Социально-психологические особенности людей, отказывающихся проходить опрос с использованием полиграфа

611

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты изучения социально-психологических особенностей людей, отказывающихся проходить опрос с использованием полиграфа. Авторы предлагают рассмотреть возможность анализа и изучения данного данного предметного поля с позиции социальной психологии, а не в рамках распространенных психофизиологических интерпретаций,. Опрос с использованием полиграфа – сложная процедура, как повышающая тревожность испытуемых, так и оказывающая стрессовое воздействие. Процесс отказа связывается с нарушением адаптивного поведения индивидов, а также с ослаблением общей адаптации к изменяющимся условиям. Научно обосновывается и экспериментально доказывается связь между отказом от процедуры опроса с использованием полиграфа и переходом адаптации в дезадаптацию личности. Авторы рассматривают адаптацию и адаптивное поведение через способность личности к успешной социализации, умение преодолевать стрессовые ситуации, а также уровень тревожности и тревожного поведения. В статье приводятся объективные данные, раскрывающие социально-психологические особенности людей отказывающихся от прохождения тестирования на полиграфе, их индивидуально-психологические особенности и выявленные закономерности изучаемого феномена.

Общая информация

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, дезадаптация, опрос с использованием полиграфа, стресс, тревожность

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060415

Для цитаты: Камшуков А.В., Константинов В.В. Социально-психологические особенности людей, отказывающихся проходить опрос с использованием полиграфа [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 4. С. 166–176. DOI: 10.17759/psylaw.2016060415

Полный текст

Проблема

В условиях социально-экономического кризиса особенно ярко стоит проблема качественного подбора персонала, способного успешно решать поставленные руководством задачи с максимально эффективным результатом. Поступая на работу, человек попадает в новые условия, что обусловливает необходимость его активного включения в систему социальных отношений в организации, усвоения и принятия новых для данной личности социальных ролей, ценностей, норм коллектива, в дальнейшем согласования своей индивидуальной позиции с существующими целями и задачами как самой организации, так и конкретной группы (трудового коллектива).

Перед любой организацией особенно остро встает вопрос о подборе благонадежного персонала, не имеющего связей с криминальным миром, свободного от вредных привычек, и не способного на совершение правонарушений и преступлений, которые могут оказать как экономический, так и социально-психологический ущерб(например, имиджу компании и т. д.). В связи с этим во многих современных компаниях и организациях используется, наряду со стандартными методами подбора персонала, метод психофизиологической оценки (тестирование на полиграфе) [8]. Опрос с использованием полиграфа активно используется компаниями и государственными организациями, деятельность которых связана с: денежными средствами, коммерческой и государственной тайной, высокой стоимостью оборудования, вверенного сотрудникам, работой с опасными предметами и веществами и т. д.

Мы считаем что теоретически и практически значимым является решение комплекса задач по выявлению социально-психологических особенностей людей ,проходящих опрос с использованием полиграфа (далее ОИП). В данной работе мы не будем останавливаться на рассмотрении психофизиологических особенностей прохождения опроса на полиграфе, а обратим свое внимание на социально-психологические аспекты.

Методологической основой работы являются: субъектный подход как общенаучная методология, принятая в философии, психологии и других науках (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.С. Чернышев и др.); идеи системного и деятельностного подходов в социальной психологии (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, В.В. Рубцов, С.В. Сарычев, Л.И. Уманский) [3; 5; 2].

В своем исследовании мы опираемся на следующие теоретические положения: о трехкомпонентной структуре адаптации (С.В. Штак, А.Г. Маклаков, А.В. Морозов); об адаптации как социально-психологическом и психическом явлении (Д.Н. Дубровин, К.К. Платонов, М.В. Сандомирский, И.А. Милославова, Ф.Б. Березин, В.В. Константинов, А.А. Реан, С.В. Семенова и другие) [1; 4; 6; 9;].

В качестве факторов, влияющих на личность в ситуации предстоящего опроса с использованием полиграфа, нами были выделены: степень социализации личности; степень тревожности личности как показатель, определяющий уровень готовности личности к новым условиям деятельности и взаимодействия. В качестве критериев, определяющих социально-психологические особенности людей, отказывающихся проходить опрос с использованием полиграфа нами определяются: диагностируемые характеристики адаптации (общая готовность личности к новым условиям жизнедеятельности) и дезадаптация личности (как механизм психологической не готовности к новым условиям напряженной жизнедеятельности).

