Морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями

549

Аннотация

В статье описывается морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями. Проблемой исследования является морально-нравственная сфера личности подростков. Рассматривается процесс формирования моральных суждений с учетом его динамики от преконвенционального до постконвенционального уровней развития у подростков с противоправным поведением. Обследовано 60 подростков с агрессивным асоциальным поведением в возрасте от 14 до 17 лет. Они подозревались в совершении различных правонарушений и в отношении них были возбуждены уголовные дела. Обследуемые были распределены на две группы: первая группа представлена подростками в возрасте 14—15 лет, вторая — 16—17 лет. Учитывался фактор проживания обследуемых (жители Москвы и приехавшие из различных регионов РФ). С помощью методики Л. Кольберга проводилось выявление особенностей морального сознания у обследуемых лиц. Обращалось внимание на уровни развития морального сознания (преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровени). Выводами исследования являются сведения о развитости морально-нравственных суждений у подростков с опасными социальными девиациями. Получены данные о возрастной детерминации морального развития и в зависимости от региона проживания обследуемых.

Общая информация

Ключевые слова: социальные девиации, правовая социализация, моральные суждения, уровни морали, моральное развитие

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090218

Для цитаты: Славова Н.А., Чвякин В.А. Морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 264–275. DOI: 10.17759/psylaw.2019090218

Полный текст

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления нарушений морально-нравственного развития у подростков, которые со временем становятся социально опасными. Дефекты правовой социализации личности уже в подростковом возрасте проявляют себя в качестве социально неодобряемых форм поведения [2; 6]. Крайним и наиболее опасным в общественном отношении проявлением социальной девиации считается социальная агрессия именно в молодежной среде [6; 11].

Такие социальные девиации самым негативным образом сказываются на развитии и самого подростка, поскольку препятствуют формированию у него полноценных социальных коммуникаций [7]. Подавляющее большинство социальных связей при условии наличия дефекта правовой социализации приобретают негативный характер, нередко криминализируются по своему содержанию, подросток ожесточается, становится изгоем. Поэтому проблема социальных девиаций в подростково-юношеской среде является значимой не только в общественном отношении, но еще и в отношении гуманитарном [5].

Правовая социализация личности подростка в значительной мере детерминирована его культурным окружением. Поэтому можно говорить, что процессы правовой социализации и культуры права взаимосвязаны между собой [4]. К тому же первичное отклонение подразумевает, что в целом поведение человека и его социальные действия соответствуют тем культурным нормам и морально-нравственным ценностям, которыми располагает общество. Одной из причин социальной девиации и вспышек агрессивного, девиантного (асоциального) поведения, в соответствии социологическими и (или) культурными теориями, может стать неудачная правовая социализация [3; 6]. Имеется в виду некорректное восприятие социальных норм и морально-равственных ценностей, в результате чего развитие морального сознания у подростка останавливается (задерживается), что в конечном итоге приводит к деформации культурно-правовой основы личности в целом. Приблизительно таким образом происходит процесс криминализации личности именно в подростковом возрасте [8; 10].

Этот процесс в дальнейшем зависит от условий жизни молодого человека, его окружения и от необходимости адаптироваться в социальном отношении. Социальная адаптация требует существенного напряжения, которое молодой человек не всегда способен преодолеть самостоятельно, поскольку необходимых для этого социальных качеств оказывается явно недостаточно [10].

Именно поэтому культурная детерминация процесса формирования социальных качеств в широком смысле представляется критическим регулятором выбора социальных ориентаций молодежи [2]. Развитие, происходящее в условиях социального комфорта, в значительной мере способствует гармоничному развитию личности. Однако нужно учесть, что условия социального комфорта не предполагают вседозволенности, порождающей стремление к волюнтаризму и другим отрицательным социальным явлениям. Социальный комфорт — такое состояние взаимоотношений человека и общества, при котором, с одной стороны,  поведение и социальные ценности человека не представляют существенную угрозу функционированию самого общества, а с другой стороны, когда нет никаких потенциальных рисков ограничения социальных свобод человека. Это довольно динамическое и нестабильное взаимодействие, но его нестабильность относительна, так как в здоровом обществе активны различные регуляторы поведения человека (право, культура, наука, спорт и др.). Усвоение таких социальных регуляторов поведения является важным для формирования культурно- правовой основы личности подростка [8].

Методология исследования обеспечивается теорией морального развития Л. Кольберга, в соответствии с которой моральное сознание — это система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Морально-нравственное развитие имеет три уровня: преконвенциона́льный, конвенциона́льный и постконвенциона́льный. Каждый уровень предполагает несколько стадий развития морального сознания [9].

Предмет исследования — морально-нравственная сфера личности подростков с общественно опасным поведением.

