Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте

1286

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования психологических условий развития познавательной активности в дошкольном возрасте. В выборку исследования вошли 89 детей от 3 до 7 лет. Экспериментально подтверждена гипотеза о том, что развитие познавательной активности взаимосвязано с развитием наглядно-образного мышления и воображения. Для выявления возрастной специфики взаимосвязи развития познавательной активности с развитием познавательных способностей было проведено сравнение полученных результатов исследования с применением факторного анализа отдельно в каждой возрастной группе. На основе этого определены психологические условия развития познавательной активности дошкольников — это развитие знаково-символического опосредствования и становление внутреннего плана действий. Выделенные психологические условия вносят определенные коррективы в определении приоритетных задач в образовательном содержании для дошкольников и открывают возможности для создания новых образовательных стратегий, способствующих обогащению и гармонизации познавательного и эмоционального развития ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная инициатива-любознательность, наглядно-образное мышление, воображение, знаково-символическое опосредствование, внутренний план действий

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110104

Для цитаты: Самкова И.А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 42–56. DOI: 10.17759/psyedu.2019110104

Фрагмент статьи

Развитие познавательной активности является одним из значимых условий, обеспечивающих успешность обучения, а также приоритетным направлением образовательной работы, которое нуждается в поиске и разработке более эффективных средств и методов обучения, что обосновывает актуальность изучения проблемы возрастных особенностей и психологических условий развития познавательной активности в дошкольном возрасте. Результаты изучения возрастной специфики развития познавательной активности в дошкольном возрасте были описаны в предыдущих публикациях и магистерской диссертации.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б., Петухова И.Л. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.Е. Тихомирова. М., 1979. С. 155—161.
  2. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1. С. 13—23.
  3. Веракса А.Н. Символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности // Психология. 2007. № 4. С. 124—131.
  4. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Пер Сэ, 2003. 144 с.
  5. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста в нормативной ситуации // Ребенок в нормативном пространстве культуры: Региональная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. М.: Бирск, 2004. С. 80—89.
  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. 197 с.
  7. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
  8. Клопотова Е.Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 132 с.
  9. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 25—37. doi:10.17759/psyedu.2017090203.
  10. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возможности оценки развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / научный редактор А.Г. Гогоберидзе. Российский государственных педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, 2015. С. 285—290.
  11. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах: пособие для дошкольных педагогов и психологов. М., 2002. 43 с.
  12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  13. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5—17.
  14. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Педагогика, 1992. 125 с.
  15. Петухова И.А. Проблема соотношения интеллектуальной активности и общих умственных способностей: Автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 1976. 24 с.
  16. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника: ближние и дальние горизонты. 2-е изд., доп. М.: Обруч, 2013. 192 с.
  17. Самкова И.А. Изучение развития познавательной активности в дошкольном возрасте: вып. квалификац. работа: магистр. дисс.: Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование». Магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» Моск. гос. психолого-пед. ун-т. М., 2016. 131 с.

Информация об авторах

Самкова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7674-9048, e-mail: isamkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2954
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1286
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5