Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 3. С. 83–97
doi:10.17759/psyedu.2021130306
ISSN: 2587-6139 (online)
Отношение к природе у школьников и студентов – жителей мегаполиса
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: природа, связь с природой, растения, экологическое воспитание, подростки, юношество
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130306
Финансирование. Исследование поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (проект № 19-013-00216).
Для цитаты: Мухортова Е.А. Отношение к природе у школьников и студентов – жителей мегаполиса [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 83–97. DOI: 10.17759/psyedu.2021130306
Полный текст
Введение
Воспитание осознанного отношения к природной среде — необходимое условие развития устойчивого общества, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [4; 11]. В то же время эффективность экологического воспитания пока остается невысокой [1; 13], что, на наш взгляд, во многом связано с недостаточным учетом индивидуальных особенностей учащихся, особенно пола и возраста.
В современном мире экологические проблемы становятся все более острыми. Исследования экологического сознания, отношения к живой природе, к растениям как части природы и их ресурсности были и остаются актуальными [9; 15; 20]. В отличие от неживой природы, растения ответоспособны; в отличие от животных, они не столь сильно внедряются в жизненное пространство людей, что и обуславливает целесообразность изучения отношений с миром флоры отдельно [6]. Исследования Ч. Льюис говорят о том, что сензитивный период восприимчивости к растительному миру приходится на возраст 8-11 лет, после чего в подростковом возрасте она начинает снижаться [19]. Аналогично выражению «слепота к растениям» (plant blindness), введенному преподавателями ботаники Дж. Вандерзее и Э. Шусслер, можно говорить о слепоте подрастающего поколения к природе в целом [23]. Исследования, проведенные на пересечении экологической и педагогической психологии, ищут ответы на вопрос, как можно эффективно формировать экологическое сознание, экологическую культуру, обучать экологическому мышлению (С.Д. Дерябо, А.В. Гагарин, Н.В. Кочетков, В.И. Панов, Л.Ю. Чуйкова, В.А. Ясвин и др.) [2; 3; 5; 8; 12].
Среди немногих работ, посвященных возрастному аспекту отношения к природе, нужно отметить исследования С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина и Г.В. Шайнис. С.Д. Дерябо выделял две основные «эры» отношения к природе в онтогенезе: эра субъективной модальности (охватывающая период с дошкольного до среднего подросткового возраста), характеризующаяся преобладанием субъект-субъектного типа восприятия объектов природы, наличием по отношению к ним «субъективной» установки, и эра объективной модальности отношения к природе (старший подростковый, юношеский и более поздние возраста), где доминирует субъект-объектный тип восприятия объектов природы [3].
В.А. Ясвин характеризовал отношение к природе в дошкольном возрасте как субъектнопрагматическое и субъектно-познавательное. В младшем школьном возрасте преобладает познавательный (когнитивный) аспект, сохраняется субъект-субъектное отношение к природе. Исследователем отмечается понижение заинтересованности в природе к подростковому возрасту, отражающееся в смене субъектного отношения к природе на прагматическое. В среднем подростковом возрасте у детей усиливается природоохранная активность и субъектно-этическое отношение к природе. В старшем подростковом возрасте доминирует объектно-прагматическое отношение к природе, а для юношества характерно объектно-этическое отношение [14]. В то же время западные исследования, проведенные под руководством М. Ричардсона, показали, что между 13 и 16 годами отмечается спад интереса к природе, а затем на протяжении жизненного пути —поступательное его усиление [21]. Эти данные повторяются и в других исследованиях, также показавших усиление связи с природой в возрасте около 20 лет [18].
Опосредованно возрастную динамику экологического мышления описала Л.В. Смолова, показавшая ресурсность разных типов мышления для экологического образования [22]. Что касается половых различий, то результаты исследований неоднозначны. В ряде исследований показана большая восприимчивость женской группы к природе вообще и экологическим изменениям в частности, что даже привело к появлению понятия «гендерный разрыв» (gender gap) в области исследования экологических и средовых установок [17]. С другой стороны, в недавно полученных данных в исследовании, проведенном на итальянских студентах, не обнаружены половые различия в отношении к природе [16]. Таким образом, можно ожидать, что возраст и пол — немаловажные предикторы экологических и просредовых установок.
