Психогигиена гипнотических воздействий: метод содействующей атрибуции

894

Аннотация

В работе раскрыты психологические закономерности возникновения спонтанной формы гипноза, требования к психофизиологическому состоянию психолога-эксперта и его основные личностные черты, которые имеют важное значение при применении предложенного метода. Дано описание применения метода содействующей атрибуции психологами-экспертами, изложены показания и противопоказания к его использованию в работе с особыми состояниями сознания человека. Приведено описание применяемого набора «Блыск», включающего специфические атрибуты отражения световой энергии, которые обладают необходимыми физическими свойствами. Определены условия, возможности и допустимые этические пределы применения метода содействующей атрибуции в межличностных взаимодействиях, позволяющие избегать психологической интервенции в мотивационную сферу личности опрашиваемого. Освещены психогигиенические особенности применения гипнотических воздействий, обеспечивающие сохранность индивидуально-личностной конституции, обратимость изменяемых состояний.

Общая информация

Ключевые слова: спонтанный гипноз, набор "Блыск", психогигиена, содействующей атрибуции метод

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Болтивец С.И. Психогигиена гипнотических воздействий: метод содействующей атрибуции [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n2/40891 (дата обращения: 03.12.2024)

Полный текст

Определение гипнотических воздействий, воспринимаемых человеком как вмешательство, предполагающее временной отказ от врожденных механизмов самозащиты и бдительности, требует разграничения с теми особыми состояниями сознания, которые естественно возникают в межличностных отношениях и через которые, по словам Милтона Г. Эриксона, человек в течение дня проходит множество раз. В первую очередь важно выделить мотивационные механизмы, которые, в отличие от психотерапевтических ожиданий, осуществляют самокомпенсацию чувства безопасности, защищенности. В экспериментально-психологической практике – это определение взаимной диспозиции в межличностных отношениях, отграничивающей от вмешательства в любые другие сферы личности опрашиваемого человека, от предмета гипнотического опроса, на который необходимо осознанное согласие опрашиваемого.

Во-вторых, среди наиболее общих психогигиенических условий необходимо учитывать наличие спонтанного гипноза в любых контактах между людьми, так как случаи взаимодействия психологов-экспертов с опрашиваемыми не являются исключением. Так, современный австралийский психотерапевт Евген Глыва справедливо считает спонтанный гипноз явлением «более распространенным, чем о нем говорят, а еще меньше пишут» [4, с. 476]. «Мне, – пишет Е. Глыва, – приходилось встречаться с этим явлением еще во время заключения в тюрьмах и концлагерях, когда узники проявляли особенные сверхприродные способности – выносливость, самоконтроль, силу воли и самообладание, а также – контроль над природными физиологическими процессами» [там же, с. 476−477].

Из приведенных на международных конгрессах по гипнотерапии примеров доктора Е. Глывы видно, какое большое значение уделяет личность внутренней мотивации к своему биологическому самосохранению, подсознательно исторгая спонтанно вызванный аутогипноз с целью самопомощи как «сверхъестественную силу», которая в обычных условиях не проявляется.

Таким образом, проявление спонтанного гипноза и аутогипноза в межличностных отношениях психологов-экспертов и опрашиваемых имеет и будет иметь место в повседневной практике, даже не осознаваясь субьектами межличностного взаимодействия, однако при этом будет осуществляться разная направленность, регулятором которой выступает инстинкт самосохранения с одной (например, для эксперта – это деятельностный успех, состоящий в подтверждении профессиональной состоятельности, возможность избежать корпоративных санкций за безрезультатные действия и т. д.) и с другой стороны (для опрашиваемого – сохранение себя, избегание осложнений, опасности для своего социального статуса и личностного самовосприятия, дальнейших жизненных последствий).

Безотносительно к этим механизмам мотивационной сферы личности спонтанное гипнотическое воздейстиве индуцируется условиями опроса, к которым относятся место, время суток, внешняя атрибуция.