Новизна исследования заключается в установлении динамики формирования морально-нравственных качеств у подростков с явно выраженными социальными девиациями в виде противоправного поведения.

Цель исследования — выявить особенности развития морального сознания у подростков с выраженным асоциальным поведением.

Были обследованы 60 подростков с явно выраженным агрессивным асоциальным поведением в возрасте от 14 до 17 лет. Все они подозревались в совершении различных правонарушений и в отношении них были возбуждены уголовные дела. Поскольку этот возраст является критическим для формирования (созревания) морального сознания, все обследуемые были распределены на две группы: первая группа представлена подростками в возрасте 14—15 лет, вторая — 16—17 лет. Учитывался также фактор проживания обследуемых (жители Москвы и приехавшие из различных регионов РФ).

С помощью методики Л. Кольберга проводилось выявление особенностей морального сознания у обследуемых лиц. В частности, обращалось внимание на уровни развития морального сознания (преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровени). Соответственно каждому уровню оценивалось развитие моральных суждений:

а) преконвенциональный уровень (отличается эгоцентричностью) — поступки оцениваются по принципу выгоды.

б) конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда подросток некритично усваивает нормы своей референтной группы (семьи, класса, группы сверстников).

в) постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом они основаны на личном выборе и имеют общечеловеческое значение.

Учитывалось также, что в каждом из уровней имеется по две стадии развития морально-нравственных качеств. По мере развития уровня нравственных суждений увеличивается и соответствие нравственных оценок подростка его поведению.

Анализ результатов исследования показал, что представления о социальной нормативности поведения у подростков-правонарушителей довольно жестко детерминированы недостаточным развитием у них морально-нравственных установок и моральных суждений вообще.

Так, исследование развитости морального сознания у подростков-правонарушителей позволило установить, что большинство из них по выраженности своих моральных суждений были отнесены к преконвенциональному и конвенционльному уровню развития (табл. 1).

Таблица 1

Развитие морального сознанияу подростков (%)

Уровень морального сознания

1415 лет

1617 лет

%

Преконвенциональный

56

46

54

Конвенциональный

41

50

44

Постконвенциональный

3

4

3

Как следует из данных табл. 1, в обеих возрастных группах подростков-правонарушителей доминирует пре- и конвенциональное моральное сознание. Но в старшей возрастной группе 50% представителей характеризуются как носители конвенциональных моральных убеждений по сравнению с 41% младшей возрастной группы подростков-правонарушителей. Это свидетельствует о том, что по мере взросления отмечается относительное снижение представленности носителей преконвенциональных моральных убеждений с 56% до 46%. Такую динамику можно считать позитивной и дающей основание полагать, что меры педагогического воздействия в таких случаях еще могут дать положительный эффект.

Тем не менее, моральная нормативность поведения у подростков-правонарушителей формируется на уровне пре- и конвенциональности. Этого явно недостаточно для того, чтобы у подростков стали работать морально-нравственные регуляторы социально одобряемого поведения. Связано это с тем, что преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностыо — поступки оцениваются по принципу выгоды. Хорошо то, что доставляет удовольствие; плохо то, что причиняет неудовольствие (за что следует наказание). Конвенциональный уровеньразвития моральных суждений достигается тогда, когда подросток некритично усваивает нормы своей референтной группы: семьи, класса. Эти правила (даже очень хорошие) не выработаны самой личностью, а приняты как внешние ограничители.

Часто встречаемые в социальной психологии представления о безапеляционности суждений, моральной опустошенности и эмоциональной холодности подростков-правонарушителей требуют более углубленного изучения с позиций критиковавшихся ранее биологизаторских концепций личности, поскольку оперирование такими понятиями, как социально-психологическая дезадаптированность личности подростка-правонарушителя, по нашему мнению, имеет только теоретическое значение. О подростках с грубыми социальными девиациями, которые выражаются в уголовно наказуемом поведении, нередко можно слышать краткие, но емкие характеристики, типа моральное уродство и т. п. Такие характеристики не лишены основания.

Как показали результаты исследования (табл. 2), среди подростков-правонарушителей Москвы и регионов имеет место совпадение по представленности недостаточной развитости морального сознания. По-видимому, это связано с тем, что под наблюдением находились лица, которые уже были отнесены к категории риска по социальным девиациям, они уже совершили различные социально опасные действия и попали под контроль правоохранительных органов.

