Психолого-педагогические исследования
2019. Том 11. № 4. С. 147–156
doi:10.17759/psyedu.2019110412
ISSN: 2587-6139 (online)
Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эго-идентичность, гражданская позиция, самоопределение, гражданская активность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110412
Для цитаты: Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 147–156. DOI: 10.17759/psyedu.2019110412
Полный текст
Формирование гражданской позиции является одной из значимых задач государства и общества. Психологическая литература содержит недостаточное количество ссылок на проведенные исследования, изучающие специфику, особенности, формы гражданской активности. Цель данного исследования — изучение психологических аспектов проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности. Гипотезой выступило положение о том, что показатели сформированности гражданской активности повышаются при переходе от подросткового к юношескому возрасту и снижаются в период поздней взрослости. В исследовании приняли участие 729 испытуемых (217 — юноши и 512 — девушки). Методом исследования является констатирующий эксперимент с использованием опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности». На основании полученных результатов делается вывод о сформированности гражданской позиции у школьников и студентов, их активном отношении к социальной действительности. Результаты эксперимента позволяют констатировать, что наиболее высокий уровень развития имеет параметр гражданской активности «наличие нравственных ориентиров», который снижается в поздней юности. Представленное исследование может послужить основой для дальнейшего изучения вопроса о гражданской активности и ее психологических закономерностях. Полученные данные могут быть полезны для дальнейших практических разработок, а также использованы в учебных курсах по педагогической психологии и психологии развития.
Введение
В российской психологии тема социальной активности и гражданской позиции является относительно новой. Обращаясь к этимологии словосочетания «гражданская позиция», выделим два понятия, сопряженных в нем: «гражданственность» и «позиция личности». Понятие «позиция личности» понимается как синоним статуса и определяет положение личности в статусно-ролевой структуре. А.Г. Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, а В.И. Мясищев указывает, что одной из ее важнейших характеристик является осознанность [12]. Рассматривая структуру гражданской позиции, необходимо отметить, что современные исследователи выделяют в основном три уровня (низкий, средний и высокий) ее сформированности [11; 14]. В отечественных исследованиях подчеркивается значимость в формировании гражданской позиции гуманитарных дисциплин [4; 6], изучается возможность формирования гражданской позиции средствами социального проектирования [7], участия в общественной деятельности [14], в школьных клубных объединениях [10], с помощью социальной рекламы [15]. Изучаются особенности формирования гражданской самоидентификации в зависимости от типа учебного заведения: в большей степени она формируется у окончивших традиционную среднюю школу — 63,9% и в меньшей — среди выпускников техникумов — 50% [16]. Была выявлена преобладающая оценка возможности проявления гражданской активности через онлайн- сетевые формы политических партий, протестных движений, рекламы и избирательных кампаний — нейтральная (61,2%, 55,7%, 47,5% соответственно) [2]. Ряд исследований указывает на преобладание низкого и среднего уровней сформированности гражданской позиции подростков и юношей [3; 5; 7; 11; 13].
Учитывая вышеизложенное, основной целью данной работы является исследование особенностей гражданской позиции в ранней и поздней юности в связи с преодолением психологического моратория при переходе от ранней к поздней юности (от юности к молодости по терминологии Э. Эриксона). В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто утверждение о том, что показатели сформированности гражданской активности повышаются при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту и снижаются в период поздней взрослости. Юношеский возраст является одним из сензитивных для развития личностной сферы, профессионального самоопределения, эмоционального интеллекта и многих других важных структур [8], в том числе — это период становления гражданской позиции личности, который осуществляется в пределах процесса самоопределения и по содержанию совпадает с ним [9]. Таким образом, представленное в работе исследование может служить основой для изучения данного вопроса. Полученные в исследовании результаты могут быть полезны для дальнейших практических разработок в данной области, например, для разработки образовательных программ по формированию активной гражданской позиции.