Целью нашего исследования было изучение отношения к природе и растениям современных подростков и юношей из мегаполиса. Нам интересно было посмотреть, различается ли отношение к природе и представления о растениях на протяжении взросления в период подростничества и юношества, т.е. с переходом от подросткового возраста к юношескому.
Гипотезы исследования: 1) у студентов по сравнению со школьниками отношение к природе и миру растений более позитивно; 2) у девушек отношение к природе и растениям более позитивно и интенсивно, чем у юношей.
Процедура и методы исследования
В исследовании приняли участие 144 респондента (102 девушки и 42 юноши), из них 72 студента психолого-педагогической направленности гуманитарного вуза (54 девушки и 18 юношей) (Мвозраст студ=20,56, SD возраст студ=1,32), а также 72 школьника-подростка (48 девочек, 24 мальчика) (Мвозраст шк=14,0, SDвозраст шк=0,44).
Опросник «Натурафил» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) предназначен для оценки уровня развития и структуры интенсивности субъективного отношения к природе в целом, состоит из 50 вопросов и включает четыре основные шкалы (перцептивно-аффективная, когнитивная, практическая и поступочная), а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции [14]. Перцептивно-аффективная шкала измеряет отношение к природе на уровне эстетического и этического освоения ее объектов (эмпатии и идентификации). Когнитивная шкала отражает познавательную активность, связанную с объектами природы. Практическая шкала измеряет направленность деятельности, имеющей непрагматическую цель общения с природными объектами. Поступочная шкала диагностирует изменения в поведении личности, обусловленные отношением к природе. Дополнительная шкала натуралистической эрудиции направлена на диагностику совокупности сведений человека об объектах природы. Каждая шкала представлена 10 вопросами. Примеры вопросов: «У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?» (перцептивно -аффективная); «Если по телевизору началась передача или фильм о животных, то Вы,скорее всего,переключите телевизор на другую программу?» (когнитивная); «Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?»(практическая); «Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?» (поступочная); «Бамбук — это трава?» (натуралистическая эрудиция).
Опросник «Люди и растения» (С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова) измеряет степень позитивного отношения к растительному миру как части природы [7]. Опросник состоит из 32 вопросов и включает пять шкал: Радость; Эстетика; Практика; Близость природе и Экология. Шкала Радость включает 11 пунктов и оценивает положительные эмоции, возникающие при наблюдении растений и цветов и взаимодействии с ними. Шкала Эстетика включает 8 пунктов и оценивает восприимчивость человека к красоте растений. Шкала Практика включает 4 пункта и отражает степень опыта и активности человека в уходе и взаимодействии с растениями. Шкала Близость природе включает 6 пунктов и определяет положительное отношение к природе вообще, ощущение цикличности естественных событий. Наконец, шкала Экология (3 пункта) описывает ценность растений как части экосистемы. Шкалы имеют 4-балльную размерность. Примеры утверждений: «Я испытываю гордость, когда у меня созревает большой урожай» (Радость), «Растения — это атрибут красоты» (Эстетика), «Я принимаю участие в озеленении нашего города» (Практика), «Я чувствую прилив позитивных теплых чувств, находясь в лесу» (Близость природе), «Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле» (Экология).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием стандартного пакета программ SPSS-21.
Результаты исследования
Возрастные различия в отношении к природе
Полученные данные свидетельствуют, что по методике «Натурафил» по всем шкалам и общему баллу интенсивности отношения к природе у школьников и студентов значимых различий не выявлено, кроме практической шкалы (р=0,064), показатель которой выше у студентов на уровне тенденций (табл. 1).