Так, наши исследования подтверждают важную роль специально организованного видимого опрашиваемым пространства. И если в психотерапии для проведения психоанализа широко применяется метод чтения кристалла или зеркала, то в практике экспертно-психологического опроса эту же роль выполняют другие специфические атрибуты: предложение рассмотреть глянцевые фотографии, имеющие прямое или косвенное отношение к событию, об обстоятельствах которого осуществляется опрос. Для индукции неспецифических гипнотических состояний в институте психологии им. Григория Костюка Национальной академии педагогических наук Украины нами был подобран и экспериментально испытан набор блестящих полупрозрачных шаров, часть из которых имела эллипсовидную форму размером 15–35 мм в диаметре, изготовленных из сплава стекла с рутением для придания необходимой твердости и стойкости, предупреждающей вероятность их разбивания от раскатывания, падения на пол при любых неосторожных действиях с ними испытуемых, входящих в неспецифические гипнотические состояния.

Для увеличения эффекта разнонаправленности отражения, который должен был быть наблюдаем без разрывов в зрительном восприятии из любой точки расположения возле него испытуемого, использовалось отлитое из прозрачного стекла соединение трех конусов, служащее тройным фиксатором для концентрации взгляда, а в перевернутом виде – вместилищем блестящих шаров, который был предназначен для удерживания спонтанного гипнотического состояния испытуемого в процессе расспроса.

Использование набора «Блыск» позволило выявить значительную дифференциацию гипновидных состояний испытуемых, среди которых наибольшей выраженностью отличались лица с повышенной эмоциональностью или пребывающие в состоянии возбуждения и гиперактивности. Применение этого оснащения позволило выявить закономерности опроса человека, находящегося в более возбужденном, чем обачно, состоянии. При атрибутивном использовании предложенного нами набора «Блыск» с целью воссоздания опрашиваемым обстоятельств определенного происшествия это позволяет получить детализированную картину происшедшего, однако не влияет на восстановление последовательности событий. Круглые и эллипсовидные шары используются для обозначения места расположения и перемещения основных действующих лиц расследуемого происшествия.

При проведении опроса с использованием предложенного нами метода содействующей атрибуции важно учитывать, что опрашиваемый сохраняет способность активно противостоять неприемлемым требованиям опрашивающего и беспрепятственно будет выполнять только нейтральные для личности инструкции, которые не вступают в противоречие с его убеждениями и основными чертами характера.

Противопоказаниями и в этом случае, как в любой работе с особыми состояниями сознания, на что обращают внимание Т. И. Ахмедов и М. Е. Жидко, «считаются психозы и различные варианты органической патологии большой степени тяжести. Однако исследователь И. П. Брязгунов выделяет абсолютные и относительные противопоказания к работе с особыми состояниями сознания и конкретно – к гипнозу. К абсолютным противопоказаниям он относит интоксикации, высокую температуру, случаи, когда гипноз может провоцировать компенсированные нарушения в организме (диэнцефальные и гипертонические кризы, эпилептические и истерические припадки), а также все случаи нарушения сознания и интеллекта (...). К относительным противопоказаниям он относит заболевания, при которых осложнения могут появиться в результате возможного волнения, нередко наступающего перед терапевтической сессией или непосредственно во время ее (сердечно-сосудистая недостаточность, склонность к кровотечениям и др.)» [1, с. 181−182]. Учитывая это, забота о состоянии здоровья опрашиваемого требует от психолога-эксперта предварительного медико-психологического заключения, исключающего сомнения в наличии как абсолютных, так и относительных противопоказаний для применения хоть и атрибутивных, но все же воздействий, связанных с гипнотическими изменениями сознания человека.

