Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 1. С. 72–83
doi:10.17759/psyedu.2021130105
ISSN: 2587-6139 (online)
Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная оценка собственных перспектив
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: аспирантура, подготовка научных и научно-педагогических кадров, социальное самочувствие, эмоциональная оценка перспектив, демографические факторы, социально-стратификационные факторы, психологическое благополучие , жизненная перспектива
Рубрика издания: Психология развития
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130105
Для цитаты: Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная оценка собственных перспектив [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 72–83. DOI: 10.17759/psyedu.2021130105
Подкаст
Полный текст
Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная
оценка собственных перспектив
Введение
Социально-экономические и социокультурные процессы,трансформировавшие российское общество, а также связанные с ними перемены, происходящие сегодня с институтом аспирантуры, определяют актуальность исследования социальнопсихологического самочувствия аспирантов.Понятие «социальное самочувствие» многоаспектно и находится на стыке различных областей знания. Оно выступает в качестве интегральной характеристики эмоциональнопсихологического восприятия индивидом своего социального положения, реализации его жизненной стратегии, осознания и переживания различных сторон жизни. В психологическом подходе данное понятие рассматривается как социальнопсихологическое состояние, возникающее под влиянием объективных обстоятельств жизнедеятельности и являющееся их целостным отражением. В социологическом подходе - в рамках проблематики образа жизни [20].
В структуре социального самочувствия выделяют следующие составляющие: удовлетворенность социальных потребностей, защищенность от опасностей, оптимизм в оценке своего настоящего и будущего, самостоятельность в решении своих жизненных задач [8].
В настоящей статье мы рассмотрим такой индикатор социального самочувствия аспирантов, как эмоциональная оценка ими собственных жизненных перспектив.
В отечественной психологии проблема жизненной перспективы рассматривалась в русле идей С.Л. Рубинштейна и развивалась в научной школе К.А. Абульхановой-Славской [ 1]. В данной работе мы опираемся на понятие «жизненная перспектива», определяемое как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей» [15]. Оно выполняет интегративную функцию и содержательно характеризует систему представлений человека о возможном будущем. Эмоциональная оценка перспективы может быть связана не только с «желаемой жизнью», но и с опасениями относительно собственного будущего. Таким образом, жизненную перспективу целесообразно рассматривать как «целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» [12]. Проблеме построения образа будущего посвящено значительное число современных работ [2; 6; 9; 11; 13;16 и др.]. Представления о будущем («опережающее отражение») в существенной степени определяют не только переживание человеком собственного настоящего, но и его поведение и деятельность [3]. И здесь отметим, что в культурологическом плане оппозиция «оптимизм/пессимизм» является одной из фундаментальных эмоциональных модальностей, характеризующих общий эмоциональный фон и социокультурный жизненный контекст. При этом позитивные ожидания по отношению к будущему связаны с ценностью настоящего, а негативные его обесценивают [21].
Целью исследования является изучение социально-психологических особенностей социального самочувствия аспирантов. Исследование строится на следующих взаимосвязанных предположениях: 1) семейный статус аспиранта (наличие детей в семье) является важным фактором, оказывающим влияние на его социальное самочувствие; 2) социально-психологическое благополучие аспирантов определяется влиянием материально-экономического статуса респондента; 3) наличие эмиграционных намерений связано с сомнениями относительно успешности собственного будущего.
Данная работа продолжает линию исследований ИАЦ РАО, посвященных изучению социально-психологических особенностей исследователей в сфере образования. Особое внимание в них уделено выявлению особенностей социального самочувствия научных сотрудников [17]. Сопоставление ответов аспирантов и научных сотрудников на аналогичные вопросы позволяет охарактеризовать общие тенденции, характерные для профессионального становления современных ученых в сфере образования.
Методы
Статья основана на материалах мониторингового анонимного анкетного опроса, проведенного в 2019 году сотрудниками Информационно-аналитического центра РАО. Особое место в программе исследования занимает выявление социально-психологических особенностей социального самочувствия аспирантов, в частности, их эмоциональной оценки собственных перспектив. Полученные материалы социологического опроса аспирантов проанализированы с учетом влияния социально-демографических, социальностратификационных и социально-психологических факторов (отчетливость их представлений о будущем, наличие эмиграционных планов) на социальное самочувствие аспирантов.
В исследовании приняли участие учащиеся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в области наук об образовании, а также педагогических вузов Москвы и регионов Российской Федерации. Всего опрошено 803 респондента. Полученные данные обработаны с применением методов математической статистики (одномерные и двумерные распределения, двухсторонний анализ значимости различий) с использованием пакетов программ SPSS и StatSoft Statistika.
Результаты
С целью выявления особенностей эмоционального отношения аспирантов к своему будущему в ходе опроса респондентам был задан закрытый вопрос о том, как они оценивают свои личные перспективы. Варианты ответов на этот вопрос сформулированы в разных модальностях: оптимизм («вы с уверенностью и оптимизмом смотрите в завтрашний день»), сомнение («у вас есть сомнения в том, что жизнь сложится удачно») и пессимизм («вы со страхом и пессимизмом ждете завтрашнего дня»). Ответы аспирантов распределились следующим образом: 74,2% аспирантов оценивают собственные перспективы оптимистично, 23,5% - сомневаются в том, что их жизнь сложится удачно, и лишь 2,2% - испытывают негативные эмоции в связи со своим будущим.
Как было отмечено выше, особый интерес для исследования представляет сопоставление ответов аспирантов и исследователей в сфере образования на вопросы, касающиеся их социального самочувствия. Распределение ответов аспирантов и научных сотрудников на вопрос об оценке ими собственных перспектив приведено на рис. 1.
Как видно из рисунка, аспиранты чаще научных сотрудников склонны оценивать собственные перспективы оптимистично, соответственно, они реже отмечают сомнения или страх относительно собственного будущего (р=,0001). При этом отметим, что доля научных сотрудников, оценивающих свое будущее оптимистично, почти равна доле «сомневающихся» в его успешности. Эти данные дополняют полученные ранее в ходе исследования результаты, фиксирующие большую склонность научных сотрудников к ситуативной стратегии поведения (нежелание планировать собственное будущее, жизнь «сегодняшним днем») [19]. Таким образом, будущее для многих научных сотрудников не обладает эмоциональной привлекательностью, а в результате негативного отношения к планированию предстает практически непрогнозируемым. Это указывает на существенное социальное неблагополучие научных сотрудников в сфере образования как социально-профессиональной группы в силу их социальной незащищенности. Будущее же аспирантов с учетом незавершенного процесса профессионализации многих из них и, как следствие, возможности выбирать различные профессиональные траектории (в том числе не связанные с работой в бюджетной сфере) представляется менее фрустрирующим.
Влияние социально-демографических факторов. Перейдем к более подробному рассмотрению влияния ряда социально-демографических факторов (пола, возраста и семейного статуса) на оценку аспирантами своего будущего.
Сопоставление ответов аспирантов женского и мужского пола показало, что для женщин характерна более оптимистичная оценка собственных перспектив (соответственно: 77,3% и 67,8%, р=,007), в то время как мужчины чаще склонны сомневаться в успешности своего будущего (соответственно: 28,7% и 20,8%, р=,02). Этот результат согласуется с данными Т.О. Гордеевой с соавторами [5] о том, что атрибутивный стиль женщин отличается большей оптимистичностью, чем атрибутивный стиль мужчин, по большинству ситуаций опросника СТОУН-В. Он также отражает специфические гендерные особенности психологического благополучия населения России (ощущение счастья, удовлетворенности жизнью, смысложизненные ориентации женщин) [7]. Помимо этого, большая оптимистичность женщин выявлена и в исследовании К. Муздыбаева [14].
Анализ ответов аспирантов разных возрастных когорт не выявил статистически значимых различий.
Помимо рассмотрения гендерного фактора, остановимся на изучении влияния наличия и состава семьи на эмоциональную оценку успешности собственных перспектив аспирантами. Аспиранты, состоящие в браке, чаще позитивно оценивают перспективы (соответственно: 80,1% и 70,1%, р=,002) и реже сомневаются в их успешности (соответственно: 17,4% и 27,9%, р=,0007). Аналогичная тенденция прослеживается и в ответах аспирантов, имеющих детей. Они более оптимистичны относительно своего будущего (соответственно: 79,9% и 63,5%, р=,0001) и реже указывают на сомнения в его успешности (соответственно: 17,6% и 33,3%, р=,0001), чем те аспиранты, кто не планирует в ближайшем будущем детей. Таким образом, брак и наличие детей в существенной степени связаны с позитивной эмоциональной оценкой собственного будущего.
Влияние социально-стратификационных факторов. Обратимся к изучению влияния на оценку успешности своего будущего материального статуса аспирантов. Распределение ответов аспирантов на вопрос об оценке ими собственных перспектив в зависимости от уровня дохода приведено на рис. 2.
Из рисунка видно, что высокообеспеченные аспиранты существенно чаще позитивно оценивают собственные перспективы и реже испытывают сомнения относительно своего будущего, чем низкообеспеченные аспиранты (р=,0001). Таким образом, полученные данные фиксируют связь между высоким уровнем материального положения и оптимистичной оценкой собственного будущего. Высокообеспеченные аспиранты находятся в достаточно благополучной ситуации: их представления о будущем связаны с позитивными ожиданиями. В то же время низкообеспеченные аспиранты находятся в более фрустрирующей ситуации, когда позитивные ожидания, связанные с собственным будущим, затруднены в силу ограниченных материальных возможностей.
Влияние социально-психологических факторов. При анализе влияния на эмоциональную оценку аспирантами собственных перспектив мы проанализируем влияние двух факторов: сформированность жизненных планов и наличие эмиграционных планов.
Характер прогнозирования своего будущего является одним из наиболее важных показателей психологического благополучия личности. В этой связи аспирантам был задан вспомогательный вопрос, направленный на определение степени сформированности их жизненных планов. Варианты ответов на него фиксируют, с одной стороны, степень отчетливости/неопределенности планов, с другой - ориентированность аспирантов на разные жизненные стратегии: ситуативное поведение или проблематизацию своего будущего [19].
Рассмотрим влияние характера жизненных планов аспирантов на эмоциональную оценку ими своего будущего. Сопоставление ответов аспирантов в зависимости от характера прогнозирования собственного будущего приведено на рис. 3.
Из рисунка видно, что аспиранты, отчетливо представляющие свое будущее, существенно чаще остальных указывают на оптимистичную оценку собственных перспектив (р<,01). В то же время они реже остальных отмечают сомнения в успешности своего будущего (р<, 02) и реже тех, для кого планы не определены, отмечают страх перед будущим (р<,0001). При этом стоит отметить, что аспиранты, склонные к ситуативному поведению (предпочитающие «не строить всевозможные проекты»), выступают «переходной» группой в оценке собственных перспектив. Они хотя и значительно менее оптимистичны, чем те, кто отчетливо представляет свое будущее, но все же находятся в более благополучной ситуации (чаще отмечают оптимизм относительно своего будущего (р=,002) и реже - сомнения в том, что их жизнь сложится удачно (р<,02)), по сравнению с теми аспирантами, кто не определился с планами или проблематизирует собственное самоопределение. Таким образом, наличие сформированных представлений о своем будущем для аспирантов связано с их эмоциональной оценкой собственных перспектив. В этой связи отметим, что характерная для современной ситуации неопределенность социально-экономического прогнозирования может способствовать построению негативной жизненной перспективы.
Другим важным индикатором социально-психологического благополучия аспирантов может выступать наличие у них желания эмигрировать за рубеж. Для выявления наличия миграционных планов аспирантам был задан вспомогательный вопрос об их желании переехать за границу на постоянное место жительства. Результаты ответов на данный вопрос фиксируют выраженную ориентацию аспирантов на эмиграцию в страны Западной Европы [18]. Сопоставим ответы аспирантов, желающих переехать жить в страны Евросоюза, и тех, кто не планирует отъезд из России. Аспиранты, сориентированные на отъезд за границу, реже оценивают свои перспективы оптимистично (соответственно: 56,6%, 59,9%, р=,0001), в то же время они значительно чаще указывают на наличие сомнений в успешности собственного будущего (соответственно: 39,8%, 18,2%, р=,0001). Таким образом, перспектива жизни и построения научной карьеры в России для этих аспирантов ассоциирована с сомнениями относительно благополучия собственного будущего.
Обсуждение результатов
Перечислим наиболее важные содержательные моменты, касающиеся выдвинутых нами предположений.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что семейный статус аспиранта (наличие брака и детей) выступает важным фактором, связанным с позитивной эмоциональной оценкой собственного будущего. Заметим, что полученные ранее в ходе исследования данные показали связь между семейным статусом аспирантов и наличием у них сформированных жизненных планов [19]. Эти данные дополняют выводы Е.И. Головахи и А.А. Кроника [4] о связи жизненных планов и позитивного образа будущего.