Отметим, что как психологический феномен адаптация, включает в себя все виды активности и жизнедеятельности человека, что говорит о том, что процесс адаптации личности является одним из важнейших звеньев любых психических процессов, связанных с поведением [1].

В своей работе мы будем использовать следующее определение термина адаптация: «…процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды в целом или к отдельным ее проявлениям» [3, с. 216].

По мнению К.Д. Шафранской, адаптационный процесс включает в себя четыре стадии:

1) деструктивная реактивность (рассогласование функций и процессов организма);

2)  стабилизация (такие показатели, которые обеспечивают успешную психическую деятельность в состоянии напряжения и определяют оптимальные энергетические траты организма);

3) функциональная регрессия (снижение продуктивности деятельности организма и его приспособительных способностей);

4) перестройка структуры личности [9].

Заметим, что в жизнедеятельности человека ведущие позиции занимает реализация (или изменение) его социального статуса в различных видах деятельности. Так, Е.В. Мороденко говорит о том, что область адаптационных явлений включает в себя: «…социальный статус; профессиональное самоопределение; сформированность социально значимых способностей и качеств; положение в коллективе…» [5, с. 109].

Социально-психологическая адаптированность проявляется в виде оптимального состояния внутренних и внешних взаимоотношений личности и группы, в процессе продуктивного выполнения личностью ведущей деятельности. В процессе реализации такой деятельности, личность способна удовлетворить свои потребности (социогенные, по А.А. Налчаджяну) и оправдывает ролевые ожидания, предъявляемые к ней значимой группой, тем самым обеспечивая эффективные процессы самореализации и самоутверждения [6].

Дезадаптация (социальная) рассматривается нами как нарушение процесса адаптивного поведения индивида на фоне как объективно, так и субъективно существующих внутренних и внешних причин, определяющих сопротивление, несогласие и реакцию самозащиты личности.

Находясь в условиях необходимости прохождения опроса с использованием полиграфа, индивид испытывает достаточно сильное давление, в первую очередь обусловленное типом реакции личности на стрессовые ситуации (и стресс в целом), что отражается в значительном нарастании «сопротивления» по отношению к предстоящей процедуре и может приводить к возникновению отказа. В рамках нашего эмпирического исследования мы рассматривали те ситуации и особенности индивидов, которые, на наш взгляд, могли быть обусловлены возникновением  дезадаптации.

В социальной психологии выделяют следующие причины возникновения состояния дезадаптации.

1. Стресс и стрессовые ситуации, вызванные как внутренними причинами (различные заболевания, нарушение процесса социализации и т. д.), так и внешними (конфликты и проблемы на работе, невозможность самореализации и т. д);

2. Экстремальные ситуации (закритические ситуации),в которых человек  переживал сильный страх, ужас, чувство беспомощности. Такие ситуации нередко приводят к возникновению посттравматического стрессового расстройства.

3. Включение в новую социальную ситуацию, группу, нарушение системы взаимоотношений в референтной группе.

Состояние дезадаптации проявляется в отклонении на поведенческом уровне, что выражается в отказе от предписаний, которые раньше не вызывали противодействия со стороны личности, и в конечном итоге приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Такое поведение, в итоге способствует  формированию чувства социальной незащищенности личности, тем самым актуализируя процессы дезадаптивного поведения.

Цель исследования: определение и эмпирическая проверка социально-психологических особенностей людей, отказывающихся проходить опрос с использованием полиграфа.

В качестве рабочей гипотезы, нами было выдвинуто предположение о том, что отказ от прохождения опроса с использованием полиграфа обуславливается следующими социально-психологическими факторами:

а) уровнем включенности личности в социальную среду;

б) степенью внутренней тревожности и типом реакции на стрессовые ситуации;

в) развитием процессов дезадаптации и дезадаптационного поведения в ситуации тестирования.