Предложенный нами метод предполагает применение набора «Блыск», который имеет четыре эллипсовидных шара 20х30 мм, что соответствует двойному увеличению двух параметров естественного волновода световых и других видов электромагнитных колебаний, которым являются глаза человека: вместо двух человеческих глаз – четыре волновода, увеличенных вдвое в своих размерах, но сохраняющих общий контур подобия. Остальные 100 круглых 15-миллиметровых шаров выполняют фоновую функцию, суммарно увеличивая отражение световой энергии и одновременно – отграничивая элипсовидные волноводы большего размера, имитирующие естественную форму глаз.

Этот наш подход базируется на киевских исследованиях института экпериментальной патологии, онкологии и радиобиологии им. Р. Е. Кавецкого [6], опытах В. Л. Введенского и В. И. Ожогина, свидетельствующих, что глаз воспринимает, перерабатывает и превращает в биоэлектрические импульсы только часть световой энергии, а другая часть светового потока отражается обратно во внешнюю среду, т. е. глаз испускает электромагнитные частоты, которые можно зарегистрировать [2].

Это подтверждает и исследование Е. С. Вельховера, утверждающего, что хроматофоры – меланинсодержащие клетки радужной оболочки – являются светозащитными клетками, которые расположены в средней сосудистой оболочке глаза, образуя пигментный щит – фильтр, поглощающий и отражающий избыток внешней энергии [3]. Исходя из этого положения, эллипсовидным шарам набора «Блыск» была придана содержащаяся внутри тепло-голубая и охристо-желтая пигментация, призванная вызывать наиболее общие, приемлемые для большинства людей зрительные ассоциации с голубизной неба, далекой дымки, песочным цветом слегка освещенной солнцем и поэтому теплой земли.

В связи с применением набора «Блыск» как инструментария метода содействующей атрибуции, позволяющего индуцировать спонтанное гипнотическое состояние во время проведения экспертно-психологического опроса, вполне уместен вопрос, важный для психического благополучия опрашиваемого, о его информированном согласии на это использование. Такое согласие является обязательным условием применения предложенного метода. Вместе с этим, учитывая противопоказания опрашиваемых, важное значение имеют личностные черты и психофизиологическое состояние психологов-экспертов, проводящих спонтанный гипнотический опрос с применением предложенного метода. Основные из них:

  1. Ассертивность как личностная черта и как психологическая позиция освободителя и защитника опрашиваемого человека.
  2. Синтонность как созвучность среде и состоянию другого человека, которая может не переходить в эмпатию (желание сочувствовать), однако выражающаяся в том, что обстоятельства расследуемого происшествия принимаются в общем жизненном контексте со всеми его противоречиями, радостями и печалями. В связи с этим интересные данные по изучению синтонности в межличностных отношениях были получены в 1928 году Ф. Д. Забугиным, который разрабатывал психогигиенические требования к педагогам как к профессионалам в системе отношений типа «человек-человек» [5].
  3. Подготовленность к проведению гипнотического опроса с использованием метода содействующей атрибуции.
  4. Собственное состояние работоспособности, которое должно исключать временное недомогание: простуду, головные боли, мышечную усталость, рассеянность, возбужденность и т. д. Психолог-эксперт должен приступать к процедуре гипнотического опроса здоровым, энергичным, спокойным, внимательным и целеустремленным в пределах оговоренной диспозиции.
  5. Стойкость к неудачам, понимание и принятие, что изменчивость психических состояний опрашиваемых и постоянная изменчивость жизненных обостоятельств, лишая одних, постоянно открывают новые возможности, которые требуют применения соответствующим образом видоизмененных методов.

Гипнотическое воздействие как индуцирование особых, отличающихся от повседневных и привычных, состояний психики, требует определенных условий, необходимость которых отмечают многие исследователи. Так, Е. Глыва среди главных условий и факторов называет «необходимое спокойствие, устранить средства, которые могут мешать в процессе концентрации» (...). И далее: «…желательно, чтобы свет в комнате, в которой гипнотизируется пациент, не был слишком резким» [4, с. 39], «…безопасное, спокойное и удобное помещение; концентрация внимания на одном элементе, то есть на одном внешнем объекте» [там же, с. 462], а Т. И. Ахмедов и М. Е. Жидко – четкое соблюдение жесткого условия «единства времени, места и действующих лиц» [1, с. 193].