Полученные данные показывают, что социально-психологическое благополучие аспирантов определяется влиянием материально-экономического статуса респондента. Для высокообеспеченных аспирантов представления о будущем связаны с позитивными ожиданиями, в то время как для низкообеспеченных аспирантов характерны затруднения, связанные с планированием собственного будущего, в силу существенно ограниченных материальных возможностей [19].
Анализ материалов исследования выявил связь между наличием эмиграционных намерений и сомнениями аспирантов относительно успешности собственного будущего. Эти данные косвенно свидетельствуют о том, что эмиграционные намерения аспирантов как потенциальной интеллектуальной элиты связаны, в первую очередь, с действием «выталкивающих» факторов (прежде всего, низкой оплатой труда, инфраструктурной необеспеченностью науки). При этом отметим, что именно поиск возможностей и перспектив для карьерного роста в сфере науки за рубежом является одной из наиболее распространенных причин «утечки умов» из России [10].
Выводы
Завершая статью, отметим основные результаты проведенного исследования:
1. Три четверти аспирантов оптимистично оценивают свои перспективы. При этом собственное будущее для аспирантов представляется более эмоционально привлекательным, чем для научных сотрудников. Это указывает на неблагополучие научных сотрудников как социально-профессиональной группы.
2. Эмоциональное отношение к собственным перспективам определяется такими социально-демографическими факторами, как гендер, наличие и состав семьи аспиранта. Для женщин характерна более позитивная оценка своего будущего. Помимо этого, «оптимизм» относительно собственного будущего связан с наличием у аспиранта семьи и детей.
3. Социально-экономическое положение влияет на отношение к собственному будущему: высокообеспеченные аспиранты склонны более позитивно оценивать свои перспективы.
4. Существенно влияют на оценку своего будущего и социально-психологические факторы. Наличие у аспирантов сформированных планов на будущее связано с позитивной эмоциональной оценкой собственных перспектив. Помимо этого, эмиграционные планы аспирантов связаны с сомнениями относительно успешности собственного будущего. Это косвенно свидетельствует о том, что желание эмигрировать у аспирантов определяется действием преимущественно «выталкивающих» факторов.
Информация об авторах
Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, руководитель Информационно-аналитического центра, ФГБУ «Российская академия образования» (ФГБУ РАО), г. Москва, Российская Федерация, 82
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987. 259 с.
- Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 61–73.
- Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы cоциальной психологии личности. Саратов: СГУ, 2008.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. 209 с.
- Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевякова В.Ю. Диагностика оптимизма как атрибутивного стиля. Опросник СТОУН. М.: Смысл, 2008. 154 с.
- Дерябина А.С. Образ будущего в контексте гендерных различий: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2019. 27 с.
- Джидарьян И.А. Представления о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001. 240 с.
- Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 20. С. 245–251.
- Карнаухов В.А., Канищева М.А. Особенности эмоционального отношения к возможному будущему у людей с разным локусом контроля // Российский научный журнал. 2015. № 3(46). С. 135–139.
- Карпович Ю.В. Международное перемещение интеллектуальных ресурсов [Электронный ресурс] // Территория науки. 2019. № 2. С. 18–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41801920 (дата обращения: 01.02.2021).
- Коробкин А.Л. Символическое моделирование позитивного образа будущего и его зависимость от индивидуально-типологических особенностей личности: дисс. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2002. 298 с.
- Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. 560 с.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–66.
- Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого-психологического исследования) [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 87–96. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-12/mudzybaev.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 309 с.
- Разгоняева Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего: дисс. … канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 175 с.
- Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету. М.: Издательство Московского университета, 2018. 248 с.
- Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 61–79. DOI:10.17759/psyedu.2020120304
- Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Социально-психологические особенности жизненных и профессиональных планов аспирантов // Педагогика. 2020. Том 84. № 11. С. 37–47.
- Соловей А.П., Шухно Е.В. Интерпретация и операционализация концепта «социальное самочувствие» [Электронный ресурс] // Синергия. 2018. № 4. С. 72–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36648729 (дата обращения: 20.01.2021).
- Яничев П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 1999. С. 50–60
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 624
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 247
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1