Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития

1045

Аннотация

Обсуждены личностно и социально значимая проблема профессионального самоопределения в контексте социальной ситуации развития самоопределяющейся личности. Выделены структурные компоненты социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности: объективные (социальный контекст) и субъективные (психологическая готовность к профессиональному самоопределению). Акцентированы важность психологической готовности (когнитивной, деятельностной, мотивационной и личностной) для успешного профессионального самоопределения и ее особая значимость для подростков с обостренными социальными ситуациями развития. Представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению 43 подростков-сирот, воспитывающихся в Волжской средней общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики Марий Эл. Было выявлено, что для подростков-сирот характерна недостаточная когнитивная, деятельностная, мотивационная и личностная готовность. Различия с группой сравнения (73 подростка, воспитывающиеся в семьях) по большинству показателей статистически значимы. Полученные данные могут служить основой для разработки концепции и специальных технологий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков-сирот.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подростки-сироты, социальная ситуация развития, психологическая готовность к профессиональному самоопределению

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100102

Для цитаты: Арон И.С. Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 8–19. DOI: 10.17759/psyedu.2018100102

Полный текст

 

Обсуждены личностно и социально значимая проблема профессионального самоопределения в контексте социальной ситуации развития самоопределяющейся личности. Выделены структурные компоненты социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности: объективные (социальный контекст) и субъективные (психологическая готовность к профессиональному самоопределению). Акцентированы важность психологической готовности (когнитивной, деятельностной, мотивационной и личностной) для успешного профессионального самоопределения и ее особая значимость для подростков с обостренными социальными ситуациями развития. Представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению 43 подростков-сирот, воспитывающихся в Волжской средней общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики Марий Эл. Было выявлено, что для подростков-сирот характерна недостаточная когнитивная, деятельностная, мотивационная и личностная готовность. Различия с группой сравнения (73 подростка, воспитывающиеся в семьях) по большинству показателей статистически значимы. Полученные данные могут служить основой для разработки концепции и специальных технологий                                      психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков-сирот.

Введение

В современных социально-экономических условиях развития общества актуализируется социальная и личностная значимость профессионального выбора и планирования профессионального будущего для активной адаптации человека на стремительно  развивающемся рынке труда, успешной социализации в изменяющемся мире, создания устойчивого материального, социального и эмоционального благополучия.

 

В ситуации изменения общей структуры занятости, повышения потребности в высококвалифицированных специалистах, значимости творческого труда, интеллектуализации профессиональной деятельности, необходимости в повышении мобильности профессионалов возрастает роль субъектности личности, осуществляющей профессиональный выбор.

Речь идет о необходимости осознанного, активного и самостоятельного выбора профессии, т.е. профессионального самоопределения, основанного не только на требованиях современного рынка труда и тем более не на случайных потребностях, а в первую очередь - на понимании и учете своих способностей, интересов, склонностей и стремлений.

В процессе профессионального самоопределения человек занимает активную позицию: он сам выбирает профессию и сам строит свою собственную профессиональную карьеру посредством реализации собственного личностного и интеллектуального потенциала, становясь потенциальным субъектом своей будущей профессиональной деятельности [9].

Проблема профессионального самоопределения является предметом многочисленных исследований отечественных и зарубежных психологов. Однако в связи с многоаспектностью, сложностью и неоднозначностью феномена профессионального самоопределения в современной психологии отсутствует устоявшаяся система научных представлений о его закономерностях, источниках, детерминантах формирования и критериях эффективности.

Нужно также отметить недостаток работ, основанных на интегрированном применении фундаментальных методологических подходов, представленных в науках о человеке. Мало внимания уделяется системному, целостному анализу проблемы профессионального самоопределения, при том что важность и необходимость именно такого анализа подчеркивается многими исследователями. Исследования нередко носят разрозненный частный характер, ограничены разработками практического плана. Психологи-практики обычно не обращаются к методологическим основам профессионального самоопределения при организации его изучения и сопровождения.