Таблица 1
Интенсивность отношения к природе и растениям у школьников и студентов (в баллах)
Шкалы методик Натурафил и Люди и растения |
Школьники |
Студенты |
Уровень значимости |
|||
М |
SD |
М |
SD |
Mann- Whitne y u |
Asymp Sig. (2tailed) |
Перце птив но-аф фектив ная |
6,46 |
2,16 |
7,08 |
1,77 |
2182 |
,096 |
Когнитивная |
4,03 |
2,22 |
3,72 |
2,37 |
2384 |
,402 |
Практическая |
4,06 |
1,95 |
4,67 |
2,28 |
2133 |
,064 |
Поступочная |
4,71 |
1,94 |
4,88 |
1,74 |
2440 |
,538 |
Шкала натуралистической эрудиции |
4,75 |
1,65 |
4,50 |
1,75 |
2284 |
,210 |
Интенсивность отношения к природе |
19,26 |
6,41 |
20,38 |
5,74 |
2297 |
,237 |
Радость |
25,28 |
7,56 |
25,82 |
8,17 |
2497 |
,704 |
Эстетика |
22,40 |
4,68 |
23,82 |
4,81 |
2057 |
,032* |
Практика |
6,56 |
2,28 |
6,31 |
2,42 |
2369 |
,365 |
Близость природе |
17,39 |
4,63 |
19,04 |
3,33 |
2077 |
,039* |
Экология |
9,94 |
2,05 |
10,56 |
1,49 |
2200 |
,107 |
Интенсивность отношения к растениям |
81,57 |
16,72 |
86,64 |
16,14 |
2130 |
,065 |
Условные обозначения: ** - p<0,01, * - p<0,05.
Рассмотрим структуру отношения к природе испытуемых обеих групп в целом. В проявлении отношения к природе ведущей для всех респондентов является перцептивноаффективная составляющая. Далее следуют показатели шкал: поступочной, практической и когнитивной. Это означает, что в отношении к природе преобладает эстетический и этический компонент, и в меньшей степени выражены практический и когнитивный аспекты отношения. В то же время преобладающий в структуре отношения к природе и у школьников, и у студентов перцептивно-аффективный компонент находится в коридоре средних значений, т.е. интенсивность связи с природой все же остается умеренной.
Обращаясь к показателям опросника «Люди и растения», констатируем, что у студентов-бакалавров все показатели (кроме шкалы Практика) несколько выше, чем у школьников. Достоверно значимо группы различаются по шкалам Эстетика (р=0,032), Близость природе (р=0,039) и суммарному показателю - интенсивности субъективного отношения к растениям. На протяжении подросткового и юношеского возраста наблюдается позитивная динамика восприятия природных объектов. Что касается отношения к растениям как существенной, но специфичной части природы, то в студенческой группе эта связь более интенсивна за счет показателей двух шкал — Эстетика и Близость природе. Таким образом, эти результаты вполне корреспондируют с данными методики «Натурафил», демонстрируя, что интерес к природе и близость к ней выше в более взрослом возрасте, когда люди выходят из подросткового периода.
Гендерные различия в отношении к природе и растениям
Обратимся к результатам сопоставления отношения к природе и растениям мужской и женской групп (табл. 2).
