Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 1. С. 57–71
doi:10.17759/psyedu.2021130104
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подросток, субъектность, летний лагерь, экологические программы, дополнительное образование, самосознание подростка, активность, игра, приключение, природная среда
Рубрика издания: Психология развития
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130104
Для цитаты: Камнев А.Н., Михайлова Т.А. Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 57–71. DOI: 10.17759/psyedu.2021130104
Полный текст
Особенности развития субъектности подростка во
взаимодействии с природной средой в условиях детского
образовательно-оздоровительного лагеря
Введение
Происходящие в последние годы изменения в жизни общества внесли и определенные требования к работе с подростками. Сегодня в еще большей степени стал необходим поиск психолого-педагогических подходов, используемых для развития личности и субъектности подростков в процессе их самоопределения, формирования у них активной жизненной позиции и экологически правильного отношения к окружающему миру. Не менее важным является и их обучение умению самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, планировать и организовывать свои действия, а в конечном итоге оценивать их результат. Исходя из этих задач, на образовательных площадках всех типов, с одной стороны, в педагогический процесс должен более активно внедряться деятельностный подход, который позволяет подростку справиться с этими задачами, с другой - должно преобладать личностно-ориентированное воспитание, направленное на понимание подростком значения особенностей своей личности для общества, окружающего мира, включая живую природу [34; 39; 42].
Особую актуальность приобретает деятельность, направленная на формирование у подростка навыков критической самооценки, умения позитивно относиться к возможностям своего развития, самостоятельно определять жизненные цели и способности к проектированию своего будущего. По сути дела, вышеизложенный текст говорит о повышении актуализации значимости развития личности и субъектности подростка в современных условиях.
Изучение проблемы субъектности подростков
Анализ современной литературы предоставляет достаточно богатый материал по исследованию проблем, связанных с особенностями человека как субъекта деятельности, а также развитию его субъектности. В научной литературе «субъект» рассматривается, с одной стороны, как носитель предметно-практической деятельности и познания, а с другой - как источник активности, направленной на объект. Так, например, понятие «субъект» в философском понимании рассматривается как «познающий и действующий индивид», в том числе с природой и обществом как объектами познания и преобразующей деятельности [31]. В психологии субъект - это активный преобразователь действительности, который реализуется «в своих деяниях». При этом он представляет собой единство всех качеств человека (природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д.) [17; 32].
В педагогике субъект рассматривается через проявление в определенной образовательной деятельности. Важно отметить, что в качестве субъекта могут выступать не только люди, но и природные объекты.Основоположником субъектного подхода в психологии является С.Л. Рубинштейн [41]. Согласно разработанной им концепции человек и бытие являются системой, которая, по его мнению, является нераздельной, при этом важная роль отводится человеку, так как именно он способен выявлять новые фрагменты бытия, что свидетельствует о деятельностном, преобразующем характере отношений между человеком, природой и миром в целом.
Ряд философов (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель) и психологов (Э. Фромм, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, A.B. Петровский, В.А. Петровский), занимающихся изучением проблемы развития человека, сходятся во мнении о том, что человек наделен способностью изменять как окружающую действительность, так и себя в этой действительности.
Под термином «субъектность» различные исследователи пытаются дать собственное понимание деятельности, общения, самосознания человека, что, в свою очередь, значительно расширяет смысл этого термина. Так, О.А. Конопкин рассматривает субъектность как особое свойство и способность человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия, которая выступает характеристикой личности, конституирующей ее суть [25]. А.К. Осницкий под субъектностью понимает целостную характеристику активности человека, обнаруживаемую в деятельности и поведении [37]. К.А. Абульханова, характеризуя субъектность, выделяет способности, в частности, у школьников к самоорганизации собственных психических и личностных возможностей в процессе деятельности, а также к преобразованию внешне заданных условий для более качественного результата собственной деятельности и умение использовать индивидуальный способ реализации этой деятельности, наиболее соответствующий внешним и внутренним условиям [2]. Некоторые исследователи выделяют субъектность, формирующуюся во взаимодействии индивида с природной средой, и под этим понимают способность быть субъектом экопсихологических взаимодействий как с живыми, так и неживыми объектами природной среды [38].
Проведенные исследования в школе Б.Г. Ананьева, а также разработанная В.Н. Мясищевым концепция доказывают, что именно личность является носителем преобразующих свойств субъекта, а условием реализации специфической жизнедеятельности человека - развитие у него особого свойства личности - субъектности [5; 35; 36; 43].
