Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 4. С. 75–85
doi:10.17759/psyedu.2017090408
ISSN: 2587-6139 (online)
Профилактика рискованного сексуального поведения посредством формирования психологической готовности к родительству
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: рискованное сексуальное поведение, подростковый возраст, профилактика абортов и ранних беременностей, программа формирования родительских ценностей у подростков
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090408
Для цитаты: Крысько А.А. Профилактика рискованного сексуального поведения посредством формирования психологической готовности к родительству [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 75–85. DOI: 10.17759/psyedu.2017090408
Полный текст
Современные исследования отмечают следующие тенденции: снижение возраста вступления в половые отношения, увеличение возраста вступления в брак, рост числа беременностей среди подростков 15-16 лет. По данным ООН за 2016 г., 30 беременностей приходится на 1 000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет. По информации РОССТАТа, ежегодно в России 1,5 тыс. детей рождаются у девушек в возрасте до 15 лет, 16-19 тыс. детей рождаются у девушек до 17 лет [4]. По данным министерства здравоохранения Российский Федерации, за период 2010-2016 гг. ежегодно абортом закончились 57 % всех беременностей, при этом каждое пятое прерывание беременности делали девушки до 18 лет. Юные матери составляют одну из групп риска по расстройствам физического здоровья и девиантному материнству, большинство юных беременных прерывают свои контакты с социумом: родителями, учебными заведениями, друзьями [4]. Ряд авторов отмечают у современных школьников низкий уровень медицинской, включая контрацептивную, грамотности. Также внимание исследователей занимают рискованные паттерны, мотивы и последствия полового поведения подростков, дефицит площадок для обсуждения этических вопросов, связанных с добровольностью, осознанностью, безопасностью сексуальных отношений [4; 8]. В целях предотвращения ранних беременностей и абортов среди несовершеннолетних требуются создание эффективной программы профилактики сексуально-рискованного поведения, а также разработка комплексной системы сопровождения беременных подростков и юных матерей.
Анализ существующих научных и практических подходов к решению проблемы рискованного сексуального поведения подростков показывает, что методы и способы, основанные на информировании о контрацепции, заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП), малоэффективны [2]. Большинство программ профилактики информируют о рисках сексуальных отношений в подростковом возрасте и предлагают следующие варианты: а) воздержание до брака (материал программы основывается на пропаганде традиционных семейных ценностей); б) контрацептивная грамотность (даются сведения о способах и методах предупреждения беременности). Формальный характер мероприятий, недостаточный уровень подготовленности школьных специалистов к данной работе, табуированность самой темы обусловливают низкий уровень эффективности предпринимаемых мер.
Например, в России и Америке распространена практика проведения разового занятия, которое носит фрагментарный, информационный характер и раскрывает темы ВИЧ, СПИД, ЗППП. В Германии, Швеции, Финляндии чаще проводятся длительные, круглогодичные программы, направленные на комплексную профилактику рискованного сексуального поведения, где акцент делается на темах осознанности, заботы о себе, взаимоотношений, гендерной идентичности [10; 11]. В Германии и Швеции программа охватывает младшую и старшую школы, учитывая возрастные особенности участников. В исследованиях AIDS, CAF, BZgA отмечается, что профилактика рискованного поведения, в том числе сексуального, эффективна при условии комплексного системного подхода с подключением максимального количества участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей) и если она имеет вид программы, проводимой на протяжении длительного времени или в форме кратковременных интенсивных мероприятий; в таких случаях у участников складывается целостное представление о феномене и они получают ряд необходимых навыков [10; 11; 12].
