Моральные суждения у подростков с девиантным поведением

498

Аннотация

В статье рассматриваются особенности моральных суждений подростков с девиантным поведением, установлена взаимосвязь между уровнем морального развития и девиантным поведением. У несовершеннолетних, склонных к отклоняющемуся поведению, наблюдаются более низкие уровни развития моральных суждений. В статье проанализированы факторы, влияющие на моральное сознание подростков, и причины возникновения девиантного поведения. Особое внимание уделено основным взглядам на данную проблему зарубежных специалистов. Указаны пути повышения морального сознания несовершеннолетних для коррекции девиантного поведения.

Общая информация

Ключевые слова: моральное развитие, подростковый возраст, девиантное/нормативное поведение, нормативное поведение, девиантное поведение

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100303

Для цитаты: Алмаева Е.А. Моральные суждения у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 32–39. DOI: 10.17759/jmfp.2021100303

Полный текст

 

Введение

В основе большинства стабильно функционирующих обществ лежит следование всех его членов определенным стандартам, предполагающим то или иное действие человека в различных ситуациях. Детей обучают нормам и правилам поведения, разъясняют им, какие действия являются асоциальными и противоправными. В подростковом периоде у несовершеннолетних происходит осознание своей индивидуальности, формируется идентичность. Ранее основным критерием оценок для ребенка было мнение родителей, однако в подростковом возрасте он начинает в большей степени ориентироваться на взгляды сверстников, мнение взрослых утрачивает свою значимость. Формируемые подростком социальные связи помогают несовершеннолетнему осознавать многогранность окружающего мира, взаимоотношения близких, окружающих людей. Помимо личной идентичности у подростка начинает формироваться моральная идентичность, которая позволяет ему решить, как он должен поступать, чтобы относились к нему, так, как ему хочется, и какое влияние на окружающих оказывают его действия. Несовершеннолетний в период формирования собственной моральной идентичности, при наличии нравственного фундамента, начинает признавать обоснованность чужих мнений и требований, одновременно реорганизуя и перестраивая свои моральные рамки. Однако проблемы в формировании нравственности у детей могут привести к непринятию ими моральных норм общества в более старшем возрасте. Наличие у подростков в поведении девиантных проявлений может свидетельствовать о низком уровне развития их моральных суждений [14].

В связи с тем, что уровень развития моральных суждений оказывает влияние на выбор подростками схем поведения, на выстраивание взаимоотношений с социумом, изучение морального сознания подростков с девиантным поведением приобретает важность в разработке эффективной профилактической работы с указанной группой. Анализ моральных суждений личности позволяет узнать уровень ее морального развития, нравственного отношения к различным проблемам, событиям и выстраивать, при необходимости, корректирующую работу по повышению морального сознания у подростка. Рассмотрение в данной работе имеющихся в настоящее время теорий морального развития, а также факторов, как внешних, так и внутренних, определяющих формирование моральных суждений у несовершеннолетних, позволит более углубленно изучить проблему морального сознания подростков с девиантным поведением, а также определить причины появления у указанной группы особенностей в развитии моральных суждений.

Теории развития моральных суждений

Начиная с середины ХХ века, психологи при изучении морального поведения людей выявили несколько этапов развития моральной идентичности человека. Согласно двухэтапной теории Жана Пиаже, дети старше одиннадцати лет воспринимают моральную сторону собственных действий иначе, нежели те, кому десять лет и младше. Если первые основывают свои моральные суждения на намерениях, то вторые — в большей степени на последствиях. Опираясь на данную теорию, в конце 1950-х годов американский психолог Лоуренс Кольберг расширил выводы Ж. Пиаже и предложил уже шесть стадий морального развития личности, сгруппированных в 3 уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональ­ный. Однако одной из главных проблем указанных выше теорий является тот факт, что исследования ученые проводили только на мужчинах западных культур и детях, что несколько ограничивает сферу их применения [8; 14].

В 1982 году Кэрол Гиллиган опубликовала книгу «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин», в которой указывает, что мужчины и женщины относятся к разным социальным группам по причине ведения диалога на «разных моральных голосах». То есть у общей морали общества есть две стороны — «мораль заботы» (Гиллиган К.) и «мораль справедливости» (Кольберг Л.). Несмотря на превалирующее в обществе гендерное равенство, К. Гиллиган указывает, что мужчины в ходе моральных суждений больше опираются на правила и справедливость, в то время как женщины — на заботу и отношения [2].