Итак, субъектность является важной характеристикой личности. Она формируется на определенном этапе развития человека и обладает активно-преобразующей функцией [10; 16]. В работах А.Н. Леонтьева и А.Г. Асмолова субъектность представлена как деятельностная характеристика, рассматриваемая через структуру мотивации индивида [7; 33]. Хорошо известно, что учебная деятельность может быть реализована в разных формах, но лишь определенные из них могут способствовать индивидуализации подростков. В частности, только позитивная реализация учебной деятельности повышает у них возможность мотивации к познавательной деятельности.
Исходя из этого следует, что лишь определенный психолого-педагогический комплекс, состоящий из удобной образовательной площадки, использующей в педагогическом процессе объекты природной среды, правильно подобранные психолого-педагогические методы, подготовленный соответствующим образом педагогический коллектив, сможет способствовать развитию у ребенка такого свойства личности, как субъектность. Особенно актуально это для подросткового возраста, так как на этом этапе развития происходит формирование активности, а основным «новообразованием» личности становится самосознание, представляющее внутреннее состояние растущего человека и влияющее на его деятельность и поведение.
Практика формирования субъектности подростков в условиях
образовательно-оздоровительного лагеря
Одной из образовательных площадок для развития субъектности может стать детский оздоровительный лагерь. Проведенный анализ научных идей отечественных педагогов, в частности, А.К. Бруднова, О.С. Газмана, И.П. Иванова, А.В. Луначарского, А.Н. Лутошкина, С.Т. Шацкого, С.А. Шмакова показывает единство мнения о наличии у данной площадки большого педагогического потенциала, проявляющегося в способах организации учебнопознавательной деятельности, предоставлении возможности коммуникационного взаимодействия между сверстниками, подростками и взрослыми, а также создании определенных условий, способствующих осознанию себя через разные виды деятельности и взаимодействию с природой, что способствует восприятию подростками себя с позиции субъекта деятельности [6].
Летние образовательно-оздоровительные лагеря имеют свою историю развития и становления. Впервые идея создания именно детского оздоровительного лагеря появилась в середине XIX века в Швейцарии. Ее основоположником является пастор Вальтер Бионом. Он организовал «Колонию» (от латинского «colonia» - поселение). Идея заключалась в том, чтобы детям школьного возраста из малообеспеченных семей предоставить возможность отдыха в сельской местности с организацией здорового и полноценного питания, активного отдыха в виде игр, прогулок, физического труда. Для обеспечения функционирования такого лагеря были привлечены профессиональные учителя, врачи [23]. Большой вклад в развитие идеологии отечественных лагерей в пред- и постреволюционный период внес С.Т. Шацкий, деятельность которого была направлена на формирование всесторонне развитой автономной личности. В советский период для организации детского оздоровительного отдыха была выстроена целая инфраструктура. Особое значение отводилось природным условиям, которые, в свою очередь, способствовали реализации и апробации новых педагогических технологий, профильных, учебно-научных смен, подготовке педагогов. Ярким примером реализации такой деятельности являлись и являются лагеря «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», «Алые паруса», «Кавказ» и другие. Многие лагеря становились круглогодичными, в рамках их инфраструктуры открывались многопрофильные школы. В этот период лагерь можно охарактеризовать как уникальный «институт детства». Интересно отметить, что из-за большого количества детских лагерей даже города (например, Анапа) стали именовать себя «Республикой детства». Детский лагерь способствовал развитию у школьников умений работы в команде и коллективе, формированию лидерских качеств, приобретению опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В начале этого столетия многие летние образовательно-оздоровительные лагеря были закрыты, а некоторые получили вторую жизнь. Так, благодаря частно-государственному партнерству проходило их переоборудование, велась работа по созданию новых профильных смен, дополнительных общеобразовательных программ с учетом современного развития общества и требований, предъявляемых к развитию школьников со стороны общества. Одним из наиболее ярких примеров нового формата лагерей, вероятно, можно считать центр «Сириус».