Для предупреждения рискованного сексуального поведения, а также ранних беременностей необходима системная работа, которая принимает во внимание особенности и потребности этого возраста, учитывает современные тенденции подросткового сообщества, опирается на принципы осознанности и ответственности, диалогичности [4; 5]. Поскольку отрочество предшествует тому периоду развития, когда становятся актуальны задачи создания семьи, рождения и воспитания детей, важно сформировать у подростков представления о родительстве и детско-родительских отношениях как призму, через которую они посмотрят на свое настоящее и будущее [6]. Создание программы, способствующей профилактике рискованного сексуального поведения и развитию психологической готовности к родительству, имеет два целевых ориентира: ближайший - предупреждение подростковой беременности, а также снижение негативных последствий в случае возникновения ранней беременности и стратегический - подготовка к планированию и рождению желанного ребенка в будущем, формирование адекватных представлений о материнстве, отцовстве и детях раннего возраста, развитие родительских ценностей и компетенций.
В качестве альтернативы существующим методам профилактики рискованного сексуального поведения среди подростков была разработана программа, которая опирается на понятие психологической готовности к родительству. В основе программы лежит восстановительный подход, базирующийся на идее культурно-исторической психологии, гуманистических направлениях психотерапии [8; 9]. Разработка этой программы опиралась на ряд положений современной психологии развития, семейной и коррекционной психологии [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 9]. Прежде всего, это - идея Л.С. Выготского о социальной ситуации развития как системе отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание и направление процесса развития. Важным основанием является периодизация возрастного развития, предложенная Д.Б. Элькониным, где подростковый возраст рассматривается как возраст самоисследования, пересмотра мировоззрения. Другая основополагающая идея принадлежит А.Н. Леонтьеву, К.Н. Поливановой; она дает представление о ведущей деятельности в подростковом возрасте (общение, экспериментирование и исследование).
Психологическая готовность к материнству рассматривается С.Ю. Мещеряковой как специфическое личностное образование. Стержневой образующей этой готовности является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Системный подход к оценке ресурсов матери, предложенный М.Е. Ланцбург, позволяет выделить пять ресурсов: личностный, эмоциональный, когнитивный, операциональный и психофизиологический. Био-психо-социальный подход В.И. Брутмана дает возможность оценить факторы и условия формирования девиантного материнства, такие как негативный личный опыт детско-родительских отношений. Важной для реализации программы является опора на принципы восстановительного подхода, описанного В.В. Москвичевым, А.В. Тихомировой, в частности, принцип активной ответственности, принцип осознанности, принцип ориентации на ресурс, представление о социальной ситуации развития как о системе отношений подростка с окружающей социальной действительностью, где содержатся необходимые ресурсы.
Одним из факторов развития подростка выступает его собственная социальная активность, направленная на знакомство и присвоение заданных обществом ценностей. Эта активность формируется при взаимодействии подростка с социумом, поэтому вместе с изменениями в обществе происходят изменения в подростковой среде и как следствие - изменения в системе ценностей подростков.
При разработке программы, направленной на работу с подростковым сообществом, важно учитывать существующие тенденции в современной подростковой среде:
■ перемещение и расширение среды общения подростков за счет Интернета;
■ доступность недостоверной информации по таким важным для подростков темам, как взаимоотношения, любовь и сексуальность;
■ отдаление сроков обретения самостоятельности, отделения от родителей;
■ изменение мотивации к учебе у подростков в связи с введением различных тестовых систем оценки и как следствие - ориентация не на учебную деятельность, а на подготовку к тестированию;
■ увеличение числа подростков, принимающих участие в политической деятельности как легального, так и нелегального характера;
■ рост числа подростков, имеющих химическую зависимость, и одновременно с этим рост различных подростковых сообществ, агрессивно пропагандирующих здоровый образ жизни.
Собирательный образ современного подростка с учетом перечисленных тенденций получается противоречивым, так как, с одной стороны, он стремится к взрослости, финансовой независимости, самостоятельной жизни, участию в политике, а с другой - испытывает дефицит родительской поддержки, живого общения со сверстниками, способов саморегуляции и расслабления.
Нами был проведен формирующий эксперимент с использованием авторской программы «Формирование основ психологической готовности к родительству». Программа направлена на включение в семантическое поле подростков ценностей родительства, осмысление собственного опыта детско-родительских отношений, на построение образа будущей семьи. Программа предлагает подросткам взглянуть на сексуальные отношения с учетом этой перспективы.
Всего в исследовании участвовали 350 подростков, из них 200 подростков были задействованы в формирующем эксперименте, 150 подростков стали контрольной группой. В обучении по программе приняли участие восемь групп подростков в возрасте от 15 до 18 лет: четыре группы состояли только из девушек (80 участниц), четыре группы были смешанными (80 девушек и 40 юношей). Участники исследования являются учащимися образовательных организаций: школ, колледжей. 50 участниц исследования состояли на внутришкольном учете или на учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основными причинами постановки на учет были ситуации, связанные с эпизодами употребления ПАВ, участием в драках, прогулами, самоповреждающим поведением. Все испытуемые не состояли в браке и не имели детей.
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента проводилось обследование с помощью следующих методик:
■ рисунок «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова). Данная методика представляет собой модификацию проективной методики «Рисунок моей семьи» и диагностирует образ ребенка и отношение к нему, а также отношение к материнской роли, отражает представление о характере взаимодействия матери и ребенка. По данной методике выделяются четыре типа отношения к ситуации предполагаемого материнства и беременности у подростков: благоприятная ситуация; незначительные симптомы тревоги, неуверенности; тревога и неуверенность в себе; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства;
■ проективная методика «Материнский ТАТ» (О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл). В методике «Материнский ТАТ» в качестве стимульного материала использованы картины С. Красаускаса из цикла «Материнство», в полуабстрактной форме отражающие темы родительства, материнства, детско-родительских отношений. Инструкция и анализ данных используются так же, как и в классическом тематическом апперцептивном тесте. Фиксируются доминирующие переживания, выделяется тема отдельно для каждого рисунка, а также общая, объединяющая все карточки; анализируются характерные особенности образов, временная перспектива, представленная в рассказе (прошлое, настоящее, будущее);
■ опросник «Представления о родительстве и возрастных особенностях детей младенческого, раннего и дошкольного возраста» (А.А. Крысько, М.Е. Ланцбург). В основе опросника лежит ресурсный подход, предложенный М.Е. Ланцбург, и блоки материнской сферы, выделенной Г.Г. Филипповой. Опросник содержит шесть частей, которые включают в себя вопросы, направленные на выявление: биографических данных; сведений о психологическом климате в родительской семье; ценностно-смысловых, эмоционально-потребностных и операциональных компонентов материнской сферы; понимания возрастных особенностей ребенка на каждом этапе его развития; предполагаемых стратегий воспитания; а также на оценку ресурсов психологической готовности к материнству. Личностный ресурс (направленность личности) включает в себя оценку следующих компонентов: мотивация рождения детей, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, ценность ребенка, ценность материнства, потребность в материнстве и др. Эмоциональный ресурс содержит оценку компонентов: ориентация на эмоциональное состояние ребенка, эмоциональная компетентность, характер эмоционального отношения к ребенку и др. Когнитивный ресурс включает в себя знания об уходе за ребенком, знания о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться, выбор преобладающего стиля родительского воспитания. Операциональный ресурс характеризует наличие в онтогенезе навыков по уходу за ребенком. Для оценки актуальности тем, упражнений и групповой динамики используется метод структурированного наблюдения, которое включает в себя: оценку эмоционального состояния участника на разных этапах эксперимента; выявление возникающих в процессе реализации программы проблем и трудностей; оценку включенности и заинтересованности участника (участников); степень удовлетворенности участием в программе, фиксирование ситуаций, вызывающих положительное или отрицательное настроение у подростков; анализ продуктов творческой деятельности; выявление основных тем, фраз, которые вызывали активный интерес у группы; анализ вопросов участников.