Метод исследования
Всего было обследовано 729 человек (217 юношей и 512 девушек): 350 учащихся общеобразовательной школы ГБОУ «Школа № 760 им. А.П. Маресьева» и 379 студентов бакалавриата и магистратуры психологических специальностей ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» — школьники от 14 до 17 лет (350 человек, из которых 155 — юноши и 195 — девушки), студенты бакалавриата от 18 до 21 года (335 человек, из которых 51 — юноши и 284 — девушки), студенты магистратуры от 22 до 24 лет (44 человека, из которых 11 — юноши и 33 — девушки).
Основным методом исследования является констатирующий эксперимент с использованием опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности» — Civic Measurement Models: Tapping Adolescents’ Civic Engagement (C.A. Flanagan, A.K. Syvertsen, M.D. Stout) [18; 19]. Так как опросник не был переведен на русский язык, мы провели предварительную работу по его переводу с английского языка (прямой и обратный перевод) и адаптацию данного теста (значение альфы Кронбаха по всем пунктам опросника «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности» достаточно высоко (а=0,867), что говорит о том, что пункты опросника согласованы и работают на один измеряемый признак). С помощью методики мы выделили 4 блока, соответствующих качествам личности, необходимым для формирования активной гражданской позиции: политическая активность; политическая сознательность; наличие нравственных ориентиров; сотрудничество в малой социальной группе. Исследование проводилось в групповой форме. После завершения исследования была проведена качественная и количественная обработка полученных результатов с использованием программы IBM SPSS Statistics 22.
Результаты исследования
Для проверки гипотезы мы проанализировали результаты, полученные при диагностировании юношей и девушек с использованием методики «Модели измерения гражданственности: диагностика гражданской активности». Далее представлены средние значения по 4 параметрам теста, полученные при исследовании юношей (рис. 1).
Рис. 1. Распределение средних значений параметров гражданской активности юношей
Полученные данные подтверждены результатами математической статистики, представленными в табл. 1.
Таблица 1
Возрастные различия по шкалам методики «Гражданская позиция» (юноши)
Шкалы методики «Г ражданская позиция» (общая выборка |
Группы (14-17 лет)- (18-21 год) |
Группы (14-17 лет)- (22-24 года) |
Группы (18-21 год)- (22-24 года) |
|||
U-Манна- Уитни |
а |
U-Манна- Уитни |
а |
U-Манна- Уитни |
а |
|
Политическая активность |
3921,0 |
0,932 |
803,5 |
0,750 |
267,5 |
0,810 |
Политическая сознательность |
3222,0 |
0,048 |
718,5 |
0,383 |
269,0 |
0,832 |
Нравственные ориентиры |
3064,5 |
0,016 |
707,5 |
0,346 |
268,0 |
0,817 |
Сотрудничество в малой социальной группе |
2607,5 |
0,001 |
705,0 |
0,338 |
235,5 |
0,405 |
В результате анализа (по Т-критерию Стьюдента) были получены статистически значимые различия между 1 и 2 группами по шкалам «Политическая сознательность» (U=3222, а=0,048), «Нравственные ориентиры» (U=3064.5, а=0,016) и «Сотрудничество в малой социальной группе» (U=2607.5, а=0,001). Анализ полученных данных (средние показатели) позволяет сказать, что с увеличением возраста у юношей существует тенденция к повышению политической сознательности. К возрасту 18-21 года повышается наличие нравственных ориентиров, однако к 22-24 годам наблюдается снижение показателей по данному параметру. Также к моменту окончания школы значительно повышается возможность сотрудничества в малой социальной группе. У магистрантов значение по данному параметру заметно снижается. Распределение уровней гражданской активности у юношей всех возрастов представлено на рис. 2.
Рис. 2. Распределение уровней гражданской активности у юношей
В целом в трех возрастных группах ни один юноша не продемонстрировал низкий уровень развития гражданской активности. Более половины школьников 14-17 лет имеют высокий уровень (56,8%). После окончания школы и поступления в университет уровень сформированности гражданской активности у юношей резко возрастает (74,5%), а после окончания бакалавриата уровень незначительно уменьшается. Высокий уровень сформированности гражданской активности мы наблюдаем у 72,7% магистрантов мужского пола. Полученные данные подтверждены результатами математической статистики (табл. 2).
