Введение
В современном информационном мире объем информации и знаний интенсивно растет. Непрерывное освоение новых знаний и умений становится нормой для специалиста, желающего обеспечить свою конкурентоспособность. Активное освоение навыков восприятия и обработки информации происходит в школьный период. Современные тенденции диктуют необходимость всестороннего обогащения образовательной среды, в первую очередь, эффективными методами обучения. Репродуктивные способы освоения знаний и навыков теряют свою эффективность. Большое значение приобретают продуктивные методы обучения, направленные на проявление гибкости и творческого подхода учащихся. Востребованы новые педагогические технологии, способные подготовить ребенка к информационному обществу, вооружить обучающихся способами, приемами и действиями для решения широкого круга задач и обеспечения полноценного существования в современном обществе. Наряду с этим не менее важную роль приобретает насыщение школьных учебников необходимым образовательным контентом, отличным от типовых заданий в учебниках, направленных на воспроизведение учебного опыта.
Замысел нашего исследования заключался в обогащении учебного процесса сотворческими технологиями обучения и наполнении содержания образовательного процесса креативным контентом, направленным на развитие не только репродуктивного, но и продуктивного мышления.
В последние десятилетия наиболее значимым «механизмом» творческого мышления была признана рефлексия. Рефлексия выступает одним из важнейших принципов развертывания деятельности путем самоанализа, критического оценивания, творческого переосмысления и переработки стереотипов своего и чужого опыта [Пономарев, 1986; Степанов, 2021; Щедровицкий, 1994]. Данные разработки стали теоретико-экспериментальной и методологической основой для нашего психолого-педагогического исследования (Я.А. Пономарев, Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, П.А. Оржековский, В.К. Зарецкий, Ю.В. Громыко и др.) [Семенов, 2014; Цифровизация динамики развития, 2023]. Наравне с отечественными существует множество зарубежных работ, посвященных не только взаимообусловленности рефлексии и творчества [Deng, 2011; Sebastian, 2016; Wang, 2016], но и взаимосвязи учебных достижений с продуктивным мышлением [Akpur, 2020; Renzulli, 2018; Rosseel, 2022; Segundo Marcos, 2020].
Целью данного исследования является представление результатов влияния предметно-творческих задач на взаимообусловленное развитие продуктивного и репродуктивного мышления младших школьников при соблюдении соответствующих психолого-педагогических рекомендаций в методологии педагогики сотворчества.
Методы
Предметно-творческие задачи для экспериментального исследования младших школьников были целенаправленно разработаны для уроков по окружающему миру и математике. Спецификой этих заданий стало включение содержания, стимулирующего не только развитие и актуализацию репродуктивных, но и творческих механизмов мыслительной деятельности учащихся, в отличие от традиционных заданий, используемых в образовательном процессе узко для проверки и закрепления приобретенных знаний, умений, навыков [Лукьянова, 2023; Лукьянова, 2023а].
В выборку вошли обучающиеся младших классов: 64 ученика из двух 4-х классов, по 32 ученика в каждой группе, экспериментальной и контрольной; и 56 учеников из двух 1-х классов: 27 учеников составили контрольную группу и 29 —экспериментальную.
На «входном» этапе осуществлялось измерение начального уровня развития репродуктивного и продуктивного мышления у всех групп на материале авторских предметно-творческих задач и модифицированных батарей тестов Дж. Гилфорда и Е. Торренса, адаптированных Е.Е. Туник [Цифровизация динамики развития, 2023].
«Развивающий» этап длился на протяжении всего учебного года. В образовательный процесс экспериментальной группы на регулярной основе включались предметно-творческие задачи. Был подготовлен отдельный сборник задач с соответствующими психолого-педагогическими рекомендациями.
Для решения задачи в границах предметной области предполагался единый верный ответ, который оценивался по балльной шкале от 0 до 3 баллов. Данный этап оценивался показателем репродуктивности (R).
На этапе выполнения творческих мыслительных усилий по выдвижению идей и их критическому оцениванию, т. е. наряду с креативными действиями, — подразумевалось и самооценивание, переосмысление собственной деятельности при выдвижении идей. Данный этап оценивался показателями продуктивности: дивергентность (D), критичность (C), адекватность (A), оригинальность (O), общая продуктивность (ТМ) [Лукьянова, 2023а].
На «итоговом» этапе проводилось контрольное измерение параметров продуктивного и репродуктивного мышления, а также сопоставление результатов входного этапа с результатами итогового.
Результаты
Данные, полученные при сравнительном анализе показателей мышления первоклассников и четвероклассников у экспериментальных и контрольных групп на входном и итоговом этапе, представим укрупненно (для обобщения полученных результатов). Отдельно рассмотрим данные по первым классам (рис. 1) и по четвертым (рис. 2). Продемонстрируем анализ по трем направлениям, которые будут представлены в виде графика — для наглядности сходств и различий в показателях экспериментальных и контрольных групп:
- вербальная и образная креативность на базе модифицированных батарей тестов Дж. Гилфлорда и Е. Торренса, адаптированных Е.Е. Туник, на констатирующем и контрольном срезах исследования у экспериментальной и контрольной группы;
- показатель репродуктивности (R) и продуктивности при решении предметно-творческой задачи на констатирующем и контрольном срезах исследования у экспериментальной и контрольной группы;
- качество знаний на материале итогового контроля по математике на конец учебного года у экспериментальной и контрольной группы.

Рис. 1. Динамика данных контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы
обучающихся 1-го класса
Из приведенного выше графика видно, что в результате применения в образовательном процессе предметно-творческих задач в течение учебного года показатели вербальной креативности стали выше у экспериментальной группы, чем у контрольной, — на 92% у 1-го класса. Образная креативность тоже демонстрирует рост показателей: у экспериментальной группы 1-го класса выше, чем у контрольной, на 33,3%. Интегральная продуктивность на итоговом этапе у 1-го класса — на 80,8%. Показатель репродуктивности выше у экспериментального 1-го класса — на 76,9%. Качество знаний у экспериментальной группы 1-го класса выше на 29%. Важно отметить, что на входном этапе у обеих групп были получены статистически равные результаты.
Схожий анализ проведем на выборке учащихся 4-го класса.
Рис. 2. Динамика данных контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы
обучающихся 4-го класса
Из представленных значений видно, что показатели вербальной креативности стали выше у экспериментальной группы, чем у контрольной, — на 48%. Образная креативность тоже демонстрирует рост показателей: у экспериментальной группы 4-го класса выше, чем у контрольной, на 41%. Интегральная продуктивность на итоговом этапе у 4-го экспериментального класса превышает значение результата контрольного класса на 87,7%. Показатель репродуктивности выше у экспериментального класса на 42,1%. Качество знаний у экспериментальной группы 4-го класса выше на 24%. При этом на входном этапе у обеих групп учащихся 4-го класса были получены статистически равные результаты.
Заключение
Полученные результаты подтвердили, что психолого-педагогические инструменты имеют важное значение для развития репродуктивного и продуктивного мышления младших школьников. Систематическое включение в образовательный процесс младших школьников предметно-творческих задач — с активизацией рефлексивных возможностей мышления на этапе критического оценивания собственных идей и мыслительных действий — приведет к развитию как репродуктивного, так и продуктивного мышления обучающихся. Полученные результаты демонстрируют положительное влияние и на успеваемость по дисциплине (учебному предмету), включенной в содержание предметно-творческой задачи. Таким образом можно говорить о значительном влиянии психолого-педагогических инструментов на развитие продуктивного и репродуктивного мышления.