Констатирующий этап исследования показал преобладание конфликтного типа переживания ситуации предполагаемой беременности и материнства (62,5 %), это может означать конфликт между возрастными потребностями старших подростков и задачами материнства. Анализ параметра «стиль родительского воспитания» выявил преобладание индифферентного стиля воспитания - 37,5 % выборов, это говорит о том, что тема воспитания детей вступает в противоречие с задачами, реализуемыми в данном возрасте; 25 % выборов участников свидетельствуют о том, что они не имеют определенного стиля; авторитарный, авторитетный и либеральный стили воспитания набрали по 12,5 % выборов каждый. Семантический анализ методики «Материнский ТАТ» показал, что у подростков преобладают темы и переживания, связанные с собственными детско-родительскими и романтическими отношениями (75 %).
В формирующей части программы используются групповой метод работы, интерактивные и арт-терапевтические методы:
■ метод групповой работы с подростками, основанный на учете социальной ситуации развития, ведущей деятельности и учете особенностей современной подростковой среды, которые тесно связаны с культурно-историческими изменениями в обществе;
■ метод деловой игры - моделирование ситуаций по заданным правилам с определенной задачей. Направлен на отработку навыков и исследование механизмов, процессов, феноменов;
■ метод групповой тематической дискуссии, которая часто принимает острый характер, когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников. При работе с группой подростков необходимо поддерживать конструктивные виды взаимодействия, укреплять отношения, поощрять обмен мнениями и опытом. Дискуссия помогает участникам видеть контексты нормативности и вариативности обсуждаемых феноменов. Регулярное включение дискуссионного метода способствует осмыслению полученной информации, выработке своего отношения;
■ метод ролевой игры подразумевает разыгрывание сценок спланированного или спонтанного характера, отражающих модели жизненных ситуаций. Он способствует наработке вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники программы, акцент в этом методе сделан на переживаниях, чувствах;
■ кинотерапия - метод, который заключается в просмотре фильма /эпизодов фильма, сборе откликов и переживаний, выявлении центральной темы для каждого участника.
Учет специфики группы: возраста участников, половозрастного состава, истории отношений (класс, новая группа, отряд и т. п.), динамических процессов в группе позволяет спланировать и адаптировать программу каждый раз под потребности и возможности конкретного сообщества.
Организационная структура программы включает в себя пять тематических встреч длительностью от 1,5 ч до 3 ч, каждая имеет свою направленность.
Встреча «Строим семью» ориентирована на знакомство с основами семейной психологии. Она начинается со знакомства участников и последующего мозгового штурма на тему «Зачем человеку нужна семья?», что позволяет актуализировать собственный опыт, представления, социальные установки и дискурсы, вовлечь участников в процесс. В игре «Семейная психология» участники образуют группы по 3-4 человека, в каждой группе появляется «супружеская пара», «родители и ребенок» и «психолог», раздаются карточки с историями разных семей, после чего проигрывается ситуация консультации. Игра затрагивает подростков возможностью исследования, экспериментирования с новыми для них социальными ролями, а одной из ее целей является актуализация субъект-объектной ориентации в отношении к ребенку в будущем. Данное упражнение вызывает у участников много эмоций, вопросов, откликов, кроме этого формируются представления о психологической помощи, ее задачах и методах, поскольку ведущий рассказывает о деятельности психолога, дает обратную связь участникам.
Встреча «Быть родителем» направлена на знакомство с психологией детско- родительских отношений. Она включает в себя лекционный блок о понятиях «детско- родительские отношения», «стили детско-родительских отношений» с последующим обсуждением. Участники пытаются осмыслить свои отношения с родителями, рассуждают о предпочитаемом будущем для своих будущих детей. Важным моментом встречи является актуализация у подростков представлений о своей социальной ситуации развития, о системе отношений, о том, где могут содержаться ресурсы. На встрече также обсуждается тема мотивов рождения детей.