Анализ теоретических подходов современного человекознания в контексте проблемы профессионального самоопределения позволяет сделать вывод, что основные методологические принципы системного, деятельностного, динамического и человекоцентрического подходов предельно сконцентрированы в понятии «социальная ситуация развития», разработанном Л.С. Выготским [3]. Данное понятие обладает высоким уровнем эвристичности, методологической и практической ценности, в связи с чем оно не только сохраняет свою актуальность, но и обогащается новым содержанием, раскрывая свой научный и социально-культурный потенциал [2; 5; 6; 13].

Понятие «социальная ситуация развития» может служить методологической базой изучения проблемы профессионального самоопределения, где социальная ситуация развития самоопределяющейся личности рассматривается как источник профессионального самоопределения.

Соответственно, содержательную структуру социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности можно определить как систему объективных (социальный контекст) и субъективных (психологическая готовность к профессиональному самоопределению) компонентов [1].

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению (когнитивная, мотивационная, деятельностная и личностная) является основой активно-действенного отношения личности к воздействию различных социальных контекстов. Поэтому формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению можно считать ключевым направлением обеспечения успешности профессионального самоопределения [1].

Наибольшую значимость формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению имеет для подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития, у которых под влиянием специфических, часто негативных социальных контекстов возникают серьезные затруднения в осуществлении осознанного и самостоятельного профессионального выбора.

Понятие «особая социальная ситуация развития» было предложено В.В. Николаевой при изучении влияния хронической болезни на психику человека [8]. Как отмечает В.В. Николаева, «психическая деятельность человека при болезнях меняется не потому, что начинают действовать какие-то особые психические механизмы, а потому, что те же самые механизмы действуют в особых, вызванных и измененных болезнью условиях» [8, с. 123]. Любая хроническая болезнь создает особую объективную социальную ситуацию развития психики человека, ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства.

Особая социальная ситуация развития складывается и у подростков, оставшихся без попечения родителей, трудновоспитуемых подростков, у детей, находящихся в специализированных учреждениях (интернатах, колониях). Особая социальная ситуация развития формируется и у одаренных подростков. Особенности социальной ситуации развития обуславливаются также гендерными и индивидуальными различиями детей.

Вопросы профессионального самоопределения подростков, находящихся в особых социальных ситуациях развития, не достаточно изучены исследователями. Среди имеющихся работ наибольший интерес представляют исследования, в которых анализируются различные компоненты психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Так, в работах Е.Ю. Пряжниковой, Д.И. Чистовского раскрыты вопросы формирования самосознания обучающихся с ОВЗ в процессе профессионального обучения [10]. В исследованиях Л.Г. Юрченко выявлены ценностно-мотивационные и деятельностные компоненты готовности к профессиональному самоопределению детей-сирот [12]. М.В. Данилова анализирует интеллектуально-личностные особенности подростков с разной семейной ситуацией развития в контексте их профессионального самоопределения [4]. Работы Л.В. Царьковой посвящены изучению профессионального самосознания несовершеннолетних осужденных [11].

Важные аспекты психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития раскрыты в работах Ю.Д. Бабаевой, И.Ф. Исаева, Е.Н. Кондрат, Н.В. Лебедева, Е.В. Логутовой, Н.В. Матяш, Ю.А. Володиной, О.В. Писарь, В.Л. Савиных, О.С. Тоистевой, Т.В. Цубиной, В.С. Юркевич.

В течение ряда лет нами проводились эмпирические исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особых социальных ситуациях развития: подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одаренности. В данной статье остановимся на результатах изучения психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков- сирот.

Цель работы - изучение психологической готовности к профессиональному самоопределению (когнитивной, деятельностной, мотивационной, личностной) подростков-сирот для определения направлений психологического сопровождения профессионального самоопределения данной категории подростков.

Гипотеза исследования: для подростков-сирот специфична недостаточная психологическая готовность к профессиональному самоопределению по всем компонентам: когнитивному, деятельностному, мотивационному и личностному.

