Психолого-педагогические исследования
2022. Том 14. № 4. С. 52–66
doi:10.17759/psyedu.2022140404
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности развития памяти старших дошкольников – представителей цифрового поколения
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития памяти старших дошкольников – представителей цифрового поколения. Статья содержит описание опыта реализации опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей, технологий и психолого-педагогических условий развития памяти детей 5-6 лет. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей памяти дошкольников, в котором приняли участие 23 ребенка дошкольных учреждений города Тулы и Тульской области. Суть проблемы исследования состоит в том, чтобы целостно представить сущность происходящих изменений в развитии памяти современного дошкольника и найти новые ориентиры в ее развитии, которые происходят в условиях цифровизации. Цель статьи состоит в психолого-педагогическом анализе особенностей памяти старших дошкольников цифрового поколения и проявлений этих особенностей в обучении и воспитании дошкольников. Для достижения цели исследования был использован следующий психологический инструментарий: методики «Узнай фигуру», «10 слов», «Пиктограммы» Л.В. Занкова, методика Д. Векслера, тест А.Н. Леонтьева. Выделенные особенности авторы рассматривают в контексте решения задач познавательного развития детей. В статье описывается программа развития памяти старших дошкольников, направленная на стимулирование сознательного воспроизведения опыта ребенка в игре, продуктивной и речевой деятельности; включение мнемических действий в предметную, познавательную и игровую деятельность ребенка. Предлагаемая авторами программа апробирована на базе дошкольных образовательных организаций и может быть использована в работе психолога детского сада, воспитателя, руководителя кружка. Полученные в исследовании эмпирические данные подтверждают целесообразность учета особенностей развития памяти при планировании развивающей работы с детьми дошкольного возраста – представителей цифрового поколения.
Общая информация
Ключевые слова: память, развитие памяти, цифровое поколение, дошкольное детство, познавательное развитие
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140404
Получена: 22.09.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Шалагинова К.С., Декина Е.В. Особенности развития памяти старших дошкольников – представителей цифрового поколения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 4. С. 52–66. DOI: 10.17759/psyedu.2022140404
Полный текст
Введение
Проблема развития памяти дошкольников не теряет своей актуальности. Обращение к данной теме обусловлено тем, что социализация современного ребенка проходит в условиях распространения цифровых технологий в дошкольных учреждениях, развивающих центрах, семье и т.д. О.В. Алмазова, Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса, Е.А. Чичинина отмечают, что 94% дошкольников являются пользователями цифровых устройств, при этом используют их для игр и просмотра мультфильмов [2]. Цифровые инструменты становятся для ребенка важными средствами деятельности и общения, следовательно, согласно положениям культурно-исторической теории Л.С. Выготского, оказывают влияние на развитие высших психических функций [3]. В.В. Мендель, О.А. Тринадцатко отмечают необходимость повышения информационной компетентности детей [8], С.И. Аксенов, Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко, Т.Н. Сергеева, Л.В. Романовская – поиска новых технологий цифровой трансформации современного образования [1], М.В. Петухова, С.Ю. Новоселова, Е.В. Соболева, Т.Н. Суворова – подготовки педагогов по конструированию цифрового пространства [10].
Научное обоснование психологических исследований цифрового поколения апеллирует к теории N. Howe, W. Strauss, согласно которой поведение человека зависит от условий его жизни и воспитания [23]. Зарубежные исследователи C. Azab, D. Goldring, I. Rodríguez, A. Puig, D. Tellols, K. Samsó рассматривали проблему влияния цифровизации на общество и различные поколения [21; 22]. Из современных отечественных ученых изучением влияния цифровой среды на социализацию и образование занимались А.А. Керимов, Л.Н. Мешкова, А.Н. Пупков, Н.Ф. Телешева, А.В. Шуталева, Ю.В. Циплакова и др. [9; 11; 20].
М.И. Лебешева, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Г.У. Солдатова рассматривают влияние цифровизации на социализацию детей [15; 16]. О.В. Рубцова анализирует перспективы использования игровой деятельности, опосредованной цифровыми технологиями; влияние данных технологий на развитие мышления, внимания, памяти [13]. Е.О. Смирнова отмечает, что у детей страдают такие ключевые характеристики, как самостоятельность, инициативность и ответственность [17]. При этом продуктивная форма проявления инициативности дошкольника является наиболее «культивируемой» [18].
В настоящее время актуализируются различные направления познавательного развития. Г.А. Гущина рассматривает мультфильмы как средство формирования познавательного интереса детей [4]. Отмечается, что компьютерные технологии должны помогать ребенку решать познавательные задачи с опорой на игру [12].