Однако, в отличие от названных исследователями и практиками гипнотического воздействия условий, использование описанного нами метода при помощи набора «Блыск», наоборот, предполагает наличие нормальной освещенности шаров, эллипсов и конусов, необходимое для изменения обычного состояния опрашиваемого, образно говоря, – перехода в состояние «освещения неясностей» при помощи концентрации на них внимания.

Таким образом, психогигиена гипнотических воздействий с применением метода содействующей атрибуции предполагает обеспечение сохранности индивидуально-личностной конституции опрашиваемого и обратимости тех измененных состояний психики, которые используются в рамках четко определенной межличностной диспозиции опрашивающего и опрашиваемого. Используемый набор «Блыск» по своим отражательным характеристикам не отличается от используемых в быту блестящих предметов, таких как зеркала, люстры, хрустальные и стеклянные украшения, драгоценные камни и элементы фурнитуры и поэтому возвращение опрошенного человека к своему привычному быту уравновешивает сеанс концентрации, необходимый для индукции спонтанного гипнотического состояния.

Психогигиенической особенностью предложенного нами метода содействующей атрибуции является избегание глубокой психологической интервенции в мотивационную сферу личности опрашиваемого, вызывающей отложенные во времени мучительные сомнения и неразрешимые противоставления. В такой же степени профессиональная необходимость опрашивающего прибегать к психофизиологическому перенапряжению, осуществляя принцип «глаза-в-глаза», при использовании набора «Блыск» обретает свое адекватное опосредование и создает возможность для регулируемых переключений внимания.

Набор «Блыск»

«Блыск» – это набор, имеющий атрибутивное, или инструментальное значение. Компоненты набора – 100 шаров (стекло с рутениевой добавкой для предупреждения их разбивания пациентом, если они непреднамеренно выкатываются или падают на пол), из них три пары – имитаторы контура глаз и три отлитых из стекла конуса для фокусирования взгляда (любого, в любой степени рассредоточенного). Цели применения набора – универсальные, в практике автора это посттравматическое восстановление картины и последовательности событий, необходимое в отдельных случаях при проведении судебно-психологической экспертизы. Набор «Блыск» вызывает предрасположенность, готовность к инсайту в процессе экспертизы, и это проливает свет на новые обстоятельства дела, которые могли бы навсегда остаться неизвестными. Безусловно, этому способствует состояние, определенное австралийским гипнотерапевтом, лицензированным Министерством здравоохранения Австралийского Союза в этой области, Е. Глывой, автором современной теории гипноза, как «спонтанный гипноз», вызывающий ответное кратковременное быстроменяющееся спонтанное гипнотическое состояние (фотографии автора).

Литература

  1. Ахмедов Т. И. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, практика /Ахмедов Т. И., Жидко М. Е. Харьков, 2000.
  2. Введенский В. Л. Сверхчувствительная магнитометрия и биомагнетизм / Введенский В. Л., Ожогин В. И. М., 1986.
  3. Вельховер Е. С. Клиническая иридология /Вельховер Е. С. М., 1992.
  4. Глива Є. Вступ до психотерпії / Глива Є. Острог, Київ, 2004.
  5. Забугин Ф. Д. Труд педагога и требования психогигиены // Педагогическая квалификация. 1928. № 4−5.
  6. Потебня Г. Т. Клиническая и експериментальная иридология / Потебня Г. Т., Лисовенко Г. С., Кривенко В. В. Киев, 1995.

Информация об авторах

Болтивец Сергей Иванович, доктор психологических наук, Заместитель директора по научно-экспериментальной и организационной работе Института психологии имени Григория Костюка Национальной академии педагогических наук Украины, Киев, Украина, e-mail: boltivetssergij@i.ua

Метрики

Просмотров

Всего: 2750
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 894
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0