Психология и право
2021. Том 11. № 1. С. 63–76
doi:10.17759/psylaw.2021110106
ISSN: 2222-5196 (online)
Изучение взаимосвязи профессионально-ценностных ориентаций и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: волевые качества, профессионально-ценностные ориентации, учебная деятельность, служебная деятельность, курсанты
Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110106
Для цитаты: Самойлик Н.А. Изучение взаимосвязи профессионально-ценностных ориентаций и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 1. С. 63–76. DOI: 10.17759/psylaw.2021110106
Полный текст
Введение
Достижение поставленных современным законодательством целей по исполнению уголовных наказаний возможно лишь при высоком уровне профессиональной подготовки кадрового состава исправительных учреждений, огромную роль в которой играют волевые качества. Волевые качества представителей пенитенциарной области труда характеризуются высокими показателями социальной ответственности и устойчивости ценностных ориентаций. Вследствие подобной ситуации сотрудникам необходимо формировать такие значимые качества, которые будут способствовать строгой гуманистической и правовой регламентации осуществления служебной деятельности. Выполнение задач по изоляции осужденных зависит от профессиональных качеств специалистов исправительных учреждений.
Кроме того, результативность служебной деятельности сотрудников пенитенциарной системы во многом связана с умением управлять своим поведением, контролировать эмоции, принимать соответствующие решения в экстремальных ситуациях, возникающих в местах лишения свободы. В связи с этим значимость проявления волевых качеств как ценностных ориентиров специалистов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) в процессе выполнения поставленных служебных задач чрезвычайно возрастает.
Несомненно, что большое значение для формирования волевых качеств сотрудников УИС играет профессиональная подготовка, осуществляемая в ведомственных образовательных учреждениях и предполагающая не только приобретение необходимых для службы знаний, умений, навыков и специальных компетенций, но и развитие профессионально-ценностных ориентаций (далее — ПЦО). Обучение в специализированном учебном заведении направлено на осознание, принятие и дальнейшее развитие системы волевых качеств, выступающих в качестве значимых и системообразующих факторов профессионализма будущих специалистов.
Методологические основы исследования воли и ее основных характеристик заложили в своих работах М.Я. Басов [2], Л.И. Божович [3], Ю.Б. Гиппенрейтер [7], В.И. Селиванов [14], Б.Н. Смирнов [15] и др. Современные тенденции анализа свойств и специфики становления волевых качеств индивида представлены у А.В. Быкова [4], Ю.Т. Глазунова и К.Р. Сидорова [6], В.А. Иванникова [8], Е.П. Ильина [9], Е.О. Смирновой [16], М.В. Чумакова [17]. В зарубежной психологии вопросами структурно-функциональных особенностей воли занимались авторские коллективы под руководством R.P. Bagozzi [20], J. Beckmann [21], D.C. Gottfredson [22], E.J. Finkel [23], M.S. Hagger [24], M.R. VanDellen [25]. В то же время подчеркнем, что в последнее время в литературе актуализуется проблема развития волевых качеств в образовательном процессе ведомственных вузов правоохранительных органов России (Н.В. Аникеева [1], А.А. Вотинов[5], Т.М. Молокова [11], Н.А. Никулина [12], И.В. Попов [13], Ю.М. Тихомирова [17], А.В. Щербаков [19]).
Следовательно, служебная деятельность предъявляет высокие требования к подготовке специалистов УИС, что позволяет предположить наличие взаимосвязи между ПЦО и волевыми качествами курсантов специализированного ведомственного вуза. Однако до настоящего времени отсутствуют эмпирические исследования, посвященные анализу взаимосвязи ПЦО и волевых качеств будущих сотрудников пенитенциарной сферы.
Метод исследования
Исследование проводилось в 2017—2018 г. на базе ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк). Выборку исследования составили курсанты в количестве 298 человек, проходящие профессиональную подготовку по специальности «Правоохранительная деятельность». Возраст испытуемых — от 20 до 24 лет (М=21,68; σ = 0,12). Эмпирическое исследование осуществлялось с помощью следующих методик: «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» («ДиПЦОЛ») (Н.А. Самойлик) и «Опросник диагностики волевых качеств личности» («ВКЛ») (М.В. Чумаков).