Таблица 2
Интенсивность отношения к природе и растениям в женской и мужской группах
Шкалы методик Натурафил и Люди и растения |
Мужская группа N=42 |
Женская группа N=102 |
Уровень значимости |
|||
М |
SD |
М |
SD |
Mann- Whitney U |
Asymp. Sig. (2tailed) |
|
Перце птив но-аф фектив ная |
6,61 |
2,10 |
6,84 |
1,94 |
2105,5 |
,678 |
Когнитивная |
3,80 |
2,09 |
3,91 |
2,39 |
2170,0 |
,896 |
Практическая |
4,14 |
1,97 |
4,46 |
2,20 |
2050,0 |
,511 |
Поступочная |
4,70 |
2,09 |
4,83 |
1,73 |
2122,5 |
,733 |
Шкала натуралистической эрудиции |
4,70 |
1,44 |
4,59 |
1,81 |
2116,0 |
,711 |
Интенсивность отношения к природе |
19,93 |
6,52 |
20,24 |
6,39 |
2161,0 |
,865 |
Радость |
24,61 |
7,39 |
25,96 |
8,04 |
1992,0 |
,367 |
Эстетика |
20,82 |
5,04 |
24,12 |
4,32 |
1389,0 |
,000** |
Практика |
6,64 |
2,74 |
6,34 |
2,17 |
2142,5 |
,800 |
Близость природе |
15,82 |
4,45 |
19,27 |
3,47 |
1176,0 |
,000** |
Экология |
9,77 |
1,84 |
10,46 |
1,77 |
1671,5 |
,018** |
Интенсивность отношения к растениям |
78,14 |
17,25 |
86,73 |
15,63 |
1591,5 |
,008** |
Условные обозначения: ** - p<0,01, * - p<0,05.
Показатели методики «Натурафил» не различаются в группах разного пола, однако почти все показатели отношения к растениям, за исключением шкал Радость и Практика, в женской группе выше. Значимо различаются общая интенсивность отношения к растениям (р=0,008) и значения по шкалам Эстетика и Близость природе (р<0,01).
Обобщая результаты методики «Люди и растения», можно сказать, что наши респонденты независимо от возраста и пола воспринимают растения как часть экосистемы, осознают их пользу для жизни человека и всего живого, ценят красоту растений, стремятся получать эстетическое наслаждение при взаимодействии с растениями, воспринимают их как ресурс психологического благополучия [6; 20]. Значительно менее студенты и школьники, проживающие в городе, готовы получать информацию о растениях, активно охранять их, беречь и ухаживать за ними.
Обсуждение результатов
Сравнивая результаты исследования групп подростков и юношей, проживающих в городе, можно увидеть характерную одинаковую структуру отношения к природе, включающую следующие компоненты в одной и той же последовательности: перцептивно-аффективная, поступочная, практическая и когнитивная. Таким образом, можно говорить о некоторой инвариантности в отношении к природе на протяжении подросткового и юношеского возраста. Аналогичные данные были получены В.А. Ясвиным в исследованиях прошлого столетия: «с увеличением возраста школьников (от 10 до 17 лет) их отношение к природе постепенно теряет свой познавательный характер и становится все более эмоционально обусловленным» [14, с. 227]. За прошедшие годы общая тенденция сохранилась. Школьники и студенты, как и раньше, в меньшей степени проявляют интерес к практической деятельности и познанию природы. Возможно, эта картина была бы другой, если бы мы опросили жителей небольших городов или сельской местности.
В результате проведенного исследования оказалось, что юношество действительно более восприимчиво к воздействию мира природы, в том числе флоры, по сравнению с подростками. В соответствии с гипотезой 1 связь с природой выше среди студентов по сравнению со школьниками.
Подтвердилась и вторая гипотеза о наличии гендерных различий: у девушек отношение к природе и растениям более позитивно и интенсивно, чем у юношей. Представительницы женского пола в рамках изученных нами показателей более восприимчивы к природе, особенно к флоре, по сравнению с представителями мужского пола. По большинству измеренных переменных показатели выше в женской группе, независимо от возраста. Это соотносится с результатами, полученными британскими учеными, - у девочек подросткового возраста связь с природой сильнее, чем у мальчиков [21]. Нужно отметить, что интерес к природе и связь с ней остаются умеренно выраженными и в подростковом, и в юношеском возрасте. Развитие интереса и приобретение знаний являются одними из основных задач системы современного образования. Это является не только задачей, но и ресурсом системы образования, который не всегда в полной мере используется. Целенаправленная работа должна проводиться как в школе, так и в вузе, что зафиксировано в ряде современных исследований [10]. Полноценное целостное отношение к природе, опирающееся на практическую активность и морально-этические природоохранные установки, спонтанно, без специально организованной эколого-ориентированной деятельности учащихся не развивается.
