Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте

2191

Аннотация

В статье рассматриваются особенности интеллектуального и личностного развития одаренных детей, проблемы, которые возникают в младшем школьном возрасте. Выделены наиболее распространенные трудности интеллектуально одаренных первоклассников, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками. Уточняются истоки этих проблем – специфика развития в дошкольном детстве, не вполне адекватные условия семейного воспитания и обучения. Раскрывается значение творческого или исследовательского обучения для одаренных детей. Анализируется опыт создания и реализации в обучении одаренных детей специальной программы творческого междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», в основе которой лежат такие принципы развития творческой одаренности детей в обучении, как принцип системности, активности, ценности творчества, новизны, проблемности, мультимодальности, личностной заинтересованности, диалогичности и самостоятельности. Реализация этих принципов позволяет ребенку развить творческий потенциал.

Общая информация

Ключевые слова: младшие школьники, одаренность, интеллектуальное развитие, творческое развитие, личностное развитие

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100101

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 1–7. DOI: 10.17759/psyedu.2018100101

Фрагмент статьи

Вопрос о развитии одаренных детей в младшем школьном возрасте остро встает в связи с тем, что за период обучения в начальных классах около 30% одаренных детей снижают свои показатели интеллектуального и творческого развития. Эти данные получены в исследованиях как отечественных, так и зарубежных психологов.

Литература

  1. Кочергина С.Г. Связь эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием интеллектуальных способностей и креативности у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. С. 36–43.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 464 с.
  3. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / под ред. В. В. Рубцова. Т. 1. Кн. 2. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 84–91.
  4. Чистикова М.А. Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников// Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 6–12.
  5. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. C. 34–43.
  6. Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3220.phtml (дата обращения: 30.03.2018)
  7. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. М.: ЧеРо; МПСИ, 2006. С. 41–54.
  8. Kim M. A Meta-Analysis of the Effects of Enrichment Programs on Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60. №2. P.102–116.

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru