Взаимосвязь восприятия эмоционально значимых событий своей жизни и базисных убеждений личности студенческой молодежью в период транзитивных изменений

139

Аннотация

Работа направлена на изучение особенностей выделяемых эмоционально значимых событий собственной жизни студенческой молодежью в современном транзитивном российском обществе. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на российских студентах в период с ноября по декабрь 2022 года. В исследовании (N=176) приняли участие респонденты в возрасте от 19 до 22 лет (M=19,9; SD=0,47), граждане Российской Федерации, учащиеся московских вузов, из них 79% девушек и 21% юношей. Были использованы шкала базисных убеждений личности и анкета об эмоционально значимых событиях, которые произошли в жизни человека на протяжении последнего года. Выделены часто называемые категории событий: сферы развлечений и досуга, учебной и профессиональной деятельности, романтических отношений. Описаны межполовые различия в характере называемых эмоционально значимых событий. Полученные результаты позволили выделить значимые базисные убеждения личности – «позитивный образ Я», «вера в удачу» и «убежденность в контроле». Определен характер взаимосвязи базисных убеждений личности и выделяемых эмоционально значимых событий.

Общая информация

Ключевые слова: базовые убеждения, эмоции, молодежь, студенчество, транзитивность , жизненная позиция

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150201

Получена: 27.04.2023

Для цитаты: Маркина О.С., Молчанов С.В. Взаимосвязь восприятия эмоционально значимых событий своей жизни и базисных убеждений личности студенческой молодежью в период транзитивных изменений [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 2. С. 3–17. DOI: 10.17759/psyedu.2023150201

Полный текст

Введение

Происходящие в современном российском мире социальные и политические изменения находят отражение как в поведении человека, так и в характере его психического функционирования. Происходит трансформация требований к эмоциональной устойчивости, жизнестойкости, переживанию оптимизма, что позволяет сохранить стабильность психологического благополучия человека. Эпоха динамических изменений социального мира всегда содержит как пространство новых возможностей, так и определенные риски для психологического функционирования человека. Постоянство изменений, высокая неопределенность и непредсказуемость последствий трансформаций социума являются характеристиками транзитивного общества, в то же время раскрывающего множественность вариантов социальных пространств самоопределения и самореализации [1; 2; 6; 9]. В литературе описано понятие кризисной (жесткой) транзитивности, когда возникают резкие изменения, воспринимаемые как шоковая ситуация, переживаемые как временные, требующие значительных психологических ресурсов для того, чтобы с ней справиться [10; 11; 18; 21]. Происходящие в современном мире глобальные политические, социальные, экономические и ценностные трансформации на групповом и индивидуальном уровнях могут быть рассмотрены как события кризисной транзитивности. Подобная событийность находит отражение в изменении качества жизни человека [8; 20; 23]. Отмечается, что задача исследования современного содержания кризисов транзитивности выступает важным вызовом современной психологической науки [5; 12; 22].

Период студенчества с возрастно-психологической точки зрения может быть описан как период вступления во взрослость (18-22 года) или начало периода молодости (с 20 лет) [4; 7]. Молодость рассматривается как «время путешествий», в ходе которого должен быть решен ряд задач развития этого возраста. Задачи развития молодости, выделенные Р. Хевигхерстом, связаны с областями будущей и обретаемой семейной жизни, включая отношения любви, развитием профессиональной карьеры и социальных отношений, с принятием гражданской ответственности, процессами самоисследования, самопознания с дальнейшим развитием идентичности [15]. Происходит формирование идентичности через установление отношений – развитие личного Я, Я как члена семьи, Я профессионального. Таким образом, погруженность в область становления уникальных отношений интимности со значимым другим, профессиональная самореализация, построение мечты, основанной на реальных возможностях мира, обеспечивают условия нормативно-возрастного развития в период молодости. Однако реализация указанных видов жизнедеятельности происходит в конкретных социальных условиях, которые в современном мире характеризуются проявлениями резкой социальной транзитивности.