Программа исследования

Программа работы включала в себя исследование психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот, воспитывающихся в Волжской средней общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики Марий Эл. В исследуемую выборку вошло 43 воспитанника интерната в возрасте 14-16 лет (16 девочек и 27 мальчиков).

Для повышения надежности и достоверности выводов в отношении специфики психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот была сформирована группа сравнения, которую составили подростки, воспитывающиеся в семье, обучающиеся в общеобразовательной школе № 19 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл - 73 подростка в возрасте 14-16 лет (43 девочки и 30 мальчиков).

В качестве критериев подбора диагностических методик были определены следующие: диагностические возможности методики в изучении одного или нескольких компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению (когнитивного, деятельностного, мотивационного, личностного); наличие данных, подтверждающих валидность, надежность и прикладную функциональность методики; направленность методики на диагностику характеристик психологической готовности, чувствительных к воздействию коррекционно-развивающих психолого-педагогических методов.

Диагностический комплекс включал следующие методики:

-«Самоактуализация личности»          (А. Шостром, адптирована Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз);

-  «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А. Реана);

- «Методика диагностики мотивации личности к достижению успеха» (Т. Элерс, модификация А.Г. Грецова);

-  «Опросник социально-психологической адаптированности» (шкала СПА) (К. Роджерс, Р. Даймонд, адаптирована Т.В. Снегирёвой);

-   «Методика изучения способностей к самообразованию и саморазвитию» (В.И. Андреев).

Изучение когнитивного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению проводилось с использованием шкал «Синергичность», «Познавательные потребности», «Креативность» методики «Самоактуализация личности».

Для изучения деятельностного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению использовались шкалы методики «Самоактуализация личности»: «Ориентация во времени», «Гибкость поведения», «Спонтанность», «Контактность»; шкалы методики «СПА»: «Ожидание внутреннего контроля - ожидание внешнего контроля», «Доминирование - ведомость», «Уход» от проблем».

Мотивационный компонент психологической готовности к профессиональному самоопределению изучался на основе методик «Мотивация профессиональной деятельности», «Диагностика мотивации личности к достижению успеха», «Самоактуализация личности» (шкала «Ценностные ориентации»).

При исследовании личностного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению применялись шкалы «Приятие - неприятие себя», «Приятие других - конфликт с другими», «Эмоциональный комфорт - эмоциональный дискомфорт» методики СПА; шкалы «Сензитивность», «Самоуважение», «Самопринятие», «Принятие агрессии» методики «Самоактуализация личности»; методика «Изучение способностей к самообразованию и саморазвитию».

Психологическая диагностика проводилась в течение четырех недель преимущественно индивидуально с каждым подростком, за исключением отдельных случаев, когда тестирование осуществлялось в малых группах (3-5 человек). Продолжительность процедуры тестирования для каждого подростка составляла в среднем 80 минут и варьировалась от 60 минут до 100 минут.

Психологическую диагностику осуществляли педагоги-психологи соответствующего образовательного учреждения в кабинетах психолога в спокойной обстановке в период наименьшей учебной загруженности учащихся. Проведению диагностики предшествовал методический семинар для педагогов-психологов, направленный на знакомство с основными идеями и целями исследования, применяемыми методиками и процедурами их проведения.

Математическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием компьютерных программ MS Excel и SPSS Statistics 17.0. Подсчитывались средние значения по всем показателям (М) и значения стандартных отклонений (о).

В соответствии с результатами проверки эмпирических распределений на нормальность (по критерию Колмогорова-Смирнова) для выявления значимости различий сравниваемых показателей психологической готовности к профессиональному самоопределению разных групп подростков использовался параметрический метод - t- критерий Стьюдента для независимых выборок.

Результаты и их интерпретация

Как показало эмпирическое исследование, уровень развития психологической готовности к профессиональному самоопределению у воспитанников интерната значительно ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семье, по всем компонентам готовности. По большинству показателей различия между результатами тестирования разных групп испытуемых статистически значимы. Результаты тестирования приведены в таблице.