На встрече «Я - будущий родитель» раскрывается содержание понятий «материнство/отцовство», происходит осознание родительской позиции, формирование представлений о родительских компетенциях. Проводится обсуждение, направленное на выявление основных качеств родителя при воспитании детей разных возрастов. Здесь возникает терапевтический момент, поскольку подростки могут рассказывать о своих отношениях с родителями, делиться тем, что помогает им меньше ссориться, какой именно заботы и поддержки им хочется, как это запрашивать, как договариваться. После обсуждения предлагается игра «Трудности родительства», где участники получают кейс с трудной ситуацией, например, «воровство в семье», «побеги из дома», «употребление ПАВ», «капризы по поводу игрушек» и т. п. Каждая команда или участник рассказывает о своей ситуации и путях ее решения, и все вместе обсуждают возможные варианты. Таким образом, подростки расширяют свое представление о том, как справиться с трудностями, в какой форме просить о поддержке и как на нее откликаться. Данное упражнение направлено на актуализацию активной ответственности и осознанности, что становится возможным за счет принятия на себя родительской роли.
Встреча «Маленькая мама» направлена на профилактику беременностей среди несовершеннолетних. Участники смотрят фильм о подростке-матери, происходит обсуждение рисков подростковой беременности, выясняется, где можно найти ресурсы при такой ситуации, где запрашивать помощь и поддержку. Подростки задают вопросы о влиянии ПАВ на репродуктивное здоровье, ходе беременности, формах социальной поддержки. При обсуждении фильма ведущий опирается на принцип осознанности, помогает участникам обнаружить, какие ресурсы у них есть, и распределить их по категориям: личностный, эмоциональный, когнитивный, операциональный, психофизиологический.
Встреча «Лабиринт родительства» ориентирована на проверку полученных знаний на практике с последующим обсуждением и анализом. Группа делится на две команды, которые придумывают друг для друга квест под названием «Лабиринт родительства». Участники могут использовать доступные материалы, пространство. Как правило у подростков много идей о том, как организовать квест; это могут быть квесты с загадками, с локациями, онлайн-квест, квест-викторина. Создание квестов направленно на формирование активной ответственности, а форма задания захватывает подростков возможностью побыть в роли ведущего-создателя и, опираясь на свои знания, придумать собственный «продукт». После прохождения квестов происходит их обсуждение, а затем и рефлексия по поводу всей программы. У участников есть возможность высказывать свое мнение, задавать вопросы. Важным моментом является написание писем-откликов на программу. Участники заполняют форму обратной связи, в которой предлагается ответить на вопросы о том, было ли им интересно, полезно, а также придумать упражнение или тему, которая могла бы обогатить занятия.
Анализ результатов формирующего этапа исследования показал, что после прохождения программы преобладает адекватный тип переживания ситуации беременности и материнства (50 %). Участие в программе повышает выбор благоприятных стилей родительского воспитания: у участников увеличиваются показатели авторитетного стиля воспитания детей с 12,5 % на 50 % выборов в однородной группе и 65 % выборов в смешанной группе, отмечается снижение показателей авторитарного стиля. Прохождение программы влияет на уменьшение показателей отсутствия определенного стиля (с 25 % до 0 %), это говорит о том, что вовлечение подростков в разговор о родительстве подталкивает их к выбору стиля воспитания.
Качественный семантический анализ методики «Материнский ТАТ» выявляет возникновение тем (переживаний), связанных со своим будущим браком, родительством и планированием рождения детей (30 %). Это может говорить о том, что программа помогает ориентировать подростков на свое будущее, включить темы семьи и родительства в поле их сознательных размышлений. Анализ обратной связи от участников показал, что повышаются осознанность (это выражается в высказываниях о более внимательном отношении к собственным выборам в разных ситуациях, своему здоровью) и осведомленность о возможных способах предотвращения небезопасных ситуаций, изменяются представления о сексуальных отношениях с объектных в сторону субъектных, уважительных, включающих потребности и чувства, как свои, так и партнера.