Актуальность изучения того, как происходящие изменения отражаются в характере переживания молодыми людьми событийности собственной жизни, определяется влиянием самого переживания на субъектную позицию личности. С одной стороны, мы наблюдаем погруженность в виды активности, обеспечивающие решение задач развития периода молодости, с другой стороны, наблюдаются значительные трансформации социального мира, которые могут находить отражение в субъективной эмоциональной значимости событий своей жизни и в тех личностных выборах, которые необходимо сделать в процессе жизненного самоопределения.

Изменения социального мира влияют на характер решения возрастно-психологических задач развития так же, как и личностные особенности самого человека. Модель базисных убеждений личности, предложенная в работах Р. Янофф-Бульман, представляет собой ряд когнитивно-эмоциональных имплицитных представлений, которые обеспечивают стабильность субъективной картины мира с выделением опоры в окружающем мире [17; 19]. Базовые убеждения личности могут быть соотнесены с компонентами психологического благополучия. Это позволяет ряду авторов рассматривать базисные убеждения как субъективно конструируемую человеком картину мира, составляющую основу психологического благополучия и личностный потенциал его развития [13].

В рамках нашего исследования мы были сфокусированы на изучении того, какие происходящие в индивидуальной жизни молодежи события переживаются как эмоционально значимые с учетом личностных особенностей каждого человека – базисных убеждений личности, которые, с нашей точки зрения, могут выступать условиями успешного преодоления периодов транзитивности.

Метод и методики

Цель нашего исследования – изучение особенностей выделяемых эмоционально значимых событий собственной жизни студенческой молодежью в современном транзитивном российском обществе. Гипотеза исследования: выделяемые эмоционально значимые события собственной жизни взаимосвязаны с уровнем базисных убеждений личности у студенческой молодежи.

Задачи исследования:

  1. Изучение содержания выделяемых эмоционально значимых событий собственной жизни студенческой молодежью.
  2. Исследование межполовых различий в выделяемых эмоционально значимых событиях собственной жизни у студенческой молодежи.
  3. Исследование базисных убеждений личности как характеристик психологического благополучия у студенческой молодежи.
  4. Изучение взаимосвязи уровня базисных убеждений личности с выделяемыми эмоционально значимыми событиями различных сфер жизни студенческой молодежью.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

  1. Авторская анкета для респондента об эмоционально значимых событиях, произошедших на протяжении последнего года. Сбор данных респондентов о субъективно эмоционально значимых событиях последнего года допускал возможность назвать до 5 произошедших событий в свободной форме. Таким образом, общее количество событий, которые могли назвать респонденты с учетом размеров выборки, – 885. В 134 случаях события не назывались, что составляет 15,1% от общего числа потенциально названных событий. Полученные содержательные ответы на основании проведенного контент-анализа были разбиты на 9 сфер жизни: сферы отношений (отношения в семье, с друзьями и романтические отношения); события, связанные со здоровьем; события, связанные со смертью; сфера учебной и профессиональной деятельности; сфера изменений жизни в области материальных ценностей; сфера личностных внутренних изменений; тема специальной военной операции; сфера развлечений.
  2. Шкала базисных убеждений, разработанная Р. Янов-Бульман, адаптированная М.А. Падуном, А.В. Котельниковой [17]. Методика направлена на определение выраженности пяти базисных убеждений, рассматриваемых как ядро нашего субъективного мира: «доброжелательности окружающего мира», «справедливости окружающего мира», «позитивности образа Я», «веры в удачу» и «убежденности в контроле над жизнью».

В исследовании приняли участие 176 человек в возрасте от 19 до 22 лет (M=19,9; SD=0,47), граждане Российской Федерации, учащиеся московских вузов. Среди респондентов было опрошено 139 девушек (79%) и 38 юношей (21%). Сбор данных осуществлялся на добровольной основе в групповой форме, при прямом присутствии исследователя. Время сбора данных – ноябрь-декабрь 2022 года.

Результаты

Рассмотрим особенности распределения эмоционально значимых событий в жизни молодежи за последний год. Напомним, что респонденты были свободны в выборе содержания и количества ответов в этой анкете. В ходе качественного анализа полученные ответы были разбиты на 9 сфер жизни: сфера отношений (отношения в семье, с друзьями и романтические отношения); события, связанные со здоровьем; события, связанные со смертью; сфера учебной и профессиональной деятельности; сфера изменений жизни в области материальных ценностей; личностные внутренние изменения; тема специальной военной операции; сфера развлечений. Выделим наиболее часто называемые события для каждой сферы жизни. Для отношений в семье – общение, ссоры и примирения, разговоры на важные темы, празднование семейных праздников и рождение родственников. Для отношений с друзьями – общение, новые друзья, разрыв дружеских отношений, возобновление старых дружеских отношений. Для романтических отношений – влюбленность, усиление переживаемых чувств к партнеру, юбилеи отношений и совместная радость, расставание, воссоединение. В области здоровья отмечались такие события, как возникающие или продолжающиеся проблемы со здоровьем, активное медицинское лечение и операции, сложности в области как соматического, так и психического здоровья. В сфере смерти назывались события, связанные со смертью родственников или знакомых. Сфера учебной и профессиональной деятельности включает в себя указание на успешную сдачу сессий и курсовых работ, получение образовательных скидок за высокую успеваемость, стажировки, трудности в обучении и сдаче сессий, опасности и риски отчисления, опыт поиска работы, опыт работы, продвижения на работе с перспективами полноценного трудоустройства после окончания обучения, увольнения. Сфера изменений в жизни в области материальных ценностей сфокусирована как на обретении желаемого – телефоны, компьютеры, одежда, автомобиль, квартира, получение автомобильных прав, зарабатывание денег, так и на потерях дорогих материальных объектов. Сфера личностных внутренних изменений включала указание на разнообразные внутренние достижения (например, переосмысление жизненных целей, лучшее осознание себя, личностные изменения различных направлений в области агрессии, тревоги, страхов, застенчивости, уверенности в себе; изменение религиозных установок). Тема специальной военной операции нашла отражение в указании таких событий, как начало специальной военной операции, мобилизация, риски последствий мобилизации для себя и близких людей. Сфера развлечений включает в себя указание на путешествия, отдых в конкретных местах, посещение увеселительных мероприятий, концертов. Полученное распределение частоты эмоционально значимых событий по сферам для всей выборки и с учетом межполовых различий представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение эмоционально значимых событий в жизни за последний год по сферам жизни для всей выборки и с учетом межполовых различий (N=176)

Сфера жизни

% от общего числа ответов по всей выборке

Межполовые различия

(% от общего числа ответов)

 

 

мужчины

женщины

Сфера отношений в семье

Сфера отношений с друзьями

Сфера романтических отношений

События, связанные со здоровьем

События, связанные со смертью

Сфера учебной и профессиональной деятельности

Сфера изменений материальных ценностей

Личностные внутренние изменения

Тема специальной военной операции

Сфера развлечений и досуга

7,6

9,9

14,7

2,5

2,8

17,8

 

8,5

6,9

6,2

23,1

3,5

5,4

11,4

0,8

1,3

16,3

 

11,6

8,1

5,4

35,4

8,4

10,9

15,4

2,8

3,2

18

 

7,7

6,3

6,4

19,9

 

Как мы видим из приведенных выше результатов, наиболее часто назывались события из области развлечений (23,1% ответов от общего числа результативных ответов), сферы учебной и профессиональной деятельности (17,8% ответов) и области романтических отношений (14,7% ответов). Наименьшее количество ответов было дано для событий, связанных со здоровьем и смертью (2,5% и 2,8% соответственно). Событийность в других сферах – отношения с семьей и друзьями, личностные внутренние изменения, изменения в материальной сфере и тема специальной военной операции – варьируется в рамках 6-10% встречаемости. Отметим, что если объединить все группы сферы отношений (семья, друзья и романтические отношения), то это будет наиболее насыщенная событиями область жизни – 32,2% от общего количества ответов.