В 2001 году американский психолог Джонатан Хайдт с группой соавторов опубликовал статью «Эмоциональная собака и ее рациональный хвост», выводы которой были использованы им для создания теории моральных основ, согласно которой в ходе вынесения морального суждения человек руководствуется не рациональностью, а интуицией. Любое событие вызывает у человека те или иные положительные или отрицательные эмоции, которые приводят его к интуитивному заключению о правильности или неправильности моральной стороны ситуации, а уже затем формулирует рациональные доводы выносимого им морального суждения [8].

В 2010-х годах профессором Йельского университета Полем Блумом была предложена теория врожденности морали. В своей книге «Просто маленькие дети: происхождение Добра и Зла» он утверждает, что дети с первых дней жизни обладают «зачаточным правосознанием», позволяющим им судить о моральности происходящих событиях. Несмотря на то, что чувство морали у младенцев ограничено, дети с рождения проявляют способность различать «хорошее» и «плохое», уважение к справедливости, врожденную склонность сопереживать попавшим в трудную ситуацию людям и чувствовать вину в случае нарушения «моральных принципов» [17].

В противовес теории врожденности морали была предложена теория социальной сферы (Туриэль Э., Сметана Д.), согласно которой маленькие дети проявляют то или иное отношение к моральности событий только при взаимодействии со взрослыми или сверстниками, уделяя особое внимание переживаниям окружающих. Собственная деятельность детей является катализатором моральных изменений, а силой, движущей моральное развитие, выступает взаимодействие с окружающими [20].

Таким образом, в психологии существуют несколько общепринятых теорий о моральных суждениях. Одни из них опираются на когнитивное развитие личности (Пиаже Ж., Колберг Л.), другие — на проявление эмпатии (Гиллиган К.) или интуитивную основу моральных суждений (Хайдт Дж.). При рассмотрении природы возникновения моральных суждений психологами делается акцент на врожденности морали или ее приобретенности в ходе социального взаимодействия. Большинство теорий, касающихся моральных суждений, в ходе исследований развиваются, уточняются, служат основой новых концепций, позволяющих расширить наши взгляды на моральные суждения человека.

Факторы, влияющие на моральные суждения

Ряд современных психологических исследований посвящен выявлению взаимосвязей между моральными суждениями и правонарушениями, а также изучению факторов, влияющих на силу и направление этих связей. Указанные факторы условно можно разделить на несколько взаимодействующих составляющих: биологические (физиологические), культурные, социальные и экономические факторы [5; 9].

Одним из основных направлений исследований является изучение взаимосвязи физиологического развития подростка и уровня его моральных суждений. В ходе исследований А. Антониетти установлено, что в период полового созревания у подростков повышается сенситивность, что ведет к обострению эмоций, связанных с эмпатией и заботой. С другой стороны, данные изменения в развитии могут также способствовать изменчивости настроения, повышению уровня раздражительности и агрессии, что может негативно сказываться на поведении несовершеннолетнего. Обнаружено также, что в принятии подростком моральных решений участвуют различные области мозга, из чего делается вывод о влиянии активации определенных гормонов и нейротрансмиттеров на просоциальное или девиантное поведение [3]. Дж. Хайдт в своей работе отмечает связь девиаций морального сознания с анатомическими и физиологическими нарушениями головного мозга. Подростки с теми или иными повреждениями головного мозга проявляют менее зрелые реакции при решении моральных дилемм, чем их здоровые сверстники, что свидетельствует о влиянии на моральное развитие определенных областей мозга [1]. А. Антониетти, А. Шерес обнаружено, что у людей, склонных к антисоциальным проявлениям, имеются особенности префронтального кортекса. У указанной категории лиц снижается способность к эмоциональным оценкам, в связи с чем они не волнуются за возможные последствия при совершении аморальных поступков [3; 21].