Э.С. Саитгалина делает вывод, что у дошкольников преобладает непроизвольная образная память; формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания [14]. З.М. Истомина пишет, что поиски ребенком приемов запоминания открывают новую возможность: обучение тому, как нужно запоминать [6]. Развитие памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности. Н.В. Вялова, Л.В. Красильникова подчеркивают важность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии речи детей [7].
Функциональные возможности дошкольного образования расширяются, создаются новые форматы: кванториумы, технопарки и т.д. Необходимость синтезирования технологического процесса с образованием обусловила активизацию робототехники, которая способствует познавательному развитию [19]. Перспективным методом формирования когнитивной сферы дошкольника является проектная деятельность, которая наряду с игровой является одним из естественных проявлений детской психики [5]. Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов позволяет выделить следующие особенности познавательного развития дошкольников:
- условия цифровизации всех сфер жизненного пространства личности определяют психологические особенности современных детей;
- когнитивная гибкость мозга, способность переключения с одного дела на другое способствуют более легкому обучению. Данную способность можно использовать при организации развивающих занятий;
- для развития ребенка необходимы методики, отвечающие запросам времени, дети хорошо владеют теми приложениями, которые часто используют, тогда как другие возможности технологий часто оказываются за пределами их внимания;
- ИКТ как средство интерактивного обучения позволяет стимулировать познавательную активность детей, компьютер может «подсказать» воспитателю темп работы, оценить эффективность предъявляемого материала;
- цифровое образовательное пространство предоставляет личности дополнительные возможности для реализации индивидуальных траекторий развития;
- возникает необходимость подготовки наставника для ребенка в освоении цифрового пространства.
Материалы и методы
Обозначенные идеи определили замысел исследования, основная цель которого заключается в выявлении особенностей развития памяти старших дошкольников – представителей цифрового поколения, анализе эффективности предложенной программы и психолого-педагогических условий развития памяти современных дошкольников. В своем исследовании мы не ставили цели провести сравнение и выявить особенности памяти, отличающие современных дошкольников от представителей прежних лет. Современный ребенок – качественно новый ребенок, любое сравнение не несет смысловой нагрузки, поскольку от специалистов требуются знания специфики работы именно с детьми цифрового поколения как уникальными и качественно своеобразными представителями своей эпохи.
В исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте 5-6 лет, посещающих муниципальные бюджетные образовательные учреждения г. Тулы и Тульской области. Для изучения видов, особенностей, способов запоминания дошкольников использованы следующие методики: «Узнай фигуру», «10 слов», «Пиктограммы» Л.В. Занкова, методики Д. Векслера, тест А.Н. Леонтьева.
Для оценки эффективности реализации формирующей программы выборка дошкольников была разделена на контрольную и экспериментальную. Для оценки различий показателей развития памяти старших дошкольников на констатирующем этапе использовался статистический анализ по критерию U Манна-Уитни. Для оценки эффективности формирующей программы проведена оценка различий показателей развития памяти детей 5-6 лет в двух группах с использованием критерия U Манна-Уитни.
Теоретическим основанием программы развития памяти у детей – представителей цифрового поколения стало положение о единстве психики ребенка-дошкольника и ведущей функции данного возраста – памяти. В соответствии с этим мнемические приемы формируются вслед за развитием познавательных действий и являются проявлением деятельности мышления (дошкольник мыслит, припоминая). Работа по развитию восприятия, внимания, действий сравнения, анализа, умений группировать по признакам должна лежать в основе формирования рациональных способов запоминания [3].
Цель программы: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений на восприятие, внимание, сравнение, анализ различий и сходства, умений группировать по признакам разной степени обобщенности. Программа рассчитана на 30 занятий. Каждое занятие предполагает выполнение детьми комплекса игровых упражнений, направленных на развитие слуховой, ассоциативной, двигательной, зрительной памяти, навыков сосредоточения, активизации способности управлять слуховым вниманием и пр. Именно игровые упражнения рассматриваются в качестве комплексного средства развития памяти детей. Игровая мотивация позволяет ребенку осознавать способы выполнения деятельности, позволяет взрослому «руководить» мнемической деятельностью дошкольника. При наполнении содержанием занятий мы исходили из положения о том, что в дошкольном возрасте внимание неустойчиво, дети отличаются подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. В программе психологические игры чередуются с играми и упражнениями на развитие памяти, что способствует достижению комплексного воздействия, предполагающего применение когнитивных способов в сочетании со средствами активизации внимания на сенсомоторном уровне посредством подвижных игр. В основе программы положены следующие психолого-педагогические условия развития памяти детей 5-6 лет:
1) Стимулирование аналитико-синтетической деятельности ребенка посредством заданий, предполагающих детальное восприятие запоминаемого материала, называние объектов и их свойств, обдумывание, группировку по определенным признакам и свойствам, систематизацию заучиваемого по разным уровням связей.