Рассмотрим межполовые различия в распределении эмоционально значимых событий в жизни за последний год. Наиболее часто называемые события и для девушек, и для молодых людей относятся к сферам области развлечений, далее – сфере учебной и профессиональной деятельности и, наконец, области романтических отношений. Однако существуют различия в интенсивности встречаемости событий. Так, юноши статистически значимо чаще, чем девушки, указывают на события сферы развлечений (35,4% для мужчин и 19,9% для женщин) (Хи-квадрат Пирсона при р=0,006). Суммарно событийность сферы отношений (семья, друзья и романтические отношения) девушек статистически значимо гораздо насыщенней, чем у молодых людей (34,7% для женщин и 20,3% для мужчин) (Хи-квадрат Пирсона при р=0,007): девушки чаще вспоминают о романтических отношениях (15,4% для женщин и 11,4% для мужчин), о семейных отношениях (8,4% для женщин и 3,5% для мужчин) и дружеских отношениях (10,9% у женщин и 5,4% у мужчин). Отметим, что суммарная событийность сферы отношений девушек превышает частоты упоминания о развлечениях (34,7% и 19,9% соответственно). Для юношей же сфера развлечений остается наиболее называемой даже при сравнении с суммарной событийностью сферы отношений (35,4% и 20,3% соответственно). Юноши статистически значимо чаще, чем девушки, называют события в сфере изменений материальных ценностей (11,6% для мужчин и 7,7% для женщин) (Хи-квадрат Пирсона при р=0,003). Сфера учебной и профессиональной деятельности называется достаточно равномерно (18% для женщин и 17,8% для мужчин). Частота упоминаний событий в области личностных внутренних изменений также примерно равна (8,1% для мужчин и 6,3% для женщин). Тема специальной военной операции встречается с одинаковой частотой. Если мы рассмотрим события с самой низкой частотой упоминаний – связанные со здоровьем и смертью, то для девушек частота несколько выше (2,8% женщин и 0,8% мужчин – для сферы здоровья; 3,2% женщин и 1,3% мужчин – для темы смерти).

Отметим, что характер социальных контактов также оказывает влияние на называемые события. Так, при сравнении подгрупп по критерию наличия/отсутствия романтических отношений в настоящий момент общее распределение эмоционально значимых событий по сферам достаточно одинаково, кроме 2 областей – отношений с друзьями и романтических отношений. У респондентов с наличием актуальных романтических отношений событий, связанных с этой сферой, больше (17,8% для респондентов с актуальными отношениями и 10,8% – без), в то время как молодые люди, не находящиеся в настоящее время в таких отношениях, чаще указывают события, связанные с дружескими отношениями (17,5% и 10,9% соответственно). Интересно, что для обеих групп общее количество событий, связанных с различными отношениями (семья, друзья, любовь), практически равно (35% для лиц с романтическими отношениями и 37,1% – без), но существуют различия в характере называемых событий. При сравнительном анализе молодежи с актуальным опытом подработки и без него различий в характере называемых событий обнаружено не было.

Рассмотрим особенности базисных убеждений личности. Полученные результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2

Особенности базисных убеждений молодежи для всей выборки и гендерных групп (N=176)

Шкала ШБУ/

Группа

Вся выборка

Женщины

Мужчины

M

SD

M

SD

М

SD

Доброжелательность окружающего мира

3,37

0,833

3,37

0,875

3,39

0,667

Справедливость окружающего мира

3,49

0,757

3,48

0,747

3,53

0,809

Позитивность образа Я

4,36

0,952

4,37

0,990

4,34

0,813

Вера в удачу

4,07

0,820

4,11

0,801

3,92

0,888

Убежденность в контроле

3,97

0,591

3,97

0,602

3,96

0,565

 

Как видно из приведенных выше данных, наиболее ярко выражено такое базисное убеждение субъективного мира, как «позитивность образа Я», далее располагаются «вера в удачу» и «убежденность в контроле». Наименее принимаемыми являются убеждения в справедливости окружающего мира и его доброжелательности. Выраженность «позитивного образа Я» по сравнению с другими базисными убеждениями подчеркивается статистически значимыми различиями (критерий Уилкоксона, при р=0,01). Базисные убеждения «вера в удачу» и «убежденность в контроле» значимо предпочитаются шкалам «убежденности в справедливости окружающего мира и его доброжелательности» (критерий Уилкоксона, при р=0,01). Отметим отсутствие значимых межполовых различий в выраженности базисных убеждений.