Однако помимо биологического фактора необходимо учитывать и другие факторы, оказывающие влияние на моральное развитие подростка. Одним из важных факторов является социальная среда. Исследования (Кочански Г., Аксан Н., Томаселло М., Лахми А. и др.) показали взаимосвязь морального развития ребенка и факторов, связанных с семьей, в которой тот воспитывается. Именно на примерах отношений и взаимодействия внутри семьи, действий и поступков, совершаемых родителями, ребенок получает импульс для своего нравственного развития [25]. Существенное влияние на формирование морального сознания и уровень моральных суждений подростков оказывает применяемый в семье стиль воспитания [17]. Выделяются три типа родительских дисциплинарных стилей воспитания при нарушении ребенком установленных в семье норм. Во-первых, утверждение власти, т. е. применение физической силы или угроза ее применения в отношении детей, нарушивших семейные правила. Во-вторых, отказ от любви, выражающийся в нефизи­ческом проявлении неодобрения или гнева, угрозе отказа от ребенка. В-третьих, индукция, представляющая собой объяснение родителями, как авторитетными фигурами, детям причин, по которым их поведение было нежелательным или неправильным. Применение первого и второго стилей в воспитании ребенка приводят к подавлению инициативы ребенка. Это вынуждает подростка скрывать собственные чувства и мнения, выполнять требования взрослых, не задумываясь о последствиях, в связи с чем развивается ожидание наказаний и поощрений, что, в свою очередь, замедляет непосредственное нравственное развитие подростка, ориентированного на внешнюю мотивацию, а не на саморазвитие. Подобный подход может привести к формированию у несовершеннолетнего девиантного поведения. Объясняющая позиция родителей, наоборот, способствует моральному росту ребенка, который начинает понимать воздействие своих поступков на других [8; 19; 24]. Исследования Г. Кочански также показывают, что применение авторитетного стиля воспитания ведет к развитию морального сознания [17]. Дальнейшие исследования Тран Т. с коллегами также свидетельствовали, что проявление родителями положительных эмоций при общении с ребенком, объяснение не только правил поведения, но и эмоций, взглядов других людей способствуют развитию у детей совести и повышению уровня моральных рассуждений [19].

Таким образом, при воспитании в семье позитивное поведение родителей, проявляющееся в поддержке, доброте и относительно умеренном контроле, оказывает положительное влияние на развитие моральных суждений у ребенка. С другой стороны, полный контроль родителей над поведением своих детей способствует развитию у последних девиантного поведения [5]. Исследованием Лахми А. подтверждается, что семейная структура, прошлое семьи, реакция членов семьи на асоциальное поведение подростков являются значимыми факторами риска формирования девиант­ного поведения у несовершеннолетних [16].

На развитие морального сознания подростка, кроме того, оказывает большое влияние группа, с членами которой он общается и проводит большую часть времени. При естественном возрастном стремлении подростков к автономии от родителей и взрослых значимыми для них становятся взаимоотношения со сверстниками. Именно в группах сверстников моральные нормы и принципы, отношение к себе и окружающим формируются у подростков более полно. Их стремление к индивидуализации конфликтует с необходимостью иметь близких друзей и желанием стать частью значимой для них группы, приобрести групповую идентичность. Вследствие этого подросток может корректировать свою индивидуальность для большего соответствия моральному развитию группы. Таким образом, ускорение или деградация нравственного развития подростка зависят от среднего морального сознания членов группы, направленности ее деятельности, а также норм и правил, действующих внутри нее. В случае если группа имеет склонность к девиант­ному поведению, асоциальные действия окружающих не воспринимаются подростком в качестве несоответствующих нормам морали и, напротив, считаются подростком-участником нормальными. Однако если моральные установки просоциальной группы начинают конфликтовать с установками подростка, между ними начинают возникать проблемы. Чем сильнее подобные трения, тем в большей степени несовершеннолетний начинает концентрироваться на собственной автономии и уровень его моральных суждений снижается по сравнению с аналогичным уровнем членов группы. Таким образом, группа сверстников оказывает непосредственное влияние на уровень моральных суждений подростка. Данные выводы служат психологам и педагогам в их практической деятельности для предотвращения развития девиантного поведения у подростков [14; 26].