2) Включение мнемических действий в предметную, познавательную, игровую деятельность ребенка.
3) Использование при проведении занятий эмоционально привлекательного, яркого, включающего элементы новизны материала.
4) Стимулирование ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, связывание элементов запоминаемого материала единой сюжетной линией.
5) Активное использование подвижных игр и игровых упражнений в качестве комплексного средства воздействия на процессы памяти на психофизиологическом и психологическом уровнях. Создание благоприятных условий для того, чтобы задача припомнить и запомнить возникла перед ребенком как самостоятельная задача и имели место предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.
6) Обучение приемам запоминания, которые предполагают соответствие заданий степени освоения соответствующих мыслительных операций, организации мнемической деятельности ребенка для запоминания и припоминания.
Результаты исследования и их обсуждение
Сравнительный анализ результатов диагностики детей первой (экспериментальной) и второй (контрольной) групп статистически значимых различий по всем показателям развития памяти не выявил (табл. 1).
Таблица 1
Средние арифметические значения и оценка различий показателей развития памяти старших дошкольников на констатирующем этапе по критерию U Манна-Уитни
№ |
Методики |
гр. |
N |
Средние арифметические значения и оценка показателей развития памяти дошкольников |
||
М |
U |
Р |
||||
1 |
«Узнай фигуру», баллы |
1 |
11 |
4,33 |
35,0 |
Р(1)>0,05 |
2 |
12 |
4,50 |
||||
2 |
«10 слов» (кратковременная память), баллы |
1 |
11 |
4,50 |
36,0 |
Р(1)>0,05 |
2 |
12 |
4,25 |
||||
3 |
«10 слов» (долговременная память), баллы |
1 |
11 |
3,56 |
41,0 |
Р(1)>0,05 |
2 |
12 |
3,53 |
||||
4 |
Методики Д. Векслера, баллы |
1 |
11 |
5,46 |
38,5 |
Р(1)>0,05 |
2 |
12 |
5,25 |
||||
5 |
Тест А.Н. Леонтьева, количество названных слов |
1 |
11 |
6,32 |
33,0 |
Р(1)>0,05 |
2 |
12 |
6,12 |
||||
6 |
«Пиктограммы», количество названных слов |
1 |
11 |
6,80 |
33,0 |
Р(1)>0,05 |
2 |
12 |
6,77 |
Примечания. М – среднее арифметическое значение; U – критерий U Манна-Уитни; Р – вероятность ошибки. Различия показателей являются статистически достоверными при Р≤0,05.
Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что показатели в двух группах соответствуют среднему уровню развития памяти, низкому уровню развития кратковременной и долговременной памяти; при оценке способности зрительного произвольного запоминания сложных фигур дети первой и второй групп успешнее справлялись с воспроизведением первых двух заданий теста, в то время как выполнение третьего и четвертого задания (более сложные геометрические фигуры) вызвало затруднения; при выполнении методики «Пиктограммы» респонденты назвали от 4 до 9 слов, что свидетельствует о низком и среднем уровнях развития способности детей в подключении зрительных ассоциаций, улучшающих запоминание.
Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по методике «Узнай фигуру» показал, что треть выборки экспериментальной группы выполнили задание на 6 баллов (средний уровень). Остальные дети показали высокий уровень развития узнавания. Двое детей набрали по 10 баллов, остальные – на 8 баллов. У детей контрольной группы один ребенок продемонстрировал низкий уровень развития памяти (4 балла), остальные показали средний уровень.
Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «10 слов» контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах показывает положительную динамику в экспериментальной группе. Среднее значение показателей детей первой группы составило 7,44 балла, второй – 6,24 балла. У детей контрольной группы выявлен средний уровень развития памяти. Показатели долговременной памяти по этой же методике в экспериментальной группе также выросли. Средний показатель детей экспериментальной группы составил 5,50 баллов, контрольной – 4,25 баллов. Разброс индивидуальных показателей составил от 3 до 8 баллов, что соответствует среднему уровню развития.