Рассмотрим особенности взаимосвязи выраженности эмоционально значимых событий и базисных убеждений личности. Проведенный корреляционный анализ показал определенные взаимосвязи таких сфер событий, как «учеба и профессия» и «развлечения и досуг» с отдельными базисными убеждениями личности. Наличие эмоционально значимых событий в области учебы и профессии связано с верой в удачу (коэф. кор. Спирмена ρ=0,434 при р=0,05) и убежденностью в контроле (коэф. кор. Спирмена ρ=0,269 при р=0,01), а событийность в сфере развлечений – с верой в доброжелательность окружающего мира (коэф. кор. Спирмена ρ=0,281 при р=0,05) и образом Я (коэф. кор. Спирмена ρ=0,253 при р=0,01). Надо отметить, что количество полученных взаимосвязей не так велико, как мы ожидали. Мы провели анализ взаимосвязи базисных убеждений личности и наличия эмоционально значимых событий по сферам (факт наличия или отсутствия событий). Было показано, что наличие позитивного образа Я связано с появлением событий в области развлечений и досуга, а также здоровья (Хи-квадрат Пирсона при р=0,048 и р=0,004 соответственно), а убежденность в контроле оказалась связана с упоминанием событий, связанных с СВО (Хи-квадрат Пирсона при р=0,024).

Далее был проведен более дифференцированный анализ связи базисных убеждений личности и упоминаемой событийности. Для сравнительного анализа в области сферы развлечений мы разделили выборку на 2 подгруппы – молодежь с упоминанием двух и более событий сферы развлечений и молодежь с упоминанием одного события данной сферы. Были получены статистически значимые различия в оценке базисных убеждений о доброжелательности окружающего мира (критерий Манна-Уитни при р=0,05) и позитивном образе Я (критерий Манна-Уитни при р=0,05). Для всех указанных параметров были получены более высокие оценки для молодежи с активным упоминанием сферы развлечений в области эмоционально значимых событий. Сферы здоровья и смерти были объединены, так как, во-первых, это события, которые объединяет негативная эмоциональная оценка, во-вторых, выявлена содержательная близость этих событий, в-третьих, небольшой объем ответов для ряда тем поставил перед нами вопрос о возможности объединения близких, но не одинаковых сфер жизни. Сравнительный анализ сферы здоровья и смерти позволил выделить подгруппы респондентов, которые упоминали и не упоминали об этих событиях. Для респондентов, не называющих эти события, характерен более позитивный образ Я (критерий Манна-Уитни при р=0,05). При сравнительном анализе групп молодежи с наличием упоминаний специальной военной операции и событий, связанных с ней, и без упоминания выявлен статистически значимый более низкий уровень результатов по шкалам «доброжелательность окружающего мира» и «убежденность в контроле» (критерий Манна-Уитни при р=0,05 для обеих шкал) для группы, участники которой назвали эмоционально значимыми события специальной военной операции. Анализ сферы учебной и профессиональной деятельности показал, что более редкое упоминание событий данной категории как эмоционально значимых связано с большей выраженностью веры в удачу (критерий Манна-Уитни при р=0,01).

Обсуждение результатов

Анализ оценок студентами эмоционально значимых событий, произошедших в последний год жизни, обнаруживает достаточный уровень психологической устойчивости современной молодежи к событиям, являющимся причиной кризисной транзитивности. В модели У. Бронфенбреннера события макро- и мезоуровней могут выступать значимыми условиями, определяющими характер жизни человека [7]. Так, проведение специальной военной операции и последовавшие за этим социально-экономические изменения могли бы выступать как события, значительно изменяющие представления о собственной жизни. Например, как показывает более ранний анализ отношения к боевым действиям, взаимосвязь индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей и отношения к войне носит сложный характер. Даже параметры стресса оказываются далеко не всегда связаны с негативным отношением к боевым действиям [16].