Таблица 2

Развитие морального сознания у подростков в зависимости от места жительства (%)

Уровень морального сознания

Москва

Регионы

Преконвенциональный

33

49

Конвенциональный

54

45

Постконвенциональный

13

6

Анализ данных табл. 2 показал, что в обеих группах 33—49% подростков-правонарушителей преимущественно являются носителями преконвенциального, а 45—54% — конвенционального морального сознания. В общей совокупности 87% подростков-правонарушителей из Москвы и 94% — из регионов имеют явный дефицит развития морально-нравственных убеждений о нормальном в социальном отношении поведении. Лишь 6—13% обследованных лиц имеют показатели постконвенциального уровня морального сознания.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что развитость моральных суждений у обследованных подростков полностью соответствует уровню выявленных стадий морально-нравственной регуляции поведения. Но однозначной возрастной детерминации в этом отношении выявлено не было. Несмотря на то, что обе группы обследованных подростков в возрастном отношении отличались, по-видимому, им присущи схожие условия морально-нравственной социализации и однотипность культурно-правовой организации личности в целом. Скорее всего, это связано с одинаковыми условиями воспитания и схожим социальнымопытом.

Исследование морального сознания подростков включало использование девяти дилемм, в оценке каждой из которых сталкиваются наличные моральные ценности разного уровня. При этом моральные умозаключения представляли собой не отдельные ответы—вопросы, а целостную (базальную) морально-психологическую организацию личности. В ее составе одни «операции» уже находятся в согласовании друг с другом, другие — в рассогласовании. Чем выше стадия развития, тем более согласованной становится моральная система личности. Ведущей функцией морального суждения считается рациональность или познавательная оценка ситуации. Это так называемая дискриптивнаяособенность суждения. Следующая особенность — предписательная, т. е. ориентирующая на выполнение определенных действий. При внутренне согласованной системе моральных ценностей потенциал предписательности растет. Это означает, что по мере развития уровня нравственных суждений увеличивается соответствие нравственных оценок подростка его поведению (и наоборот). В этом заключается смысл динамики процесса морально-нравственного развития и культурно-правовой организации личности подростка.

Таблица 3

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста (%)

Уровень морального сознания

Стадия

1415 лет

1617 лет

%

Конвенциональный

3

22

28

25

4

21

24

23

Постконвенциональный

5

27

38

33

6

4

1

3

Несмотря на то, что однозначной возрастной детерминации развитости моральных суждений именно у обследованных подростков выявлено не было, некоторые отличия в структуре морального сознания у подростков в зависимости от возраста все-таки имеются. Так, анализ данных табл. 3 показал, что у 48% всех подростков-правонарушителей конвенциональный уровень морального сознания структурно был представлен 3—4-й стадиями развития. Только 36% из числа всех обследованных могут быть отнесены по уровню развития морального сознания к 5-й и 6-й стадиям. Причем шестая стадия постконвенциального уровня развитости морального сознания представлена 3%.

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста свидетельствует о том, что моральные представления подростков о социальной нормативности поведения включали в своем подавляющем большинстве убеждения примитивного потребительского гедонизма, а отношение к идее самоценности человеческого существования было связано с количеством удовольствий, которые могут быть получены в результате конкретных паттернов асоциального (противоправного) поведения. Кроме того, ценность человеческой жизни у таких подростков смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет.

Такая мораль подростков-правонарушителей не просто социально опасна, но она еще и свидетельствует о негативных в общественном отношении тенденциях среди подростков вообще. Стремление к наслаждениям, которое не сдерживается запретами социального контроля, закономерно приводит к правонарушениям, так как растлевающее влияние гедонизма не компенсируется морально-нравственной зрелостью личности подростков. Степень развитости моральных суждений у таких подростков предполагает возможность правонарушения как поступка, необходимого для удовлетворения неосмысленных гедонистических и одновременно примитивных эгоистических потребностей. Именно в этом заключается дефект культурно-правовой организации личности подростков с явными признаками социальных девиаций.

Таблица 4

Структура морального сознания у подростков в зависимости от места жительства (%)

Уровень морального сознания

Стадия

Москва

Регионы

%

Конвенциональный

3

44

38

44

4

10

7

10

Постконвенциональный

5

10

6

10

6

3

0

3

Анализ данных табл. 4 показал, что у тех подростков-правонарушителей, моральное сознание которых в своем развитии достигло уровня постконвенциональности, уровень самой развитости может быть охарактеризован как 5—6-й. Необходимо отметить, что такой уровень моральных суждений позитивным образом ориентирован на систему социальных отношений и достаточно редко встречается даже у взрослых (сознательных) людей. По-видимому, это были дети из так называемых «благополучных» семей или они совершили «случайные» преступления.

Для девиантных подростков из Москвы характерно более частое проявление посконвенциональных норм морали (10% и 3% соответственно), по сравнению с подростками из регионов, у которых были выявлены признаки постконвенциональности морального сознания только на пятой стадии развития (6%).