Таблица 2
Распределение уровней гражданской активности у юношей
Методика «Гражданская позиция» (общая выборка) |
U-Манна- Уитни |
А |
Группы (14-17 лет)-(18-21 год) |
3328,0 |
0,044 |
Группы (14-17 лет)-(22-24 года) |
733,0 |
0,361 |
Группы (18-21 год)-(22-24 года) |
275,5 |
0,903 |
В результате статистического анализа различий (по Т-критерию Стьюдента) были получены статистически значимые различия между 1 и 2 группами по количеству испытуемых на втором и третьем уровнях (U=3328, а=0,044). Далее представлены средние значения по 4 параметрам теста, полученные при исследовании девушек всех возрастных групп (рис. 3).
Рис. 3. Распределение средних значений параметров гражданской активности у девушек
Полученные данные подтверждены результатами математической статистики (табл. 3).
Таблица 3
Возрастные различия по шкалам методики «Гражданская позиция» у девушек
Шкалы методики «Г ражданская позиция» (общая выборка) |
Группы (14-17 лет)- (18-21 год) |
Группы (14-17 лет)- (22-24 года) |
Группы (18-21 год)- (22-24 года) |
|||
U-Манна- Уитни |
а |
U-Манна- Уитни |
а |
U-Манна- Уитни |
а |
|
Политическая активность |
27492,5 |
0,894 |
3195,0 |
0,949 |
4668,5 |
0,972 |
Политическая сознательность |
19884,0 |
0,001 |
2830,5 |
0,268 |
3913,5 |
0,120 |
Нравственные ориентиры |
23515,5 |
0,005 |
2325,5 |
0,011 |
4005,5 |
0,171 |
Сотрудничество в малой социальной группе |
24243,5 |
0,020 |
2846,5 |
0,289 |
4582,0 |
0,834 |
В результате статистического анализа различий (по Т-критерию Стьюдента) были получены статистически значимые различия между 1 и 2 группами по шкалам «Политическая сознательность» (U=19884, а=0,001), «Нравственные ориентиры» (U=23515.5, а=0,005) и «Сотрудничество в малой социальной группе» (U=24243.5, а=0,020). Также были получены статистически значимые различия между 1 и 3 группами по шкале «Нравственные ориентиры» (U=2325.5, а=0,011). Анализ полученных данных (средние показатели) позволяет сказать, что с увеличением возраста у девушек также не наблюдается изменений по параметру «политическая активность». Наибольшая политическая сознательность наблюдается у девушек в возрасте 18-21 года в момент их обучения в бакалавриате. Существует устойчивая тенденция к повышению наличия нравственных ориентиров. Также после окончания школы повышается возможность сотрудничества в малой социальной группе и остается неизменной на период обучения в бакалавриате и магистратуре. Распределение уровней гражданской активности у девушек всех возрастных групп представлено на рис. 4.
Рис. 4. Распределение уровней гражданской активности у девушек
В целом в трех возрастных группах 0,4% девушек (респонденты группы 14-17 лет) продемонстрировали низкий уровень развития гражданской активности. Большинство испытуемых девушек показали высокий уровень сформированности гражданской активности: школьники — 61,5%, студенты бакалавриата — 70,4%. После окончания бакалавриата уровень сформированности гражданской активности значительно уменьшается (до 60,6%) по сравнению с другими возрастными группами. Полученные данные подтверждены результатами математической статистики (табл. 4).
Таблица 4
Возрастные различия. Методика «Гражданская позиция» у девушек
Методика «Гражданская позиция» (общая выборка) |
U-Манна-Уитни |
а |
Группы (14-17 лет)-(18-21 год) |
24912,0 |
0,018 |
Группы (14-17 лет)-(22-24 года) |
3088,5 |
0,658 |
Группы (18-21 год)-(22-24 года) |
4028,0 |
0,085 |
В результате статистического анализа различий (по Т-критерию Стьюдента) были получены статистически значимые различия между 1 и 2 группами по количеству испытуемых на среднем и высоком уровнях (U=24912, а=0,018). Также были получены различия на уровне статистической тенденции между 2 и 3 группами по количеству испытуемых на среднем и высоком уровнях (U=4028, а=0,085).