Так, выявлены статистически значимые различия между исследуемыми группами по показателям когнитивной готовности к профессиональному самоопределению. В частности, уровень развития познавательных потребностей у 47% подростков, воспитывающихся в семье, может быть оценен как высокий и выше среднего, тогда как среди подростов-сирот проявили достаточно высокий уровень развития познавательных потребностей 30% опрошенных. Одновременно с этим уровень развития познавательных потребностей у 46% подростков школы-интерната можно оценить как ниже среднего и низкий. Различия между
результатами тестирования разных групп школьников статистически значимы (t= -3,00; р= 0,004 < 0,01).

Таблица. Результаты сравнительной диагностики психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот и подростков из семей

Компоненты и показатели готовности

Средние по группе оценки

^-критерий Стьюдента

 

Подростки- сироты

Подростки                            из

семьи

 

Когнитивная готовность

 

 

 

 

Синергичность

2,91

3,90

-2,50

 

Познавательные

3,28

5,17

-3,00

 

потребности

2,77

4,83

-3,38

 

Креативность

 

 

 

 

Деятельностная готовность

 

 

 

 

Ожидание                                               внутреннего

6,58

10,90

-4,49

 

контроля

 

 

 

 

Доминирование

4,74

5,53

-1,68

 

«Уход» от проблем

3,40

2,93

1,31

 

Ориентация во времени

7,86

8,93

-1,43

 

Гибкость поведения

10,42

12,20

-1,85

 

Спонтанность

6,72

8,37

 

-2,72

 

Контактность

6,63

11,0

 

 

-5,43

 

Мотивационная готовность

 

 

 

 

Мотивация к достижению

12,05

19,07

-4,64

 

успеха

 

 

 

 

Внутренняя мотивация

3,07

6,26

-6,64

 

Ценностные ориентации

6,60

10,07

-3,59

 

Личностная готовность

 

 

 

 

Приятие себя

5,91

10, 57

-5,99

 

Приятие других

3,98

6,70

-4,67

 

Эмоциональный комфорт

4,40

8,80

-7,19

 

Самоуважение

7,23

9,23

-3,32

 

Самопринятие

8,65

12,73

-5,36

 

Способность к

18,81

35,83

-7,00

 

саморазвитию, самообразованию

 

 

 

Примечание. Значимые различия выделены полужирным шрифтом

Шкала «Синергичность» методики А. Шострома измеряет способность человека к целостному восприятию мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни. Нужно заметить, что 32% подростков - воспитанников интерната продемонстрировали достаточно высокий уровень синергичности. Однако у большинства (59%) данная психологическая характеристика развита на низком уровне. В выборке подростков, воспитывающихся в семье, наоборот, у большинства (50%) - высокий показатель по шкале «Синергичность», у 30% - низкий. Различия статистически значимы (t = -2,51; р = 0,014 < 0,05).

Наиболее значимые различия были выявлены при диагностике подростков, воспитывающихся в разных социальных ситуациях развития, по шкале «Креативность», диагностирующей выраженность творческой направленности личности (t = -3,38; р = 0,001<0,01). Высокий уровень креативности выявлен у 40% подростков, воспитывающихся в семье, и у 23% учащихся интерната, низкий уровень - у 30% подростков, воспитывающихся в семье, и у 57% учащихся интерната.

Мотивационная готовность к профессиональному самоопределению подростков- сирот, как свидетельствует исследование, также существенно ниже, чем подростков из семьи по всем изучаемым показателям готовности. В первую очередь - по показателю «внутренняя мотивация». У большинства подростков-сирот (77%) преобладает внешняя мотивация к профессиональной деятельности, основанная на материальном вознаграждении за труд или стремлении избежать наказания, критики. В то время как у большинства подростков из семьи (57%) преобладающей является внутренняя мотивация, основанная на возможности самореализации. Различия статистически значимы (t = -6,64; р= 0,000 < 0,01).