Сегодня как структурно, так и содержательно детские оздоровительные лагеря относятся к системе организации отдыха и оздоровления детей, в которой могут реализовываться каникулярные дополнительные общеобразовательные программы [4; 40]. Данный сегмент детского отдыха является весьма востребованным и представляет собой сектор образовательного пространства, являющегося неотъемлемой частью всей системы образования, способного объединить общее и дополнительное образование обучающихся, основываясь на интересах, потребностях, запросах детей, подростков, молодежи и семьи. Соответственно, более половины детей, находясь в детском оздоровительном лагере, не только организованно проводят свой отдых, но и получают знания и умения по программам дополнительного образования [13; 20; 29]. Выбор форм и методов организации деятельности лагеря, а также его образовательной сферы, профильности смен является самостоятельным и определяется, в первую очередь, необходимостью для развития субъектности и личности подростка.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в условиях летнего лагеря, представляет собой деятельностное (практико-ориентированное) образование [22] и существенно отличается от школьной учебно-знаниевой формы, характерной, как отмечает А.В. Леонтович, для когнитивно-ремесленного подхода к содержанию образования [32]. Кроме того, лагерь - это комфортная атмосфера сотрудничества и сотворчества педагога и подростка, которая обеспечивает создание доверительного пространства взаимодействия по реализации самых смелых идей [23]. Важным преимуществом пространства лагеря является возможность выстраивания на этой площадке индивидуальных образовательных траекторий и смены образовательных программ и педагогов. Не менее важным является неформальность уклада лагерной жизни, а также содержания образования и организации образовательного процесса как в разновозрастных, так и одновозрастных детских коллективах.
Развиваясь на основе событийно-интегративного принципа, дополнительное образование детей в большей мере соответствует современным вызовам и представляет собой особый тип образования, предназначенного, прежде всего, для развития ценностно-смысловой сферы ребенка в адекватных его возрасту формах бытия [6].
Особый интерес при развитии субъектности подростков в лагере представляют экологические программы, основанные на теории экологического образования и экологического воспитания [11; 14; 15; 18]. Некоторые исследователи, работающие в лагерной системе, стали использовать термин «деятельное экологическое образование» [6]. Другие - «дополнительное экологическое образование» [14]. Используя эти термины, исследователи показывают, что оно, являясь составной частью непрерывного экологического образования, строится в ключе личностно-деятельностной (И.С. Якиманская, А.В. Хуторский и др.) и компетентностной (В.А. Болотов, И.А. Зимняя и др.) парадигм образования. Кроме того, такое образование имеет ярко выраженный культурологический контекст (Е.В. Бондаревская, А.И. Субетто и др.). Так, Г.С. Камерилова считает, что культурноэкологическая среда дополнительного образования обеспечивает процесс превращения обучающегося индивида в экологически культурную личность [21].Природоохранная деятельность имеет свои отличительные особенности, и особенно ярко это проявляется в условиях детского лагеря. Прежде всего, непосредственное общение с природой позволяет детям выработать нормы поведения, исключающие нанесение ущерба ее живым и неживым объектам. У детей происходит развитие личностного отношения к миру природы. Более того, в большинстве случаев природоохранная деятельность предполагает практические действия по оздоровлению биогенной и антропогенной сред, в результате которых отмечается улучшение их состояния
Эта деятельность носит экологопрогностический характер, так как способствует проектированию экологически обоснованных решений, прогнозированию возможных последствий антропогенных воздействий, обеспечивает развитие исследовательских, прогностических, рефлексивных умений, которые позволяют учащимся видеть скрытые возможности изучаемых природных объектов [12].
Ряд исследователей считают, что наиболее продуктивными формами развития различных сторон личности подростка в дополнительном образовании выступают клубные форматы, в частности, клубы экологической направленности. Такие клубы имеют самодеятельную природу и позволяют не только осуществлять природоохранную деятельность, но и одновременно учат проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность за свои дела, за себя и своих товарищей [45, с. 21]. Например, известно, что в детских объединениях юных натуралистов обеспечивается развитие ценностно-смысловых отношений воспитанников к природе и с природой, происходит становление естественно-научной картины мира, нормируется повседневное поведение подростков, создаются условия для выбора способов взаимодействия с природными объектами [24], что способствует развитию субъектности ребенка [20; 26, с. 20]. Формирование субъектного отношения к природе происходит не только через использование таких методов, как: метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии [19], но и через использование новых методик, которые интегрируют различные форматы дополнительного экологического образования детей [27]. Так, в работе по экологическому воспитанию подростков предлагается методика использования средств интеграции учебной и внеучебной деятельности на основе поэтапной реализации модели с переходом на разные уровни развития, например, от ценностно-ориентированного через деятельностно-практический на проектно-преобразующий. Некоторые специалисты считают, что для формирования у подростков новых умений, развития навыков и способностей важно использовать коллективную экологическую деятельность, связанную с приобретением витагенного (жизненного) опыта, позволяющую корректно участвовать в разработке и реализации социально-экологических проектов [8; 17]. Все это показывает, что наряду с экологическими практиками включаются культурные, социальные и компетентностные, основанные на разнообразных внутренних и внешних механизмах интеграции образования.
