Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная оценка собственных перспектив

215

Аннотация

В статье представлены данные мониторингового анонимного анкетного опроса, проведенного сотрудниками Информационно-аналитического центра РАО в 2019 году. В исследовании приняли участие учащиеся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в области наук об образовании, а также педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. В настоящей работе рассмотрено влияние социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов на эмоциональную оценку аспирантами собственных жизненных перспектив. Эмпирические данные обрабатывались с использованием методов математической статистики. Показано, что оценка собственных жизненных перспектив связана с влиянием социально-демографических (гендер, семейный статус), социально-стратификационных (материальный статус, образовательный статус родителей аспиранта) и социально-психологических факторов (наличие сформированных планов, наличие эмиграционных планов).

Общая информация

Ключевые слова: аспирантура, подготовка научных и научно-педагогических кадров, социальное самочувствие, эмоциональная оценка перспектив, демографические факторы, социально-стратификационные факторы, психологическое благополучие , жизненная перспектива

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130105

Для цитаты: Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная оценка собственных перспектив [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 72–83. DOI: 10.17759/psyedu.2021130105

Подкаст

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987. 259 с.
  2. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 61–73.
  3. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы cоциальной психологии личности. Саратов: СГУ, 2008.
  4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. 209 с.
  5. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевякова В.Ю. Диагностика оптимизма как атрибутивного стиля. Опросник СТОУН. М.: Смысл, 2008. 154 с.
  6. Дерябина А.С. Образ будущего в контексте гендерных различий: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2019. 27 с.
  7. Джидарьян И.А. Представления о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001. 240 с.
  8. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 20. С. 245–251.
  9. Карнаухов В.А., Канищева М.А. Особенности эмоционального отношения к возможному будущему у людей с разным локусом контроля // Российский научный журнал. 2015. № 3(46). С. 135–139.
  10. Карпович Ю.В. Международное перемещение интеллектуальных ресурсов [Электронный ресурс] // Территория науки. 2019. № 2. С. 18–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41801920 (дата обращения: 01.02.2021).
  11. Коробкин А.Л. Символическое моделирование позитивного образа будущего и его зависимость от индивидуально-типологических особенностей личности: дисс. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2002. 298 с.
  12. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. 560 с.
  13. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–66.
  14. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого-психологического исследования) [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 87–96. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-12/mudzybaev.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
  15. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 309 с.
  16. Разгоняева Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего: дисс. … канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 175 с.
  17. Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету. М.: Издательство Московского университета, 2018. 248 с.
  18. Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 61–79. DOI:10.17759/psyedu.2020120304
  19. Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Социально-психологические особенности жизненных и профессиональных планов аспирантов // Педагогика. 2020. Том 84. № 11. С. 37–47.
  20. Соловей А.П., Шухно Е.В. Интерпретация и операционализация концепта «социальное самочувствие» [Электронный ресурс] // Синергия. 2018. № 4. С. 72–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36648729 (дата обращения: 20.01.2021).
  21. Яничев П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 1999. С. 50–60

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Смыслова Мария Михайловна, Ведущий аналитик, Лаборатория социологических исследований в образовании Центра развития образования, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4114-5316, e-mail: smyslovamaria@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 567
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 215
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3