Представленные выше результаты подтверждаются и данными, полученными при исследовании мотивации к достижению успеха двух групп подростков. Если для подростков из семей характерен высокий (20%) и выше среднего (40%) уровень мотивации к достижению успеха, то показатели мотивации к достижению успеха подростков-сирот находятся в рамках ниже среднего (37%) и низкого (35%) уровней, т.е. большинство воспитанников детского дома в своей деятельности ориентируются на избегание неудачи (t = -4,64; р = 0,000 < 0,01).

Недостаточно сформированными у подростков-сирот, согласно полученным результатам, являются и ценностные ориентации, которыми они руководствуются при взаимодействии с окружающими людьми и определении своих личных планов. У 59% подростков-сирот уровень развития данной группы ценностей ниже среднего и низкий; в сравнении - у 66% подростков из семьи выявлен средний и выше среднего уровень развития ценностных ориентаций, характерных для самоактуализирующейся личности (t = -3,59; р = 0,001< 0,01).

В силу несформированности системы ценностных ориентаций подростки, оставшиеся без попечения родителей, не уверены в себе, редко руководствуются в жизни своими чувствами и желаниями, зависимы от окружающих, не доверяют собственным оценкам, противоречивы. Это отражается и на их профессиональном самоопределении, мотивах выбора профессиональной деятельности.

Результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот по личностному компоненту готовности свидетельствуют о серьезных проблемах в их личностном развитии, затрудняющих успешность профессионального самоопределения воспитанников интерната.

Подростки-сироты значительно чаще сверстников из сравниваемой группы проявляют конфликтные отношения к окружающим, испытывают трудности в понимании других людей (t= -4,67; р = 0,000 < 0,01), отличаются более низким уровнем самопринятия (t = -5,36; р = 0,000 < 0,01), самоуважения (t = -3,32; р = 0,001 < 0,01).

Особую обеспокоенность вызывают выявленные состояния эмоционального дискомфорта, тревожности, беспокойства, апатии подростков-сирот. По данным исследования, 88% подростков-сирот испытывают различные негативные эмоциональные состояния. Среди подростков из семей таких исследуемых значительно меньше - 17% (t = -7,19; р = 0,000 < 0,01).

Также одним из наиболее значимых показателей личностной готовности к профессиональному самоопределению, существенно отличающих подростков сравниваемых групп, является способность к саморазвитию и самообразованию. В соответствии с результатами диагностики уровень развития обозначенной способности у 90% воспитанников интерната низкий и ниже среднего. Тогда как 60% подростков сравниваемой группы продемонстрировали в ходе исследования достаточно высокий уровень сформированности способности к саморазвитию и самообразованию (t = -7,00; р= 0,000 < 0,01).

Анализ деятельностной готовности к профессиональному самоопределению воспитанников интерната свидетельствует о том, что этот компонент готовности подростков-сирот также не достаточно сформирован. При этом статистически значимые различия с группой подростков, воспитывающихся в семье, выявлены по таким показателям как спонтанность, контактность, ожидание внутреннего контроля. Так, 65% подростков- сирот ориентированы на внешний контроль своего поведения, рассчитывают преимущественно на поддержку извне, пассивны в решении жизненных задач. Подростки, воспитывающиеся в семье, значительно чаще (в 47% случаев) ориентированы на внутренний контроль поведения, осознают значимость личной ответственности (t= -4,49; р= 0,000 < 0,01).

74% подростков-сирот, как свидетельствует исследование, испытывают трудности в установлении глубоких и тесных контактов с окружающими, их отношения с людьми являются поверхностными и неконструктивными по сравнению с подростками из семьи, которые в 47% случаев продемонстрировали высокий и выше среднего уровень контактности (t = -5,43; р = 0,000 < 0,01).

Выводы

1.       Социальная и личностная значимость профессионального самоопределения в современном обществе и недостаточная представленность в отечественных и зарубежных исследованиях методологически обоснованных работ по проблеме профессионального самоопределения определяют актуальность ее дальнейшего изучения.