Нельзя не отметить важную роль культуры, в которой происходит воспитание и взросление несовершеннолетнего. Большое значение приобретает культурно­развивающий подход Л. Дженсена, который позволяет расширить границы познания морального развития подростков. В ходе проводимых исследований моральных суждений несовершеннолетнего, а также изучения подростковой преступности ученые неоднократно отмечали роль культурной среды, в которой происходит развитие человека, что позволяет сделать вывод о необходимости изучения влияния культурной среды на моральное развитие индивидуума [9; 10]. Культурно­развивающий подход устанавливает «шаблоны», пути развития на протяжении всей жизни личности для трех видов моральных суждений: этики автономии (сосредотачивается непосредственно на самой личности несовершеннолетнего, акцент делается на индивидуальном «я»), этики сообщества (фокусируется на социальном «я» подростка, как члена социальной группы) и этики божественности (фокусируется на духовном «я», включающем в себя моральные понятия — власть Бога, естественные законы, духовная чистота, добродетель, святость). Однако «шаблоны» представляют собой не зафиксированные модели, а гибкие, изменяющиеся под воздействием внешних факторов структуры. К примеру, вопросы автономии возникают на ранних этапах развития человека различных культур, однако в одних культурах принципы автономии быстро развиваются и становятся главенствующими, в других же, наоборот, их развитие замедляется. Основная причина подобных разногласий кроется в отношении культуры к проявлению индивидуальности членов сообщества. В первом случае культура поощряет автономию, во втором — подавляет. Воздействие внешних факторов, влияющих на культурную среду, также оказывает влияние на взаимоотношения всех трех видов моральных суждений. Под воздействием внешней и внутренней политической обстановки, экономического развития сообщества и внешнего культурного влияния происходит трансформация значимости видов моральных суждений. Под влиянием этих факторов ранее главенствующая этика сообщества может уступить место этике автономии, при которой значение и жизнь отдельного индивидуума становится преобладающей [11; 12; 15].

Взаимоотношения указанных этик, выстраивание иерархии между ними в каждой отдельной культуре оказывает большое влияние на формирование моральных суждений подростка. В частности, в детстве у несовершеннолетнего превалирует этика автономии, которая в подростковом возрасте уступает место этике сообщества. Чем тверже подросток следует нормам и правилам социума, тем реже у него проявляются деви­антные отклонения. Однако если у подростка ощутимое влияние продолжает оказывать этика автономии, он более склонен к несоблюдению требований окружающего общества [12].

Нельзя не учитывать влияния глобализации на моральное развитие подростка. В результате глобализации и воздействия средств массовой информации моральные ценности и суждения, как показывают исследования, становятся все более автономными. Современная молодежь особенно склонна поддерживать автономные моральные ценности, предпочитая личное «я» общественному «мы». В 2011 году Л. Дженсен с коллегами выделили четыре вида культурной идентичности: иммиграция, характеризующаяся отказом от культуры сообщества в пользу глобальной культуры; отделение — избегание контакта с глобальной культурой ради следования своей местной культуре; интеграция — сохранение культуры сообщества при одновременном ощущении себя частью глобальной культуры; маргинализация — отсутствие ощущения себя частью как местной, так и глобальной культуры. Подросток становится перед дилеммой следования нормам и правилам своего социума в зависимости от своего выбора [15].

У сельского и городского населения уровень глобализации различен в соответствии с уровнями экономического развития и воздействия средств массовой информации. Влияние культуры, как местной, так и глобальной, на моральное развитие подростка зависит от ряда факторов: возраста подростка, его отношения к тому или иному поколению, степени и качества школьного образования, традиционных местных моральных ценностей, близкого и дальнего воздействия глобальной морали, дистанции между ценностями местной и глобальной культуры, степени воздействия глобальных культур. Таким образом, моральное сознание подростка формируется под непосредственным воздействием культуры сообщества, в котором он воспитывается [13; 15].

В ряде исследований (Дековик М., Штемс Дж., Карретеро К.) изучалась взаимосвязь между моральным климатом в школе и становлением поведения, просоциального или антисоциального, внутри и за пределами школы (школьные нарушения, преступное поведение и вандализм) [6; 22]. Изучаемые факторы морального климата: моральная ориентация на наказания, отношения между учащимися и отношения между преподавателями и учащимися. Анализ данных показал, что взаимоотношения внутри класса, отношения в системе «учитель—ученик» оказали существенное влияние на количество нарушений дисциплины в школе. На основе этого был сделан вывод, что положительные отношения между учителем и учеником оказались связанными не только с меньшим количеством проступков в школе, но и с меньшим количеством проявления антисоциального поведения и вандализма за пределами школы. Это указывает на то, что учитель является важным социализирующим фактором для становления поведения подростков в целом [4; 6].