Однако, как показывают полученные нами данные, наблюдается фокусировка респондентов на эмоционально значимых событиях, связанных с решением возрастно-психологических задач развития периода вступления во взрослость: сферы межличностных отношений, развлечений и досуга, профессиональной деятельности выступают как более часто упоминаемые. Называемые эмоционально значимые события последнего года в основном связаны с позитивным эмоциональным фоном, не фокусированы на возможных трудностях и событиях периода кризисной транзитивности. Представляется, что высокие оценки эмоциональной значимости событий в сфере развлечений и досуга, профессиональной деятельности и романтических отношений являются типичным переживанием для молодых людей и в равной степени проявляются и в период стабильного социально-экономического развития страны.

Перспективой дальнейшего исследования должно стать изучение психологических условий и ресурсов, определяющих ресурсный потенциал толерантности к фрустрации и центрацию современной молодежи на социальных проблемах. В исследовании молодежи, направленном на изучение ресурсов преодоления опыта социальной изоляции в период пандемии COVID-19, было показано, что при наличии роста показателей стресса, тревожности, страха и эмоциональной нестабильности происходившие трансформации воспринимались большинством респондентов как новое пространство социального познания и возможностей в образовательной и межличностной коммуникации. Выделялись 3 стратегии как ресурсы адаптации – стратегия, направленная на себя, стратегии, направленные на помощь и эмоциональную поддержку других и жизненное пространство вокруг себя [3]. В нашем исследовании мы предполагали, что активная жизненная позиция, выраженная в системе базисных убеждений личности, позволяет молодежи успешно справляться с происходящими изменениями социального характера без фокусировки внимания на негативных эмоциональных аспектах происходящих событий. Мы получили определенное подтверждение данному предположению, находящее выражение в связи базисных убеждений в доброжелательность мира со сферой развлечений и досуга и эмоциональной значимостью событий специальной военной операции; позитивного образа Я – со сферой развлечений и здоровья, веры в удачу – со сферой учебной и профессиональной деятельности, убеждения в контроле – с событиями СВО. Вместе с тем остается открытым вопрос о характере взаимосвязи базисных убеждений и эмоционального отношения молодежи к событиям своей жизни.

Изучение причинно-следственных связей между эмоциональной значимостью жизненных событий и личностными особенностями также составляет перспективу дальнейшего исследования. Таким образом, можно говорить о том, что событийная транзитивность оказывается на периферии эмоциональной значимости для большинства молодых людей в период вступления во взрослость.

Выводы

Проведенное исследование позволило составить картину эмоционально значимых жизненных событий студенческой молодежи в современном транзитивном обществе. Наиболее распространенными категориями эмоционально значимых событий выступают сферы развлечений и досуга, учебной и профессиональной деятельности, романтических отношений. Можно говорить о том, что события с высокой эмоциональной значимостью релевантны возрастно-психологическим задачам развития периода молодости. Обнаруженные межполовые различия связаны с большей ориентировкой девушек на событийность сферы межличностных отношений (семья, друзья и романтические отношения), юношей – на сферу развлечений. Высокие оценки базисных убеждений – «позитивный образ Я», «вера в удачу» и «убежденность в контроле» – студенческой молодежью в целом совпадают с результатами предшествующих исследований и свидетельствуют об уверенности в себе и возможности контроля своей жизни, вере в удачу. Ранее было обнаружено, что сбалансированный тип психологического благополучия в его ценностной составляющей также связан с восприятием мира как доброжелательного и справедливого, позитивным образом Я и уверенностью в контроле над жизнью [14]. Таким образом, можно говорить о достаточном уровне психологического благополучия выборки студенческой молодежи, что находит отражение и в содержании, и в оценке называемых эмоционально значимых событий собственной жизни в условиях транзитивности современного общества. Была выявлена связь ряда базисных убеждений студенческой молодежи с эмоциональной оценкой значимости жизненных событий, однако анализ характера связи требует продолжения исследования.