Таким образом, можно отметить, что в условиях детского оздоровительного лагеря используются такие методы и технологии, как проектное научно-исследовательское творчество, игровые технологии, образовательный туризм, всевозможные виды приключений и путешествий, создание событийных детско-родительских сообществ. Более того, на этой почве появляются и новые формы организации взаимодействия с детьми: это центры открытых инноваций, детские научные сообщества, школьные технопарки «Кванториумы», природно-образовательные центры, которые могут включать минизоопарки, минифермы, мастерские (гончарную, кузнечную, столярную и т.п.), теплицу, оранжерею, огород, фруктовый сад, минипроизводства и др.
Все эти форматы отвечают не только социальному заказу общества, но и позволяют по- новому организовать эколого-исследовательскую деятельность школьников, перейти от непродуктивного к продуктивному и креативному уровню готовности в этом виде деятельности [28, с. 9]. В свою очередь, это помогает сформировать экологически значимые качества личности: экологическую грамотность, экологическую ответственность,экологическую нравственность, экологическое поведение и экологическое мировоззрение [28, с. 25]. Программы экологической направленности могут предоставить ребенку возможности для реализации себя в качестве исследователя. Занимаясь исследованием, подросток не только развивает специальные компетенции, но и готовит себя к будущей профессии ученого, который умеет поставить проблему, отобрать методы и средства ее изучения, оформить результаты своих исследований [24; 30].
С.А. Шмаков отмечал, что усилить социализирующее влияние загородного лагеря можно с помощью мира природы как особой части социума, в которой живет человек. Более того, он считал, что лагерь погружает детей в естественную, богатую воспитательными возможностями среду, не только экологически чистую, но и свободную от идеологических директив и функционирования государственной машины [44, с. 72-73]. Общение с природной средой способствует духовному становлению юной личности, формированию ее мировоззрения [1; 9, с. 85]. Среда лагеря по-разному влияет на подростка, более выраженно взаимоотношения подростка проявляются с ее природной составляющей, социальная же составляющая среды, с одной стороны, позволяет минимизировать влияние дальней (по отношению к лагерю) социальной среды, например, семьи, прежнего микросоциума, а с другой - интенсифицировать взаимоотношения подростка с ближайшим социальным окружением [3].
Выводы
Важным ресурсом для развития субъектности подростка в условиях детского оздоровительного лагеря являются гуманизация отношений в группах и принятие ценностей других.
Особенности организации деятельности лагерной жизни, использование специальных дополнительных общеобразовательных программ экологической направленности способствуют развитию субъектности личности подростка. С одной стороны, у него происходит приобретение экологического опыта и развитие субъектности, с другой - наличие субъектных качеств способствует самостоятельному выбору необходимых для него форм обучения.
Особенно хочется отметить, что именно среда загородного лагеря предоставляет ребенку возможность открытий тех природных явлений, о которых в классе можно было узнать только теоретически. При этом, получая в лагере посредством образовательной деятельности новые умения и навыки, ребенок переходит на новый уровень образования и приобретает новый собственный опыт. Соответственно, более интенсивно развивается умение подростка взаимодействовать с предметами природного мира.
Становится очевидным, что сегодня необходимо переосмысление значимых функций детских оздоровительных лагерей. Сохраняя традиционные функции оздоровления,рекреации и развлечения, лагеря должны обеспечивать воспитательные и образовательные функции. Деятельность лагерей не только может, но и должна носить продуктивный характер.
Информация об авторах
Камнев Александр Николаевич, доктор биологических наук, профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3938-1878, e-mail:
Михайлова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого- педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-4553-778X, e-mail:
Литература
- Абатуров Е.И. Воспитание экологической культуры подростков в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2014. 23 с.
- Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 162–168.
- Алехина Е.В. Проектирование и реализация воспитательной системы детского оздоровительного лагеря: дисс. ... канд. пед. наук. Елец, 2004. 140 с.
- Алмазова И.Г., Соловьева Е.А., Усачева И.Н. Особенности организации комплексной образовательной программы по экологическому образованию в условиях летнего лагеря // МНКО. 2018. № 1(68). С. 192–194.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛУ, 1969. 339 с.