Конвенциональные характеристики сознания встречаются в обеих группах значительно чаще, как в Москве, так и в регионах. Однако динамика этого уровня развития морального сознания негативная. При переходе от 3-й к 4-й стадии конвенциональности морального сознания отчетливо наблюдается снижение его показателей от 44 до 10% в группе подростков из Москвы и от 38 до 7% — у подростков из регионов. По-видимому, именно на этих стадиях происходит задержка морального-нравственного развития у обследуемых. И поэтому переход в дальнейшем к взрослости в этом отношении представляется достаточно проблемным, поскольку дефект морально-нравственного развития препятствует формированию культурно-правовой организации личности в целом.

Мораль, влияя на целеполагание человека, способствует социальной регуляции его поведения, возникает как реакция на противоречия, проявляющиеся между реальным и должным. Когда внутренний контроль не сформирован или ослаблен, а контакты с обществом нарушены или извращены, подросток становится опасным для социума. Результаты исследования показали, что у подростков-равонарушителей, независимо от их возраста и территориальной принадлежности, в большинстве случаев отсутствуют представления о моральной нормативности поведения. Поэтому в структуре их переживаний по поводу свершенных правонарушений не отмечалось чувство вины или стыда. Чаще, наоборот, преобладали хитрость, лживость и изворотливость.

Выводы

1. У всех подростков-правонарушителей доминирует пре- и конвенциональное моральное сознание. Но в старшей возрастной группе 50% представителей характеризуются как носители конвенциональных моральных убеждений по сравнению с 41% младшей возрастной группы подростков-правонарушителей. Это свидетельствует о том, что по мере взросления отмечается относительное снижение представленности носителей преконвенциональных моральных убеждений с 56% до 46%. Такую динамику можно считать позитивной и дающей основание полагать, что меры психолого-педагогического воздействия в таких случаях еще могут дать положительный эффект.

2. 33—49% подростков-правонарушителей являются носителями преконвенциального, а 45—54% конвенционального морального сознания. В общей совокупности 87% подростков-правонарушителей из Москвы и 94% представителей регионов имеют явный дефицит развития морально-нравственных убеждений о нормальном в социальном отношении поведении. Лишь 6—13% обследованных лиц имеют показатели постконвенциального уровня морального сознания.

3. Однозначной возрастной детерминации развитости моральных суждений у обследованных подростков выявлено не было. Но некоторые отличия в структуре морального сознания у подростков в зависимости от возраста все-таки имеются. Так, у 48% всех подростков-правонарушителей конвенциональный уровень морального сознания структурно был представлен 3—4-й стадиями развития. Только 36% из числа всех обследованных могут быть отнесены по уровню развития морального сознания к 5-й и 6-й стадиям. Причем шестая стадия постконвенциального уровня развитости морального сознания представлена 3%.

Структура морального сознания у подростков в зависимости от возраста свидетельствует о том, что моральные представления подростков о социальной нормативности поведения включали в своем подавляющем большинстве убеждения примитивного потребительского гедонизма.

4. У подростков-правонарушителей, моральное сознание которых в своем развитии достигло уровня постконвенциональности, моральные суждений позитивным образом ориентированы на систему социальных отношений. Такие моральные суждения достаточно редко встречаются даже у взрослых (сознательных) людей. По-видимому, это были дети из так называемых «благополучных» семей или они совершили «случайные» преступления.

Литература

  1. Александрова С.Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2008. 287 с.
  2. 2. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 5—17.
  3. Астраханцева С.В. Теория и практика социально-культурного развития личности в сфере свободного времени: монография. М.: МГУКИ, 2011. 111 с.
  4. Беликова С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2006. С. 21.
  5. Блясова И.Ю. Девиантное поведение несовершеннолетних и правовой нигилизм: монография. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 291 с.
  6. Воробьева К.А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 45—49.
  7. Кобусь Н.Г. Социально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей: дисс. канд.психол. наук (19.00.05). М., 2006. 197 с.
  8. Муслумова Т.В. Правовая культура детей: Социально-философский анализ: монография. Уфа: РИЦ РИО БашГУ, 2003. 294 с.
  9. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. С. 103—112.
  10. Чвякин В.А. Социологическое исследование адаптивности и моральной нормативности поведения девиантных подростков // Полицейская деятельность. 2014. № 3. С. 239—250. doi: 10.7256/2222-1964.2014.3.12006
  11. Чвякин В.А., Жучков В.В. Общественная безопасность и коммуникативные регуляторы // Право. Экономика. Безопасность. 2016. № 2(8). С. 130—132.
  12. Черникова Н.В. Формирование нравственных качеств у подростков с девиантным поведением: дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2007. 310 с.

Информация об авторах

Славова Наталья Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры юридических дисциплин, Российский новый университет, Москва, Россия, e-mail: slavova.natalja@yandex.ru

Чвякин Владимир Алексеевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, Московский политехнический университет, Москва, Россия, e-mail: 195805@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2788
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 549
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2