Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста

8

Аннотация

В статье обсуждается проблема развития творческого воображения у детей с нарушенным зрением. Авторы исходят из положения о том, что недостатки чувственного познания, в частности образов представлений в виде схематизма, фрагментарности и т.п., сказываются на развитии творческого воображения. Вместе с тем сохранность комбинаторных механизмов может быть компенсаторным компонентом в развитии фантазии слабовидящих детей. В современной детской патопсихологии вопрос о характере влияния нарушенного зрения на процесс формирования воображения остается открытым. С одной стороны, снижение остроты зрения усиливает перцептивную неопределенность, что может способствовать развитию воображения. С другой стороны, сужение чувственного опыта приводит к необратимому недоразвитию творческого воображения. По мнению авторов статьи, дефект зрения может оказывать негативное влияние на процесс развития воображения, тем не менее коррекционное воздействие способно раскрыть потенциальные возможности, реализуемые в зоне ближайшего развития. Актуальность и новизна исследования обусловлены не только недостаточностью научных разработок, посвященных воображению в условиях нарушенного зрения, но и важностью этого феномена в процессе обучения и социально-психологической интеграции инвалидов по зрению. Цель исследования — провести сравнительный анализ различных характеристик воображения слабовидящих и нормально видящих детей. Выборка: слабовидящие, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушенным зрением, и нормально видящие их сверстники, обучающиеся в общеобразовательной школе в первом классе (25 человек — экспериментальная группа, 25 человек — контрольная; средний возраст 7–8 лет). Исследование проводилось с использованием методики дорисовывания геометрических фигур (Дьяченко, Кириллова). Полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии нарушений зрения на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста. Это касается как количественных сторон образов воображения, так и качественных. Тем не менее имеющиеся потенциальные возможности развития воображения отчетливо были раскрыты в процессе коррекционно-развивающего эксперимента.

Общая информация

Ключевые слова: воображение, слабовидящие дети, дизонтогенез, формирующий эксперимент

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Получена: 31.05.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Даринская Л.А., Сорокин В.М., Молодцова Г.И. Особенности творческого воображения слабовидящих детей младшего школьного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 4. С. 552–565.

Литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.

Баранова Е. Н., Николаева Л. В. Особенности развития воображения у старших дошкольников с нарушением зрения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-4. С. 7–10. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2131 (дата обращения: 21.05.2023).

Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Питер, 2019.

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж: МОДЭК, 2003.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020.

Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Основы дефектологии. М.: Юрайт, 2021.

Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. М.: Инфра, 2012.

Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 107–113. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802107.htm (дата обращения: 02.05.2023).

Кудрина Ю. С. Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи // Гаудеамус. 2018. № 4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskogo-voobrazheniya-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 29.05.2023).

Кузьмичева А. В., Лях Т. И. Особенности изучения воображения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Наука, образование, культура. 2017. № 4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-voobrazheniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 29.05.2023).

Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2006.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.

Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.

Нудельман М. М. Методы исследования воображения аномальных детей. М.: МГПИ, 1978.

Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Университетское изд-во, 1991.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика,1980.

Сорокин В. М. Психология развития лиц с патологией зрения // Специальная психология / под ред. О.В. Елецкой, М.В. Матвеевой. М.: Владос, 2020.

Сорокин В. М. Специальная психология: учебник для вузов / под ред. Л. М. Шипицыной. М.: Юрайт, 2023.

Шаповалова О. Е. Изучение воображения умственно отсталых детей // Наука и школа. 2019. № 5. С. 179–184. URL: http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/179184.pdf (дата обращения: 28.05.2023)

Lothane Z. Imagination as reciprocal process and its role in the psychoanalytic situation // International Forum of Psychoanalysis. 2007. No. 16 (3). P. 152–163. https://doi.org/10.1080/08037060701278636

Pelaprat E., Cole M. “Minding the gap”: imagination, creativity and human cognition // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2011. No. 45. P. 397–418. https://doi.org/10.1007/s12124-011-9176-5

Tateo L. Giambattista Vico and the psychological imagination // Culture & Psychology. 2015. No. 21 (2). P. 145–161. https://doi.org/10.1177/1354067X15575695

Информация об авторах

Даринская Лариса Александровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9360-7976, e-mail: l.darinskaja@spbu.ru

Сорокин Виктор Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3875-3687, e-mail: vombat54@mail.ru

Молодцова Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: g.molodcova@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 30
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 8
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 8