Сравнительный анализ результатов по методике Д. Векслера на констатирующем и контрольном этапах выявил, что дети экспериментальной группы показали в среднем 8,46 баллов, контрольной – 7,22 балла. Дети экспериментальной группы справились успешнее своих сверстников с воспроизведением третьего и четвертого заданий. Первое и второе задание дети выполнили одинаково успешно.
Сравнительный анализ результатов диагностики опосредованного запоминания с использованием теста А.Н. Леонтьева демонстрирует эффективность формирующей работы в экспериментальной группе. Разброс индивидуальных показателей детей двух групп составил от 6 до 11 баллов. Среднее значение детей первой группы – 8,54, второй – 7,34 правильно названных картинок.
Сравнительный анализ исследования по методике «Пиктограммы», где производилась оценка развития у детей логических связей в процессе запоминания, выявил, что дети экспериментальной группы правильно называли в среднем 8,85 слов, контрольной – 7,34 слов, что свидетельствует о более высоком уровне способности детей экспериментальной группы подобрать точные образы к словам, узнаваемо изобразить их на бумаге, воспроизвести по сравнению с детьми контрольной группы.
Наибольшие приросты у детей экспериментальной и контрольной групп зафиксированы в тестах: «Узнай фигуру», «10 слов», методика Д. Векслера. Увеличение показателей в тесте А.Н. Леонтьева, методике «Пиктограммы» было менее выражено. Это говорит о том, что развитие узнавания, слуховой и зрительной памяти у детей 5-6 лет происходит достаточно интенсивно, имеют место положительные изменения в развитии памяти дошкольников.
Анализ результатов с использованием методов математической статистики детей экспериментальной и контрольной групп: на контрольном этапе выявлены достоверные статистически значимые различия практически по всем тестам. В выполнении тестовых заданий более успешными были дошкольники, занимавшиеся по экспериментальной программе, причем по подавляющему большинству контрольных измерений достоверность различий достигала высокой статистической значимости. Это подтверждает эффективность выдвинутых нами предположений о психолого-педагогических условиях развития памяти дошкольников – представителей цифрового поколения, использовании комплексного подхода для развития тех видов памяти, для которых старший дошкольный возраст является сенситивным периодом.
Таблица 2
Средние арифметические значения и оценка различий показателей развития памяти детей 5-6 лет после эксперимента
№ |
Тесты |
гр. |
N |
Средние арифметические значения и оценка показателей развития памяти дошкольников |
||
М |
U |
Р |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
«Узнай фигуру», баллы |
Э |
11 |
8,54 |
14,5 |
Р<0,01 |
К |
12 |
7,22 |
||||
2 |
«10 слов», (кратковременная память) количество названных слов |
Э |
11 |
7,44 |
28,5 |
Р<0,05 |
К |
12 |
6,24 |
||||
3 |
«10 слов» (долговременная память), количество названных слов |
Э |
11 |
5,50 |
29,0 |
Р<0,05 |
К |
12 |
4,25 |
||||
4 |
Методики Д. Векслера, баллы |
Э |
11 |
8,46 |
29,5 |
Р<0,05 |
К |
12 |
7,22 |
||||
5 |
Тест А.Н. Леонтьева, количество названных слов |
Э |
11 |
8,54 |
22,5 |
Р<0,05 |
К |
12 |
7,34 |
||||
6 |
«Пиктограммы», количество названных слов |
Э |
11 |
8,85 |
21,5 |
Р<0,05 |
К |
12 |
7,34 |
Примечания. М – среднее арифметическое значение; U – критерий U Манна-Уитни; Р – вероятность ошибки. Различия показателей являются статистически достоверными при Р≤0,05.
Таблица 3
Приросты показателей развития памяти детей 5-6 лет
№ |
Тесты |
гр. |
N |
Средние арифметические значения и оценка показателей развития памяти дошкольников |
||
∆М |
W |
Р |
||||
1 |
«Узнай фигуру», баллы |
Э |
11 |
4,25 |
4,55 |
Р<0,01 |
К |
12 |
2,66 |
17,05 |
Р>0,05 |
||
2 |
«10 слов» (кратковременная память), количество названных слов |
Э |
11 |
3,05 |
5,45 |
Р<0,01 |
К |
12 |
2,15 |
16,25 |
Р>0,05 |
||
3 |
«10 слов» (долговременная память), количество названных слов |
Э |
11 |
3,10 |
5,60 |
Р<0,01 |
К |
12 |
2,02 |
16,55 |
Р>0,05 |
||
4 |
Методики Д. Векслера, баллы |
Э |
11 |
3,25 |
5,95 |
Р<0,01 |
К |
12 |
1,99 |
18,29 |
Р>0,05 |
||
5 |
Тест А.Н. Леонтьева, количество названных слов |
Э |
11 |
2,56 |
9,12 |
Р<0,05 |
К |
12 |
1,24 |
19,02 |
Р>0,05 |
||
6 |
«Пиктограммы», количество названных слов |
Э |
11 |
2,45 |
10,25 |
Р<0,05 |
К |
12 |
0,93 |
24,06 |
Р>0,05 |
Примечания. ∆М – среднее арифметическое значение сдвигов результатов детей до и после эксперимента; n – объем выборки; W – показатель критерия Вилкоксона; Р – вероятность ошибки. Различия являются достоверными при Р<0,05.