Эмпирическая база и методы исследования

Исследование проводилось в 2015–2016 гг. на базе ООО ЧОП «ПРОФИ» и ПАО КБ «Восточный экспресс банк» г. Пенза. Всего в исследовании приняло участие  256  соискателей вакантных должностей, в данных организациях (154 - женщины и 102 – мужчины). Возраст испытуемых  от 21 до 35 лет. Поступление на открытые вакансии предпологало обязательную процедуру проверки с использованием полиграфа.

В соответствии с гипотезой был использован комплекс методик: наблюдение, контент-анализ, опросные методы (опросник «Актуальные состояния», опросник определяющий склонность к развитию стресса по Т.А. Немчину и Тейлору, Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, методика «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова, Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) [7].

Для обработки эмпирических данных применялись стандартные методы математической статистики – средние величины, критерий Стьюдента и корреляционный анализ.

Результаты и их обсуждение

Для определения уровня психологической адаптации личности к условиям необходимости прохождения опроса с использованием полиграфа нами применялась методика, позволяющая определить актуальное психическое состояние личности в данный момент (табл. 1).

Таблица 1

Уровень актуального психического состояния испытуемых, отказавшихся пройти опрос с использованием полиграфа

№ п/п

Шкалы

Х среднее

Группа 1

Группа 2

1

Активация–деактивация

27,6

51,9

2

Тонус: высокий–низкий

29,3

49,9

3

Самочувствие: комфортное–дискомфортное

21

44,3

4

Спокойствие–тревога

19,7

42,5

5

Возбуждение эмоциональное: высокое–низкое

51,4

32,6

Следует отметить, что в ходе изучения актуального психического состояния нами были выделены в выборке испытуемых две группы.

  • Группа 1, характеризуется: низкой готовностью к деятельности; проявлением безынициативности по отношению к ситуации исследования; заметной утомляемостью; сниженной работоспособностью и инертностью; ощущением телесного дискомфорта; переживанием чувства тревоги и беспокойства; высоким уровнем эмоционального возбуждения; невоздержанным реагированием на ситуацию ОИП.
  • Группа 2, отличается тем, что в ней у испытуемых наблюдается: желание изменить ситуацию, преодолеть трудности (в данном случае отказавшись от процедуры ОИП); испытуемые находятся в состоянии бодрости и повышенного тонуса; у них относительно высокая работоспособность; незначительное ощущение телесного дискомфорта; чувство тревоги ниже среднего; эмоциональное возбуждение понижено.

Поскольку сама процедура опроса с использованием полиграфа является ситуацией стресса (и психологического и физического) для организма, нами была изучена склонность испытуемых к развитию стресса и стрессовых состояний (табл. 2).

Таблица 2

Изучение склонности к развитию стресса и стрессовых состояний у лиц, отказывающихся проходить ОИП

№ п/п

Показатель

Среднее значение в%

1

Низкий уровень тревоги и высокая стрессоустойчивость

21,39

2

Высокий уровень тревоги и низкая стрессоустойчивость

78,61

Мы установили, что у 78,61 % испытуемых отмечается высокий уровень тревоги и низкая стрессоустойчивость по отношению к процедуре ОИП, что определяет их отказ от прохождения процедуры, в то время как у 21,39 % испытуемых, на фоне низкого уровня тревоги и высокой стрессоустойчивости, также наблюдается отказ от процедуры ОИП.

По нашему мнению, такое явление связано с тем, что в первой группе испытуемых (78,61 %) наблюдается стойкая дезадаптация к ситуации ОИП, в то время как у второй группы (21,39 %) социально-психологические механизмы адаптации снижены, но еще не перешли в категорию дезадаптивных процессов.

По нашему мнению, социально-психологическая адаптация к условиям стрессовой ситуации (которую представляет ОИП) определяется степенью нервно-психической устойчивости и общей тревожностью личности. Нам удалось установить, что в представленной выборке испытуемые имеют как благоприятный, так и неблагоприятный уровень нервно-психической устойчивости (табл. 3).

Таблица 3

Уровень нервно-психической устойчивости испытуемых, отказавшихся проходить опрос с использованием полиграфа

№ п/п

Показатель

Уровень в %

1

Высокий

4,6

2

Хороший

18,8

3

Удовлетворительный

73,9

4

Неудовлетворительный

2,7

Испытуемые с показателем в 4,6/18,8 имеют высокий и хороший уровень нервно-психической устойчивости, для них характерна низкая вероятность срывов в условиях экстремальных и стрессовых ситуаций, о этом же свидетельствуют и диагностируемые показатели адаптации выше среднего. Большая часть испытуемых, отказывающихся проходить опрос с использованием полиграфа, имеют удовлетворительный (73,9) и неудовлетворительный (2,7) показатель нервно-психической устойчивости. Такие испытуемые характеризуются нарушением психической деятельности в экстремальных ситуациях и ситуациях стресса, проявлением относительно высокой дезадаптации к условиям неопределенности, неготовностью к новым видам деятельности и активности.

Также нами было изучено состояние уровня ситуативной и личностной тревожности у испытуемых (табл. 4).

Таблица 4

Состояние уровня ситуативной и личностной тревожности у испытуемых

№ п/п

Тревожность

Показатель в %

Личностная

Ситуативная

1

Высокая

Высокая

71,5

2

Высокая

Низкая

19,3

3

Низкая

Высокая

5,6

4

Низкая

Низкая

3,6

Как видно из табл. 4, значительная часть испытуемых (71,5 %) имеют высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, 19,3% испытуемых отличаются высоким уровнем личностной и низким уровнем ситуативной тревожности, также имеется незначительное количество испытуемых (5,6 %), которые на фоне низкой личностной тревожности проявляют высокую ситуативную тревожность, и 3,6 % испытуемых, имеющих низкое значение обоих показателей тревожности.

Эти данные отражают проявление дезадаптивных процессов по отношению к процедуре ОИП от высокого уровня дезадаптации к низкому (пониженному уровню адаптации).

Выводы

1.  В условиях необходимости прохождения опроса с использованием полиграфа при трудоустройстве у большинства испытуемых наблюдается изменение процессов адаптивного поведения, как в виде снижения социально-психологической адаптации к стрессовым ситуациям и ситуациям напряженности, так и в виде проявления дезадаптации и элементов дезадаптивного поведения.

2. К социально-психологическим особенностям людей, отказывающихся проходить опрос с использованием полиграфа, нами выделяются:

  • повышенная тревожность и низкая стрессоустойчивость;
  • относительно низкие показатели нервно-психической устойчивости и, как следствие, нарушение процесса социализации и приспособления к новым видам активности (в том числе и напряженной);
  • высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, а также низкая готовность к деятельности, повышенная психическая и физическая утомляемость, высокое эмоциональное возбуждение, повышенное чувство беспокойства.

3. Также мы считаем, что нарушение процессов социально-психологической адаптации отражается не только в неспособности к организации своей жизнедеятельности независимо от уровня ее напряженности, но также оказывает заметное влияние на самооценку испытуемых.

Литература

  1. Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5.
  2.  Горьковая И.А., Баканова А.А., Маликова Т.В. Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях: учеб.-метод. комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена. 2008, 249 с.
  3. Константинов В.В. Адаптация личности: теория и диагностика.
    учеб.-метод. пособие; Пензенский государственный педагогический ун-т имени В.Г. Белинского. Пенза, 2005. 77 с.
  4. Константинов В.В., Дьяков В.В. Социально-психологическая адаптация личности в контексте связи социальной фрустрированности и персональной идентификации [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 11(19). 45c. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-lichnosti-v-kontekste-svyazi-sotsialnoy-frustrirovannosti-i-personalnoy-identifikatsii (дата обращения: 21.09.2016).
  5. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 5. С. 72–80.
  6. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: АН АрмССР, 1988. С. 43–65.
  7. Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений: Генезис и правовые аспекты: Монография. М. : Мир безопасности. 2000. 160 с.
  8. Шафранская К.Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека. М.: Академ. Книга, 1993. 174 с.
  9. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2005. 304 с.

Информация об авторах

Камшуков Андрей Викторович, аспирант кафедры «Общая психология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия, e-mail: nopaper@yandex.ru

Константинов Всеволод Валентинович, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1443-3195, e-mail: konstantinov_vse@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3517
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 611
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3