Литература

  1. Арендачук И.В., Усова Н.В., Кленова М.А. Особенности социальной активности российской молодежи в условиях вынужденных социальных ограничений // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. С. 182–199. DOI:10.17759/sps.2022130411
  2. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Приглашение к диалогу] // Сборник Mobilisinmobile: личность в эпоху перемен / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: МГУ, 2008. С. 57–
  3. Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Опыт жизнедеятельности и ресурсы преодоления трудностей социальной изоляции в первый период пандемии COVID-19 у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. C. 10– DOI:10.17759/sps.2021120102
  4. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для ВУЗов. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 415 с.
  5. Гришина Н.В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология личности: Пребывание в изменении / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 117–154.
  6. Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Стельмах С.А., Бурдина Е.И. Представления о настоящем и будущем страны как фактор эмиграционной активности студенческой молодежи: кросс-культурный анализ // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 1. С. 111–131. DOI:10.17759/sps.2023140107
  7. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Айрис, 2005. 237 с.
  8. Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. С. 142–162. DOI:10.17759/sps.2022130409
  9. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015. 310 c.
  10. Марцинковская Т.Д. Современная психология – вызовы транзитивности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том 8. № 42. С. 1. DOI:54359/ps.v8i42.533 URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.02.2023).
  11. Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Том 9. № 49. С. 9. DOI:10.54359/ps.v9i49.430 URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.02.2023).
  12. Марцинковская Т.Д. Переживание кризиса транзитивности в реальном и виртуальном пространствах: личностный и социальный контекст // Вестник РГГУ: Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4. С. 30– DOI:10.28995/2073-6398-2022-4-30-40
  13. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Тoм 24. № 4. C. 22– DOI:10.17759/pse.2019240402
  14. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Особенности психологического благополучия молодежи с различным опытом и мотивацией волонтерской деятельности // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Т. 6(46). С. 181–192. DOI:23951/2307-6127-2022-6-181-192
  15. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 352 с.
  16. Неврюев А.Н., Сариева И.Р. Как узнать, кто и почему (не)одобряет войну? Современные исследования отношения к войне [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. C. 80– DOI:10.17759/jmfp.2022110108
  17. Падун М.А., Котельникова А.В. Методика исследования базисных убеждений личности. М.: Лаборатории психологии и психотерапии посттравматического стресса ИПРАН, 2007. 95 с.
  18. Ткаченко Д.П. Изменения эмоционального интеллекта в процессе социализации подростков в стабильные и кризисные периоды развития общества [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. № 11(61). С. 7. DOI:54359/ps.v11i61.266 (дата обращения: 30.02.2023).
  19. Janoff‑Bulman R., Carnes N.C. The model of moral motives // Atlas of Moral Psychology / Eds. K. Gray, J. Graham. New York: Guilford Publications, 2019. P. 223–230.
  20. Perchtold C.M., Papousek I., Fink A., Weber H., Rominger C., Weiss E.M. Gender Differences in Generating Cognitive Reappraisals for Threatening Situations: Reappraisal Capacity Shields Against Depressive Symptoms in Men, but Not Women // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00553
  21. Silbereisen R.K., Pinquart M., Reitzle M., Tomasik M., Fabel K., Grümer S. Psychosocial Resources and Coping with Social Change. SFB 580 Mitteilungen. 2008. 131 p.
  22. Silbereisen R.K., Chen X. Social change and human development: Concept and results. SAGE Publ. Ltd. 2010. 318 p. DOI:10.4135/9781446252161
  23. Stephan M., Markus S., Gläser-Zikuda M. Students' Achievement Emotions and Online Learning in Teacher Education // Frontiers in Education. 2019. Vol. 4. Article ID 109. 12 p. DOI:10.3389/feduc.2019.00109

Информация об авторах

Маркина Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (ФГОБУ ВО «Финансовый университет»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3853-7789, e-mail: osmarkina@fa.ru

Молчанов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5147-3551, e-mail: s-molch2001@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 531
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 139
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2