Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии)

846

Аннотация

Проведен анализ состояния проблемы экспертизы в практической психологии в контексте задач, возникающих в связи с внедрением стандартов профессиональной деятельности. Обозначены основные вопросы, касающиеся непосредственно как методологии обсуждаемого вопроса, так и основных аспектов содержания работы специалиста, связанных с профессиональной оценкой в целом как деятельностей, процессов и т.п., происходящих в конкретной образовательной среде, так и их качества в каждом конкретном случае профессиональной деятельности специалистов. Выделены основные критерии требований к эксперту, к его профессиональной подготовке и опыту, особенности самого процесса проведения экспертизы. Подчеркивается и обосновывается актуальная необходимость создания «института экспертизы» в области практической психологии, предполагающего разработку научных оснований и методологии экспертизы деятельности специалистов Службы практической психологии в системе образования, качества выполнения профессиональной деятельности. Обращается внимание на то, что до настоящего времени нет научно обоснованных требований к экспертам в области практической психологии, программ их обучения, системы оценочных критериев, а также нет требований к содержанию и форме экспертного заключения и т.п. Делается вывод о том, что разработка методологии практической психологии и экспертизы в ней позволит осуществлять объективную оценку как деятельности Службы практической психологии в целом, так и работы отдельных ее специалистов, обеспечивать их подготовку, повышение квалификации и переподготовку, а также определять соответствие их работы требованиям стандартов профессиональной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: методология практической психологии, «институт экспертизы», эксперт в области практической психологии, требования к процедуре экспертизы в практической психологии, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100203

Для цитаты: Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 21–42. DOI: 10.17759/psyedu.2018100203

Фрагмент статьи

Изменения, происходящие в системе образования в последние годы, предусматривают широкое участие педагогов-психологов в решении проблем обучения, воспитания и развития различных категорий детей на каждом периоде школьного детства, что, в свою очередь, предполагает высокий уровень профессиональной подготовки специалистов при работе с ребенком и его семьей. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.12.2012) определил механизмы гарантии качества системы образования, одним из которых является экспертиза.

Литература

  1. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2014. № 1. С. 87–102.
  2. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.: Смысл, 1999. 137 с.
  3. Братченко С.Л. Мир экспертизы и его возможные координаты // Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2007. С. 23–45.
  4. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения (Система Эльконина — Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 95–102.
  5. Забродин Ю. М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980. Т.1. № 2. С. 5–18.
  6. Забродин Ю.М. Развитие практической психологии в СССР //Актуальные проблемы современной психологии. М.: Наука, 1989.
  7. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А., Леонова О.И. О разработке модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования по направлению подготовки «Психология»// Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. № 2 (9). 2015.
  8. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 19–29. doi:10.17759/psyedu.2017090303
  9. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика [Электронный ресурс]: монография. 2-е изд. Саратов: Вузовское образование, 2018. 449 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/76801.html (дата обращения: 05.06.2018)
  10. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 1. С. 135–147. doi:10.17759/psyedu.2017090114
  11. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ЦОКО, 2006. 329 с.
  12. Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А., Сафуанов Ф.С. Тульчинский Т.Л. К системной методологии комплексной гуманитарной экспертизы // Труды Ярославского методологического семинара. Методы психологии. Ярославль, 2005. С. 89–110.
  13. Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия Психолого-педагогические науки. 2008. № 11(68).
  14. Лактионова Е.Б. Модель психологической экспертизы образовательной среды и ее эмпирические показатели [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59142.shtml (дата обращения: 07.02.2018).
  15. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2013.
  16. Леонтьев Д.А. Экзистенциальные основания экспертной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 45–50.
  17. Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 13–20.
  18. Мкртычян Г.А. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новогород, 2002.
  19. Олтаржевская Л.Е., Кривенко А.В., Курбанов Р.А. Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как современный инструмент управления кадровым потенциалом [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 71–82. doi:10.17759/psyedu.2017090308
  20. Рубцов В.В. Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели межведомственного взаимодействия // Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия: коллективная монография / под ред. Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. С. 12–34.
  21. Рубцов В.В., Забродин Ю.М, Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. № 1. С. 82–92. doi:10.17759/pse.2018230107
  22. Сафуанов Ф.С. Гуманитарная экспертология: актуальные проблемы и перспективы // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 51–62.
  23. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М.: Гардарика: Смысл, 1998. 192 с.
  24. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. М.: Генезис, 2011. 192 с.
  25. Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: научный альманах / отв. ред. Р.Е. Барабанов. М.: МФЮА, 2016. С. 123–133.
  26. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: предмет и содержание [Электронный ресурс] // PEM: Psychology.Educology.Medicine. 2016. № 3. URL: pem.esrae.ru/13-156 (дата обращения: 03.08.2017).
  27. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. C. 5–12. doi: 10.17759/pse.2017220301
  28. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования РФ // Электронный журнал «Психология и право» www.psyandlaw.ru. 2016. Т. 6. № 3. С. 162–177.
  29. Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. С. 75–84.
  30. Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2007. 156 с.

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Пахальян Виктор Эдуардович, кандидат психологических наук, профессор, ведущий психолог, Московская служба психологической помощи населению (ГБУ МСППН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4654-0152, e-mail: vicp2007@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1494
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 846
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 15