Проблема профессионального становления личности

3365

Аннотация

В статье представлены современные подходы к проблеме профессионального становления лич-ости, проанализировано влияние профессиональной идентичности студентов на выбор ими учебной специальности, освещены аспекты образовательной среды, способствующие формированию у учащихся компетенций, связанных с выбором профессии, проанализирована реализация внутренних и внешних стремлений в жизни после обучения в колледже.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, семейный контекст, юное профессиональное развитие, самоактуализация личности, профессиональные компетенции, карьера, мотивация

Рубрика издания: Отраслевая психология

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 111–122. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2012_n2/52291 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Одно из мнений авторов, проводивших исследования по вопросам профессиональной осведомленности, – дети в возрасте 3–5 лет обладают первичными знаниями о профессии,  способны понять существующий в профессиональной иерархии статус и провести различные представления о пригодности  профессий для них, хотя и часто  это основано на стереотипных представлениях и  ограниченном  объеме информации. Детство следует рассматривать как период активного участия в исследовании мира работы, начальной озабоченности по поводу будущего, представления о карьере,  принятия решений о выборе  профессии. Любопытство, фантазии, интересы, касающиеся профессионального развития,  принимают форму игры у детей. Игра –  это модель будущего поведения себя в работе, и отработка других социальных ролей. Исследования в данной области показывают, что многие дети в возрасте 10–12 лет систематически интересуются разными профессиями и задумываются о том, кем они хотят стать в будущем и чему им для этого надо научиться. У большинства перво-, третье-, пяти- и семиклассников уже есть представление о доступных для их возраста способах подработки, и к седьмому классу у детей уже формируются определённые профессиональные предпочтения, т. е. ассоциирование себя с какой-либо профессией. К седьмому классу 75 % детей уже подрабатывают где-либо (в качестве сиделок с детьми, уборщиков сада и т. д.)

Литература

  1. Smitina A. The link between vocational identity, study choice motivation and satisfaction with studies // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. P. 1140–1145.
  2. Bryanta B.K., Zvonkovic A.M., Reynolds P. Parenting in relation to child and adolescent vocational development // Journal of Vocational Behavior. 2006. Vol. 69. P. 149–175.
  3. Barbuto J.E., Fritz S.M., Marx D. A. Field Examination of Two Measures of Work Motivation as Predictors of Leaders’ Influence Tactics // The Journal of Social Psychology. 2002. Vol. 142. № 5. P. 601–616.
  4. Beringsa D., de Fruyt F., Bouwen R. Work values and personality traits as predictors o enterprising and social vocational interests // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. Iss. 2. Jan. P. 349–364.
  5. Hartung P.J., Porfeli E.J., Vondracek F.W. Child vocational development: A review and reconsideration // Journal of Vocational Behavior. 2005. № 66. P. 385–419.
  6. Kuijpers M., Meijers F., Gundy C. The relationship between learning environment and career competencies of students in vocational education // Journal of Vocational Behavior. 2011. Vol. 78. Iss. 1. Febr. P. 21–30.
  7. Milne Р. Motivation, incentives and organizational Culture // Journal of knowledge management. 2007. Vol. 11. P. 28–38.
  8. Niemiec C.P., Ryan R.M., Deci E.L. The path taken: Consequences of attaining intrinsic and extrinsic aspirations in post-college life // Journal of Research in Personality. 2009. Vol. 43. Iss. 3. June. P. 291–306.
  9. Roca J.C., Gagne M. Understanding e-learning continuance intention in the workplace: A selfdetermination theory perspective // Computers in Human Behavior. 2008. Vol. 24. Iss. 4. July. P. 1585–1604.
  10. Savickas M.L. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century / M.L. Savickas, L. Nota, J. Rossier, J.-P. Dauwalder, M.E. Duarted, J. Guicharde, S. Soresib, R. van Esbroeckf, A.E.M. van Vianeng // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75. Iss. 3. Dec. 2009. P. 239–250.

Информация об авторах

Пряжникова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования», Заведующая лабораторией «Психологические основы профессионального консультирования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: e-pryazhnikiva@yandex.ru

Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2934-5657, e-mail: egorenkota@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5329
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 3365
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6