Моральный климат в школе также стал объектом изучения в рамках его влияния на моральную отстраненность и эмпатию подростков. Моральная отчужденность в подростковом возрасте опасна тем, что позволяет несовершеннолетним отказаться от соблюдения моральных норм и правил без каких-либо проявлений расскаяния или ощущения вины. Соответственно уровень их моральных суждений резко падает, и подросток способен совершить противоправные действия, не понимая их асоциальный характер. Результаты исследований показали, что отдельные факторы морального климата могут предсказывать моральную отчужденность, эмпатию и виктимизацию подростков, и позволили сделать вывод о необходимости создания в учебных заведениях благоприятных моральных сред для предотвращения развития моральной отчужденности. Таким образом, школа и иные учебные заведения оказывают большое влияние на моральное сознание подростков. Коллективы, где удалось создать благоприятную образовательную среду, способствуют нравственному развитию своих учащихся, у которых повышается уровень моральных суждений [6; 22].

Стоит отметить, что на подростка оказывают влияние целый ряд внешних факторов — социальные и экономические изменения, происходящие в мире, развитие технологий, появление новых видов общения, местные культурные традиции, глобальная культура и другие. На фоне такого мощного воздействия подросток иногда теряется, и его выбор моральной идентификации без помощи окружающих и специалистов может привести к проблемному поведению.

Особенности моральных суждений у подростков
с девиантным поведением

Зарубежные исследования подтверждают наличие прямой связи между проблемным поведением и уровнем морального сознания. В ходе изучения морального развития несовершеннолетних Д. Брукманом было выявлено, что низкий уровень развития моральных суждений у делинквентных подростков является следствием реализации ими антисоциального поведения [24]. Исследования, проведенные А. Блэси, а также рядом других ученых, продемонстрировали, что по сравнению с нормативной группой подростки с деви­антным поведением оперируют менее зрелыми моральными суждениями [1; 6]. Также проводились исследования (Собрел Р., Фрагюла Дж., Эйнат Т.) по изучению взаимосвязи между уровнем развития моральных суждений несовершеннолетнего и восприятием тяжести совершаемого им преступления. В результате было выявлено, что существуют значимые корреляции между воспринимаемой тяжестью совершаемых правонарушений и рассмотрением их как аморальных, а также между уровнем воспринимаемой тяжести правонарушения и уровнем развития морального суждения, диагностируемым методикой решения моральных дилемм. Кроме того, установлено, что на выбираемую подростком позицию в различных моральных дилеммах влияют образование, этническая принадлежность и социальный статус [7; 23].

Как показывают исследования М. Пацелло, П. Маретори, Л. Раглиони, морально-когнитивные особенности подростков имеют значение и для становления их агрессивного и противоправного поведения. Подростки с деструктивными проявлениями склонны к отчуждению моральной ответственности для легити­мизации такого поведения. Кроме того, ценность самоутверждения, стремление к удовлетворению собственных интересов и отчуждение моральной ответственности способствуют экстернализации и реализации подростками агрессивного и противоправного поведения. Ценность саморазвития, напротив, является фактором, предотвращающим экстернализацию проблем и препятствующим развитию отчужденности моральной ответственности [18].

Рассмотренные результаты зарубежных исследователей согласуются с данными нашего исследования о том, что для подростков с девиантным поведением характерен более низкий уровень развития морального сознания (доконвенциональный), что связано с полученными у указанной группы статистически значимо более высокими показателями по первой стадии морального развития (стадия гетерономной морали).

Одной из существенных проблем в области морального сознания является разработка методического инструментария. Несмотря на то, что в последнее время появились новые методики («Тест решающего довода» — DIT (Defining Issues Test) Дж.Р. Реста, «Интервью моральных суждений» (Moral Judgment Interview) А. Колби и Л. Колберга, «Шкала морализма» (Р. Янофф-Бульман)), разработка новых инструментов оценки развития моральной сферы позволит не только решать научные задачи, но и эффективнее проводить коррекционно-реабилитационную работу с подростками с отклоняющимся поведением.