Обсуждение результатов
Качественный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента и характеристик использования современными дошкольниками различных способов запоминания свидетельствует о том, что чуть более половины дошкольников предпочитают механический способ запоминания, в частности, проговаривание и повторение вслух, запоминание последовательности предъявляемых картинок и слов. Около 30% детей используют ассоциативный способ запоминания. Дети актуализируют свой прошлый опыт и связывают его с запоминаемым материалом, только 20% дошкольников используют логические способы запоминания, объединение заучиваемого материала общей темой. Использование смыслового способа запоминания не характерно для детей 5-6 лет.
После проведения развивающей программы при соблюдении психолого-педагогических условий можно констатировать качественный скачок в развитии памяти у дошкольников экспериментальной группы. Анализ развития способности использования детьми различных способов запоминания свидетельствует о том, что чуть более половины детей контрольной группы продолжают при выполнении заданий использовать механический способ запоминания материала, в частности, проговаривание и повторение вслух и запоминание последовательности предъявляемых картинок и слов. Среди участников экспериментальной группы количество детей, предпочитающих механический способ запоминания, значительно ниже, всего 36%. Ассоциативный способ запоминания используют 27% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы. Логический способ запоминания характерен для 18% детей экспериментальной группы и 8% дошкольников контрольной группы. Использование смыслового способа запоминания не характерно для детей контрольной группы, тогда как в экспериментальной группе стали использовать данный способ 10% детей.
Заключение
Современные дети обладают рядом ресурсов, которые можно использовать для познавательного развития: мобильность, многозадачность, гибкость мышления, активность и др. Выявление особенностей развития памяти важно для выстраивания работы с дошкольниками – будущими учащимися. Обобщая полученные результаты, можно отметить, что они подтверждают основные положения детской психологии, касающиеся развития памяти в дошкольном возрасте. Первоначально формируется узнавание, затем припоминание (как самостоятельный произвольный процесс памяти), внутри их (примерно к пяти годам) складываются разнообразные приемы воспоминания. Тем не менее у старших дошкольников наблюдается низкий уровень развития памяти, преобладает пассивное механическое запоминание и воспроизведение материала. Сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, т.е. то, что демонстрируют компьютерные игры, мобильные устройства, которыми пользуются дошкольники.
Дальнейшее развитие памяти невозможно без учета изменений, происходящих в различных сферах психической жизни ребенка, в познавательных процессах. Фрагментарность мышления, специфика восприятия, интровертированность, многозадачность, специфика и характер предоставления информации в интернете приводят к неумению выделять главное и устанавливать логические связи; преобладанию кратковременной памяти, ослаблению роли логико-рационального восприятия информации; отсутствию интереса к изучению нового [1; 2; 5; 6]. Задача, стоящая перед современным образованием, связана с пересмотром методов преподавания, использованием «любви» современных детей к информационным технологиям. Разработанные материалы можно использовать в дальнейших исследованиях, образовательной практике, обучении и воспитании дошкольников. Важно, чтобы развитие памяти детей приобретало характеристики произвольности, трансформируясь в мнемическую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.
Полученные выводы позволят расширить представления о возможностях и трудностях познавательного развития дошкольников. Мнемонические приемы, формирующиеся вслед за развитием познавательных действий, следует рассматривать как проявление деятельности мышления в реализации задач запоминания и припоминания. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программ развития памяти дошкольников, направленных на стимулирование сознательного воспроизведения опыта ребенка в игре, продуктивной и речевой деятельности.
Литература
1. Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Катушенко О.А., Сергеева Т.Н., Романовская Л.В. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 24–43. DOI:10.32744/pse.2021.1.2
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1781
В прошлом месяце: 63
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 270
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1