2.       Методологической основой исследования проблемы профессионального самоопределения может служить понятие «социальная ситуация развития» Л.С. Выготского, в котором предельно сконцентрированы методологические принципы базовых теоретических подходов современного человекознания.

3.       Содержательную структуру социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности можно определить как систему объективных (социальный контекст) и субъективных (психологическая готовность к профессиональному самоопределению) компонентов.

4.       Психологическая готовность к профессиональному самоопределению (когнитивная, мотивационная, деятельностная и личностная) является основой активно­действенного отношения личности к воздействию различных социальных контекстов, позволяет быть реальным  субъектом      профессионального самоопределения, активно и самостоятельно принимать ответственные жизненные и профессиональные решения. Поэтому формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению можно считать ключевым направлением обеспечения успешности профессионального самоопределения.

5.       Наибольшую значимость развитие психологической готовности к профессиональному самоопределению приобретает для подростков, находящихся в особых, обостренных социальных ситуациях развития, личность которых формируется под влиянием специфических, часто негативных социальных контекстов. Среди них особое место занимают подростки-сироты, у которых под влиянием социальной депривации возникают серьезные затруднения в осуществлении осознанного и самостоятельного профессионального выбора.

6.       Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков- сирот, выявило их недостаточную психологическую готовность по всем изучаемым компонентам - когнитивному, деятельностному, мотивационному, личностному, что определяет необходимость комплексной коррекционно-развивающей психологической работы по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот.

7.       В теоретическом плане результаты проведенного исследования позволяют уточнить и обосновать содержательную структуру социальной ситуации развития в контексте профессионального самоопределения личности; акцентировать ведущую роль психологической готовности в успешности профессионального самоопределения; определить специфику психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особых социальных ситуациях развития; обосновать необходимость дифференцированного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения данной категории подростков.

8.       В практическом плане полученные результаты могут служить основой для разработки специальных технологий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков-сирот, учитывающих специфику их социальной ситуации развития и особенности психологической готовности к профессиональному самоопределению.

9.       Перспективными направлениями дальнейших исследований проблемы являются следующие: изучение психологической готовности к профессиональному самоопределению в различных особых социальных ситуациях развития, обусловленных культурными, социальными и индивидуальными детерминантами; исследование феномена профессионального самоопределения и формирования психологической готовности к его осуществлению на разных этапах возрастного развития, начиная с дошкольного возраста. Существует необходимость в разработке динамической модели формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению, учитывающей стремительно изменяющиеся реалии социально-экономической жизни общества.

Литература

  1. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития//Вопросы психологии. 2016. №1. С.1–10.
  2. Волкова Е.Н. Эвристичность культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории развития детского коллектива А.С. Макаренко для исследования школьного буллинга//Материалы XI научно-практической конференции «Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования» (г. Москва 19–20 мая 2015 г.). М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2015. С. 32–34.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4 Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  4. Данилова М.В. Профессиональное самоопределение подростков в связи с интеллектуально-личностными особенностями и социально-семейной ситуацией развития: дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2009. 185 с.
  5. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 07.05.2014).
  6. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии //Методология и история психологии. М., 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 40–56.
  7. Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения //Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. №2. С. 55–62. doi: 10.17759/pse.2015200206.
  8. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Издательство МГУ, 1987. 168 с.
  9. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 2. С. 111–122. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml (дата обращения: 26.02.2016)
  10. Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития//Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №4. С. 81–91.
  11. Царькова Л.В. Развитие профессионального самосознания осужденных несовершеннолетних делинквентов//Психология и психотехника. 2012. №4 (43). С. 84–91.
  12. Юрченко Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 28с.
  13. Karabanova O.A. Social Situation of Child's Development – the Key Concept in Modern Developmental Psychology//Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. P.130–153.

Информация об авторах

Арон Ирина Станиславовна, кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры истории и психологии факультета социальных технологий, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия, e-mail: Irinast62@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2698
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1045
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3