Заключение

На каждом этапе своего взросления несовершеннолетний оказывается под воздействием целого ряда факторов, значение которых для развития моральных суждений может варьироваться в позитивную или негативную сторону. Однако эти факторы не являются постоянными закрытыми структурами, они глубоко переплетены между собой, представляя некий симбиоз, в котором отдельные факторы на определенном этапе становятся главенствующими, другие оказываются несколько «в тени», тем не менее их значимость от этого не ущемляется, а лишь становится завуалированной. Уровень моральных суждений у подростков, склонных к девиантному поведению, оказывается ниже аналогичного уровня просоциальных подростков. Причинами данного несоответствия являются: биологический (отчасти) фактор; влияние семьи, где моральному развитию ребенка не уделялось должного внимания; влияние группы сверстников, нравственное поведение которых импонирует зарождающейся индивидуальности подростка, но является асоциальным; влияние учебных заведений, где обучается подросток, не построивших благоприятной образовательной и моральной среды в своих стенах; влияние глобальной культуры, продвигающей образы героя-одиночки, способного порой на антисоциальные действия для борьбы со злом, и этим понижая уровень моральных суждений подростка до автономного; экономический фактор — низкий уровень экономических возможностей семьи, сообщества, порой страны в целом зачастую заставляют подростка совершать противоправные поступки. Изучение влияния указанных факторов, как по отдельности, так и в их взаимодействии, позволит разработать и применить на практике методики позитивного влияния на поведение подростков.

 

 

 

 