- Антопольская Т.А., Камнев А.Н. Реализация дополнительной общеобразовательной программы как условие развития субъектности подростка в природной среде оздоровительного лагеря // Экопсихологические исследования: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 350–354.
- Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т. Культурно-историческая психология – «Наука о свободе» // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 1 (7). С. 18–37.
- Белкин А.С., Свинина, Н.Г. Витагенный опыт и витагенный принцип – категории педагогической антропологии // Педагогическое образование в России. 2007. № 1. С. 15–25.
- Волгунов В.А. Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря // Человек и образование. 2010. № 4 (25). С. 82–87.
- Волкова E.H. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / О.В. Суворова, Н.И. Дунаева [и др.]. Нижний Новгород: НГПУ имени К. Минина, 2012. 250 с.
- Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2004. 46 с.
- Гринько М.Н., Тавстуха, О.Г., Муратова А.А. Формирование эколого-ноосферного мировоззрения подростка. М.: Изд-во «ФЛИНТА», 2016. 142 с.
- Данилков А.А., Данилкова Н.С. Роль детских лагерей в развитии ребенка // Народное образование. 2016. № 2-3(1455). С. 105–113.
- Дзятковская Е.Н. Методологические основания проектирования образования для устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. № 4(69). С. 3–9.
- Дзятковская Е.Н. Социальные вызовы и задачи экологического образования // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1(27). С. 88–93.
- Ермолаева М.В., Лубовский Д.В., Силаева Л.В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода [Электронный ресурс] //Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 148–159. DOI:10.17759/psyedu.2018100313
- Захарова У.С., Вилкова К.А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 87–96. DOI:10.17759/jmfp.2020090308
- Захлебный А.Н., Дзятковская, Е.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С. 38–44.
- Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. М.: ТЦ Сфера, 2009. 288 с.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 46–53.
- Камерилова Г.С. Мотивационный потенциал культурно-экологической среды дополнительного экологического образования // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 11. С. 28–34.
- Камнев А.Н. Детский экологический лагерь и современное образование // Экопсихологические исследования – 5 / Редакторы-составители: С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. Пермь: ОТ и ДО, 2018. С. 385–396.
- Камнев А.Н., Камнев О.А., Камнева М.А. Отдых и учеба с радостью. Деятельное экологическое образование и научно-приключенческие программы в детских лагерях / Под редакцией Камнев А.Н., Панов В.И. М.: "Перо", 2016. С. 434
- Колесникова И.А. Педагогические условия воспитания подростков во внешкольных объединениях юных натуралистов: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. Кострома, 2009. 23 с.
- Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 148–150.
- Концепция и модели доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ / Под ред. А.В. Золотаревой, Л.В. Байбородовой, Н.П. Ансимовой. Ярославль: РОИ ЯГПУ, 2018. 483 с. DOI:10.24411/1813-145X-2018-10229.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М.: Левъ, 2017. 334 с.
- Крапивин Б.Д. Тьюторское сопровождение эколого-исследовательской деятельности школьников в процессе дополнительного образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2018. 27 с.
- Куприянов Б.В. Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключения // Народное образование. 2011. № 9. С. 249–254.
- Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов // БГЖ. 2017. № 4 (21). С. 327–330.
- Лекторский В.А. Субъект // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. С. 660.
- Леонтович А.В. Становление субъекта собственной деятельности в научно-практическом образовании школьников: Автореф. дисс. … докт. псих. наук. М., 2017. 58 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1985. 304 с.
- Миновская О.В. Социокультурная практика подросткового приключения в условиях современного общества // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 4. С. 22–26.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., I960. 426 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Том 2. М., 1960. С. 110–125.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
- Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб: Изд-во «Нестор–История», 2014. 303 с.
- Панов В.И., Мдивани М.О., Черезова Л.Б. Эмпирическое исследование экологического сознания у детей предшкольного и младшего школьного возраста (6–10 лет) // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 4. С. 48–58. DOI:10.17759/exppsy.2016090405
- Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2019 г. № 978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71588100/ (дата обращения: 16.11.2020).
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. 287 с.
- Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 57–67. DOI:10.17759/chp.2020160106.
- Стрельцова В.П. Концепция «Психология отношений личности» В.Н. Мясищева и ее методологическая, научно-теоретическая и практико-психологическая значимость: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 25 с.
- Шмаков С.А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. 2000. № 4–5. С. 69–73.
- Юркина И.А. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала досуговых объединений экологической направленности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. 23 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 825
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 233
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3