Полученные нами данные важно учитывать в практике организации экологического образования, которое, по-видимому, должно рассматривать разные возможные мотивы привязанности к природе у мальчиков и девочек. Сложность и неоднозначность подхода к экологическому воспитанию заключается в том, что, судя по нашим данным, подросткам в большей степени нравится любоваться природой, но не реально взаимодействовать с ней (уход, посадка, охрана и т.д.). С другой стороны, вероятно, что именно этого опыта у них и не было. Возможно, воздействие на мальчиков должно строиться с учетом прагматических мотивов и интересов. Исходя из этого, можно рекомендовать вначале сходить с городскими подростками на художественную выставку, в фотогалерею, на фестиваль ландшафтного искусства, чтобы поддерживать эстетический интерес к растениям и животным. А уже потом возможна работа по формированию когнитивного компонента, заинтересованности в поиске информации о живой природе в сочетании с деятельностью, направленной на взаимодействие с природой. В процессе экологического образования важно формировать у подростков готовность к ответственному поведению по отношению к природе и окружающей среде, способность совершать грамотные действия и занимать активную позицию по охране и защите природы. В современных реалиях у молодежи формируется интерес к волонтерской деятельности. Это может быть притягательным современным направлением, включающим актуальные эковолонтерские движения, такие как «Экодобровольцы Москвы», «Раздельный сбор» и многие другие.
Понимание важности природы приходит с возрастом. Мы наблюдаем, что у студентов показатели отношения к природе выше, чем у школьников, в соответствии с народной мудростью, что с возрастом человека «тянет к земле». В дальнейших исследованиях мы предполагаем изучение восприимчивости к природе и флоре в зрелом возрасте, с учетом пола, личностных особенностей и места жительства человека, также значимым представляется изучение связи отношения к природе с психологическим благополучием.
Выводы
У школьников и студентов структура отношения к природе весьма схожа: ведущим является перцептивно-аффективный компонент, в то время как когнитивный компонент сформирован незначительно.
При переходе от подросткового к юношескому возрасту связь с природой усиливается. У студентов преобладает перцептивно-аффективный компонент, т.е. отношение к природе, проявляющееся в желании любоваться природными объектами и наслаждаться общением с живой природой. Также у юношей по сравнению с подростками выше показатели по практической шкале методики «Натурафил» и шкалам Эстетика и Близость природе по методике «Люди и растения». Студенты готовы взаимодействовать с природой.
Обнаружены гендерные различия: показатели опросника «Люди и растения» (Эстетика, Близость природе и Экология) выше в женской группе. Девушек характеризует более позитивное отношение к миру растений: у них более высокий показатель по общему баллу, а также по шкалам Эстетика, Близость природе и Экология. Для них важно и более значимо любование растениями.
По данным нашего исследования, и у школьников, и у студентов преобладает в целом пассивное отношение к природе. В структуре отношения к природе показатели по когнитивной и практической шкалам занимают последнее и предпоследнее место соответственно. Интерес к природе и связь с ней остаются умеренно выраженными. В большинстве своем подростки и юноши недостаточно интересуются природой, не взаимодействуют с ней и не стремятся ее изучать. Следовательно, для формирования активного природоцентрированного отношения необходима систематическая работа по экологическому воспитанию.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют продолжить данное направление, расширив диапазон выборки, а именно изучение отношений к природе не только у детей и подростков из мегаполисов, но и из городов и поселений городского типа. Также в будущем исследовании стоит рассмотреть отношение к природе детей с ограниченными возможностями здоровья. В дальнейшем благодаря этим исследованиям можно строить продуктивные программы экологического воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях.
Литература
- Вагнер И.В. Гуманитарная стратегия развития экологического образования в грядущее десятилетие детства развития // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4–5 декабря 2017 г., Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 110–113. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/1bc/god_ekologii.pdf. (дата обращения: 05.06.2021).
