельность с людьми, на которую в содержательном плане нацелены трудовые функции соответствующих профессиональных стандартов.
Литература
- Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]// URL: http://base.garant.ru/70304190/#ixzz4vC9UT6Jd (дата обращения: 01.10.2017).
- Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муници-пальной собственности» [Электронный ресурс]// URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71331038/#ixzz4vCA4fMtn (дата обращения: 01.10.2017).
- Приказ Минтруда РФ от 18 ноября 2013 г. № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» / (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 № 30840) [Электронный ресурс]// URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.008.pdf (дата обращения: 01.10.2017).
- Приказ Минтруда РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» / (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) [Электронный ресурс]// URL: https://psyjournals.ru/files/77328/prof _standart_ psychologist.pdf (дата обращения: 01.10.2017).
- Федеральный закон РФ от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона ”О техническом регулировании”» (с изменениям и дополнениями) [Электронный ресурс]// URL: http://base.garant.ru/70271730 (дата обращения: 01.10.2017).
- Федеральный закон РФ от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона ”Об образовании в Российской Федерации”» [Электронный ресурс]// URL: https://rg.ru/2015/05/06/trk-dok.html (дата обращения: 01.10.2017).
- Федеральный закон РФ от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/71433946/#ixzz4vC7tEzKL (дата обращения: 01.10.2017).
- Ярецкий Ю.Л. К вопросу доработки профессиональных стандартов/ Cборник материалов круглого стола ответственных работников Департамента социальной защиты Воронежской области и руководителей подведомственных учреждений с участием ученых Воронежского института социального образования (30 марта 2015 г.)// Работник социальной службы. 2015. № 5. С. 115–119.
- Ярецкий Ю.Л. Организация перехода на профессиональные стандарты работников образования и социальной сферы: опыт и перспективы (пример Воронежской области)// Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 145–165.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1441
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 331
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0