Обработка полученных количественных результатов велась с помощью r-критерия Спирмена, значения среднего показателя величины (М) и частотного (процентного) анализа.
Результаты исследования
На основе полученных результатов диагностики по опроснику «ДиПЦОЛ» можно констатировать, что для курсантов в большей степени свойственен когнитивный тип ПЦО (48%), в основе которого находится готовность будущих специалистов исправительных учреждений изучать и применять на практике профессиональные знания (рис. 1).
Рис. 1. Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций среди курсантов
Преобладание когнитивного типа ПЦО можно объяснить следующими аспектами. Во-первых, профессиональные знания являются общими для представителей конкретной области труда. Подобная всеобщность специальных знаний связана с введением стандартов высшего образования, наличием нормативных образовательных документов и предъявляемыми со стороны государства требованиями к подготовке специалистов определенной сферы труда. Во-вторых, профессиональные знания отличаются объективизмом, выраженным в синтезе теоретического и практического уровня, инструментального и технологического способа реализации деятельности. В-третьих, профессиональные знания сотрудников УИС носят узкоспециализированный характер, обеспечивающий целостность процесса профессионализации и полноценной реализации специалиста в ходе служебной деятельности.
Курсанты с познавательным типом ПЦО отличаются осознанием важности организации различных форм межличностного взаимодействия и ответственности при их поддержании (r=0,58 при р≤0,01), что свидетельствует об осмысленной актуализации поведения в соответствии с требованиями служебной деятельности. Необходимость сознательного управления своим поведением обусловлена формированием положительного отношения к профессиональному сообществу, коллегам и себе как профессионалу (табл. 1).
Таблица 1
Показатели взаимосвязи между волевыми качествами и ценностями профессии респондентов с когнитивным типом (r-критерий Спирмена) (N=143)
Шкалы методик |
Ценности—отношения |
Ценности—знания |
Ценности—цели |
Ценности — результат |
Ценности — качества |
Ценности — умения |
Ответственность |
0,58** |
0,67** |
- |
0,42* |
- |
- |
Инициативность |
- |
- |
- |
- |
-0,51* |
- |
Решительность |
0,42* |
- |
0,45** |
- |
- |
- |
Самостоятельность |
- |
0,53* |
- |
0,55* |
- |
0,49* |
Выдержка |
0,61* |
- |
- |
- |
- |
- |
Настойчивость |
- |
0,64* |
- |
0,39* |
- |
- |
Энергичность |
0,55* |
- |
- |
- |
- |
- |
Внимательность |
0,46* |
- |
- |
- |
- |
- |
Целеустремленность |
- |
0,59** |
- |
- |
0,54** |
0,48* |
Примечание: здесь и далее в таблицах: «*» — присутствует достоверная связь (при р ≤ 0,05); «**» — присутствует сильная значимая связь (при р ≤ 0,01).
Возрастание значимости отношений среди курсантов с когнитивным типом ПЦО детерминировано потребностью в быстром и уверенном принятии решений, от которых может зависеть не только оперативная обстановка в исправительном учреждении, но и жизнь сотрудников (r=0,42 при р≤0,05). Способность без длительных колебаний разрешать сложившуюся проблемную или экстремальную ситуацию определяется направленностью на поддержание безопасности и режимных требований. Продуктивное межличностное взаимодействие с сослуживцами и мотивация на сохранение доверительных и открытых отношений способствуют выработке адекватной модели прогнозирования действий и поступков в условиях социума осужденных.
Полученные умеренные положительные взаимосвязи между ценностями отношений и проявлением энергичности (r=0,55 при р≤0,05) и внимательности (r=0,46 при р≤0,05) отражают повышение показателя удовлетворенности процессом общения за счет включения в данный процесс активности, интереса и сосредоточенности как ведущих познавательных характеристик сотрудников УИС. В ходе служебной деятельности, реализуемой курсантами в ходе обучения, актуализуется потребность в произвольной концентрации внимания, памяти, восприятия, результатом применения которых становятся собранность и направленность на эффективное выполнение поставленных профессиональных задач.