- Гагарин А.В. Природо-ориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: монография. М.: РУДН, 2005. 196 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Д.С., Ермаков Д.С. История и перспективы развития системы непрерывного экологического образования (к 50-летию научного совета по экологическому образованию Российской академии образования) [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 4(32). URL: http://LLL21.petrsu.ru. DOI:10.15393/j5.art.2020.6345
- Кочетков Н.В. Изучение специфики отношения различных категорий учащейся молодежи к экологическим проблемам: апробированная программа учебной дисциплины для бакалавриата, специалитета и магистратуры // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 1. С. 114–128.
- Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А., Ирхин Б.Д. Взаимодействие с миром растений как источник позитивного функционирования человека // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 2. С. 151–169. DOI:10.17759/cpp.2020280209
- Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Опросник «Люди и Растения»: изучение отношения человека к миру растений // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 86–96.
- Панов В.И. Психологический взгляд на образование в интересах устойчивого развития. От экологического образования к экологии будущего // Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию (г. Москва, 30 октября-1 ноября 2019 г.) / Под общей редакцией В.А. Грачева. М.: Фонд имени В.И. Вернадского, 2020. С. 1088–1103.
- Садовая терапия: использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации / Сизых С.В. [и др.] // Справочно-методическое пособие. Иркутск: Ирк. гос. ун-т, 2006. 48 с.
- Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Развитие структурных компонентов экологического сознания для формирования гражданской идентичности личности // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 102–112. DOI:10.17759/pse.2021260107
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
- Чуйкова Л.Ю. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ научных концепций и трактовок // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 1. С. 46–68.
- Шейнис Г.В. Духовно-нравственное воспитание школьников природой // Вестник практической психологии образования. 2011. № 2. С. 77–80.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
- Clayton S., Irkhin B.D., Nartova-Bochaver S.K. Environmental Identity in Russia: Validation and Relationship to the Concern for People and Plants // Psychology. Journal of HSE. 2019. Vol. 16 (1). P. 85–107. DOI:10.17323/1813-8918-2019-1-85-107
- Di Fabio A., Rosen M.A. Accounting for individual differences in connectedness to nature: Personality and gender differences [Электронный ресурс] // Sustainability. 2019. Vol. 11 (6). P. 1693. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/6/1693 (дата обращения: 1.06.2021). DOI:10.3390/su11061693
- Goldsmith R.E., Feygina I., Jost J.T. The gender gap in environmental attitudes: a system justification perspective // Research, action and policy: Addressing the gendered impacts of climate change. Springer, Dordrecht, 2013. P. 159–171. DOI:10.1007/978-94-007-5518-5_12
- Hughes J. et al. Age and connection to nature: when is engagement critical? // Frontiers in Ecology and the Environment. 2019. Vol. 17 (5). P. 265–269. DOI:10.1002/fee.2035
- Lewis C.A. Green nature / Human nature: The meaning of plants in our lives. Urbana, IL: University of Illinois Press, 1996. 176 p.
- Nartova-Bochaver S., Muhortova E. If people are attached to plants, do they love other people? Case of the Russian youth [Электронный ресурс] // Behavioral Sciences. 2020. Vol. 10 (2). URL: https://www.mdpi.com/2076-328X/10/2/40/htm (дата обращения: 1.06.2021). DOI:10.3390/bs10020040
- Richardson M. et al. A measure of nature connectedness for children and adults: Validation, performance, and insights [Электронный ресурс] // Sustainability. 2019. Vol. 11 (12). P. 3250. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/12/3250 (дата обращения: 1.06.2021). DOI:10.3390/su11123250
- Smolova L. Types of Thinking and Their Value for Ecological Education // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2019. Vol. 16 (1). P. 50–66. DOI:10.17323/1813-8918-2019-1-50-66
- Wandersee J.H., Schussler E.E. Toward a theory of plant blindness // Plant Science Bulletin. 2001. Vol. 47 (1). P. 2–9.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 757
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 294
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1