Сравнительный анализ результатов формирующего исследования на однородной и смешанной группе показал, что выбор тем в группах различается [3]. В группе, которая состоит только из девушек, участницы затрагивают темы внешности, собственного материнства, поддержки молодой мамы. В смешанной группе девушки затрагивают темы безопасности половых связей, ценности партнерских отношений, а юноши затрагивают темы, связанные с воспитанием, влиянием детей на супружеские отношения. Смешанная группа оказывает большее влияние на сдвиг в сторону адекватного типа переживания (достоверность между показателями оценивалась с помощью критерия χ2, где χ2эмп – 84,84; χ2кр –21,66; p≤0,01). Это может быть вызвано тем, что участники слышат мнения (получают обратную связь) о родительстве не только от представителей своего пола, но и от представителей противоположного пола.
Результат контент-анализа тем, поднимаемых участниками в рамках занятий, свидетельствует о том, что они, с одной стороны, связаны с опытом собственных детско- родительских отношений и отношениями между мужчинами и женщинами, с другой стороны, отражают популярный на данном отрезке времени дискурс, активно обсуждаемый в СМИ, социальных сетях. Так, на встречах, проведенных в 2014-2015 гг., злободневными были вопросы, связанные с влиянием состава семьи на воспитание ребенка, традиционными семейными ценностями, ЛГБТ-семьями. На встречах, проведенных в 20152016 гг., особый интерес вызывали темы, связанные с абортами, телесностью. На встречах, проведенных в 2016-2017 гг., актуальными стали темы, связанные с домашним насилием, методами воспитания детей, возрастом согласия.
Литература
- Авдулова Т.П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. № 2. С. 43–52.
- Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / Под общ. ред. Л. М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. 328 с.
- Крысько А.А. Формирование основ психологической готовности к родительству у девушек-подростков как элемент профилактики рискованного сексуального поведения [Электронный ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 2. URL: http://psychildhealth.ru/2017-02.html (дата обращения: 11.09.2017).
- Крысько А.А., Ланцбург М.Е. Представления о материнстве и возрастных особенностях детей у девушек старшего подросткового возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Krysko_Lancburg.phtml (дата обращения: 11.06.2017).
- Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 15–26.
- Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/3/Polivanova.phtml (дата обращения: 11.06.2017).
- Филиппова Г.Г. Психология материнства/ Под общ. ред. И.В. Тепикиной. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 238 с.
- Хломов К.Д., Кондрашкин А.В. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология. 2013. № 1. С. 18–24.
- Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход – инструмент организации помощи подросткам, находящимся в социально-дезадаптирующей ситуации // Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития/ Под общ ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2011. 300 с.
- Babor Th.F., Higgins-Biddle J.C. Brief Intervention for Hazardous and Harmful Drinking: A Manual for Use in Primary Care. Geneva: World Health Organization, Department of Mental Health and Substance Dependence, 2001. Available at http://whqlibdoc.who.int/hq/2001/WHO_MSD_MSB _01.6b.pdf (accessed June 15, 2009).
- Fritz K.E., Woelk G.B., Bassett M.T., McFarland W.C., Routh J.A. The Association Between Alcohol Use, Sexual Risk Behavior and HIV Infection Among Men Attending Beer Halls in Harare, Zimbabwe// AIDS and Behavior. 2002. Vol. 6. P. 221–228.
- Ritter S., Koch F. Möglichkeiten und Bedingungen zur Prävention von sexueller Gewalt // Brandl und Team. München: Werbeagentur, 2006. 92 p. Available at http://www.eja- muenchen.de/fileadmin/eja_data/01_BDKJ/0108_Positionen/Sexualpaedagogik/BJR-SexuelleGewalt_BS3.pdf
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1863
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 772
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1