Обучение в ведомственном вузе предполагает получение специализированных знаний, выступающих основой личностного саморазвития. Мотивация получения и совершенствования системы знаний повышается в связи с развитием таких волевых качеств, как ответственность (r=0,67 при р≤0,01), самостоятельность (r=0,53 при р≤0,05) и настойчивость (r= 0,64 при р≤0,05). Обнаруженные взаимосвязи позволяют предположить, что качество процесса усвоения и закрепления профессиональных знаний зависит от проявления волевых качеств обучающихся ведомственного вуза. Данное обстоятельство также можно объяснить и выполнением некоторых служебных обязанностей, осуществляемых в период учебно-профессиональной деятельности и несущих практико-ориентированный характер. Так, например, несение службы в карауле, осуществление контрольно-пропускного режима, соблюдение субординации, организация индивидуальных и групповых форм самоподготовки позволяют определить ценность специальных знаний, входящих в структуру профессиональных компетенций выпускников ведомственных вузов.
Выявленная умеренная положительная взаимосвязь между ценностями-целями и решительностью (r=0,45 при р≤0,01) дает возможность говорить о росте уровня значимости профессиональных целей над личностными и формирование способностей самостоятельного и своевременного принятия необходимых служебных решений и их реализации в ходе выполнения основных целей наказания осужденных.
Достижение значимых результатов обучающихся связано с высоким уровнем самостоятельности (r=0,55 при р≤0,05) и настойчивости (r=0,39 при р≤0,05). Полученные корреляционные взаимосвязи можно объяснить преобладанием в ходе специальной подготовки инициативности, критичности, способности отстаивать свою позицию и преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей. Данные волевые качества курсантов могут выступать ценностными ориентирами будущей деятельности и детерминировать их дальнейшую успешную профессионализацию.
Специфика личностно-профессиональных качеств курсантов с когнитивным типом ПЦО обусловлена наличием осознанных целей в жизни и мобильности в их достижении (r= 0,55 при р≤0,01) и, в то же время, значительным снижением лидерских тенденций в структуре проявления волевых характеристик (r= -0,51 при р≤0,05), что свидетельствует о склонности респондентов к выполнению поставленных служебных задач на основе следования нормам и требованиям уголовного законодательства.
Согласно полученным результатам, освоенные курсантами способы выполнения профессиональных обязанностей осуществляются с помощью таких волевых качеств, как самостоятельность (r=0,49 при р≤0,05) и целеустремленность (r=0,48 при р ≤0,05). Формируемая в процессе учебно-профессиональной деятельности в вузе потребность в развитии и активизации актуальных и потенциальных ценностных ресурсов выступает как ведущее условие становления профессионала, готового непосредственно и качественно выполнять служебные задачи. Мотивация и готовность сотрудников УИС осуществлять служебную деятельность без посторонней помощи обусловлена имеющейся системой компетенций, закладываемой в процессе обучения в ведомственном вузе.
Для группы респондентов характерен и эмоциональный тип ПЦО (34%). Наличие данного типа демонстрирует присутствие общего положительного отношения к будущей службе. Эмоциональный фон курсантов обусловливает потребность в профессиональном саморазвитии в ходе учебной деятельности, что позволяет характеризовать особенности адаптации к специфике обучения в ведомственном вузе, психологическую готовность к реализации нового социального статуса и акцентирование внимания на значимых для предстоящей профессии функциях, обязанностях и правах (табл. 2).