Обсуждение
Итак, в возрасте 14-17 лет девушки демонстрируют более высокий уровень развития гражданской активности, чем юноши. Однако с увеличением возраста происходят изменения, и юноши 18-21 года и 22-24 лет проявляют больший интерес к общественной и политической жизни общества, чем девушки. Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтверждена: в результате проведенного эмпирического исследования мы установили, что большая часть юношей и девушек 14-24 лет имеют высокий и средний уровень гражданской активности, у современных юношей и девушек наблюдается выраженность всех качеств личности, необходимых для формирования активной гражданской позиции, наиболее ярко выраженное — «наличие нравственных ориентиров». К возрасту 18-21 лет повышается наличие нравственных ориентиров, эти данные говорят об осмысленном отношении юношей и девушек к информации политического содержания, получаемой из различных источников (СМИ, референтных групп и т.д.). Однако к 22-24 годам наблюдается снижение показателей по данному параметру — у юношей это связано с трудностями в сотрудничестве в малых социальных группах, а у девушек — с понижением политической сознательности. Эти результаты противоположны результатам, полученным в исследовании Т.А. Михейкиной в 2009 г., где было выявлено, что большая часть старшеклассников имеет низкий уровень сформированности гражданской позиции по всем показателям каждого компонента, входящего в структуру гражданской позиции [11, c. 143]. Возможно, данные расхождения обусловлены тем, что проблема воспитания гражданской активности молодежи Российской Федерации стала приоритетным направлением государственной политики [4]. Но данная гипотеза требует дальнейшей разработки и проверки.
Литература
- Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Готовность современной российской молодежи к реализации гражданской и политической активности в цифровой среде // Власть. 2019. Том 27. № 1. C. 91–95. doi: 10.31171/vlast.v27i1.6233.
- Волобоева Н.Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2008. 241 с.
- Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: сборник статей / Сост. и науч. ред. Н.И. Элиасберг. СПб: Союз, 2004. 51 с.
- Касамара В.А. Политическое сознание подростков: благополучные школьники vs дети улиц // Полис: политические исследования. 2009. № 6. С. 68–82.
- Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.
- Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: Дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 216 с.
- Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 65–74. doi: 10.17759/psyedu.2017090407
- Крымова Д.А. Анализ особенностей структуры гражданской позиции // Психология: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции (г. Самара, 20–23 марта 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 29–32.
- Кузнецова Ю.В. Формирование гражданской позиции участников клубных объединений средствами социально-культурной деятельности // Человек. 2018. №. 2. С. 55.
- Михейкина Т.А. Формирование гражданской позиции старшеклассников интернатных учреждений: Дис. …канд. пед. наук. Саранск, 2009. 210 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Воронеж: НПО 'МОДЭК', 1998. 368 c.
- Орестова В.Р., Карабанова О.А. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа. 2005. № 1. С. 39–90.
- Попович Н.В. Становление гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста — участников детских общественных объединений: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 220 с.
- Рубцова Н.В. Роль социальной рекламы в формировании активной гражданской позиции студенческой молодежи // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2018. № 3. С. 67–75.
- Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Роль школы в формировании гражданской активности студенческой молодежи вузов Дона // Власть. 2019. Том. 27. № 1. C. 96–103. doi: 10.31171/vlast.v27i1.6234.
- Шаповаленко И.В., Емельянова Е.А. Гражданская позиция в контексте достижения личностной зрелости: кросс-культурное исследование студенческой молодежи // Горизонты зрелости. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. 246 с.
- Caprara G.V. et al. Assessingcivicmoraldisengagement: Dimensionality and construct validity // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47 (5). P. 504–509. doi:10.1016/j.paid.2009.04.027.
- Flanagan C.A., Syvertsen А.K., Stout M.D. Civic Measurement Models: Tapping Adolescents’ Civic Engagement // CIRCLE Working Paper. 2007. Vol. 55. 40 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1306
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 730
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3