Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития

982

Аннотация

Обсуждены личностно и социально значимая проблема профессионального самоопределения в контексте социальной ситуации развития самоопределяющейся личности. Выделены структурные компоненты социальной ситуации развития профессионально самоопределяющейся личности: объективные (социальный контекст) и субъективные (психологическая готовность к профессиональному самоопределению). Акцентированы важность психологической готовности (когнитивной, деятельностной, мотивационной и личностной) для успешного профессионального самоопределения и ее особая значимость для подростков с обостренными социальными ситуациями развития. Представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению 43 подростков-сирот, воспитывающихся в Волжской средней общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республики Марий Эл. Было выявлено, что для подростков-сирот характерна недостаточная когнитивная, деятельностная, мотивационная и личностная готовность. Различия с группой сравнения (73 подростка, воспитывающиеся в семьях) по большинству показателей статистически значимы. Полученные данные могут служить основой для разработки концепции и специальных технологий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков-сирот.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подростки-сироты, социальная ситуация развития, психологическая готовность к профессиональному самоопределению

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100102

Для цитаты: Арон И.С. Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 8–19. DOI: 10.17759/psyedu.2018100102

Фрагмент статьи

В современных социально-экономических условиях развития общества актуализируется социальная и личностная значимость профессионального выбора и планирования профессионального будущего для активной адаптации человека на стремительно развивающемся рынке труда, успешной социализации в изменяющемся мире, создания устойчивого материального, социального и эмоционального благополучия. В ситуации изменения общей структуры занятости, повышения потребности в высококвалифицированных специалистах, значимости творческого труда, интеллектуализации профессиональной деятельности, необходимости в повышении мобильности профессионалов возрастает роль субъектности личности, осуществляющей профессиональный выбор.

Литература

  1. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития//Вопросы психологии. 2016. №1. С.1–10.
  2. Волкова Е.Н. Эвристичность культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории развития детского коллектива А.С. Макаренко для исследования школьного буллинга//Материалы XI научно-практической конференции «Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования» (г. Москва 19–20 мая 2015 г.). М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2015. С. 32–34.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4 Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  4. Данилова М.В. Профессиональное самоопределение подростков в связи с интеллектуально-личностными особенностями и социально-семейной ситуацией развития: дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2009. 185 с.
  5. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 07.05.2014).
  6. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии //Методология и история психологии. М., 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 40–56.
  7. Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения //Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. №2. С. 55–62. doi: 10.17759/pse.2015200206.
  8. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Издательство МГУ, 1987. 168 с.
  9. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 2. С. 111–122. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml (дата обращения: 26.02.2016)
  10. Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития//Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №4. С. 81–91.
  11. Царькова Л.В. Развитие профессионального самосознания осужденных несовершеннолетних делинквентов//Психология и психотехника. 2012. №4 (43). С. 84–91.
  12. Юрченко Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 28с.
  13. Karabanova O.A. Social Situation of Child's Development – the Key Concept in Modern Developmental Psychology//Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. P.130–153.

Информация об авторах

Арон Ирина Станиславовна, кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры истории и психологии факультета социальных технологий, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия, e-mail: Irinast62@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2510
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 982
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9