Таблица 2
Показатели взаимосвязи между волевыми качествами и ценностями профессии респондентов с эмоциональным типом (r-критерий Спирмена) (N=101)
Шкалы методики |
Ценности—отношения |
Ценности—знания |
Ценности-цели |
Ценности — результат |
Ценности — качества |
Ценности — умения |
Ответственность |
0,37* |
0,56* |
0,45* |
- |
- |
- |
Инициативность |
- |
- |
- |
- |
0,44** |
- |
Решительность |
- |
- |
0,57* |
0,39* |
- |
- |
Самостоятельность |
0,35* |
- |
0,72** |
0,51* |
- |
0,43* |
Выдержка |
- |
- |
- |
0,44* |
- |
- |
Настойчивость |
- |
- |
0,49** |
- |
0,31* |
- |
Энергичность |
0,34* |
- |
- |
0,43* |
- |
- |
Внимательность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Целеустремленность |
- |
- |
0,51* |
- |
0,47* |
- |
Достаточно весомую роль в учебно-профессиональном процессе играют отношения, формирование которых во многом зависит от способностей будущих специалистов УИС переживать и осмысливать личностные и социальные контакты. Эмоциональный фон обучения курсантов детерминирован показателем субъективной оценки общественных и профессиональных факторов, позволяющих психологически грамотно и уверенно строить межличностные взаимоотношения, как с сокурсниками, так и с офицерами.
Достижение целей в ходе обучения среди обучающихся с эмоциональным типом ПЦО также определяется увеличением уровня ответственности (r=0,45 при р≤0,05), решительности (r=0,57 при р≤0,05) и настойчивости (r=0,49 при р≤0,01). Полученные корреляционные связи свидетельствуют об активном использовании курсантами волевых качеств при создании благоприятной психологической атмосферы внутри коллектива в течение всего периода обучения.
Тесная положительная связь между значимостью целей и самостоятельностью их достижения (r=0,72 при р≤0,01) демонстрирует формируемую в ходе обучения способность без посторонней помощи организовывать свою деятельность, отстаивать свое мнение, соблюдать нормы и правила профессиональной группы без внешнего контроля. Ведь, по справедливому замечанию И.С. Кона: «Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно» [11, с. 269].
Значительную роль в ходе служебной деятельности специалистов исправительных учреждений играет результативность, выступающая в качестве показателя психолого-педагогической эффективности обеспечения процесса исправления осужденных. Подчеркнем, что сложность воспитательного воздействия на лиц, совершивших преступления, зависит от специфики их криминальной зараженности и уровня отрицания норм социального взаимодействия. Полученные умеренные положительные корреляции между значимостью результата и решительностью, самостоятельностью, выдержкой и энергичностью (r=0,3-0,5 при р≤0,05) отражают адекватность восприятия и оценки итогов учебной деятельности курсантов, что является базовой предпосылкой становления саморазвития. Стремление к достижению конкретных результатов в ходе выполнения поставленных служебных задач связано с готовностью предпринимать грамотные и юридически обоснованные действия в ответ на угрозы пенитенциарной среды, способностью сознательно ставить перед собой цели и определять направления деятельности для их достижения, контролировать эмоциональные проявления и терпеливо переносить профессиональные перегрузки.
В группе курсантов с выраженным эмоциональным типом ПЦО были обнаружены умеренные положительные взаимосвязи между ответственностью и значимостью отношений (r=0,37 при р≤0,05) и знаниями (r=0,56 при р≤0,05). Ответственность респондентов с эмоциональным типом выражается, прежде всего, в чувстве долга, добросовестном выполнении поставленных служебных задач и гордости за принадлежность к пенитенциарной области труда. Данные характеристики определяют эмоциональный полюс отношения реализации социально значимой сферы профессии — сотрудника УИС.
Кроме того, в качестве важных профессиональных качеств будущие специалисты пенитенциарной сферы назвали такие волевые характеристики, как инициативность (r= 0,44 при р≤0,01), настойчивость (r=0,31 при р≤0,05) и целеустремленность (r=0,47 при р ≤0,05). Выявленные положительные взаимосвязи позволяют предположить, что чем более осознается значимость становления профессиональных особенностей у специалистов исправительных учреждений, тем больше увеличивается потребность в активности, стремлении доводить начатое дело до логического заключения и направленности на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение поставленной цели.
Развитие важных для сотрудников УИС специальных умений осуществляется за счет автономности и независимости, позволяющих уже в период обучения сформировать необходимые способности по организации самообразования, формированию системы мировоззрения, управлению процессом жизнедеятельности и профессионализации (r=0,43 при р≤0,05).