Литература

  1. Хвостов А.А. Моральное сознание в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Развитие личности. 2017. № 1. С. 94–126. URL: http://rl-online.ru/uploads/94-126-2017-1.pdf (дата обращения: 06.09.2021).
  2. Bahсekapili H.G., Onurcan Y., Barıs S. Theory of Moral Development // Encyclopedia of Evolutionary Psychological Science / Eds. T.K. Shackelford, V.A. Weekes-Shackelford. Cham: Springer, 2019. P. 1–5. DOI:10.1007/978-3-319-16999-6_171-1
  3. Behavioral Indices of Neuropsychological Processing Implicated in Moral Domain Reasoning amongst Children and Adolescents / A. Antoletti [et al.] // Brain Sciences. 2019. Vol. 9. P. 1–11. DOI:10.3390/brainsci9120331
  4. Boom J., Brugman D. Measuring moral development in adolescents [Электронный ресурс] // Moral sensibilities and education. III: The adolescent. 2005. P. 87–112. URL: https://www.researchgate.net/publication/46677545_Measuring_moral_development_in_adolescents (дата обращения: 26.10.2020).
  5. Carlo G., Hart D. Moral development in adolescence // Journal of Research on Adolescence. 2005. Vol. l. P. 223–233. DOI:10.1111/j.1532-7795.2005.00094.x
  6. Dekovic M., Stams G. Moral Orientation and Relationships in School and Adolescent Pro- and Antisocial Behaviors // The Journal of School Nursing. 2013. Vol. 30. № 3. P. 216–225. DOI:10.1177/1059840513497402
  7. Herzog S., Einat T. Moral Judgment, Crime Seriousness, and the Relations Between Them // Crime and Delinquency. 2012. Vol. 62. № 4. P. 470–500. DOI:10.1177/0011128712466889
  8. Jambon M., Smetana J.G. Moral Development, Theories of // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2015. № 2. P. 788–794. DOI:10.1016/B978-0-08-097086-8.23201-7
  9. Jensen L.A. Handbook of moral development // Journal of Moral Education. 2015. Vol. 44. № 3. P. 382–391. DOI:10.1080/03057240.2015.1053738
  10. Jensen L.A. Moral Development: From Paradigms to Plurality // The Oxford Handbook of Moral Development: An Interdisciplinary Perspective / Ed. L.A. Jensen. Oxford University Press, 2020. P. 3–6. DOI:10.1093/oxfordhb/9780190676049.013.1
  11. Jensen L.A. Moral Development: The Cultural-Developmental Approach [Электронный ресурс] // The SAGE Encyclopedia of Children and Childhood Studies / Ed. D.T. Cook. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2020. P. 1–6. URL: https://www.researchgate.net/publication/341164328_Moral_Development_The_Cultural-Developmental_Approach (дата обращения: 07.09.2021).
  12. Jensen L.A. Through two lenses: A cultural–developmental approach to moral psychology // Developmental Review. 2008. Vol. 28. № 3. P. 289–315. DOI:10.1016/j.dr.2007.11.001
  13. Jensen L.A., Arnett J.J., McKenzie J. Globalization and cultural identity developments in adolescence and emerging adulthood // Handbook of identity theory and research / Eds. S.J. Schwartz, K. Luyckx, V.L. Vignoles. New York: Springer, 2011. P. 285–301. DOI:10.1007/978-1-4419-7988-9_13
  14. Kenley-Moreno K. Adolescent Moral Development [Электронный ресурс]. 2018. 18 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/280092879_Adolescent_Moral_Development (дата обращения: 07.09.2021).
  15. McKenzie J. Globalization as a Context for Moral Development // The Oxford handbook of moral development: An interdisciplinary perspective / Ed. L.A. Jensen. Oxford University Press, 2020. P. 663–682. DOI:10.1093/oxfordhb/9780190676049.013.38
  16. Mudassar A., Nik. R. Family role in deviant behavior development of adolescences, referring juvenile delinquency: a qualitative approach [Электронный ресурс] // Science International. 2015. Vol. 28. № 5. P. 5189–5195. URL: https://www.researchgate.net/publication/318284743 (дата обращения: 07.09.2021).
  17. Notes on moral development / R. Fimiania [et al.] // Department of Dynamic and Clinical Psychology. 2018. Vol. 35. № 1. P. 29–39. DOI:10.13133/1974-4854/16683
  18. Paciello М., Muratory Р., Ruglioni L. Personal Values and Moral Disengagement Promote Aggressive and Rule-Breaking Behaviours in Adolescents With Disruptive Behaviour Disorders // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2015. Vol. 61. № 1. Р. 46–63. DOI:10.1177/0306624X15589593
  19. Relationships between models of family education and deviant behavior among teenagers / T. Tran [et al.] // Psychological Applications and Trends / Eds. C. Pracana, M. Wang. Lisbon: Science Press, 2021. P. 148–152. DOI:10.36315/2021inpact031
  20. Rottman J., Young L. Mechanisms of Moral Development [Электронный ресурс]. // The Moral Brain: A Multidisciplinary Perspective / Eds. J. Decety, T. Wheatley. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2015. P. 123–140. URL: https://books.google.ru/books?id=THj3BgAAQBAJ&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA123#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 25.07.21).
  21. Scheres A. Exploration of Theories of Juvenile Delinquency: Behavior, Conscience, and Morality in Juveniles [Электронный ресурс]. 2016. 15 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/309406111 (дата обращения: 07.09.2021).
  22. School Climate, Moral Disengagement and, Empathy as Predictors of Bullying in Adolescents / С. Montero-Carretero [et al.] // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 656775. 11 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.656775
  23. Sobral R., Fraguela. J. Moral reasoning in adolescent offenders: A meta-analytic review [Электронный ресурс] // Psicothema. 2018. Vol. 30. № 3. P. 289–294. URL: https://redined.educacion.gob.es/xmlui/handle/11162/172409 (дата обращения: 07.09.2021).
  24. The Moral Judgment of Juvenile Delinquents: A Meta-Analysi / G.J. Stams [et al.] // Journal of Abnormal Child Psychology. 2006. Vol. 34. P. 697–713. DOI:10.1007/s10802-006-9056-5
  25. The Role of Parents in Forming Morality Adolescents Puberty in Globalization Era / A. Lahmi [et al.] // International Journal of Future Generation Communication and Networking. 2020. Vol. 13. № 4. P. 3991–3996. URL: https://www.researchgate.net/publication/348355178 (дата обращения: 07.09.2021).
  26. Zulfiqar N. Association Between Severity of Adolescents’ Peer Problems and Moral Judgment Development // Pakistan Journal of Psychological Research. 2020. Vol. 35. № 1. P. 23–35. DOI:10.33824/PJPR.2020.35.1

Информация об авторах

Алмаева Екатерина Андреевна, психолог, Государственное бюджетное учреждение «Центр поддержки семьи и детства “Зюзино”» (ГБУ ЦПСиД «Зюзино»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8249-9447, e-mail: alkatya94@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 919
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 498
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2