Следует подчеркнуть, что курсантам также присущ поведенческий тип ПЦО (18%), формируемый на заключительном этапе получения образования и представляющий собой развитие системы паттернов профессионального поведения. Исходя из природы ценностей, отметим, что одним из условий перехода ПЦО в регулятивный показатель является необходимость их актуализации в личностно-профессиональную плоскость.
Профессионально значимые качества будущих специалистов пенитенциарной сферы имеют положительные корреляции с ответственностью (r=0,62 при р≤0,05), инициативностью (r=0,34 при р≤0,01), самостоятельностью (r=0,48 при р≤0,05), выдержкой (r=0,71 при р≤0,05), внимательностью (r=0,55 при р≤0,05) и целеустремленностью (r=0,69 при р≤0,01). Данные личностные особенности курсантов выступают как базовые факторы успешной организации и реализации процесса приобретения ценностей профессии. В то же время они являются и объективными диагностическими критериями становления личности сотрудника УИС (табл. 3).
Таблица 3
Показатели взаимосвязи между волевыми качествами и ценностями профессии респондентов с поведенческим типом (r-критерий Спирмена) (N=54)
Шкалы методики |
Ценности—отношения |
Ценности—знания |
Ценности—цели |
Ценности — результат |
Ценности — качества |
Ценности — умения |
Ответственность |
0,51* |
- |
0,75* |
- |
0,62* |
- |
Инициативность |
- |
- |
- |
- |
0,34** |
- |
Решительность |
- |
- |
- |
- |
- |
0,49* |
Самостоятельность |
- |
0,47* |
- |
- |
0,48* |
- |
Выдержка |
- |
- |
- |
- |
0,71* |
- |
Настойчивость |
- |
- |
0,56* |
- |
- |
0,75** |
Энергичность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внимательность |
- |
- |
- |
- |
0,55* |
0,44* |
Целеустремленность |
0,56** |
- |
- |
0,48* |
0,69** |
- |
Способы реализации служебной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России связаны с проявлением в ходе учебной деятельности решительности (r=0,49 при р≤0,05) и внимательности (r=0,44 при р≤0,05). Вероятно, обучающиеся при выполнении поставленных учебно-профессиональных задач уверенно ориентируются на принятие необходимых решений и пытаются поддержать оптимальный уровень сосредоточенности и, вместе с тем, тактичности при взаимодействии с сослуживцами и офицерами.
В качестве ведущего и необходимого умения в группе респондентов с поведенческим типом ПЦО было выделено такое волевое качество, как настойчивость (r=0,75 при р≤0,01), что указывает на осознание потребности в преодолении препятствий и достижении значимых результатов деятельности. В данном случае формирование и адекватное проявление выраженной служебной направленности можно рассматривать как триггер формирования поведенческой модели профессионального развития и реализации личности специалиста в системе исполнения наказаний.
Специфика реализации значимых отношений курсантов с поведенческим типом ПЦО обусловлена осознанием важности ответственности (r=0,51 при р≤0,05) и целеустремленности (r= 0,56 при р≤0,01). Ценностные отношения к служебной деятельности и себе как представителю определенной трудовой области возникают вследствие трудовой социализации, результатом которой становится осознание важности различных типов отношений в процессе службы.
Выполнение поставленных профессиональных задач курсантами ведомственных образовательных учреждений связано с организацией самостоятельного получения специальных знаний (r=0,47 при р≤0,05). Познавательный аспект служебной деятельности будущих сотрудников УИС направлен на приобретение и дальнейшее развитие теоретических, методических и технологических сведений, составляющих основу эффективного выполнения поставленных задач по изоляции и исправлению осужденных. Осознание важности получения профессиональных знаний способствует формированию мотивации совершенствования и увеличения их качественных и количественных показателей, а также применению их в ходе практической деятельности.
Уверенность респондентов данной группы в достижении профессиональных целей связана с включением в процесс учебной деятельности волевых проявлений ответственности (r=0,75 при р≤0,05) и настойчивости (r=0,56 при р≤0,05). Полученные положительные взаимосвязи между вышеназванными шкалами могут быть объяснены следующими факторами. Во-первых, у обучающихся наблюдается стремление в достижении высоких результатов в учебной, боевой, спортивной и служебной подготовке. Во-вторых, специфика обучения в ведомственном вузе предполагает активную работу курсантов по организации и реализации самовоспитания, которое выступает основой успешной профессионализации специалиста УИС. Обнаруженная положительная умеренная корреляция между ценностью результата и целеустремленностью (r=0,48 при р≤0,05) подтверждает необходимость адаптации своего поведения к цели исполнения уголовных наказаний в отношении лиц совершивших преступление и объективного представления перспектив своего личностного и профессионального развития.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать тождественность волевых качеств обучающихся ведомственных вузов ФСИН России независимо от типа профессионально-ценностных ориентаций. Гипотеза исследования о наличии взаимосвязей между профессионально-ценностными ориентациями и волевыми качествами обучающихся ведомственного вуза подтвердилась. Курсанты с разными типами профессионально-ценностных ориентаций обладают общими волевыми качествами, среди которых ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость и целеустремленность. В заключении заметим, что результаты эмпирического исследования можно использовать при индивидуальном консультировании и проведении тренингов, направленных на формирование ценностей профессии через призму волевых качеств специалистов пенитенциарной сферы.
Литература
- Аникеева Н.В. Роль волевой регуляции в профессиональной деятельности сотрудника ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3. С. 105—107.
- Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. СПб.: Алетея, 2007. 543 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
- Быков А.В. Генезис волевой регуляции. М.: Юго-Восток-Сервис. 2007. 247 с.
- Вотинов А.А. Формирование культуры самоорганизации сотрудников ФСИН как фактор их профессионального совершенствования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 292—294.
- Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Степень проявления волевых качеств как мера способности преодоления препятствия на пути достижения цели // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 20—33. DOI: 10.17223/17267080/61/2
- Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. № 3. Т. 26. С. 15—24.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер. 2006. 208 с.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
- Кон И.С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. М.: Педагогика Пресс, 1992. С. 268—273.
- Молокова Т.М. Проблемы организации и совершенствования профессиональной подготовки сотрудников УИС // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5(8). С. 103—107.
- Никулина Н.А. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников УИС // Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН России. Вологда. Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 182—186.
- Попов И.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор развития личности курсантов ведомственных вузов // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара: Самарский юридический институт. 2017. С. 243—245.
- Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал. 1986. № 6. Т. 7. С. 110—121.
- Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 64—70.
- Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 9—15. DOI: 10.17759/chp.2015110302.
- Тихомирова Ю.М. Структурные компоненты психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 7(37). С. 35—37.
- Чумаков М.В. Эмоциональные аспекты волевой регуляции: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. 168 с.
- Щербаков А.В. Некоторые аспекты профессиональной подготовки сотрудников УИС в современных условиях // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк. Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний. 2018. С. 216—220.
- Bagozzi R.P., Moore D.J., Leone L. Self-Control and the Regulation of Dieting Decisions: The Role of Prefactual Attitudes, Subjective Norms, and Resistance to Temptation / R.P. Bagozzi, D.J. Moore L. Leone // Basic and Applied Social Psychology. 2004. Vol. 26. P. 199—213.
- Beckmann J. Metaprocess and the regulation of behavior / J. Beckmann, F. Halisch, J. Kuhl // Motivation, intention and volition. Berlin: Springer, 1987. P. 371—386.
- Gottfredson D.C. Personality and persistence in education: a longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 43(3). Р. 532—545.
- Finkel E.J. High-maintenance interactions: Inefficient social coordination impairs self-regulation / E.J. Finkel, W.K. Campbell, A.B. Brunell, A.N. Dalton, T.L. Chartrand, S.J. Scarbeck // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91. P. 456—475.
- Hagger M.S. Ego Depletion and the Strength Model of Self-Control: A Meta-Analysis / M.S. Hagger, С. Wood, С. Stiff, N.L.D. Chatzisarantis // Psychological Bulletin (American Psychological Association). 2010. Vol. 136(4). P. 495—525.
- VanDellen M.R., Hoyle R.H. Regulatory Accessibility and Social Influences on State Self-Control / M.R. VanDellen, R. Hoyle // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. P. 251—263.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 777
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 154
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3